ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Этикет и культура общения»
рабочая программа (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена на заседании Педагогического Совета протокол № 1 от 24.08. 2018г. | Утверждаю: Директор МКУ ДО Каргатский ДДТ ________С.В. Парамонова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально – педагогической направленности
«Этикет и культура общения»
Срок реализации –1 год
Возраст обучающихся 11-13 лет
Автор: Лушникова Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Каргат 2018г
Содержание
I. Раздел
Пояснительная записка……….. …………………………………….……………3
1.1 Цель и задачи программы…………………………………………………......4
1.2 Планируемые результаты…………………………………………………......5
II. Раздел
Учебно-тематический план………………………………………………..……...7
III. Раздел
Форма подведения итогов реализации
и средств контроля Программы……………………………………...………….8
IV. Раздел
Организационно-педагогические условия
реализации Программы……………………………………………………….....9
V.Раздел
Список литературы…………………………………………………………….….10
VI. Раздел
Приложения к Программе……………………………………………………...11
1. Пояснительная записка
Известно, что человек не может жить без общения, так, как он живет в современном обществе, которое создает качественный потенциал общения непосредственно между людьми. Основной проблемой современного общения является, прежде всего, снижение личностной ценности человека - объекта общения.
Обучающиеся немного знают о правилах этикета, нормах и правилах поведения в коллективе, испытывают дефицит в культуре общения. А такие знания в наше время необходимы. И поэтому нужно прививать и развивать интерес к общению.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая Программа «Этикет и культура общения» (далее Программа) социально – педагогической направленности.
Уровень Программы – базовый, так как Программа предполагает общекультурное развитие и воспитание обучающихся, которое постоянно воздействует на душевное состояние детей и должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Это является базовым и важным звеном в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Актуальность
Актуальность и социальная значимость данной Программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Решаются важные вопросы для активного включения в творческий процесс обучающихся, родителей, педагогов.
Практическая значимость Программы «Этикет и культура общения» состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности педагога и обучающихся, а нормы нравственного поведения воспитываются с раннего возраста.
Современность заключается в следующих аспектах деятельности:
Современному российскому обществу требуются новые, более эффективные формы, методы и модели общественного воспитания подрастающего поколения. Одна из наиболее важных задач это воспитать личность в открытой социальной среде. Огромный поток информации захватывает обучающихся, поэтому, чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе всех важных дел, нужно сформировать у подростков такие качества как: ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решения возникнувших в жизненных ситуациях.
Динамика современной жизни требует поиска новых эффективных технологий в образовательном процессе.
Востребованность
Данная Программа востребована, ее принципы обусловлены тем, чтобы расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, культуру общения. В объединении «Этикет и культура общения» закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность обучающихся. Воспитанники осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике, этике и культуре поведения в наши дни.
Целесообразность
На учебных занятиях обучающиеся узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице. Они знакомятся с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения. Данная Программа целесообразна и дает возможность подросткам достичь высоких результатов самооценки и самостоятельности.
Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся средствами норм нравственности и культуры поведения, где на «физиологическом уровне» легко и прочно подростки усвоят знания поведенческого характера, которые станут стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам (литературы и музыки, литературы и живописи, отечественной истории и культуры).
Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности.
1.1 Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования духовного и нравственного развития обучающихся через разнообразные формы и методы учебных занятий.
Задачи:
Обучающие:
- обучить теоретическим сведениям в области этикета и культуре общения;
- научить основным приёмам нравственности и культуре поведения, культуре общения в семье, в обществе;
- познакомить элементам этикета и этики в семье, в обществе.
Развивающие:
- развивать творческие способности оббучающихся, их нравственную и духовную культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;
- развивать интерес к познавательной деятельности, фантазии, воображения, образного мышления, слухового внимания, памяти, находчивости, средствами культуры этикета и культуры общения, интереса к традициям;
- развивать коммуникативные способности.
Воспитательные:
- воспитать гражданские качества личности: интерес к общественной жизни, стремление помогать, оптимизм, общественную активность;
- воспитать самостоятельность и умение работать в коллективе;
- воспитать добросовестное отношение к своей работе, усидчивость, терпение, аккуратность;
- воспитать взаимоуважение и взаимопонимание в коллективе.
Группа, категория обучающихся, для которой эта Программа актуальна: возрастная категория с 11 до 13 лет.
Формы обучения:
- индивидуальная (консультации, беседы, игры, тренинги);
- групповая (занятия в каждой конкретной группе);
- коллективная (массовые мероприятия).
Режим занятий: 1раз в неделю (пятница) по 2 часа.
Срок реализации программы:1 год
- общее количество учебных часов 64: из расчёта два часа в неделю.
1.2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;
- формирование мотивации на посильное и созидательное участие в жизни общества, на установку на здоровый образ жизни;
- реализация заинтересованности не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего поведения;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с учебной задачей и условиями её реализации;
- выстраивать самостоятельно беседу на знаниях;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро и макро социума (группы, классы, школы, города);
- уметь слушать мнение других людей, излагать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы по этике и культуре поведения, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
- выражать своё отношение художественными средствами;
- формирование устойчивого интереса к культуре и этикету;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;
- формирование основ нравственной и культурной традиций обучающихся как особого способа познания жизни и средств организации общения;
- развитие культуры речи, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
развитие знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, умений применять эти нормы и правила в повседневной жизни.
В результате изучения курса Программы обучающиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, нравственную основу его взаимодействия с другими людьми;
- содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
- источники нравственных знаний;
- нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.
Уметь:
- описывать человека как морально-нравственное существо;
- сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
- оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
- осуществлять поиск информации по заданной теме;
- самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор;
- осуществлять самоконтроль;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование базовых тем | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
т | п | итого | |||
1 | Введение. Вводная беседа. | 2 | - | 2 | Анкетирование |
2 | Школьный этикет. | 1 | 7 | 8 | опрос |
3 | Правила общения. | 1 | 7 | 8 | Диагностика |
4 | О трудолюбии. | 1 | 6 | 7 | Наблюдение |
5 | Культура внешнего вида. | 1 | 3 | 4 | диагностика |
6 | Внешкольный этикет. | 1 | 5 | 6 | опрос |
7 | Общечеловеческие нормы нравственности. | 1 | 9 | 10 | тест |
8 | Искусство и нравственность. | 1 | 8 | 9 | опрос |
9 | Коммуникация с окружающими людьми. | 1 | 7 | 8 | диагностика |
10 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | Контрольные задания | |
Итого: | 10 | 52 | 64 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Культура поведения. Этика – наука о морали.
Школьный этикет.
Правила поведения в школе. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Поступки человека и его характер. Отзывчивость и доброта. Зачем быть вежливым. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.
Правила общения.
Доверие в общении. Вежливый ли я дома? Приветствия и знакомства. Устав – основной закон школы. Библиотека – хранительница знаний. Я и мои друзья. Справедливость. Что такое конфликт.
О трудолюбии.
Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии. Уход за своими вещами. Золотые руки. Герои труда. Обязанности ученика в школе и дома.
Культура внешнего вида.
Требования к внешнему виду человека. Человек и его имя. Красота внешняя и красота душевная. Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет.
«Моя семья: традиции и праздники». Поведение в гостях. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет.
Общечеловеческие нормы нравственности.
Каковы источники нравственности? Как появилась доброта и кому нужна щедрость? Отношения в коллективе и семье.
Искусство и нравственность.
Чему учат мифы и народная мудрость? Образы героев мифов в искусстве. Какие качества воспевает искусство?
Коммуникация с окружающими людьми.
Эмпатия и рефлексия - основа понимания другого человека. Развитие представления о другом человеке. Искусство слушать собеседника. Письмо.
Итоговое занятие.
3. Формы аттестации
В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.
Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срез - анализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития обучающихся.
Формы подведения итогов:
- этические беседы;
- сюжетно-ролевые игры;
- участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
- участие в мероприятиях младших классов;
- инсценирование проблемных ситуаций.
Описание средств контроля:
- устный опрос, практическая работа, тестирование.
входящая, промежуточная, итоговая аттестация.
4. Организационно-педагогические условия реализации Программы:
Используемые материально-технические условия:
- компьютер, доска, принтер, колонки;
- сценарии сказок, пьес, детские книги;
- стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;
- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Правила этикета», «Правила общения».
Исходной базовой основой для структурирования содержания данной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей Программы «Этикет и культура общения» послужили следующие документы:
Письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении информации» от 18 октября 2015г. № 09-3242.
5.Список литературы
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Нормативно-правовые акты и документы: письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении информации» от 18 октября 2015г.№09-3242
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
- Смирнов Н.А. «Этика и этикет обучающихся». Москва: «Школьная пресса», 2012г
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
- Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с
- .Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.-Оникс 21 век, 2008г.
- .Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.- М., 2003
10.Понсов А.Д. Культура общения.- М.,1998
11.Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми.- С.Пб., 2008
12.Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.- М.,2006
13.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991
14. Игры, конкурсы, развлечения.-Волгоград,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»
В общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Английский язык в музыке" (театральные постановки)
Особенность театарльного кружка "Английский язык в музыке"- обучение в игре, в песнях. Играя, изучая английские песни, выразительно читая реплики из комедий, трагедий, басен и скетчей, учащиеся н...
Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе:социально-педагогической направленности. Тема: "Летняя полянка"
Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе: социально-педагогической направленности Тема «Летняя полянка» ...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение обучающимися основами журналистики...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально – педагогической направленности «Большая перемена» (Юные журналисты)
Настоящая программа рассчитана на 2 года: 324 часов, по 3 часа три раза в неделю. 9 часов в неделю.Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13–18 лет.П...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Углубленные занятия по русскому языку»
Программа курса «Углубленное изучение русского языка» способствует углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, помогает ученикам совершенствовать навыки анализа раз...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"
Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...