Факультатив "За страницами учебника математики" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Факультатив "За страницами учебника математики" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stranitsami_uchebnika_matematiki_5_kl.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»
«Утверждаю»
Т.Н.Зырянова – директор,
«____»___________
_____________________
Рабочая программа факультатива по математике
«За страницами учебника математики»
для 5 класса
Разработчик
Аксенова А.В.,
учитель математики,
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Принято на педсовете
Протокол № от «___»_____ Протокол № от «____»____
Березовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету и примерная программа факультативного курса общеобразовательной школы №7 г. Гусь-Хрустальный.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов | Планируемые рез-ты | Дата |
Основы математики – 15 часов | |||||
1 | Приемы устного счета | Тренировочные задания | 1 | Уметь рационально считать устно | 05.09 |
2 | О разных системах счисления. | Работа с доп литературой | 1 | Знать какие системы счисления существуют | 12.09 |
3 | Как люди научились считать? | Работа с доп литературой | 1 | Знать когда икак научились люди считать | 19.09 |
4 | Открытия в арифметике, сделанные юными математиками | Работа с олимпиадными заданиями | 1 | Уметь решать олимпиадные задачи | 26.09 |
5 | Открытия в арифметике, сделанные юными математиками | Работа с олимпиадными заданиями | 1 | Уметь решать олимпиадные задачи | 03.10 |
6 | История арифметики | Создание презентации | 1 | Знать историю арифметики | 10.10 |
7 | Занимательная арифметика | Создание презентации | 1 | Что называем занимательной арифметикой | 17.10 |
8 | Логика и смекалка | Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру | 1 | Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания | 24.10 |
9 | Логика и смекалка | Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру | 1 | Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания | 31.10 |
10 | Логика и смекалка | Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру | 1 | Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания | 14.11 |
11 | Логика и смекалка | Карточки с задачами на смекалку | 1 | Уметь решать з-чи на смекалку | 21.11 |
12 | Математические игры | игра | 1 | уметь играть в математические игры | 28.11 |
13 | Математические игры | игра | 1 | уметь играть в математические игры | 05.12 |
14 | Математические игры | игра | 1 | уметь играть в математические игры | 12.12 |
15 | Математика в профессии родителей | Написание сочинения | 1 | Должны знать что математика нужна во всех профессиях | 19.12 |
Геометрическая составляющая школьного курса математики -19 часов | |||||
16 | Приёмы рационального счёта | Карточки | 1 | Уметь рационально считать устно | 26.12 |
17 | Приёмы рационального счёта | карточки | 1 | Уметь рационально считать устно | 16.01 |
18 | Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма. | Игра-головоломка «Танграм». | 1 | Уметь составлять геометрические фигуры | 23.01 |
19 | Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма. | Игра-головоломка «Танграм». | 1 | Уметь составлять геометрические фигуры | 30.01 |
20 | Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма. | Игра-головоломка «Танграм». | 1 | Уметь составлять геометрические фигуры | 06.02 |
21 | Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма. | Игра-головоломка «Танграм». | 1 | Уметь составлять геометрические фигуры | 13.02 |
22 | Старые русские меры. Решение задач | Тренировочные задания | 1 | Знать Старые русские меры | 20.02 |
23 | Старые русские меры. Решение задач | Тренировочные задания | 1 | Уметь решать задачи | 27.02 |
24 | Решение логических задач | Тренировочные задания | 1 | Уметь решать з-чи на разрезание | 06.03 |
25 | Решение логических задач | Тренировочные задания | 1 | Уметь решать з-чи на разрезание | 13.03 |
26 | Решение логических задач | Тренировочные задания | 1 | Уметь решать з-чи на переливание | 20.03 |
27 | Решение логических задач | Тренировочные задания | 1 | Уметь решать з-чи на переливание | 03.04 |
28 | Решение логических задач | Тренировочные задания | 1 | Уметь решать комбинаторные з-чи | 10.04 |
29 | Решение логических задач | Тренировочные задания | 1 | Уметь решать комбинаторные з-чи | 17.04 |
30 | Оригами как моделирование объектов | Тренировочные задания | 1 | Знать что такое оригами | 24.04 |
31 | Оригами как моделирование объектов | Тренировочные задания | 1 | Уметь моделировать объекты из оригами | 08.05 |
32 | Оригами как моделирование объектов | Тренировочные задания | 1 | Уметь моделировать объекты из оригами | 15.05 |
33 | Решение и составление кроссвордов | Составление кроссворда | 1 | Уметь составлять кроссворды и их разгадывать | 22.05 |
34 | Итоговое занятие "Творцы математики". | игра | 1 | Интерес к математике | 29.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
Основы математики – 15 часов
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: о разных системах счисления;
уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.
Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. На основе этих сведений требуется сделать вывод о наличии или отсутствии у объектов, описываемых в задачах, тех или иных свойств или отношений. Исторические сведения насыщены практическим материалом.
Геометрическая составляющая школьного курса математики-19 часов
Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: свойства геометрических фигур;
уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.
При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.
Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5
– 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. Интернет ресурсы.
13. Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. Шуба М.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив "За страницами учебника математики"
Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 класса...
Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс
Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс...
Факультатив "За страницами учебника математики" 5 класс
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кр...
Факультативный курс "За страницами учебника" 8 класс
Факультативный курс "За страницами учебника" для учащихся 8 класса составлен на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, а также Программы общеобразов...
Факультатив "За страницами учебника математики" 8 класс
Факультатив "За страницами учебника математики" 8 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс
Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...
Промежуточная аттестация по учебному курсу "За страницами учебника" 5 класс
Промежуточная аттестация по учебному курсу "За страницами учебника" (русский язык, 5 класс)...