"Проектирование коррекционно-развивающей программы отдельных учебных предметов для обучающихся с особыми образовательными потребностями"
материал по математике на тему
Итоговая аттестационаая работа по результатам курсовой подготовки «Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» реферативного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnaya_rabota_2017.docx | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Проектирование коррекционно-развивающей программы отдельных учебных предметов для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Выполнила:
Арнаутова О.Ю.
группа № 218
Челябинск
2017 г.
Оглавление
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса 6
Алгоритм составления программы 6
Введение.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются, существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и обучающегося, который получил название «адаптированная образовательная программа».
Глава 1. Разработка рабочих программ учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Учебная программа и ее виды
Словарное значение слова «программа»: план деятельности, работ; содержание основных положений и целей; документ с основными направлениями работы.
Сегодня в терминологическом аппарате дидактики используется следующие понятия учебных программ:
1. примерные программы по учебным предметам;
2. авторские программы по учебным предметам;
3. рабочие программы по учебным предметам.
Нельзя строить образовательный процесс на основе только примерной или только авторской программ.
Примерная программа – это документ рекомендательного характера, который составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Она детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету Базисного учебного плана.
Авторская программа – это документ, созданный на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов и определяет содержание образования определенного предмета, но не учитывает школьный и региональный компонент. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программе предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
«Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин» относится к компетенции образовательного учреждения (пункт 2.7. ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании»)
Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
Целью разработки рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета
Задачи рабочей программы:
- дать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретных предметов;
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса
Нормативные федеральные документы:
- Закон «Об образовании»
- ФГОС ОВЗ «Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года»
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта ОВЗ
- Базисный учебный план государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждений;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой.
Локальные акты образовательной организации:
- Адаптированная образовательная программа;
- Годовой календарный учебный график школы;
- Учебный план школы на конкретный учебный год;
- Положение о рабочей программе педагога, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом директора школы
Алгоритм составления программы
- Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей. Изучение комплексного психолого-педагогического обследования, определение его возможностей в изучении данного курса
- Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение.
- Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения.
- Определить уровень подготовки обучающихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения.
- Прописать цели ориентиры освоения учебного курса.
- Прописать цели ориентиры формирования базовых учебных действий.
- Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу.
- Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу.
- Определить последовательность изучения тем и количество часов, составить календарно тематическое планирование.
- Составить перечень дидактического, справочного материала.
- Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы.
- Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы
- Представить Рабочую программу методическому объединению учителей образовательного учреждения.
- Представить Рабочую программу на утверждение руководителю образовательного учреждения.
- Доработать программу с учетом рекомендаций членов методического объединения учителей и/или руководителя образовательного учреждения.
- Использовать Рабочую программу после приказа об её утверждении руководителем образовательного учреждения
Структура рабочей программы
Структура программ отдельных учебных предметов, курсов для различных вариантов АООП приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью с учетом специфики образования различных категорий обучающихся с ОВЗ.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО (пункт 19.5. в редакции от 31.12.2015 г.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения первого варианта АООП НОО.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (второй – четвертый вариант).
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
- требований к результатам освоения АООП НОО;
- программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
- общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
- описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях №№ 1-8 стандарта);
- содержание учебного предмета, коррекционного курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП НОО с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ПАООП НОО.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (пункт 2.9.5.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
- требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;
- программы формирования базовых учебных действий.
Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
- общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
- содержание учебного предмета, коррекционного курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
В вышеуказанных структурах рабочих программ жирным шрифтом выделены компоненты обязательные для АООП, составленных в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Пояснительная записка конкретизирует:
- нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная АООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
- общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса, категории обучающихся с ОВЗ;
- роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса), а также решения задач коррекции развития;
- обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательных отношений/компонента образовательной организации.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей образования категории обучающихся с ОВЗ (с опорой на концепцию Стандартов специального образования), современных требований к результатам освоения АООП. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами социализации и дальнейшей социальной адаптации лиц с ОВЗ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Данный раздел предполагает указание классов, в которых планируется освоение данной рабочей программы, и количества часов, выделенных на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений/компонент образовательной организации) части. Возможна разбивка общего количества часов по неделям и годам обучения в табличном виде.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в соответствующем ФГОС, а формулировки результатов из ПАООП. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса (далее третьего и четвертого вариантов АООП НОО и вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью – только личностные и предметные), согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают как общие (общественные и государственные), так и особые (для данной категории обучающихся с ОВЗ) образовательные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов. Необходимо показать связь планируемых образовательных результатов с достижением коррекционных целей образования в ходе освоения содержания учебного предмета обучающимися с ОВЗ.
В данном разделе могут фиксироваться элементы общей стратегии, направления и технологии, а также специальные требования к условиям формирования УУД (БУД) у обучающихся с ОВЗ, раскрыты ожидаемые результаты сформированности УУД (БУД) в учебном предмете, курсе. Кроме того, в данном разделе рабочих программ педагогам рекомендуется представить особенности содержания индивидуально ориентированной работы, определенные программой развития УУД (БУД) образовательной организации.
Содержание учебного предмета, курса включает:
- наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий;
- перечень планируемых видов деятельности, экскурсий;
- направления проектной деятельности обучающихся;
- использование резерва учебного времени.
Проектирование содержания (порядок изучения разделов и тем) учебного предмета, количество часов на изучение каждой темы осуществляется в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью индивидуально учителем (автором или коллективом авторов рабочей программы) с учётом используемого УМК, особенностей образовательной организации и категории обучающихся с ОВЗ.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) включает:
- разделы программы (должны совпадать с наименованиями разделов, указанными в предыдущем компоненте рабочей программы «Содержание учебного предмета»);
- темы, входящие в данный раздел;
- основное содержание по темам;
- характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на уровень образования или на учебный курс по предмету. Указывается разбивка содержания образования по часам и годам обучения.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
- печатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоение тем и разделов рабочей программы по учебному предмету);
- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
- технические средства обучения (средства ИКТ);
- цифровые и электронные образовательные ресурсы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- натуральные объекты;
- демонстрационные пособия;
- музыкальные инструменты;
- натуральный фонд.
Рабочая программа может включать систему оценки планируемых результатов обучения, выраженную в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности обучающихся и их индивидуальных достижений в соответствии с утвержденной в образовательной организации системой оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов, представленной в целевом разделе АООП.
Глава 2. Содержание некоторых разделов рабочей программы по предмету «Математика» 5 класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативных документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) одобрена 22.12.2015 г, Протокол № 4/15.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа школы
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Школьный учебный план на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта на 2017-2018 учебный год.
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г № 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планах для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной.
Общая характеристика учебного предмета
Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение математике направлено на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнений, обобщений, классификаций и др.), произвольного запоминания и внимания.
Курс обеспечивает доступность обучения, накопление опыта, моделирования (объектов, связей, отношений) и является продолжением органической частью школьного математического образования.
Задачи программы:
- формировать доступные математические знания, умение практически применять их в повседневной жизни;
- максимально развить у учащихся, средствами данного учебного предмета, коррекцию недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитать у школьников целенаправленную деятельность, навык контроля и самоконтроля, умение принимать решение, устанавливать общечеловеческие и производственные отношения в современном обществе.
Личностные результаты освоения предмета:
- Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни.
- Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения предмета:
знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100;
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1 000.
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
Заключение
Создание рабочей программы представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс. Рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается педагогом на основе примерных (авторских) программ и допускает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
- требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;
- программы формирования базовых учебных действий.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)"Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221341/
- Федеральные государственные образовательные стандарты http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/
- Интернет-ресурс https://infourok.ru/rabochie-programmi-dlya-detey-s-ovz-1609192.html Дата обращения: 14.11.2017.
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2017-2018 учебном году / составители Кузма Л.П., Шевченко Л.Е. –ГБОУ ИРО Краснодарского края. 2017.
- Модельная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): методические рекомендации / под ред. С. В. Потапчук, М. И. Солодковой, А. В. Ильиной, И. М. Черновой. — Челябинск: Цицеро, 2015.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к т...
Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных...
Социализация обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Опираясь на особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, психолого-логопедической службой во взаимодействии с учителями школы были включены разные формы работы с учетом дефици...
Сценарий праздника последнего звонка в школьном отделении для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Сценарий разработан для праздника последнего звонка для обучающихся с нарушением интеллектуального развития....
Рабочая программа по внеурочной деятельности с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Данный материал подготовлен для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями...
Программа воспитания и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями
Основное назначение программы – быть средством интеграции и мобилизации всего школьного коллектива совместно с родителями (законными представителями) обучающихся на достижение поставленных...
Программа корреционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в рамках реализации ФГОС СОО
Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимисяс особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами,на уровне ступени среднего общего о...