Классический танец и его роль в развитии современного хореографического искусства
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassicheskiy_tanets_i_ego_rol_v_razvitii_sovr._iskusstva.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Классический танец и его роль в развитии современного хореографического искусства
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Возникновение и развитие классического танца …………………. 4
2. Роль классического танца в современной хореографии …………. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 11
ВВЕДЕНИЕ
Классический танец- исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа, сформированная на протяжении многих веков у многих народов.
Термин классический танец возник в России в конце 19 века в результате обособления отдельных видов танца. Произошло разделение танцовщиков на классических и характерных. Постепенно термин вошел в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины «серьезные, благородные».
Классический танец основан на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа, раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. «Классика» в переводе с греческого означает «образец», то есть классический танец является образцовым стилем в хореографии, так как на его основах построены все танцевальные направления. Классический танец представляет собой систему выразительных средств хореографического искусства, основанную на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы [3, с. 51].
Изучение влияния классического танца на развитие современного хореографического искусства – цель данной работы. Достижение цели требует решения следующих задач:
- Изучение специализированной научной и учебной литературы;
- Историография классического танца;
- Анализ роли классического танца в современной хореографии.
1. Возникновение и развитие классического танца
Для возникновения танцевального искусства имели значение две главные предпосылки. Первая – эмоционально-физиологическая, вторая – познавательно-практическая. Танец способен активно влиять на настроение, возбуждать чувства радости, уверенности, силы. В этом заключаются эмоционально-физиологические причины желания танцевать, двигаться. Эмоционально-физиологические предпосылки танца присущи человеку от рождения.
Самые древние танцы были имитационными: в них подражали поведению и движениям животных. Точно так же имитировали производственные движения: охоту, собирания съедобных растений, хозяйственные движения. Огромную роль играли импровизационные моменты: танец каждый раз мог меняться в деталях. Танец возник в верхнем палеолите, о чём свидетельствуют наскальные изображения и статуэтки танцующих женщин из кости мамонта. Сопровождение первобытных танцев было ритмо-шумовое, они имели магическое значение и сопровождались пением.
Классический танец, который еще называют балетом, в сравнении с древними танцами, достаточно молодой вид искусства. Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Балет возник около четырехсот лет тому, в эпоху Возрождения. Его родиной принято считать Северную Италию. В связи с высоким финансовым положением, характерным для знатных людей того времени, их уже не устраивали народные пляски, требовалось нечто более пышное и зрелищное, более соответствующее пышным одеяниям придворных дам и кавалеров и роскошным залам, построенным специально для танцев. Искусство классического танца было обязательным для знатных людей того времени, ему обучались с самого детства, нанимая специальных учителей – танцмейстеров. Постепенно танец становился все более церемонным и театрализованным, он мог длится много часов подряд.
Дальнейшее развитие балета происходит во Франции. Особенно великолепным он стал в эпоху царствования короля Людовика XIV, любившего лично принимать участие в придворных балетах. Даже свое прозвище, Король-Солнце, он получил после того, как исполнил роль Солнца в «Балете ночи». Кроме того, заслугой Людовика стало создание в 1661 г. Королевской академии музыки и балета. Ее директором, королевским учителем танцев Пьром Бошаном, были определены пять основных позиций классического танца.
В нашей стране первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. в селе Преображенском, при дворе царя Алексея Романовича. Это был «Балет об Орфее и Эвридике», поставленный иноземцем Николаем Лима. Российское балетное искусство достигло творческой зрелости в начале XIX века, произведения П. Чайковского подняли его на невиданную во всем мире высоту, поставив балетную музыку в ряд серьезных, наряду с оперной и симфонической.
Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников. Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца.
В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Среди них наиболее выдающейся танцовщицей была несравненная Анна Павлова. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, — поэтический символ русского балета начала XX века.
После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца.
В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров.
Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.
2. Роль классического танца в современной хореографии
Классическое направление в хореографии актуально не только в специализированных заведениях, но и во всем мире. Изучение осуществляется в рамках коллективов по художественной самодеятельности, а также в культурных институтах, где осуществляется подготовка артистов для различных танцевальных номеров и упражнений. Существует мнение, что классический танец выступает в качестве базисной подготовительной основы для освоения этого направления в целом. Также классические танцы имеют отношение к составу курса подготовки актеров, поэтому применяются в целях оттачивания координации и пластики.
Теория и практика классического танца играет важную роль в становлении таких видов спорта, как художественная гимнастика, спортивное гимнастическое направление, фигурное катание, синхронное плавание. Благодаря ему движения спортсменов становятся более отточенными, четкими и плавными, и оснащаются особыми акцентами, ритмами, правилами.
Основываясь на многовековом опыте, школа классического танца выработала такие критерии эстетики движения, которые можно считать отправной точкой для понимания всех видов хореографии: народного - сценического танца, танца в музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, в кино, некоторые современные виды хореографии базируются на элементах классического танца. Исполнительская техника классического танца используется даже в отдельных видах спорта, таких, как: фигурное катание, гимнастика, акробатика.
Современная хореография характеризуется разнообразием стилей и направлений, однако все они имеют в своей основе классический танец. В 21 веке создаются новые техники танца, некоторые из них основаны на классической лексике. Танец становится более выразительным, пластичным, геометричным и эмоциональным. Спектакли насыщены бытовой пластикой, импровизацией, свободным движением. Возникает потребность в изучении хореографии через неосмысленные движения, через психическое состояние танцора.
Поэтому появляется хореограф – исследователь, способный дать новый вектор движения в искусстве хореографии. Мастер-классы, заменяются Лабораториями танца, где каждый участник может выразить, что-то новое и ранее им не изведанное. Несмотря на поиск нового, данные мероприятия несут искусство хореографии в массы, снимая с него строгие ограничения и рамки классического танца, что привлекает множество людей, не только артистов, но и тех, кто никогда не был связан с искусством танца.
Балетмейстерам важно идти в ногу со временем, ощущать потребности и настроения публики. Сливаются в одно целое поэзия, музыка, танец, изо и театр, что рождает в итоге «Перфоманс». Перфоманс может нести в себе, какую-либо социальную, культурную, политическую идею, а может быть без нее. Тогда каждый зритель придумывает ее сам для себя. Танец рассматривается не как инструмент создания идеального пластичного тела и хореографического рисунка, а как инструмент, помогающий открывать в себе духовное начало. Из этого берут начало современные техники Moderndance и PostModrndance, в их слиянии зародилось такое направление, как ContemporaryDance.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хореография в лице классического танца затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу личности через показ имитацию человеческих характеров, способствует формированию моральных качеств. значение хореографии, а именно, классического танца в развитии творческой активности и воспитании ученика, сводится к следующим факторам:
– полноценному эстетическому совершенствованию возможностей ученика;
– развитию творческих способностей;
– гармоничному физическому развитию;
– формированию эстетических впечатлений и собственного «Я».
Синкретичность танцевального искусства подразумевает:
– развитие чувства ритма;
– умение слышать и понимать музыку;
– согласовывать движения с музыкой;
– одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию;
– развивать выразительность и изобразительность;
– формировать правильную осанку, основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе;
– прививать представления об актерском мастерстве.
Классический танец улучшает гибкость, тонус тела. Развивает мускулы и помогает в формировании хорошей осанки, равновесия и координации, пробуждает осознание красоты, развивает уверенность и самоуважение. Занятия классическим танцем являются эффективным средством организации досуга детей и подростков, в процессе которых можно научить ученика чувствовать свое тело, выражать чувства с помощью движений, помочь стать менее скованным и стеснительным. «Классический танец развивает не только физические способности молодого организма, но и выстраивает творческие основы личности: сочетание музыки, движений и драматического искусства вырабатывает художественный вкус ребенка, а также способствует развитию его общей культуры и интеллекта» [2, с. 39].
Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных,
изобразительных и других средств художественной выразительности, создает реальные предпосылки развития различных качеств учеников как художественно-эстетических, так и нравственных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – М., 2001.
- Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве / Е.П. Валукин. – М., 2002.
- Должанский, А.Н. Краткий музыкальный словарь / А. Н. Должанский. – СПб., 2000.
- Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981. – 235 с.
- Филатов, С.В. От образности – к выразительному движению / С.В. Филатов. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока учащихся 2 кл. хореографического отделения. Предмет: «Классический танец».Тема: "В стране вальса".
Специфика работы концертмейстера хореографии требует от него особого универсализма, мобильности. Концертмейстер должен не только обеспечивать достойное музыкальное сопровожден...
Классический танец – основа хореографического искусства
Цель занятия: - развитие интереса учащегося к хореографическому искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии с учетом их индивидуальных способностей, развитие природ...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства по предмету "Классический танец"
Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств с учетом обеспечения преемственности образовательных программ в области хореографического искусства и основных профессионал...
Сборник «Классический танец» предназначен для концертмейстеров хореографического класса Составитель Арапова С.В..
Сборник «Музыкальное оформление уроков классического танца» предназначен для преподавателей по предмету «Классический танец» и концертмейстеров хореографических школ и ДШ...
«Классический танец – основная система выразительных средств хореографического искусства»
laquo;Классический танец – основная система выразительных средств хореографического искусства»...