программа по РИТОРИКЕ 10-11 класс
рабочая программа (10 класс)
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Факультативный курс Риторика ориентирован на школьников 10-11 классов, желающих повысить свою языковую культуру, овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика – единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники.
Направление деятельности: познавательное.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа и изучается в течение двух лет: во втором полугодии 10 класса и в первом полугодии 11 класса по 1 часу в неделю.
Формы проведения занятий:
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая обучающихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– тренинги, на которых обучающиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– семинары, на которых обучающиеся защищают свои творческие работы.
Виды деятельности:
- групповая работа, индивидуальная работа, исследовательская деятельность, проектная деятельность.
Принципы отбора материала для данной программы определяются её основной целью - предоставление учащимся современного риторического образования и её основными задачами:
- приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного индивидуального, культурного и свободного слова;
- помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, то есть получить необходимые для успешной социализации компетенции.
Программа предполагает:
- предоставление учащимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;
- в освоении учащимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;
- формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.
Формы контроля.
Сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, исследовательская работа, презентация, проект.
2. Планируемый результат освоения курса.
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
— общие сведения об истории риторических учений;
— основные этапы работы над устным выступлением.
— признаки риторического текста.
- основные смысловые модели, используемые в речи;
Учащиеся должны уметь:
— вникнуть в замысел чужой речи;
— определить цель своего выступления и сформулировать небольшой по объему тезис;
— подобрать аргументы и расположить их в определенном порядке с учетом аудитории;
— сделать речевое оформление небольшого текста с учетом адресата;
— выступить перед аудиторией с небольшим риторическим текстом в определенном жанре;
- отрефлексировать выступление.
В конце второго года обучения учащиеся должны знать:
- общие требования к описанию, повествованию, рассуждению;
- общие требования к беседе;
- общие требования к проведению конструктивного спора;
- основные тропы и фигуры речи.
Учащиеся должны иметь представление об элементах деловой риторики.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе чужого текста выделить основные мысли и аргументы автора и составить свое высказывание по проблеме текста;
- строить несложную деловую беседу;
- вести конструктивное обсуждение проблемы.
- составить резюме
Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:
- Аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста)
- Контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях)
- Творчески-риторической (создание риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях)
- Коммуникативно-риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).
3. Содержание учебного курса риторики в 10 классе.
1. История риторики и особенности речевого идеала.
Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни
Особенности и сущность современного красноречия.
Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля.
«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского.
Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики.
Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики.
2. Основные риторические категории и элементы риторического мастерства.
Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты.
Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации.
Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие лингвопрагматики.
Прямые и косвенные сообщения. Формы метасообщений.
3. Мастерство беседы
Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего.
Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение.
4.Законы риторики.
Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики.
Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте» речи.
Третий закон риторики — закон эмоциональности речи.
Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия.
Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики
3. Содержание учебного курса риторики в 11 классе.
1. Риторические тропы и фигуры речи.
Понятие риторического идеала. Два противоположных типа риторического идеала сегодня и их истоки.
Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. Риторический троп.
Метафора и метонимия.
Ирония, парадокс, намёк.
Риторические фигуры: понятие, классификация. Антитеза и градация как важнейшие риторические фигуры. Типы периодов. Важность диалогизации речи и её риторические средства.
Содержание и метод поэтапного риторического анализа. Приёмы и этапы создания риторического эскиза речи.
2. Структура публичного выступления.
Структура и эскиз публичной речи в различных речевых ситуациях.
Общая характеристика аргументирующей речи как речи специфической для риторики. Риторика и логика: различия в аргументации. Работа с аргументами и их расположением.
Особенности и этапы информирующей речи. Задачи ритора в информирующей речи.
Свойства внимания, существенные для оратора. Работа ритора по управлению вниманием. Основные способы подготовки к публичному выступлению.
Импровизированное выступление: особенности, ожидание аудитории и речевое поведение ритора.
Мимика, жест, движения тела и «язык позы»(телесная кинесика), использование пространства в публичном выступлении.
3. Типы и модели беседы.
Беседа и её типы. Две обобщающие и противоположные модели беседы.
Гедонистическая (дружеская) и светская беседа. Их различия.
Деловая ситуация и деловая беседа. Беседа как средство разрешения конфликта.
Тост и комплимент как малые жанры эпидейктической и гедонистической речи.
4. Спор: стратегии, тактики, поведение.
Спор, истина, мнение. Что особенно важно при обучении мастерству спора. Важнейшие тактики и приёмы спора.
Аргументы рациональные и иррациональные. Источники рациональных аргументов. Виды аргументов по силе и месту в аргументативной системе.
Ошибки и уловки в споре. Тезис и наиболее распространённые ошибки (уловки) в тезисе. Ошибки (уловки) в рациональных аргументах. Основные уловки или ошибки в демонстрации.
4. Тематическое планирование курса
«РИТОРИКА»
10 класс
№ урока | Тема урока | Содержание | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Традиционное определение риторики | Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни | Слушать, конспектировать и анализировать сообщаемые учителем сведения. Находить в собственной жизненной практике, в текстах художественной литературы и в истории доказательства силы слова по образцам, предложенным в учебнике, и анализировать их. Участвовать в диалоге в риторическом классе. Создавать на уроке краткие высказывания с обоснованием доказательности найденных самостоятельно примеров. Выполнять задания учебника | 21.01 | 21.01 |
2 | Риторика в современном мире | Особенности и сущность современного красноречия | Знать понятие красноречия, основные особенности современного красноречия и его отличие от такового середины — конца XX столетия. Участвовать в диалоге с учителем и классом по поставленной проблеме. Анализировать сообщаемое учителем и приводить собственные примеры и доводы | 28.01 | 28.01 |
3 | Предмет риторики в античной Греции | Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля | Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника, сопоставления противоположных моделей красноречия, овладевать активной и культурной диалогической речью в ситуации урока и умением строить лаконичные монологические высказывания с выражением собственного мнения и его кратким обоснованием | 04.02 | 04.02 |
4 | Предмет риторики в России (VII—XIX вв.) | «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского | Знать время создания и понимать особую ценность двух указанных источников в отечественной словесной культуре, их сходство и различие. Уметь анализировать материалы учебника и сообщаемое учителем в аспекте оценки роли источников в современной речевой среде | 11.02 | 11.02 |
5 | Определение современной риторики | Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики | Знать понятие «предмет научной дисциплины» и понимать социальные корни становления риторики и особенностей её предмета. Овладевать диалектическим и аналитическим подходами к пониманию сущности риторики как дисциплины, её двойственной и неоднозначной роли в обществе и истории. Учиться анализировать собственный жизненный опыт и степень коммуникации | 18.02 | 18.02 |
6 | Современная общая и частные риторики | Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики | Анализировать под руководством учителя взаимосвязь и взаимозависимость этапов классического риторического канона (пути от мысли о предмете — к речи (тексту) о нём), ценностную иерархию этих этапов и их роль в риторических трактатах, с одной стороны, и в создании текста — с другой. Различать общее и частное на примере сопоставления общей риторики и частных риторических дисциплин. Знать области повышенной речевой ответственности профессионала и гражданина | 25.02 | 25.02 |
7 | Речевое событие, дискурс, речевая ситуация | Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты | Овладевать антропоцентрическим подходом к анализу речи и общения. Понимать взаимосвязь речевой компетенции и полноценной жизненной (личной, социальной, профессиональной) реализации человека. Знать терминологическое значение слова «дискурс» в риторике, овладевать структурным и ситуативным мышлением; знать основные элементы структуры речевой ситуации | 04.03 | 04.03 |
8 | Структура речевой ситуации | Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации | Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтологической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения учебника | 11.03 | 11.03 |
9 | Словесный поступок (речевой акт) | Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие лингвопрагматики | 18.03 | 18.03 | |
10 | Виды сообщений: прямое и косвенное | Прямые и косвенные сообщения. Формы ме-тасообщений | Учиться анализу конкретных речевых ситуаций. Овладевать диалектическим и диалогическим подходом к оценке фактов и ситуаций коммуникации — живого речевого общения. Знать психологические результаты взаимопонимания и риторические (поведенческие) | 25.03 | 25.03 |
11 | Гармония речевого общения и образ говорящего | Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего | Знать содержание и проявления общей категории гармонии и её конкретной риторической реализации. Овладевать пониманием образа как структурной совокупности отдельных признаков. Анализировать реальные и идеальные образы-имиджи человека, вырабатывать адекватное представление о собственном реальном и желаемом образе. Учиться корректным высказываниям о себе и других, в глаза и за глаза. Понимать сущность и природу личностного обаяния и артистизма и их роли в успешном речевом общении и риторической деятельности. Учиться проявлениям обаяния и артистизма | 08.04 | 08.04 |
12 | Важнейшие качества говорящего. Уверенность | Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение | Знать причины и проявления стресса. Овладевать техниками борьбы со стрессом. Понимать различия страха и волнения. Тренировать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля. Развивать уверенность как одно из важнейших свойств оратора, необходимых для продуктивного речевого поведения. Анализировать приведённый в учебнике материал по проблеме, учиться соотносить полученные сведения со своим поведением - | 15.04 | 15.04 |
13 | Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации | Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики | Знать структурную организацию системы общериторических законов. Понимать диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость законов общих и частных. Овладевать аналитико-синтети-ческими способностями соотносить многообразие жизненных проявлений и отвлечённых законов, обобщающих их разнообразие. Понимать первенствующую роль диалога (двустороннего отношения равноправных и равноценных партнёров) как речевой практики, психологического состояния и мировоззрения личности, определяющую статус человека | 22.04 | 22.04 |
14 | Второй закон риторики | Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте» речи | Развивать умения аналитического слушания и чтения. Понимать процесс речи и её текст как ментальную карту продвижения от начала к концу по последовательным «пунктам» — микротемам (топосам) маршрута. Понимать необходимость последовательного и неуклонного продвижения как основную задачу говорящего и способ демонстрации адресату процесса перемещения по ментальной карте речи и конкретного местонахождения на ней в узловых позициях речи (ориентации)- | 29.04 | 29.04 |
15 | Третий закон риторики | Третий закон риторики — закон эмоциональности речи | Знать понятие «эмоция» и способы демонстрации эмоций в речевом поведении. Овладевать разными (в зависимости от речевой ситуации) степенями эмоциональности речи. Понимать необходимость меры в демонстрации эмоций и нужной степени эмоциональности для восприятия речи и управления вниманием адресата | 06.05 | 06.05 |
16 | Четвёртый закон риторики. | Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. | Знать исторические риторические открытия в области управления вниманием адресата: получить общие представления о «приятном» в риторике софистов, деятельности Сократа и трактате Аристотеля. | 13.05 | 13.05 |
17 | Единство общериторических законов | Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики | Сформировать собственное мнение о необходимости и о мере использования «приятного» адресату в речевом общении в различных речевых ситуациях. Представлять себе риторические и поведенческие приёмы создания. | 20.05 | 20.05 |
18 | Практикум по речевому высказыванию | Тренировать умение кратких и при этом содержательных публичных выступлений в риторическом классе с выражением и обоснованием своего мнения об общериторических законах и о важности каждого из них для самого ученика. | 27.05 | 27.05 |
4.Тематическое планирование курса
«РИТОРИКА»
11 класс
№ п/п | Тема урока | Содержание | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | История риторики и риторический идеал. | Понятие риторического идеала. Два противоположных типа риторического идеала сегодня и их истоки. | Аналитически слушать объяснительную речь учителя. | 07.09 | 07.09 |
2 | Риторический троп. Метафора и метонимия. Ирония, парадокс, намёк. | Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. | Слушать, анализировать, письменно фиксировать основные положения объяснений учителя. Понимать отличие тропа от фигуры речи. Анализировать тексты. | 14.09 | 14.09 |
3 | Риторическая фигура. Антитеза, градация. Повтор. Период. Фигуры диалогизации. | Риторические фигуры: понятие, классификация. Антитеза и градация как важнейшие риторические фигуры. Типы периодов. Важность диалогизации речи и её риторические средства. | Знать принципиальное отличие тропов от фигур. Уметь видеть фигуры и тропы, анализируя обиходно-бытовую речь. Знать разновидности повтора и их функции. Понимать ключевую роль фигур диалогизации в установлении и поддержании коммуникативного контакта. | 21.09 | 21.09 |
4 | Риторический анализ речи. | Содержание и метод поэтапного риторического анализа. | Самостоятельный риторический анализ предложенных учителем текстов. | 28.09 | 28.09 |
5 | Риторический эскиз речи | Приёмы и этапы создания риторического эскиза речи. | Самостоятельная разработка риторического эскиза кратких выступлений. | 05.10 | 05.10 |
6 | Структура публичного выступления и его эскиз. | Структура и эскиз публичной речи в различных речевых ситуациях. | Разработка эскиза публичной речи в соответствии с его общей структурой и с учётом переходов между отдельными этапами речи. | 12.10 | 12.10 |
7 | Аргументирующая речь. Введение. Заключение. Основная часть аргументирующей речи. | Общая характеристика аргументирующей речи как речи специфической для риторики. Риторика и логика: различия в аргументации. Работа с аргументами и их расположением. | Самостоятельно составлять план речи. Выбирать тактику введения и заключения в соответствии с риторической ситуацией. Знать различия аргументов по силе и месту в аргументативной системе. | 19.10 | 19.10 |
8 | Информирующая речь. | Особенности и этапы информирующей речи. Задачи ритора в информирующей речи. | Самостоятельно разработать информирующую речь на выбранную тему с заданным учителем регламентом, анализировать и оценивать выступления. | 26.10 | 26.10 |
9 | Управление вниманием аудитории и подготовка к речи. | Свойства внимания, существенные для оратора. Работа ритора по управлению вниманием. Основные способы подготовки к публичному выступлению. | Знать основные принципы управления вниманием. Уметь употреблять риторические средства и приёмы управления вниманием. | 08.11 | 08.11 |
10 | Импровизированное выступление | Импровизированное выступление: особенности, ожидание аудитории и речевое поведение ритора. | Самостоятельные импровизированные выступления на темы, предложенные одноклассниками; их анализ и оценка. | 16.11 | 16.11 |
11 | Движение в речи: мимика, жест. | Мимика, жест, движения тела и «язык позы»(телесная кинесика), использование пространства в публичном выступлении. | Тренировать отдельные элементы кинесической техники ораторской деятельности. Анализ фрагментов ораторских выступлений. | 23.11 | 23.11 |
12 | Беседа и её типы. Путь к взаимопониманию. Неофициальная беседа и её жанры. | Беседа и её типы. Две обобщающие и противоположные модели беседы. Гедонистическая (дружеская) и светская беседа. Их различия. | Анализ жизненного опыта и наблюдений, текстов художественной литературы. Знать принципы продуктивного поведения в беседе и уметь использовать их для достижения гармонизирующего эффекта общения. | 30.11 | 30.11 |
13 | Основы деловой беседы. | Деловая ситуация и деловая беседа. Беседа как средство разрешения конфликта. | Подготовить краткие сообщения, сопровождаемые показом отдельных элементов и целых ситуаций делового общения (собеседование). | 07.12 | 07.12 |
14 | Мастерство комплимента и тоста | Тост и комплимент как малые жанры эпидейктической и гедонистической речи. | Готовить и произносить в классе тексты этих малых риторических жанров, совместно обсуждать и оценивать выступления. Переход к импровизации. | 14.12 | 14.12 |
15 | Спор: стратегии, тактики, поведение. | Спор, истина, мнение. Что особенно важно при обучении мастерству спора. Важнейшие тактики и приёмы спора. | Знать тактики и приёмы спора, его основные стратегии. Учиться анализировать, оценивать и контролировать своё и партнёров поведение в споре. | 21.12 | 21.12 |
16 | Виды аргументов: общая классификация. Рациональные аргументы. Эмоциональные аргументы. | Аргументы рациональные и иррациональные. Источники рациональных аргументов. Виды аргументов по силе и месту в аргументативной системе. Ошибки и уловки в споре. Тезис и наиболее распространённые ошибки (уловки) в тезисе. Ошибки (уловки) в рациональных аргументах. Основные уловки или ошибки в демонстрации. | Подготовить доказательные выступления о том, какие аргументы больше распространены в СМИ – рациональные или иррациональные – и о причинах этого. Знать свойства тезиса и требования к нему в споре. Уметь выявить и назвать тип ошибки (уловки), относящийся к тезису спора. Научиться выявлять и называть такие ошибки, оценивать общий уровень достоверности аргументации в тексте. | 28.12 | 28.12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов
Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование и список использумой литературы. Подготовлена она...
Рабочая программа по риторике для 9 класса (Т.А. Ладыженская).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю) и составлена в соответствии с· законом «Об образовании в Российской Федерации»;·...
рабочая программа по риторике для 6 класса
Данная рабочая программа по « Школьной риторике» для 6класса составлена на основе базовой государственной программы по риторике («Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской.-М., Баллас.2011г.). ...
Рабочая программа курса «Риторика» для 5 класса
Цели реализации программы:- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровняобщей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений инавыков ведения межкультурного диалог...
Рабочая программа по риторике для 6 класса
Рабочая программа по риторике для 6 класса...
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа по риторике для 7 класса...