Факультативный курс "За страницами учебника" 8 класс
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Факультативный курс "За страницами учебника" для учащихся 8 класса составлен на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, а также Программы общеобразовательных учреждений "Русский язык, 5-9 класс", авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва,"Просвещение",2007год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_rus_yaz_8_kl.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Факультативный курс "За страницами учебника" для учащихся 8 класса составлен на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, а также Программы общеобразовательных учреждений "Русский язык, 5-9 класс", авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва,"Просвещение",2007год.
Программа курса предназначена для изучения языковых явлений в текстах разных стилей, для повторения и закрепления знаний учащихся по всем разделам русского языка. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся при подготовке к ОГЭ.
Программа составлена из расчета один час в неделю (8 класс, 34 часа).
Основные задачи курса:
- изучение категорий языкового употребления: тема, идея, авторская позиция, ключевые слова в тексте;
- развитие всех видов речевой деятельности учащихся: чтение, говорение, письмо;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны уметь:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию;
- задавать вопросы и отвечать на них по услышанной информации;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов;
- опираться на морфологические признаки слова при проведении орфографического, пунктуационного и грамматического строя речи;
- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение,морфемное строение и грамматическую характеристику слова;
- правильно строить и употреблять словосочетания и предложения разных видов;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: Объяснять тезис сочинения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Для реализации программы курса "За страницами учебника"используется учебно-методический комплекс:
1.Программа общеобразовательных учреждений "Русский язык, 5-9 классы", авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Москва, "Просвещение"2007.
2."Уроки русского языка в 8 классе", книга для учителя под редакцией Г.А.Богдановой,Москва,"Просвещение",2010.
3.Лингвистический тренажер, тесты под редакцией Г.А.Богдановой, Москва,"Просвещение",2016.
4.Г.Т.Егораева. ОГЭ. Русский язык. Практикум. Задания части 3. 2016 г.
5.Г.Т.Егораева. ОГЭ. Русский язык. Практикум. Реальные тесты. 2016 г.
6.С.В.Драпкина, Д.И.Субботин. Практикум по орфографии и пунктуации. 2015г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
8 класс | |||
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016. | 1 | |
2 | Сжатое изложение. Микротема. Роль ключевых слов в её определении. Абзац. | 1 | |
3 | Приёмы сжатия текста. Отработка приёма исключение. | 1 | |
4 | Приёмы сжатия текста. Отработка приёма упрощение. | 1 | |
5. | Приёмы сжатия текста. Приём обобщение. | 1 | |
6 | Написание сжатого изложения. Редактирование. Памятка «Как работать над сжатым изложением» | 2 | |
7 | Средства художественной выразительности. | 2 | |
8 | Диагностический тест.(часть 2 экзаменационной работы). Анализ ошибок. | 2 | |
9 | Стилистика русского языка. | 2 | |
10 | Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне | 2 | |
11 | Орфограммы в приставках и суффиксах. | 2 | |
12 | Н-НН в разных частях речи. | 1 | |
13 | Подбор стилистически нейтральных синонимов к словам. | 1 | |
14 | Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании. | 1 | |
15 | Виды односоставных предложений. | 1 | |
16 | Грамматическая основа. Способы выражения главных членов предложения. | 1 | |
17 | Вводные слова и обращения. | 1 | |
18 | Обособление определений. | 1 | |
19 | Обособление обстоятельств. | 1 | |
20 | Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | |
21 | Контрольный тест | 1 | |
22 | Критерии оценивания сочинения-рассуждения.15.2;15.3.Структура сочинения | 1 | |
23 | Учимся формулировать тезис. | 1 | |
24 | Учимся аргументировать | 1 | |
25 | Пишем вывод к сочинению-рассуждению. | 1 | |
26 | Написание сочинения,15.2 | 1 | |
27 | Написание сочинения,15.3 | 1 | |
28 | Итоговое тестирование. | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультативного курса "За страницами учебника математики"
рабочая программа, тематическое планирование факультативного курса по математике 6 класса...
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...
Факультативный курс "За страницами учебника истории"
Факультативный курс «За страницами учебника «История Древнего мира»Задачи факультатива:расширение кругозора учащихся и интереса к изучению истории;развитие познавательной творческой деятельности учащи...
Программа факультативного курса « За страницами учебника математики» 8 класс
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Данный курс направлен на коррекцию знаний учащихся за курс 7 и 8 классов, пов...
Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"
Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...
Рабочая программа факультативного курса ,, За страницами учебника математики\'\' для 6 класса
Данная программа содержит разделы: Планируемые результаты освоения курса. Содержание курса. Тематическое планирование. Календарно- тематическое плпнирование курса....