Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование и список использумой литературы. Подготовлена она для 5-х классов, занимающихся по учебнику "Школьная риторика. 5 класс" под ред. Т.А.Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_ritorika_5.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО РИТОРИКЕ
для 5 классов
основного общего образования
на 2010-2011 учебный год
Составлена на основе программы под ред. Т.А. Ладыженской
Составлена учителем
русского языка
и литературы
Соболевой И.Ю.
2010г.
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено согласно адаптированной программе под редакцией Т.А. Ладыженской, рекомендованной Департаментом общего и дошкольного образования РФ.
Преподавание ведется по учебнику «Школьная риторика. 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской.
Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
Чему учит риторика. Как люди общаются. Речевая ситуация (кто говорит (пишет, слушает, читает)? - кому? – с какой целью? (зачем?) – что?). Коммуниканты (кто говорит, слушает, пишет, читает). Коммуникативные (речевые) задачи, цели.
Виды общения. По количеству общающихся: один – один, один – группа, один – много. Общение словесное – несловесное.
Учимся править текст. Виды правки (зачеркнуть ненужное, добавить нужное, заменить слова/выражения, изменить последовательность).
Что такое правильная речь. Зачем нужны нормы. Надо – нельзя. Нормы языковые и отклонения от них. Правильно – неправильно – допустимо. Нормативные словари.
Что такое хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точная речь. Фактическая и коммуникативная точность.
Цели изучения предмета:
1. Дать представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением.
2. Познакомиться с речевой ситуацией и ее компонентами.
3. Познакомиться с видами общения
4. Познакомиться с качествами речи.
5. Сформировать у детей умение ориентироваться в ситуации общения; определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера)
6. Дать представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Центральное понятие блока - речевой жанр.
Основные риторические умения и навыки
1. Умение анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться, а именно:
∙ умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником
∙ видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение
∙ отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические
∙ уметь редактировать чужой и свой тексты ( убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение)
∙ уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты
2. Умение создавать тексты, речевые жанры, а именно:
∙ уметь пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения
∙ уметь выделять в теме – микротемы
∙ уметь составлять объявления, афиши, визитные карточки
∙ уоздавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык
3. Умение работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Что такое общение | 2 |
2 | Виды общения | 2 |
3 | Главный секрет Демосфена | 2 |
4 | Речь правильная и хорошая | 2 |
5 | Учимся писать - редактировать | 3 |
6 | Учимся слушать | 2 |
7 | Учимся читать | 2 |
8 | Текст. Речевые жанры | 2 |
9 | Вторичные тексты | 2 |
10 | Давайте говорить друг другу комплименты | 2 |
11 | Объявление | 2 |
12 | Что такое рассказ | 3 |
13 | Спорить или ссориться | 2 |
14 | Сочиняем сказку | 3 |
15 | Начало моей биографии | 3 |
Содержание учебного материала
Тема 1. Что такое общение. Что значит общаться. Объекты и субъекты общения. Цели общения. Коммуникативная задача.
Тема 2. Виды общения. Один – немного – много. Словесное и несловесное общение. Виды несловесного общения.
Тема 3. Главный секрет Демосфена. Голос – качество голоса. Дыхательная гимнастика – постановка речевого дыхания. Скороговорки и докучные сказки; кричалки – их роль.
Тема 4. Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок – соблюдение речевой нормы. Орфоэпические нормы. Правильная речь и речь хорошая – сходства и различия. Богатство языка и богатство речи. Тавтология. Точная речь.
Тема 5. Учимся писать - редактировать. Правка текста: вычленение и устранение ненужного; замена ненужного нужным; включение недостающего – дополнение.
Тема 6. Учимся слушать. Слышать – слушать – внимать – оценивать. Кто и как слушает: правила для собеседников.
Тема 7. Учимся читать. Роль чтения в жизни человека. Качество чтения. Правила чтения. Интонация. Восстановление прочтенного текста по памяти – развернутый пересказ; закончить текст (мысль); извлечение смысла – краткий пересказ.
Тема 8. Речевые жанры. Что такое текст? Строение текста. Основная мысль текста. Тема – микротема. Речевые жанры. Что такое визитная карточка.
Тема 9. Вторичные тексты. Что такое вторичный текст. Изложения (пересказы). Виды изложений. Способы сокращения текста.
Тема 10. Давайте говорить друг другу комплименты. Что такое комплимент. Что не может считаться комплиментом. Похвала и похвальба. Вежливость. Основы вежливости. Этикет.
Тема 11. Объявление. Что такое объявление. Где и когда оно используется. Устные и письменные объявления. Виды объявлений. Объявления в прошлом и настоящем. Глашатаи и зазывалы. Афиша и объявление.
Тема 12. Что такое рассказ? Как строить рассказ. Основные части рассказа. Эффективность рассказа. Сочини и запиши свой рассказ.
Тема 13. Спорить или ссориться. Спор и его особенности. Ссора – ее особенности. Секреты успешного выхода из ссоры. Что такое убедительные доводы и где их применять.
Тема 14. Сочиняем сказку. Что такое сказка? Каковы ее особенности? Строение сказки. Сказочные элементы, с помощью которых создается чудесный мир сказки. Основные сказочные действия. Сказочный язык. Сказочные герои. Пробуем сочинить свою сказку.
Тема 15. Начало моей биографии. Что такое биография и каковы ее особенности. Построение биографии. Примеры биографий. Начало собственной биографии.
Календарно-тематическое планирование
(34 часа)
№ | Дата | Корректировка | Тема урока |
1 | Общение. Что значит общаться | ||
2 | Речевая ситуация. Коммуникативная задача | ||
3 | Виды общения. Один – немного – много. Словесное и несловесное общение | ||
4 | Вежливость. Этикетный диалог; комплименты; спор | ||
5 | Главный секрет Демосфена. Твой голос | ||
6 | Скороговорки и докучные сказки. Кричалки | ||
7 | Речь правильная и хорошая. | ||
8 | Говорите – пишите точно | ||
9 | Учимся писать – редактировать. Зачеркни ненужное! | ||
10 | Учимся писать – редактировать. Замени – подпиши нужное! | ||
11 | Учимся писать – редактировать. Включи недостающее - дополни! | ||
12 | Учимся слушать и внимать. Самостоятельная работа «Редактирование текста». | ||
13 | Правила для собеседников | ||
14 | Умеем ли мы читать? | ||
15 | Учимся правильно читать | ||
16 | Общение с текстом | ||
17 | Речевые жанры | ||
18 | Вторичные тексты | ||
19 | Сжатые и подробные пересказы | ||
20 | Что такое комплимент. Самостоятельная работа «Речевые жанры. Вторичные тексты» | ||
21 | Будь вежлив | ||
22 | Объявления. Кто? Кому? Зачем? | ||
23 | Объявления: в прошлом и настоящем | ||
24 | Что такое рассказ. Как строить рассказ | ||
25 | Субъект и объект рассказа | ||
26 | Создаем рассказ | ||
27 | Спор и ссора | ||
28 | Защита точки зрения и этика общения | ||
29 | Сказочная страна | ||
30 | Поэтика создания удивительно в сказке | ||
31 | Сказочные действия | ||
32 | Сказочный язык | ||
33 | Помоги сказочным героям | ||
34 | Начало моей биографии. Домашнее мини-сочинение. |
Контроль:
Самостоятельных работ: 2
Литература
Зеленецкий К.П. Исследования о риторике. Одесса, 1864// «Знание-сила». 1991. №5.
Васильева Т.В. Упражнения по дикции: согласные звуки: Уч. Пособие. – М., 1988.
Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе// Русский язык в школе. 1991. №8.
Юнина Е.А., сагач Т.М. Общая риторика (современная интерпритация). Пермь, 1992.
Ладыженская Г.А., Сорокина Г.К., Никольская Р.К., Ладыженская Я.В. Детская риторика в рисунках и рассказах. – М., 1993.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1997 – 2-е издание.
Развитие речи: Школьная риторика . 5 класс. Пособие для учащихся. В 2 ч / Т.А. Ладыженская и др. – М., 1997.
Литература для учащихся.
Грудицина Н.Г. Азбука общения: книга для учащихся. – Самара, 1994.
Русская риторика: Хрестоматия/ Сост. Л.К.Граудина. – М., 1996.
Развитие речи: Школьная риторика . 5 класс. Пособие для учащихся. В 2 ч / Т.А. Ладыженская и др. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса « Английский язык» на основе программы Верещагиной И.Н., Бондаренко К.А., Притыкиной Т.А. 3 класс (2-й год обучения) 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Бондаренко К.А...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...
Рабочая программа по английскому языку на уровне основного общего образования на 2020-2025 учебные года составлена на основе Программы по английскому языку для 5-9 классов (О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, 2016г.) «Английский язык Rainbow English»
Опиание и содержание рабочей программы по английскому языку для 5-9 классов "Английский язык Rainbow English ", авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева....