Дополнительная общеобразовательная программа "Школа этикета"
рабочая программа
Мы постоянно находимся среди людей хорошо знакомых или малознакомых. Но готовы ли мы вести со всеми окружающими людьми так, чтобы и мы сами и они чувствовали взаимное удовлетворение общением? Культура поведения - это неотъемлемая составная часть культуры человеческого общения. Внутренний мир человека, его интересы и интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, а также в осанке, поведении. Богатому внутреннему миру соответствует высокая культура поведения. Эта тема продолжает волновать очень многих, так как является главным вопросом человеческого бытия, ибо как писал Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Изучение этики направлено на воспитание человеческих качеств, которые помогут человеку быть достойным членом общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Школа этикета" | 467.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Принята на заседании методического совета от «___»_____________2017 г. Протокол № _______ |
| Утверждаю: Директор МБУДО ЦДОД Кальдишева О.Г. «___» __________________ 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально – педегогической направленности
«Школа этикета»
Возраст учащихся 8-12 лет
Срок реализации 2 года
Составитель:
Кудрявцева Ольга Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Тамбов
2017
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
2. Полное название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа этикета»
3. Сведения о составителе:
Ф.И.О. Кудрявцева Ольга Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
4. Сведения о программе:
4.1. Тип: модифицированная
4.2. Направленность: социально-педагогическая
4.3. Уровень содержания: базовый
4.4. Область применения: дополнительное образование
4.5. Продолжительность обучения: 2 года
4.6. Год разработки программы: 2002
4.7. Нормативная база: ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 27.11.2013, регистрационный № 30468, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г., Устав МБУДО ЦДОД.
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
Пояснительная записка
Мы постоянно находимся среди людей хорошо знакомых или малознакомых. Но готовы ли мы вести со всеми окружающими людьми так, чтобы и мы сами и они чувствовали взаимное удовлетворение общением? Культура поведения - это неотъемлемая составная часть культуры человеческого общения. Внутренний мир человека, его интересы и интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, а также в осанке, поведении. Богатому внутреннему миру соответствует высокая культура поведения. Эта тема продолжает волновать очень многих, так как является главным вопросом человеческого бытия, ибо как писал Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Изучение этики направлено на воспитание человеческих качеств, которые помогут человеку быть достойным членом общества.
Актуальность программы. Данная программа рассчитана на воспитание в человеке эстетических норм и нравственных качеств, направлена на профилактику асоциального поведения подрастающего поколения, взаимодействие с семьей.
Возраст детей, участвующих в организации программы 8-13 лет.
Создание данной программы вызвано необходимостью помочь ребенку сформировать и систематизировать свои знания, развить творческие способности, воспитать личность с активной жизненной позицией, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития школьника. Для полноценного развития ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения.
Дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – не механическому заучиванию учебного материала, а направлена на развитие у учащихся логического мышления. Новые образовательные подходы сочетают традиционные методики, и современные информационные технологии позволяют существенно повысить мотивацию у детей, организовать их творческую и исследовательскую работу, а также позволяет детям в форме познавательной деятельности узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
В основе программы лежит деятельностный подход, применение различных форм обучения: аудиторные занятия, практические занятия, беседы, игры.
Цель программы: изучение этикета, использование правил этикета в современной жизни.
Задачи первого года обучения:
образовательные:
- формировать базовые предметные навыки, ориентированные на различные виды этикета;
- формирование навыков культуры поведения в общественных местах;
- формирование навыков межличностного общения;
развивающие:
- развивать интеллектуальные способности;
- развивать стремление личности к самосовершенствованию в области хороших манер, которые передавались от поколения к поколению;
воспитательные:
- способствовать воспитанию высококультурного члена общества позитивно настроенного к себе и окружающим;
- воспитывать коммуникативные навыки, умение ориентироваться в жизни используя правила этикета;
- формирование этического вкуса.
Задачи второго года обучения:
образовательные:
- получение багажа знаний по культуре поведения;
- ориентирование в различных видах этикета;
- овладение учащимися навыками культуры отношений в коллективе;
- формирование навыков культуры внешнего вида, стиля, подарочного этикета;
развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей;
- развивать получение багажа знаний по культуре поведения;
- развить стремление личности к самодисциплине;
воспитательные:
- воспитание высококультурного члена общества;
- воспитание навыков этического поведении;
- формирование эстетического вкуса.
Особенность программы заключается в её доступности и востребованности в условиях низкой культуры поведения у детей.
Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс познания, создает основу формированию учебных навыков и учит осмысленному, творческому подходу.
В процессе освоения программы учащийся развивает:
- мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать;
- концентрацию внимания;
- способность видеть положительное и отрицательное в поведении окружающих его людей.
- целенаправленность и этичность собственных действий.
Значительное место в программе отводится формированию здорового образа жизни на основе познавательного развития учащихся, которые формируют внимательное отношение к своему организму, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Организационные условия реализации программы
Настоящая программа предназначена для детей школьного возраста (7-12 лет), рассчитана на 2 года обучения, периодичность обучения два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10 минут.
Всего на освоение учебного материала отводится 288 учебных часов: по 144 часа на ежегодный курс освоения. Форма организации учебно-воспитательного процесса: фронтальная, групповая, очная.
Методические условия реализации программы
Методическая основа курса – деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Структура программы: блочная, построена на последовательном прохождении материала на основе поочередного изучения тем по мере продвижения по годам обучения. Это предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков, обучающихся от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала.
В основу организации образовательного процесса определён комплексно-тематический принцип, решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности педагога и учащихся, а также в самостоятельной деятельности учащихся (могут работать индивидуально, парами или в группе). Работа в группах позволяет развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать. Индивидуальная работа даёт возможность самоутвердиться, повысить самооценку и уверенность в себе.
Содержание программы направлено на приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности. Логика построения, содержание и отбор тем обусловлены главной задачей программы: получение багажа знаний по культуре поведения.
Учебный план первого года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теоретические | Практические | |||
Раздел I. «Введение в этикет» | 8 | 4 | 4 | Беседа, наблюдение | |
1.1. | Введение в этикет. | 2 | 1 | 1 | |
1.2. | Этикет в России. | 2 | 1 | 1 | |
1.3. | Этикет в странах Европы | 4 | 2 | 2 | |
Раздел П. «Культура общения» | 32 | 14 | 18 | Беседа, наблюдение, индивидуальное практическое задание | |
2.1. | Приятный человек в общении. | 2 | 1 | 1 | |
2.2. | Неприятный человек в общении. | 2 | 1 | 1 | |
2.3. | Беседа (диалог, монолог). | 2 | 1 | 1 | |
2.4. | Вежливость, уступчивость. | 2 | 1 | 1 | |
2.5. | Приветствие. Рукопожатие. | 2 | 1 | 1 | |
2.6. | Приветствие в других странах мира. | 8 | 2 | 6 | |
2.7. | Представление. Обращение. | 2 | 1 | 1 | |
2.8. | Движения при общении. | 2 | 1 | 1 | |
2.9. | Уместность тем разговора в различных ситуациях. | 2 | 1 | 1 | |
2.10. | Тон разговора. Слова- паразиты. | 2 | 1 | 1 | |
2.11. | Телефонный этикет. Общение по скайпу. | 2 | 1 | 1 | |
2.12. | Внешний вид человека. | 4 | 2 | 2 | |
Раздел III. «Манера поведения» | 6 | 2 | 4 | Беседа, практические занятия | |
3.1. | Поза, походка, осанка. | 2 | 1 | 1 | |
3.2. | Коррекция походки, осанки, позы. | 2 | 2 | ||
3.3. | Чихание, кашель, насморк, смех. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел IV. «Поведение в общественных местах» | 38 | 19 | 19 | Беседа, практические занятия | |
4.1. | На улице, в магазине. | 2 | 1 | 1 | |
4.2. | В столовой самообслуживания, кафе. | 2 | 1 | 1 | |
4.3. | В ресторане. | 4 | 2 | 2 | |
4.4. | На выставке, в музее, библиотеке. | 4 | 2 | 2 | |
4.5. | В салоне автомобиля, автобуса, в метро. | 2 | 1 | 1 | |
4.6. | В салоне самолета, на корабле, в вагоне поезда. | 2 | 1 | 1 | |
4.7. | В спортивном зале, на стадионе. | 2 | 1 | 1 | |
4.8. | В поликлинике, больнице. | 2 | 1 | 1 | |
4.9. | В лагере отдыха, санатории. | 2 | 1 | 1 | |
4.10. | На пляже, бассейне. | 2 | 1 | 1 | |
4.11. | На даче, на природе. | 2 | 1 | 1 | |
4.12. | В парке культуры, в сквере. | 2 | 1 | 1 | |
4.13. | На вечере танцев. | 2 | 1 | 1 | |
4.14. | Фейсс - контроль. Дрес - код. | 2 | 1 | 1 | |
4.15. | Фотоэтикет. | 2 | 1 | 1 | |
4.16. | Дверной этикет. | 2 | 1 | 1 | |
4.17. | В православном храме. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел V. «Гостевой этикет» | 24 | 11 | 13 | Беседа, индивидуальное задание | |
5.1. | Национальные традиции гостеприимства в России. | 2 | 2 | ||
5.2. | Национальные традиции гостеприимства народов мира. | 8 | 2 | 6 | |
5.3. | Виды визитов. | 2 | 1 | 1 | |
5.4. | Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей. | 2 | 1 | 1 | |
5.5. | Прием званых гостей. Прием незваных гостей | 4 | 2 | 2 | |
5.6. | Прием иногородних гостей. Прием иностранных гостей. | 2 | 1 | 1 | |
5.7. | Поведение гостя. Деликатные ситуации в гостях. | 4 | 2 | 2 | |
Раздел VI. «Столовый этикет» | 36 | 18 | 18 | Проект, беседа, практическое занятие | |
6.1. | Столовая посуда. | 2 | 2 | ||
6.2. | Столовое белье. | 2 | 2 | ||
6.3. | Украшение стола. | 4 | 2 | 2 | |
6.4. | Кофейный стол, чайный стол. | 2 | 1 | 1 | |
6.5. | Традиции чаепития народов мира. | 8 | 2 | 6 | |
6.6. | Шведский стол, стол-банкет. | 4 | 2 | 2 | |
6.7. | Сервировка завтрака, ужина. Меню завтрака ужина. | 2 | 1 | 1 | |
6.8. | Сервировка обеда. Меню обеда. | 4 | 2 | 2 | |
6.9. | Сервировка праздничного стола. | 4 | 2 | 2 | |
6.10. | Деликатные ситуации. Ошибки за столом (как употреблять некоторые продукты). | 2 | 2 | ||
6.11. | Итоговое занятие по темам года. | 2 | 2 | Тестирование, викторина | |
Всего: | 144 | 68 | 76 |
Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел I. «Введение в этикет»
Тема 1.1.«Введение в этикет»
Теория: Что изучает этика? Разделы этики. Правила поведения и техники безопасности на занятиях.
Практика. Определение уровня воспитанности учащихся, владения основами этикета. Беседа о правилах поведения в общественных местах, дома, на улице, в общении со сверстниками.
Тема 1.2. «Этикет в России»
Теория. Этикет в России: традиции и обычаи, преемственность поколений.
Практика. Презентация о возникновении правил этикета в России, обсуждение материала.
Тема 1.3. «Этикет в странах Европы»
Теория. Этикет в странах Европы (Голландия, Франция, Германия, Англия Италия). Влияние европейского этикета на этикет России.
Практика. Презентация, обсуждение материала.
Раздел П. «Культура общения»
Тема 2.1. «Приятный человек в общении»
Теория. Основные критерии приятного общения (тон разговора, жестикуляция, мимика, умение строить диалог, уважительное отношение к собеседнику, умение сказать «нет»).
Практика. Тестирование на знание темы.
Тема 2.2. «Неприятный человек в общении»
Теория. Основные критерии неприятного общения (тон разговора жестикуляция, мимика, отношение к собеседнику).
Практика. Тестирование на знание темы.
Тема 2.3. «Беседа»
Теория. Беседа как средство коммуникабельности (умение слушать и понимать собеседника, диалог и монолог в общении).
Практика. Построение беседы на предложенную тему. Диалог, монолог.
Тема 2.4 .«Вежливость, уступчивость»
Теория. Понятие, проявление, значение вежливости (спор - трудноразрешимое противоречие, уступчивость – уход от конфликтных ситуаций).
Практика. Игра «Найди волшебные слова». Тестирование «Уступчив ли ты?».
Тема 2.5. «Приветствие. Рукопожатие»
Теория. Виды приветствия и правила рукопожатия.
Практика. Приобретение навыков приветствия и рукопожатия (Дидактическая игра).
Тема 2.6. «Приветствие в других странах мира»
Теория. Цель и задачи, составление плана исследовательской работы. Распределение обязанностей по работе над проектом.
Практика. Исследовательская работа. Приветствие в странах Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. Сбор информационного материала, систематизация материала. Составление презентаций, выступлений, сообщений.
Тема 2.7. « Представление. Обращение»
Теория. Правила представления и обращения для мужчин и женщин (виды обращений: официальное, дружеское, фамильярное, пренебрежительное, ласкательное. Уместность тем разговора в различных жизненных ситуациях).
Практика. Инсценировка представления и обращения. Приобретение навыков представления и обращения. Работа над ошибками.
Тема 2.8.«Движения при общении»
Теория. Культура движений при общении (амплитуда движения, положение рук).
Практика. Приобретение навыков движений при общении (упражнение).
Тема 2.9.«Уместность тем разговора в различных ситуациях»
Теория. Понятия чувства такта, меры в разговоре на разные темы. О чем говорить нельзя.
Практика. Тест «Оцени свою тактичность».
Тема 2.10. «Тон разговора. Слова- паразиты»
Теория. Влияние тона разговора на взаимоотношение людей. Крик- увеличение дистанции общения.
Практика. Определение (по фрагментам видеоматериала) тона: доброжелательного, недоброжелательного повелительного, раздражительного. Определение слов- паразитов в предложенных текстах.
Тема 2.11. «Телефонный этикет. Общение по скайпу. Общение в социальных сетях»
Теория. Правила общения по телефону. Особенности общения по скайпу, мелочи которыми нельзя пренебрегать (внешний вид, задний план). Особенности общения в социальных сетях.
Практика. Инсценировка общения по телефону и скайпу. Работа над ошибками.
Тема 2.12. «Внешний вид человека»
Теория. Основные признаки общительного человека (вежливость, умение поддержать беседу, тактичность).
Практика. Тест на определение общительности. Викторина на знание темы.
Раздел III. «Манера поведения»
Тема 3.1. « Поза, походка, осанка»
Теория. Основные особенности правильной походки (темп, ширина шага, осанка (положение головы, спины, рук, ног). Поза при сидении на кресле, стуле, табурете.
Практика. Тест на знание темы.
Тема 3.2. « Коррекция походки, осанки, позы»
Практика. Определение индивидуальных недостатков. Работа над индивидуальными недостатками позы, походки, осанки.
Тема3.3. «Чихание, кашель, насморк, смех»
Теория. Правила гигиены при чихании, насморке, кашле (виды носовых платков). Смех как показатель воспитания.
Практика. Получение навыков хороших манер при чихании, кашле, насморке, смехе.
Раздел IV. «Поведение в общественных местах»
Тема 4.1. «На улице, в магазине»
Теория. Правила поведения на улице (одежда, поведение мужчины по отношению к женщине, отношение к инвалидам, пенсионерам, детям). В магазине (поведение в торговом зале, общение с продавцом, особенности обслуживания в магазинах разных категорий).
Практика. Викторина на знание правил поведения на улице и магазине.
Тема 4.2 .«В столовой самообслуживания, кафе»
Теория. Правила поведения в столовой самообслуживания, кафе. Поведение мужчины по отношению к женщине. Особенности сервиса.
Практика. Викторина на знание правил поведения в столовой самообслуживания, кафе.
Тема 4.3. «В ресторане»
Теория. Культура поведения мужчины и женщины в ресторане. Общение с официантом. Особенности сервиса.
Практика. Инсценировка различных ситуаций поведения в ресторане.
Тема 4.4. «На выставке, вернисаже, музее, библиотеке»
Теория. Правила поведения посещения выставки, вернисажа, музея, библиотеки.
Практика. Викторина на знание правил поведения посещения выставки, вернисажа, музея, библиотеки.
Тема 4.5. «В салоне автомобиля, автобуса, в метро»
Теория. Правила поведения в салоне автомобиля, автобуса, метро (вход и выход). Правила техники безопасности проезда в общественном транспорте. Поведение мужчины по отношению к женщине. Отношение к инвалидам, пенсионерам, детям.
Практика. Викторина на знание правил поведения и техники безопасности в транспорте.
Тема 4.6. «В салоне самолета, на корабле, в вагоне поезда»
Теория. Правила входа и выхода в салоне самолета, на корабле, в вагоне поезда. Правила техники безопасности. Особенности сервиса. Общение с обсуживающим персоналом.
Практика. Викторина на знание темы.
Тема 4.7. «В спортивном зале, на стадионе»
Теория. Правила поведения в спортивном зале, стадионе. Техника безопасности при посещении спортивного зала, стадиона.
Практика. Викторина на знание правил поведения и техники безопасности при посещении спортивного зала, стадиона.
Тема 4.8. «В поликлинике, больнице»
Теория. Правила поведения при посещении поликлиники, больницы. Культура общения с врачом, персоналом, больными.
Практика. Викторина на знание темы.
Тема 4.9. «В лагере отдыха, санатории»
Теория. Правила поведения в лагере отдыха, в санатории. Режимные моменты. Культура общения с отдыхающими, воспитателями, вожатыми, обслуживающим персоналом.
Практика. Викторина на знание темы.
Тема 4.10. «На пляже, бассейне»
Теория. Правила поведения и техники безопасности на суше и воде. Одежда, аксессуары для пляжа, бассейна.
Практика. Викторина на знание темы.
Тема 4.11. «На даче, на природе»
Теория. Культура общения с отдыхающими (вежливость, обходительность, доброжелательность). Правила техники безопасности на природе. Одежда для отдыха и работы. Культура общения с соседями по даче (уважение, взаимовыручка).
Практика. Викторина на знание темы.
Тема 4.12. «В парке культуры, в сквере»
Теория. Правила поведения в парке культуры, сквере. Поведение мужчины по отношению к женщине. Отношение к инвалидам, пенсионерам, детям. Техника безопасности посещения аттракционов.
Практика. Викторина на знание темы.
Тема 4.13. «На вечере танцев»
Теория. Приглашение на танец. Поведение во время и после танца. Одежда, обувь, аксессуары, косметика для вечера танцев.
Практика. Инсценировка приглашения на танец, поведение во время и после танца. Побор одежды для танцевального вечера.
Тема 4.14. « Фейс - контроль. Дресс - код»
Теория. Правила фейс - контроля и дресс - кода. Одежда, обувь, косметика. Волосы, ногти, зубы - паспорт внешности человека.
Практика. Тесты на прохождение фейс - контроля и дресс - кода.
Тема 4.15. «Фото этикет»
Теория. Фон, поза, выражение лица, аксессуары для фото.
Практика. Выполнение фотографий, работа над ошибками.
Тема 4.16. «Дверной этикет»
Теория. Правила прохождения через двери для мужчин и женщин. Правила техники безопасности прохождения через двери. Вращающиеся двери, дверь кабинета начальника, дверь в подъезде, лифте, магазине, транспорте.
Практика. Инсценировка прохода через двери.
Тема 4.17. «В православном храме»
Теория. Правила поведения, техника безопасности в храме. Одежда для посещения храма. Деликатные ситуации.
Практика. Викторина на знание темы.
Раздел V. «Гостевой этикет»
Тема 5.1. «Национальные традиции гостеприимства в России»
Теория: Традиции и обычаи русского гостеприимства. Преемственность поколений.
Тема 5.2. «Национальные традиции гостеприимства народов мира»
Теория: Национальные традиции гостеприимства в Японии, Индии, Италии, Франции, Австралии. Цели и задачи, составление плана проектной деятельности. Распределение обязанностей работы над проектом.
Практика. Сбор информационного материала, систематизация материала, составление презентаций. Выступления, сообщения.
Тема 5.3. «Виды визитов»
Теория. Правила посещения больного, визит с целью знакомства, дружеский визит, визиты признательности, визиты поздравительные. Культура поведения во время визита (тактичность и чувство меры ). О чем говорить нельзя.
Практика. Инсценировка на разные виды визитов.
Тема 5.4. «Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей»
Теория. Правила приглашения в гости (место, число, время). Уборка квартиры.
Практика. Составление текста письменного приглашения, инсценировка устного приглашения. Тест на знание темы.
Тема 5.5. «Прием званых гостей. Прием незваных гостей»
Теория. Внешний вид хозяев дома. Меню званого обеда. Развлекательная программа. Поведение хозяина дома при приеме незваных гостей. Деликатные ситуации.
Практика. Составление меню и развлекательной программы для гостей.
Тема 5.6. «Прием иногородних гостей. Прием иностранных гостей»
Теория. Подготовка комнаты для гостей. Встреча гостей. Культурная программа.
Практика. Тест на гостеприимство.
Тема 5.7. «Поведение гостя. Деликатные ситуации в гостях»
Теория. Правила поведения в гостях. Гостинцы и подарки для хозяина. Деликатные ситуации в гостях (опоздание, некорректное поведение гостя).
Практика. Тест «Хороший ли ты гость?»
Раздел VI. «Столовый этикет»
Тема 6.1. «Столовая посуда»
Теория. Разновидности столовой посуды: сервизов, посуда для специй, сладостей, фруктов. Уход за столовой посудой. Разновидность столовых приборов: ложек, вилок, ножей.
Тема 6.2. «Столовое белье»
Теория. Разновидности скатертей, салфеток, столовых дорожек.
Тема 6.3. «Украшение стола»
Теория. Цветы, вазы, ленты, свечи столовые фигурки, салфетки (виды салфеток), салфетницы.
Практика. Украшение стола. Разнообразные техники складывания салфеток.
Тема 6.4. «Кофейный стол, чайный стол»
Теория. Посуда для кофейного и чайного стола. Меню.
Практика. Сервировка кофейного и чайного стола. Составление меню.
Тема 6.5. «Традиции чаепития народов мира»
Теория. Традиции чаепития у северных народов, народов Средней Азии, Англии, Японии, Индии, Италии, Франции, России. Цель и задачи проекта. Распределение обязанностей по работе над проектом.
Практика. Сбор материала, систематизация материала. Выступления, презентации, сообщения.
Тема 6.6.«Шведский стол, стол-банкет. Меню»
Теория. Особенности сервировки шведского стола, стола – банкета. Последовательность расположения блюд. Особенности меню.
Практика. Сервировка стола- банкета, шведского стола. Составление меню.
Тема 6.7. «Сервировка завтрака, ужина. Меню »
Теория. Правила сервировки завтрака, ужина (столовое белье, столовые приборы).
Практика. Сервировка завтрака, ужина. Составление меню.
Тема 6.8. «Сервировка обеда. Меню»
Теория. Правила сервировки обеда ( столовое белье, столовые приборы).
Практика. Сервировка обеда. Составление меню.
Тема 6.9 . «Сервировка праздничного стола»
Теория. Правила сервировки праздничного стола ( столовое белье, столовые приборы, украшения) Меню.
Практика. Сервировка праздничного стола. Составление меню.
Тема 6.10. «Деликатные ситуации. Ошибки за столом»
Теория. Правила употребления птицы, рыбы, фруктов, ягод, овощей.
Тема 6.11. Итоговое занятие по темам года
Практика. Тестирование на знание тем года, определение уровня владения практическими навыками.
Учебный план второго года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теоретические | Практические | |||
Раздел I. «Этикет отношений в коллективе» | 22 | 11 | 11 | ||
1.1. | Сила человека в добрых делах. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа, практическое задание |
1.2. | Скромность украшает человека. | 2 | 1 | 1 | |
1.3. | Отношение к труду. | 2 | 1 | 1 | |
1.4. | Культура общения мальчиков и девочек. | 2 | 1 | 1 | |
1.5. | Конкурс «Я джентльмен». | 4 | 2 | 2 | |
1.6. | Товарищество и дружба. | 2 | 1 | 1 | |
1.7. | Зло и равнодушье. | 2 | 1 | 1 | |
1.8. | Честность и умение держать слово. | 2 | 1 | 1 | |
1.9. | Черты характера (положительные и отрицательные). | 4 | 2 | 2 | |
Раздел II. Культура внешнего вида. | 34 | 14 | 20 | Наблюдение, беседа, практическое задание | |
2.1. | Красота внешняя и внутренняя. | 2 | 1 | 1 | |
2.2. | История городского костюма. | 8 | 2 | 6 | |
2.3. | История деревенского костюма. | 8 | 2 | 6 | |
2.4. | История обуви. | 2 | 2 | ||
2.5. | Головные уборы. | 4 | 2 | 2 | |
2.6. | Составляем гардероб. | 4 | 2 | 2 | |
2.7. | Украшения (бижутерия, драгоценности). | 2 | 1 | 1 | |
2.8. | Соответствие ситуации и одежды. | 4 | 2 | 2 | |
Раздел III. « Стиль» | 34 | 16 | 18 | Наблюдение, беседа, практическое задание | |
3.1. | Цветовая палитра. | 4 | 2 | 2 | |
3.2. | Весенний тип. | 4 | 2 | 2 | |
3.3. | Летний тип. | 4 | 2 | 2 | |
3.4. | Осенний тип. | 4 | 2 | 2 | |
3.5. | Зимний тип. | 4 | 2 | 2 | |
3.6. | Пропорции тела. Типы фигуры. | 4 | 2 | 2 | |
3.7. | Подбор одежды в зависимости от типа фигуры. | 2 | 2 | ||
3.8. | Типы женского и мужского лица | 4 | 2 | 2 | |
3.9. | Подбор прически в соответствии с типом овала лица. | 2 | 1 | 1 | |
3.10. | Подбор бижутерии, косметики в соответствии внешнему типу. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел IV. «Подарки» | 12 | 7 | 5 | Наблюдение, беседа, практическое задание | |
4.1. | Подарочный этикет у народов мира. | 2 | 2 | ||
4.2. | Оформление подарка. | 4 | 2 | 2 | |
4.3. | Вручение, прием подарка. | 2 | 1 | 1 | |
4.4. | Подарки на день рождение, на новоселье, свадьбу, юбилеи. | 2 | 1 | 1 | |
4.5. | Подарки на Новый год, Рождество, день Святого Валентина. | 2 | 1 | 1 | |
V. «Эстетическое воспитание» | 42 | 16 | 26 | Наблюдение, беседа, практическое задание | |
5.1. | Театр как вид искусства. | 2 | 2 | ||
5.2. | Самые известные театры России. | 8 | 2 | 6 | |
5.3. | Самые известные театры мира. | 8 | 2 | 6 | |
5.4. | Самые известные картины русских художников. | 4 | 2 | 2 | |
5.5. | Самые известные картины зарубежных художников. | 4 | 2 | 2 | |
5.6. | Популярная классическая музыка русских композиторов. | 8 | 2 | 6 | |
5.7. | Популярная классическая музыка зарубежных композиторов. | 6 | 2 | 4 | |
5.8. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | Тестирование, викторина | |
Всего: | 144 | 64 | 80 |
Содержание учебного плана второго года обучения
Раздел I. «Этикет отношений в коллективе»
Тема 1.1. «Сила человека в добрых делах »
Теория. Понятие доброты. Добрые поступки (примеры из жизни).
Практика. Тестирование «Насколько ты добр?»
Тема 1.2. «Скромность украшает человека »
Теория. Понятие скромность. Культура поведения скромного человека (примеры из окружающей действительности)
Практика. Тестирование « Насколько ты скромен?»
Тема 1.3. «Отношение к труду»
Теория. Труд в жизни человека. Умственный, физический труд. Повседневный труд школьника. Любимое занятие (хобби). Примеры из жизни.
Практика. Тестирование «Трудолюбив ли ты?»
Тема 1.4. «Культура общения мальчиков и девочек »
Теория. Правила культуры поведения мальчиков и девочек (уважение, доброжелательность, снисходительность, отзывчивость, взаимовыручка).
Практика. Тестирование на культуру общения.
Тема 1.5. «Конкурс « Я джентльмен»
Теория. Правила этикета для мужчин в различных ситуациях.
Практика. Конкурс для мальчиков на знание этикета для мужчин.
Тема 1.6. «Товарищество и дружба»
Теория. Основные критерии дружеских товарищеских отношений (уважение. взаимопонимание, взаимовыручка, наличие общих интересов).
Практика. Рассказ о лучшем друге.
Тема 1.7. «Зло и равнодушье»
Теория. Равнодушное отношение к инвалидам, младшим, родителям, одноклассникам, пенсионерам. Примеры из жизни.
Практика. Анализ поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Тема 1.8. «Черты характера»
Теория. Основные критерии положительных черт характера (доброта, отзывчивость, великодушье, снисходительность, пунктуальность, сострадание), и отрицательных черт характера (жадность, лживость, грубость, хитрость, эгоизм). Пути самовоспитания по искоренению отрицательных черт характера.
Практика. Индивидуальный анализ положительных и отрицательных черт характера учащихся.
Раздел II . «Культура внешнего вида»
Тема 2.1. «Красота внешняя и внутренняя»
Теория. Гармония внешней красоты и человеческих качеств. Критерии внешней и внутренней красоты.
Практика. Тестирование «Познай себя».
Тема 2.2. «История городского костюма»
Теория. Городской костюм разных эпох, у разных сословий. Цель и задачи проектной деятельностей. Распределение обязанностей по работе над проектом.
Практика. Сбор информационного материала, систематизация материала, составление презентаций. Выступления, сообщения.
Тема 2.3. «История деревенского костюма»
Теория. Деревенский костюм разных эпох, у разных сословий. Цель и задачи проектной деятельности. Распределение обязанностей по работе над проектом.
Практика. Сбор информационного материала, систематизация материала, составление презентаций. Выступления, сообщения.
Тема 2.4. «История обуви »
Теория. Знакомство с моделями обуви разных народов мира: России, Японии, Египта, Вьетнама, Италии, Вьетнама.
Тема 2.5. «Головные уборы»
Теория. Разновидности головных уборов (шапки, шляпы, кепки, береты, платки, косынки, бейсболки, фуражки) их предназначение.
Практика. Подбор головного убора по типу лица, по пропорциям фигуры. Подбор головного убора к одежде.
Тема 2.6. «Украшения»
Теория. Виды украшений. Драгоценности (разновидности драгоценных камней: драгоценные и полудрагоценные). Бижутерия.
Практика. Подбор украшений по пииту лица. Подбор украшений к одежде.
Тема 2.7. «Соответствие одежды и ситуации»
Теория. Стиль одежды: деловой, классический, романтический, повседневная одежда (кэжл), вечерний. Одежда для работы, спорта, отдыха, праздника.
Практика. Подбор одежды для определенной жизненной ситуации.
Раздел III. «Стиль»
Тема 3.1. «Цветовая палитра»
Теория. Основы изучения цвета. Типы цвета: теплые и яркие, холодные и нежные, теплые и приглушенные, холодные и яркие.
Практика. Распределение цвета по цветовой палитре.
Тема 3.2. «Весенний тип »
Теория. Типичные признаки колорита внешности человека весеннего типа. Цветовая палитра весеннего типа.
Практика. Определение цветовой палитры весеннего типа.
Тема 3.3. «Летний тип»
Теория. Типичные признаки колорита внешности человека летнего типа. Цветовая палитра летнего типа.
Практика. Определение цветовой палитры летнего типа.
Тема 3.4. «Осенний тип »
Теория. Типичные признаки колорита внешности человека осеннего типа. Цветовая палитра осеннего типа
Практика. Определение цветовой палитры осеннего типа.
Тема 3.5. «Пропорции тела. Типы фигуры»
Теория. Пропорции тела человека в разные эпохи. Пропорции тела современного человека. Типы фигуры: песочные часы, треугольник, перевернутый треугольник, квадрат.
Практика. Определение пропорций тела и типа фигуры.
Тема 3.6. «Подбор одежды в зависимости от типа фигуры»
Практика. Корректировка недостатков фигуры при помощи одежды.
Тема 3.7. «Типы женского и мужского лица »
Теория. Типы овала лица ( овальное, удлиненное, круглое, треугольное, квадратное, трапециевидное).
Практика. Определение типа лица.
Тема 3.8. «Подбор прически в соответствии с типом овала лица»
Теория. Правила подбора прически в соответствии с типом лица.
Практика. Подбор прически с учетом индивидуальных особенностей лица. Коррекция недостатков.
Тема 3.9. «Подбор бижутерии, косметики в соответствии внешнему типу»
Теория. Правила подбора бижутерии, косметики.
Практика. Подбор бижутерии, косметики с учетом индивидуальных особенностей цветовой палитры.
Раздел IV. «Подарки»
Тема 4.1. «Подарочный этикет у народов мира»
Теория. Национальные традиции подарочного этикета у народов Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии.
Тема 4.2. «Оформление подарка»
Теория. Упаковка подарка (виды упаковочной бумаги, украшения: ленты, декоративные зажимы, фигурки).
Практика. Самостоятельная работа по оформлению подарка.
Тема 4.3. «Вручение, прием подарка»
Теория. Правила вручения и приема подарка. Деликатные ситуации (примеры из жизни).
Практика. Развитие навыка и вручения и приема подарка. Работа над ошибками.
Тема 4.4. «Подарки на день рождение, на новоселье, свадьбу, юбилеи»
Теория. Выбор подарка. Какие вещи не принято дарить. Примеры из жизни.
Практика. Сочинение текста подарочных открыток. Составление списка подарков с учетом индивидуальных особенностей.
Тема 4.5. «Подарки на Новый год. Рождество, день Святого Валентина»
Теория. Выбор подарка. Украшение подарка.
Практика. Сочинение текста подарочных открыток. Составление списка подарков с учетом индивидуальных особенностей.
Раздел V. «Эстетическое воспитание»
Тема 5.1. «Театр как вид искусства»
Теория. Театр как синтез искусств: музыки, танца, живописи, литературы. Театральные цеха. Здание театра как архитектурная ценность. Схема театрального зала (портер, бельэтаж, амфитеатр, балкон).
Тема 5.2. «Самые известные театры России»
Теория. Истоки русского театра. Истории театров: графа Шереметьева, Большого театра, Мариинского театра. Цели и задачи проектной деятельности. Распределение обязанностей по работе над проектом.
Практика. Сбор информационного материала, систематизация материала, составление презентаций Выступления, сообщения.
Тема 5.3. «Самые известные театры мира»
Теория. История театров: Колизей (Италия), Ласкала (Италия), Гранд Опера(Франция), Метрополитен опера (США). Цель и задачи проектной деятельности. Распределение обязанностей по работе над проектом.
Практика. Сбор информационного материала, систематизация материала, составление презентаций Выступления, сообщения.
Тема 5.4. «Самые известные картины русских художников»
Теория. История создания картин: И. Шишкин «Сосновый бор», В. Васнецов «Богатыри», В. Поленов «Московский дворик», И.Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Оттепель», И Левитан. «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Рожь», М. Врубель «Демон», «Царевна- Лебедь», «Сирень».
Практика. Просмотр картин.
Тема 5.5. «Самые известные картины зарубежных художников»
Теория. История создания картин: К.Моне (Франция) «Восход солнца», «Завтрак на траве», П.Ренуар (Франция) «Девочка с лейкой », Л. Давинче (Италия) «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», Ван Гог ( Нидерланды) «Звездная ночь», «Маки», С. Боттичелли (Италия) «Мадонна с младенцем», Х. Рембрандт (Голландия) «Портрет мальчика».
Практика. Просмотр картин.
Тема 5.6. «Популярная классическая музыка русских композиторов»
Теория. П. Чайковский « Времена года», А. Мусоргский «Карт инки с выставки», М. Глинка Увертюра к опере « Руслан и Людмила», С. Рахманинов «Концерт № 2».А. Бородин. «Половетские пляски» из оперы «Князь Игорь», Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля», А. Алябьев «Соловей», Г. Свиридов «Метель», « Время вперед».
Практика. Слушание музыки.
Тема 5.7. «Популярная классическая музыка зарубежных композиторов»
Теория. История создания (краткая): Л. Бетховен (Германия) «Лунная соната», «Аппассионата», Ф. Шопен (Польша) «Ноктюрн», И Штраус (Австрия) «Голубой Дунай», «Сказки Венского леса», А. Моцарт (Австрия) «Турецкий марш», «Симфония № 40», И.Бах. (Австрия) «Фуга и токката», «Марчелло», Ф.Шуберт (Австрия) «Серенада», Ф Лист (Венгрия) «Кампанелла», Р. Шуман (Германия), «Карнавал», «Прекрасная мельничиха».
Практика. Слушание музыки.
Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов года.
Практика. Викторина на знание этикета по темам программы второго года обучения, игровые ситуации на определение уровня практических навыков, развития положительных качеств личности обучающихся.
Планируемы результаты
Ожидаемые результаты первого года обучения:
знать:
- правила и нормы этикета и уметь грамотно применять знания этикета на практике;
- анализировать различные ситуации, давать нравственную оценку своему поведению и поведению окружающих;
уметь:
- достойно вести себя в любой обстановке;
- принимать правильные решения в жизненных ситуациях;
- работать с различными источниками информации;
владеть:
- осуществлять самоконтроль своего поведения;
- воспринимать оценку педагога и учащихся;
- вносить коррективы в свои поступки.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
знать:
- правила и нормы этикета отношений в коллективе, культуре внешнего вида ,стиле, подарочном этикете;
- ответы на этические вопросы;
уметь:
- активно воспринимать и передавать информацию;
- отстаивать свою точку зрения;
- иметь активную жизненную позицию;
- ориентироваться в моральных норах этикета;
владеть:
- навыком оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений и этических норм, в жизненных ситуациях,
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: использовать полученные знания на практике.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;
регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным заданиям;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своей деятельности;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Личностными результатами освоения программы является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений и этических норм, в предложенных ситуациях отмечать и творчески реализовывать собственные замыслы.
Блок № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»
Календарный учебный график
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 72
Учебный период с 10 сентября по 31 мая
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 72
Учебный период с 1 сентября по 25 мая
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Занятия проводятся в помещении, которое соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам (температура воздуха, проветриваемость, освещенность естественная и искусственная и т. д.), требованиям ТБ, пожарной безопасности и позволяет проводить занятия со сменой деятельности, включая подвижные и настольные игры, организовывать открытые занятия.
Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы и инструменты:
столовая посуда, столовое белье, упаковочные материалы, искуственные цветы, подарочные пакеты, бумажные салфетки, носовые полатки, головные уборы.
Цифровое оборудование: фотоаппарат, компьютер, мультимедийная установка.
Электронные носители: CD-диски и USB- носители: флеш-карты, съёмные диски.
Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее образование в области культурологии без предъявления требований к стажу работы. Педагог должен сотрудничать с классными руководителями, педагогом-психологом, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей, обучающихся по программе.
Формы аттестации
Способами проверки результатов освоения программы являются: педагогическое наблюдение, тестирование, игры, обобщающие занятия и итоговая диагностика, которые позволяют выявить уровень усвоения учебного материала и личностного развития учащихся.
Виды и формы контроля освоения программы:
- текущий (опрос, проблемно-поисковые задания);
- итоговый (тестирование).
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и итоговый контроль учащихся.
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся, осуществляется в начале каждого года обучения.
Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого года обучения и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала.
Итоговый контроль: осуществляется в конце освоения учебного материала программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений, навыков, сформированности личностных качеств учащихся.
Учебный план каждого года обучения содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие — промежуточную или итоговую диагностику.
Параметры, по которым проходит оценка результативности, соответствуют результатам и соотносятся с уровнями: высоким, средним, низким. Данные мониторинга оформляются в таблицы 1 и 2 и заносятся в протокол 3 (прилагаются).
Формы подведения итогов:
- педагогическое наблюдение в процессе занятий за межличностным общением между учащимися;
- тестирование.
Результаты обучения представляются на открытых и итоговых занятиях в форме викторин, анкетирования, игровых программ.
Оценочные материалы
Для успешного продвижения учащегося в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки учащихся
по знанию правил этикета.
Методы диагностики личностного роста учащихся: сравнение и анализ выполняемых заданий, итоговый анализ полученных умений и навыков учащихся за период обучения.
ТЕСТЫ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Начальная диагностика | |
1.Можно ли в присутствии человека говорить о нем « он», «она»? | А) нельзя Б) можно |
2 Что является паспортом внешности? | А) волосы, зубы, ногти Б) расческа, сумка, шарф |
3.Если по улице идут трое, какое место почетное: | А) посередине Б) справа |
4.Как нужно приветствовать знакомых в транспорте: | А) кивком головы Б) вслух |
5.Какую сумку может взять мужчина у женщины ? | А) хозяйственную Б) дамскую |
6. Что нужно указать в приглашении? | А) время, дата, место встречи Б) номер телефона |
7.Как поступить, если вы читаете, а ваши попутчики по купе легли спать: | А) выключить свет. Б) продолжать читать |
8..Кто первым заходит в лифт? | А) мужчина Б) женщина |
9.В каких случаях женщина встает, приветствуя мужчину: | А) если это пожилой мужчина Б) если мужчина ровесник или моложе женщины |
10. Как правильно поставить ударение в слове: | А) звонишь Б) звонишь |
11 Можно ли за столом пользоваться зубочисткой? | А) нет Б) да |
12.. Можно ли ходить в гости с пустыми руками? | А) нет Б) да |
13.Как правильно пользоваться салфеткой: | А) промокая Б) вытираясь |
14. Если вам вручили подарок, его следует: | А) развернуть и посмотреть Б) отложить в сторону |
15. Если дарят книгу надо подписывать ее? | А) нет Б) да |
Итоговая диагностика | |
1. Если женщина отказалась танцевать как должен повести себя мужчина: | А) молча отойти Б) выяснить причину отказа |
2. Если мужчина пришел на танцы с дамой может ли он танцевать с другими дамами? | А) не может Б) может |
3. Кто первым выходит из лифта? | А) тот, кто стоит ближе к двери Б) женщина |
4. Как должна сидеть женщина? | А) Колени вместе под небольшим наклоном Б) расставив колени |
5. Если гость разбил вашу любимую чашку как быть? | А) сделать вид, что ничего страшного не произошло Б) дать понять , что вы огорчились. |
6.Что лучше: | А) один раз высморкаться Б) постоянно шмыгать носом |
7. В какое время можно звонить по телефону: | А) с 9 до 22 Б) с 7 до 24 |
8 Можно ли напрашиваться в гости ? | А) нет Б) можно. |
9. В транспорте большую сумку через плечо надо: | А) снять с плеча Б) оставить на плече. |
10. Можно ли подпевать мелодию в медленном танце? | А) нельзя Б) можно |
11. Какое место в кафе, ресторане является наиболее удобным? | А) лицом в зал. Б) у эстрады. |
12.Что является основой сервировки стола? | А) скатерть. Б) салфетки. |
13. В магазине. Можно громко разговаривать и критиковать товар? | А) нельзя Б) можно |
14. Каким шагом не допустимо ходить женщине? | А) быстрым Б) медленным |
15. Как не должна сидеть женщина? | А) расставив колени. Б) колени вместе. |
ТЕСТЫ ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Начальная диагностика | |
1.Какого человека можно считать скромным? | А) человека который не рассказывает о своих достижениях. Б) человека который всем рассказывает о своих достижениях. |
2.Какого человека можно считать трудолюбивым? | А) человека который с радостью берется за работу. Б) человека который отлынивает от работы. |
3. Как должен поступить мужчина когда его представляют женщине? | А) встать и назвать свое имя. Б) не вставая назвать свое имя. |
4. Кого можно считать неравнодушным ? | А) того кто помогает в трудную минуту. Б) того кто в трудную минуту оставляет тебя одного. |
5. Кого можно назвать честным человеком? | А) того кто всегда говорит правду. Б) того кто умалчивает правду. |
6. Что нужно для дружбы? | А) общий интерес. Б) учиться в одном классе. |
7. Кого можно назвать надежным? | А) того кто никогда не опаздывает. Б) того кто часто опаздывает |
8. Какая черта характера является положительной? | А) трудолюбие Б) лень |
9. Какая черта характера является отрицательной? | А) зависть Б) честность |
10. Что относится к внутренней красоте? | А) доброта Б) красивые волосы |
11. Кого можно считать другом | А) того кто рад твоим успехом Б) того кто не разделяет твоей радости |
12. Что является украшением мужского костюма? | А) галстук Б) ремень |
13. Что можно одеть на пляж? | А) сарафан Б) облегающее длинное платье |
14.Что можно одеть на прогулку? | А) джинсы Б) деловой костюм |
15. Как ты поступишь увидив человека который попвл в неловкое положение? | А) сделаешь вид чтотничего не заметил Б) посмееншься над проииходящим |
Итоговая диагностика | |
1 Ели вам дарят подарок можно ли его критиковать? | А) нет Б) да |
2. Какой цвет входит в палитру осеннего типа? | А) бордовый Б) синий |
3. Что нельзя одеть в театр? | А) вязаный свитер Б) классический костюм |
4. Какую обувь вы не одените на пляж?( для женщин) | А) туфли на высоком каблуке Б) сланцы |
5. Какой цвет входит в палитру летнего типа? | А) голубой Б) каричневый |
6. Какой цвет входит в палитру зимнего типа? | А) красный Б) оранжевый |
7. Какой цвет входит в палитру весеннего типа? | А) желтый Б) черный |
8. Как называется идеальный тип фигуры? | А) песочные часы Б) трехугольник |
9. Какая одежда подходит для идеального типа фигуры? | А) любая Б) свободная |
24. Какой верх подходит для трехугольного типа фигуры? | А) объемный Б) облегающий |
10. Какой низ подходит для типа фигуры перевернутый трехугольник? | А) объемный Б) облегающий |
11. Какой верх подходин для типа фигуры перевернутый трехугольник? | А) облегающий Б) объемный |
12. Какую обувь вы посоветуюте одеть женщине с большой ногой | А) с закругленным носком Б) с длинным носком |
13. Какую юбку лучше не надевать женщине маленького роста. | А) длинную Б) ниже колена |
14. Какая прическа подойдет женщине с овальным типом лица? | А) любая Б) короткая стрижка |
15. Какая прическа подойдет женщине с удлиненным типом лица? | А) прическа с челкой Б) прическа без чеки |
Методическое обеспечение
Одним из непременных условий успешного обеспечения образовательного процесса является его методическое обеспечение, которое включает:
- Разработку конспектов занятий и дидактических материалов;
- Сбор и систематизация видео материалов с мастер-классов по направленности программы;
- Создание и разработка контрольно-измерительных материалов;
- Разработку сценариев тематических бесед, конкурсов, викторин.
Формы и методы, используемые при реализации программы.
Формы и методы выбираются с учетом возрастных особенностей детей:
в обучении:
- практический (ролевые игры, самостоятельная работа);
- наглядный (изучение иллюстраций, видео программы);
- словесный (инструктажи, рассказ, беседы, разъяснение).
в воспитании:
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрения).
В ходе реализации программы применяются современные педагогические технологии: проектная деятельность, игровые и здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения.
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методика и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Введение в этикет. | Беседа | словесный | Опрос | |
2. | Культура общения. | Рассказ, беседа, игра, инсценировка, практические занятия | Словесный, наглядный, практический | Видеоматериалы | Тестирование Викторина Самоанализ |
3. | Манера поведения. | Рассказ, беседа, практические занятия | Словесный, наглядный, практический | Видеоматериалы, наглядные пособия. | Опрос Самоконтроль |
4. | Поведение в общественных местах. | Рассказ, объяснение, беседа, практическое занятие, инсценировка. | Словесный, наглядный, практический | Видеоматериалы, наглядные пособия, фотоаппарат | Опрос Тестирование Викторина |
5. | Гостевой этикет. | Беседа, рассказ, практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Видеоматериалы, Наглядные пособия. | Опрос Тестирование Викторина |
6. | Столовый этикет. | Рассказ, объяснение, беседа, практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Видеоматериалы, Наглядные пособия. Посуда ( муляж) | Опрос Тестирование Викторина |
Методическое обеспечение программы
2 год обучения
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методика и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Этика отношений в коллективе. | Беседа | словесный | Видеоматериалы. | Тестирование Викторина Рассказ Конкурс |
2 | Культура внешнего вида. | Рассказ, беседа, практические занятия. | Словесный, наглядный, практический | Наглядные пособия, Видеоматериалы, журналы мод | Опрос тестирование, самоанализ |
3 | Стиль | Рассказ, беседа, практические занятия | Словесный, наглядный, практический | Наглядные пособия, Видеоматериалы, журналы мод. | Опрос, тестирование, самоанализ |
4 | Подарки. | Рассказ, беседа, практические занятия | Словесный, наглядный, практический | Видеоматериалы, наглядные пособия, | Опрос, тестирование |
5 | Эстетическое воспитание. | Рассказ, беседа, практические занятия | Словесный, наглядный, практический | Видеоматериалы Наглядные пособия, аудиоматериалы. | Опрос Викторина |
Литература для педагога
- Аасамаа И.Т. Как себя вести, Таллин: Валгус, 1980.
- Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература. М.: Музыка 2007.
- Андреевский А. В. Сто советов по этикету. Минск: Современный литератор, 2004.
- Афанасьева О.В., Подарки на все случаи жизни, М.: Астель, 2007 .
- Баткина И.Б. Этикет. Психология и культура поведения. М., 2003.
- Вандервилит Э.П.Этикет. М.: Этикет М.: Аваль 2005.
- Васильева Э.Ю. Приглашение к столу. М.,2012.
- Воловик В.П. Секреты поведения. Минск: Современный литератор, 2004
- Вольф Ф.И. Современный этикет. М.: Кристина и К 2012.
- Галкина С.Т. Азбука юного джентльмена. М.: Олимп, 2000.
- Доренко Е.П. Азбука этикета. СПб Сантакс- пресс 2009.
- Дранчук Ю.В. Я стану самой красивой. Минск: Современный литератор, 2000.
- Друскин. В.П. История зарубежной музыки. М.: Музыка 2009.
- Дубровина В.И. Кодекс поведения. М.: Издательство политической литературы, 1989.
- Ильина Т.В. История искусств. М.: Высшая школа 1989.
- Корецкий И.В.Этикет. Кодекс поведения. Воронеж 2008.
- Литвинова И.П. Культура и традиции. М.,2000.
- Лыба С.Ю. Прием гостей. М.: Олимп 2000.
- Маркуша А.М. Смотритесь в зеркало…иногда. Минск, 1990.
- Матвеев В.М.Панов А.Н., В мире вежливости. 3-е изд. М.:1983.
- Монтень М. Об искусстве жить достойно. М.: Детская литература, 1975.
- Насонкина С.А. Уроки этикета С- Петербург : Акцент 2006.
- Правила этикета краткий справочник. М.: 2011.
- Ревяко Т.И. 30 главных правил этикета. М.,2010.
- Ряшенцева Л.В. Твой стиль. М., 2013.
- Сафронов В. И.Культура общения. Конспект лекций. М., 2006.
- Соколов В.Я. Этикет. М.: Антал 2012.
- Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. М.: Педагогика 1995.
- Трофименко В.И.Поговорим об этикете. М,: Москов Правда 1998.
- Ушаков Л.И. Русский язык и культура речи. Белглрод: Политтера
- Шипицина Л.М. Азбука общения. С- Петербург 2002.
- Юрганов Ю.Б. Красота общения. Минск, 1983.
Литература для учащихся
- Бутылева Б.В. Этикет от а до я. С- Петербург. 1996.
- Вандервилит Э.К. Культура поведения. Этика. Мораль. М.,2009.
- Волченко Л.Б. Этикет народов мира. Ростов- на Дону 1996.
- Гусейнов А.А. Этика в веках. М.:Гирдарики 2000.
- Крохина И.М. Все об этикете. М.,2009.
- Кузнецов И.Н. Современный этикет. М.: Дашков и К. 2008.
- Куревина О.А. Путешествие в прекрасное.
- Лихачева Л.С. Уроки этикета. Екатеринбург 2006.
- Николаева Т.Н. Этикет и мы. С- Петербург 2010.
- Титаренко А.И. шедевры мирового искусства. М.: 2006.
Интернет-рессурсы
www.narod-promysly.ru
www.nkhp.ru/
http://www.etiket.ru
lifehacker.ru/special/etiquette
www.zatebya.ru/statiy/etiket-spisok.html
https://tetatet-club.ru/etic521_chto_i_kak_est.htm
http://klacc.my1.ru/index/ehtiket/0-54
http://misstits.me/shpargalka-po-etiketu-znat-vsem
http://domohozajki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...