ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Этикет и культура общения»
рабочая программа (7 класс) на тему

Лушникова Ирина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_i_kultura_obshcheniya._lushnikova_i.i.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

                               

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ                                                         КАРГАТСКОГО РАЙОНА    НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ                                             ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАРГАТСКИЙ ДОМ  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрена и одобрена

на заседании

 Педагогического Совета протокол № 1 от 24.08. 2018г.

 Утверждаю:

Директор  МКУ ДО

Каргатский  ДДТ

      ________С.В. Парамонова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

социально – педагогической направленности

«Этикет и культура общения»

        

             Срок реализации –1 год

   Возраст обучающихся 11-13 лет

                                                                  Автор: Лушникова Ирина Ивановна,

                                                                  педагог дополнительного образования

                                                                  первой квалификационной категории

Каргат 2018г

                                                                  Содержание

      I. Раздел

Пояснительная записка……….. …………………………………….……………3

1.1 Цель и задачи программы…………………………………………………......4

1.2 Планируемые результаты…………………………………………………......5

II. Раздел

Учебно-тематический план………………………………………………..……...7

III. Раздел

    Форма подведения итогов реализации

         

     и средств контроля Программы……………………………………...………….8

    IV. Раздел

     

 Организационно-педагогические условия

  реализации Программы……………………………………………………….....9

 V.Раздел

Список литературы…………………………………………………………….….10

VI. Раздел

Приложения к Программе……………………………………………………...11

 1. Пояснительная  записка

          Известно, что человек не может жить без общения, так, как он живет в современном обществе, которое создает качественный потенциал общения непосредственно между людьми. Основной проблемой современного общения является, прежде всего, снижение личностной ценности человека - объекта общения.

Обучающиеся немного знают о правилах этикета, нормах и правилах поведения в коллективе, испытывают дефицит в культуре общения. А такие знания в наше время необходимы. И поэтому нужно прививать и развивать интерес к общению.

     Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая  Программа «Этикет и культура общения» (далее Программа) социально – педагогической направленности.

Уровень Программы – базовый, так как Программа предполагает общекультурное развитие и воспитание обучающихся, которое   постоянно  воздействует  на  душевное  состояние  детей и должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Это является  базовым и  важным  звеном в обучении и воспитании подрастающего поколения.

   Актуальность

 Актуальность и социальная значимость данной Программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Решаются важные вопросы для активного включения в творческий процесс обучающихся, родителей, педагогов.

Практическая значимость Программы «Этикет и культура общения»  состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности педагога и обучающихся, а нормы нравственного поведения воспитываются с раннего возраста.

Современность заключается в следующих аспектах деятельности:

  Современному российскому обществу требуются новые, более эффективные формы, методы и модели общественного воспитания подрастающего поколения.  Одна из наиболее важных задач это воспитать личность в открытой социальной среде. Огромный поток информации захватывает обучающихся, поэтому, чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе  всех важных дел, нужно  сформировать у подростков такие качества как: ответственность, активность,  самостоятельность, умение находить решения возникнувших в жизненных ситуациях.

Динамика современной жизни требует поиска новых эффективных технологий в образовательном процессе.

Востребованность

Данная Программа востребована, ее принципы обусловлены тем, чтобы расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, культуру общения. В объединении «Этикет и культура общения» закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность обучающихся. Воспитанники осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике, этике и культуре поведения в наши дни. 

Целесообразность

На учебных занятиях обучающиеся узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице. Они знакомятся с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения. Данная Программа целесообразна и дает возможность подросткам достичь высоких результатов самооценки и самостоятельности.

Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся средствами норм нравственности и культуры поведения, где на «физиологическом уровне» легко и прочно подростки усвоят знания поведенческого характера, которые станут стержнем их позитивного поведения в последующей жизни.   Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам (литературы и музыки, литературы и живописи, отечественной истории и культуры).

         Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности.

             1.1   Цель и задачи Программы

Цель:  создание условий для формирования духовного и нравственного развития обучающихся через разнообразные формы  и методы учебных занятий.

 Задачи:

Обучающие:

  • обучить  теоретическим  сведениям  в  области  этикета и культуре общения;
  • научить  основным  приёмам нравственности и культуре поведения, культуре общения в семье, в обществе;
  • познакомить  элементам этикета и этики в семье, в обществе.

Развивающие:

  • развивать  творческие способности  оббучающихся, их нравственную и духовную культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;
  • развивать интерес к познавательной деятельности,  фантазии, воображения, образного мышления, слухового внимания, памяти, находчивости, средствами культуры этикета и культуры общения, интереса к традициям;
  • развивать коммуникативные способности.

Воспитательные:

  • воспитать гражданские качества личности: интерес к общественной жизни, стремление помогать, оптимизм, общественную активность;
  • воспитать самостоятельность и умение работать в коллективе;
  • воспитать  добросовестное  отношение  к  своей  работе, усидчивость, терпение, аккуратность;
  • воспитать  взаимоуважение и взаимопонимание в коллективе.

               

Группа, категория обучающихся, для которой эта  Программа актуальна: возрастная категория с 11 до 13 лет.

               Формы  обучения:

  • индивидуальная (консультации, беседы, игры, тренинги); 
  • групповая (занятия  в  каждой  конкретной  группе);
  • коллективная (массовые мероприятия).

 

            Режим занятий: 1раз в неделю (пятница) по 2 часа.

            Срок реализации программы:1 год

             

  •  общее количество учебных часов 64: из расчёта два часа в неделю.

         

             

         1.2.  Планируемые результаты

Личностные результаты:

  •  формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;
  • формирование мотивации на посильное и созидательное участие в жизни общества, на установку на здоровый образ жизни;
  • реализация заинтересованности не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего поведения;

    Метапредметные  результаты:

   Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с учебной  задачей и условиями её реализации;
  • выстраивать самостоятельно  беседу на знаниях;

  Коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро и макро социума (группы, классы, школы, города);
  • уметь слушать мнение других людей, излагать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  литературы по этике и культуре поведения, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:   

  • выражать своё отношение художественными средствами;
  • формирование устойчивого интереса к культуре и этикету;
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;
  • формирование основ нравственной  и культурной традиций обучающихся как особого способа познания жизни и средств организации общения;
  • развитие культуры речи, с  соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

развитие знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, умений применять эти нормы и правила в повседневной жизни.

             В результате изучения курса Программы обучающиеся должны:

Знать:

  • социальные свойства человека, нравственную основу его взаимодействия с другими людьми;
  • содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
  • источники нравственных знаний;
  • нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.

Уметь:

  • описывать человека как морально-нравственное существо;
  • сравнивать различные модели   ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
  • оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
  • осуществлять поиск информации по заданной теме;
  • самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор;
  • осуществлять самоконтроль;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                                 

  

         

2.  Учебно – тематический план

п/п

Наименование  базовых тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

т

п

итого

1

Введение. Вводная беседа.

2

-

2

Анкетирование

2

Школьный этикет.

1

7

8

опрос

3

Правила общения.

1

7

8

Диагностика

4

О трудолюбии.

1

6

7

Наблюдение

5

Культура внешнего вида.

1

3

4

диагностика

6

Внешкольный этикет.

1

5

6

опрос

7

Общечеловеческие нормы нравственности.

1

9

10

тест

8

Искусство и нравственность.

1

8

9

опрос

9

Коммуникация с окружающими людьми.

1

7

8

диагностика

10

Итоговое занятие.

2

2

Контрольные задания

Итого:

10

52

64


Содержание курса внеурочной деятельности

  Введение. Культура поведения. Этика – наука о морали.  

   Школьный этикет.

Правила поведения в школе. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Поступки человека и его характер. Отзывчивость и доброта. Зачем быть вежливым. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.

   Правила общения.

Доверие в общении. Вежливый ли я дома? Приветствия и знакомства. Устав – основной закон школы. Библиотека – хранительница знаний. Я и мои друзья. Справедливость. Что такое конфликт.

   О трудолюбии.

Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии. Уход за своими вещами. Золотые руки. Герои труда. Обязанности ученика в школе и дома.

   Культура внешнего вида.        

Требования к внешнему виду человека. Человек и его имя. Красота внешняя и красота душевная. Одежда будничная и праздничная.

   Внешкольный этикет.

«Моя семья: традиции и праздники». Поведение в гостях. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте.  Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет.

   Общечеловеческие нормы нравственности.

Каковы источники нравственности? Как появилась доброта и кому нужна щедрость? Отношения в коллективе и семье.

   Искусство и нравственность. 

  Чему учат мифы и народная мудрость? Образы героев мифов в искусстве. Какие качества воспевает искусство?

    Коммуникация с окружающими людьми.

Эмпатия и рефлексия - основа понимания другого человека. Развитие представления о другом человеке. Искусство слушать собеседника.  Письмо.

Итоговое занятие.

                3. Формы аттестации

     В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.

    Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срез - анализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития обучающихся.

Формы  подведения  итогов:

  • этические беседы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • участие  в  школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
  • участие в мероприятиях младших классов;
  • инсценирование проблемных ситуаций.

Описание средств контроля:

  • устный  опрос, практическая  работа, тестирование.

входящая, промежуточная, итоговая аттестация.  

         

      4. Организационно-педагогические условия реализации Программы: 

      Используемые  материально-технические условия:  

  •  компьютер, доска, принтер, колонки;
  • сценарии сказок, пьес,  детские книги;
  • стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;
  • электронные презентации «Правила поведения в театре», «Правила этикета», «Правила общения».

Исходной базовой основой для структурирования содержания данной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей Программы «Этикет и культура общения» послужили следующие документы:

Письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении информации» от 18 октября 2015г. № 09-3242.

5.Список    литературы

       Учебно-методическое и информационное обеспечение:

                               

  1. Нормативно-правовые акты и документы: письмо Министерства образования и науки РФ, департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении информации» от 18 октября 2015г.№09-3242
  2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
  3. Смирнов Н.А. «Этика и этикет обучающихся». Москва: «Школьная пресса», 2012г
  4. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
  5. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
  6. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
  7. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с
  8. .Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.-Оникс 21 век, 2008г.
  9. .Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.- М., 2003

10.Понсов А.Д. Культура общения.- М.,1998

11.Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми.- С.Пб., 2008

12.Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.- М.,2006
13.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991
14. Игры, конкурсы, развлечения.-Волгоград,2001

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Английский язык в музыке" (театральные постановки)

Особенность театарльного кружка "Английский язык в музыке"- обучение в игре, в песнях. Играя, изучая английские песни, выразительно читая реплики из комедий, трагедий, басен и скетчей, учащиеся н...

Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе:социально-педагогической направленности. Тема: "Летняя полянка"

Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе: социально-педагогической направленности Тема «Летняя полянка» ...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение      обучающимися   основами    журналистики...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально – педагогической направленности «Большая перемена» (Юные журналисты)

Настоящая программа рассчитана на 2 года: 324 часов, по 3 часа три раза в неделю.  9 часов в неделю.Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13–18 лет.П...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Углубленные занятия по русскому языку»

Программа курса «Углубленное изучение русского языка» способствует  углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, помогает  ученикам совершенствовать навыки анализа раз...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"

Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...