Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Оживший песок»
календарно-тематическое планирование (7, 8 класс)

Гладышева Ирина Валериевна

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности по песочной анимации «Оживший песок» (теургия на песке).

Статус программы: дополнительная общеобразовательная программа по песочной анимации.

Направленность: техническая

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техническому творчеству посредством песочной анимации.

Контингент обучающихся: учащиеся 7-8 классов.

Программа рассчитана на детей 14 - 15 лет

Продолжительность реализации программы: 8 месяцев.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.

Краткое содержание: программа состоит из двух образовательных модулей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Оживший песок"89.96 КБ
Файл Презентация2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Дополнительная общеобразовательная программа 

технической направленности

«Оживший песок»

Возраст учащихся: 14 - 15 лет

Срок реализации: 8 месяцев

Автор-составитель:

Гладышева Ирина Валериевна,

учитель изобразительного

искусства, МХК, черчения

                                                                                                                       

                                                                                                                               

Югорск - 2018 г.

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная программа технической  направленности по песочной анимации «Оживший песок» (теургия на песке).

Статус программы: дополнительная общеобразовательная программа по песочной анимации.

Направленность: техническая

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техническому творчеству посредством песочной анимации.

Контингент обучающихся: учащиеся МБОУ “СОШ № 6».

Программа рассчитана на детей 14 - 15 лет

Продолжительность реализации программы: 8 месяцев.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.

Краткое содержание: программа состоит из двух образовательных модулей.

Модуль 1 «Основные приемы» - 34 часа.

Введение. История возникновения песочной анимации. Знакомство с материалом (2 часа)

Формы занятий: теоретическая (1 час), практическая (1 час).

Основные приемы песочной анимации (18 часов)

Формы занятий: теоретическая (4 часа), практическая (14 часов).

Основы рисования деревьев и кустарников (4 часа)

Формы занятий: теоретическая (0,5 часа), практическая (3,5 часа).

Основы рисования животных (10 часов)

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (8 часов).

Модуль 2 «Технические нюансы. Творческая работа» - 34 часа.

Рисование строений (8 часов)

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (8 часов).

Основы композиции и перспективы (6 часов)

Формы занятий: теоретическая (1 час), практическая (5 часов).

Творческая статичная композиция (4 часа)

Формы занятий: теоретическая (0,5 часа), практическая (3,5 часов).

Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio (8 часов)

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (6 часов).

Основы песочной анимации (работа со сложными песочными картинами) (8 часов)

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (6 часов).

Ожидаемые результаты учебного года обучающиеся будут знать:

-        историю возникновения и развития песочной анимации;

-        устройство песочного стола;

-        технику работы на песочном столе;

-        технологию работы с различными материалами и инструментами на песочном столе;

-        основы композиции, композиции кадра, перспектива;

-        основы анатомии людей и животных;

-        о технологии создания сюжета для песочной анимации;

-        принципы работы с программой видеомонтажа Pinnacle Studio.


Содержание

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка.....................................................................................5

1.2 Цель и задачи программы.................................................................................9

1.3 Содержание программы..................................................................................10

1.4 Планируемые результаты...............................................................................15

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график.......................................................................16

2.2 Условия реализации........................................................................................19

2.3 Формы аттестации (контроля)........................................................................20

2.4 Оценочные материалы....................................................................................21

2.5 Методические материалы...............................................................................37

2.6 Список литературы..........................................................................................33


I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы – техническая.

Актуальность программы

Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно подросток, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка, любых других сыпучих продуктов можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве подростка, освобождает его от внутреннего напряжения. Структура программы позволяет обучающимся, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта. Разделы выстроены так, чтобы учащийся активизировал свою фантазию и творческие способности при создании сюжетных композиций, используя знания литературных героев, исторических произведений и пр.

Отличительные особенности программы

Программа имеет выраженную практическую направленность, которая определяет логику построения материала занятий.

Отличительные особенности данной программы является то, что она позволяет учащимся освоить навыки рисования песком, и в синтезе с операторским искусством, режиссурой, со знакомством современных компьютерных программ, способствует созданию творческого продукта – коротких, законченных видеороликов и анимационных музыкальных клипов. Осваивая данную программу, каждый учащийся имеет возможность создать свою песочную анимацию, сочинять, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и творчество.

Адресат программы

Данная программа рассчитана на обучение детей и подростков преимущественно в возрасте от 14-15 лет, владеющими начальными навыками рисования. Набор основного состава детей производится в свободной форме в установленные сроки. Во время учебного года предусмотрен дополнительный набор учащихся, так как происходит отсев детей по объективным причинам (смена места жительства, интересов деятельности и т.д.). Количество детей в группе: 8-10 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образовательным технологиям и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

- Конвенцией о правах ребенка;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 - оз «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;

- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);

­        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008;

- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);

- Лицензией на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ» от 07.09.2015г № 2266;

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им. Г. Ф. Атякшева», принятым общим собранием трудового коллектива протокол №4 от 21.05.2015г., утвержденным администрацией города Югорска 10.07.2015г. за №2562.

Программа предусматривает ведущее направление работы – проектная деятельность.

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 68.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся будут уметь:

-        рисовать песком разными техниками, сменять образы на световом столе;

-        составлять композиции для статичных и динамичных композиций;

-        разрабатывать сюжет и воплощать его на экране;

-        снимать на видеокамеру сюжеты из песка;

-        уметь работать с программой видеомонтажа Pinnacle Studio на компьютере;

-        выступать перед аудиторией.

Программа рассчитана на 1 учебный год (8 месяцев) обучения.

Формы обучения по программе - очная.

Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, групповые, фронтальные. 

Виды занятий: 

Тематические и практические занятия; просмотры и обсуждение анимационных фильмов; мастер-классы; беседа с игровыми элементами; коллективное творческое дело (КТД); тестирование, игра-путешествие; защита творческой работы; разработка анимации; викторины, конкурсы, и др.

Режим занятий

Общее количество часов в год – 68 (1 раз в неделю по 2 часа).

Продолжительность занятий 40 минут, с перерывом 15 минут.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей и логического мышления средствами песочной анимации.

Задачи программы по формированию и развитию следующих качеств учащихся:

Обучающие:

-        знакомство с историей возникновения песочной анимации, ее особенностях, возможностях;

-        знакомство с основами композиции, композиции кадра, перспективе;

-        знакомство с основами анатомии людей и животных;

-        знакомство с технологией создания сюжета для песочной анимации;

Развивающие:

-        обучение техническим и художественным приемам песочной анимации;

-        формирование умения разрабатывать сюжет и воплощать его на экране;

Воспитательные:

-        формирование нравственно-эстетической отзывчивости;

-        формирование эстетического вкуса;

-        формирование умения создания собственных фильмов по выбранной тематике;

-        формирование умения работы в коллективе над проектами;

-        формирование художественно-творческой активности.

Условия реализации:

Программа рассчитана на обучающихся 14-15 лет. Количество детей в группе: 8-10 человек.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Работа проводится по трем формам:

1. Демонстрационная - работу выполняет педагог, а обучающиеся воспроизводят действия на рабочих местах.

2. Фронтальная - синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога.

3. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны педагога.

Для выполнения творческих работ используется технология проектов.

Формы и виды занятий:

•        индивидуально-групповая;

•        групповая;

•        мастер-классы;

•        беседа с игровыми элементами;

•        коллективное творческое дело (КТД);

•        игра-путешествие;

  • тестирование;

•        защита творческой работы;

•        выставка творческих работ;

  • разработка анимации;

•        викторины, конкурсы и др.

1.3. Содержание программы

Программа предполагает дальнейшее освоение учащимися приемов работы с сыпучими материалами, формирование представлений о возможностях песочной анимации, озвучивания фильма, использование компьютерных программ (Pinnacle Studio).

Учащиеся изучают историю зарождения анимации. Знакомятся с технологией и приемами работы с песком; с особенностями работы художника -  аниматора, а также монтажа для итоговой анимации.

Занимаясь последовательно сочинением сюжета, рисунком, моделированием, учащиеся создают песочную анимацию.

Учебный план

п/п

Название модуля

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

Теория

Практика

Всего

1

Модуль 1 «Основные приемы»

7

27

34

Групповая, индивидуальная, комбинированное, повторение и усвоение пройденного, новый материал.

Творческая работа

2

Модуль 2 «Творческая работа»

7,5

26,5

34

Групповая, индивидуальная, комбинированное, повторение и усвоение пройденного, новый материал.

Проектная работа

Итого часов:

14,5

53,5

68

Содержание учебно-тематического плана

Модуль 1 «Основные приемы» - 34 часа.

Введение. История возникновения песочной анимации. Знакомство с материалом (2 часа)

История жанра «песочная анимация». Знакомство с песком, световым столом. Правила техники безопасности при работе на песочных столах, при работе с песком.

Формы занятий: теоретическая (0,5 час), практическая (1,5 час).

Основные приемы песочной анимации (18 часов)

1.        Щепотка (насыпание песочной струей: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).

2.        Песочная струя:

-        песчинки попадают в одну точку-круг;

-        песочная струя рассыпается зигзагом: волны, чайки и пр.;

-        песочная струя рассыпается дугой: холмы, горы и пр.;

-        песочная струя рассыпается линией: дороги, дома и пр.;

-        песочная струя рассыпается замкнутой линией: воздушные шары, облака и пр.;

-        песочная струя рассыпается спиралью: порыв ветра, снежные бури и пр.;

3. Рисование пальцами:

- песок раздвигается пальцами по фону;

4.        Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья бабочки, птиц и пр.);

5.        Рисование с помощью подушечек пальцев (вода, дождь, звезды и пр.);

6.        Насыпание песка с помощью линии (лучи солнца);

7. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

8.        Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)

9.        Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).

Формы занятий: теоретическая (4 часа), практическая (14 часов).

Основы рисования деревьев и кустарников (4 часа)

Рисование деревьев и кустарников одной и одновременно двумя руками. Составление композиции «Лес».

Формы занятий: теоретическая (0,5 часа), практическая (3,5 часа).

Основы рисования животных (10 часов)

Художники, которые изображают животных, называются анималистами (от латинского слова animal — животное). При рисовании животных прежде всего нужно определить, из каких частей состоит их туловище и какой формы эти части тела. Установление аналогий между частями тела животного и самыми распространенными геометрическими фигурами. Пропорциональные отношения частей тела. Изображение насекомых, птиц, животных в различных положениях. Конструктивная основа животного – скелет. Рисование домашних животных в статике. Составление статичной композиции «Кошка на окне», «Спящая собака» животных в статике с помощью «линии» и «пятна». Рисование диких животных (олень, заяц) несколькими способами. Составление статичной композиции «В чаще леса», «За кустом». Рисование животных в статике с помощью «линии» и «пятна». Рисование лошади указательным пальцем, соблюдая все пропорции, используя таблицы поэтапного рисования.

Поэтапное рисование лошади в движении при помощи тонкой кисти. Передача движения пропорций и характера силуэта животного. Освоение элементов моделировки формы; передачи объема. Изображение по стадиям.

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (8 часов). Модуль Модуль 2 «Технические нюансы. Творческая работа» - 34 часа.

Рисование строений (8 часов)

Деревенский домик. Рисование деревянного деревенского домика несколькими способами:

-отсечение лишнего;

-насыпание из кулака;

-одновременно двумя руками.

Многоэтажный дом. Работа может выполняться не только руками, но и кистями, щепками. Работа над рисунком начинается с фона. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом.

Дворцы, башни, храмы, замки. Составление композиции по ранее изученным материалам (рисование домика и лошади).

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (6 часов).

Основы композиции и перспективы (6 часов)

Что такое композиция и как ее понимать. Композиционный центр. Статичная композиция и динамическая композиция. Выразительные средства композиции: линии, пятно, точка. Средства композиции: симметрии и асимметрия, пропорции, контраст, ритм. Основы перспективы: линейная и воздушная перспектива.

Рисование городского пейзажа (статичная композиция): композиционное решение рисунка. Лаконичное выражение основного декоративного решения, передающего настроение мотива.

Рисование водной поверхности (статичная композиция): Передача состояния стоячей воды в рисунке; освоение роли фактурных средств сыпучего материала при передаче состояния водной поверхности. Выявление пространственных планов; тоновой цельности. Изучение особенностей графического рисунка.

Формы занятий: теоретическая (1 час), практическая (5 часов).

Творческая статичная композиция (4 часа)

Творческая статичная композиция «Мои мечты». Передача тоном, освоение особенностей системы тоновых отношений передача пространства и света.

Статичная композиция «Летний день». Проработка композиционного решения. Выбор фрагмента с учетом выразительности и эмоционального содержания рисунка. Детальная проработка предметов; передача светотеневого состояния и системы тональных и световых отношений. Усвоение единства тонового и перспективного решения.

Формы занятий: теоретическая (0,5 часа), практическая (3,5 часов).

Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio (8 часов)

Учащимся будет интересно знать, как из существующего DVD-видеодиска получить файл для просмотра на Sony PSP или Apple iPOD, а также для размещения видео в сети Интернет. А так же, знать еще больше технических нюансов обработки видео с учетом современного программного и аппаратного обеспечения.

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (6 часов).

Основы песочной анимации (работа со сложными песочными картинами) (8 часов)

Работа со сложными песочными картинами. Песочная анимация - это не просто набор из эффектных картинок, у каждого песочного шоу есть сюжетная линия, изображения связаны между собой идейно и композиционно, а созданный видеоряд сопровождает музыка. Все картины рождаются в такт музыке и должны соответствовать звучащей мелодии. Выстраивается фильм из песка по всем правилам кинематографии – у него должна быть интрига, кульминация и развязка. Образы трансформируются из одного в другой, проецируются на большой экран. Видеоряд этих песочных трансформаций сопровождается специально подобранной к сюжету анимации музыкой.

Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (6 часов).

1.4 Планируемые результаты

Учащиеся в процесс освоения программы приобретают следующие качества:

Личностные:

формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательному процессу; формирование эстетических потребностей и чувств; устойчивый интерес к технологии создания песочных анимаций; умение создавать выразительный образ в доступных видах художественного творчества.

Метапредметные: 

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с педагогом; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений история песочной анимации.

Предметные: 

знание основ процесса создания песочной анимации (определение последовательности выполнения действий, разработка замысла сюжета, пути его реализации, воплощение его в продукте, демонстрация готового продукта).

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график

п/п

Дата

Месяц

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

всего

Модуль 1 «Основные приемы» - 34 часа.

1

Сентябрь

Знакомство с песком, световым столом.

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

2

Сентябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

3

Сентябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

4

Сентябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

5

Октябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

6

Октябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

7

Октябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

8

Октябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

9

Ноябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

10

Ноябрь

Основные приемы песочной анимации:

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

11

Ноябрь

Основы рисования деревьев и кустарников

Групповая, индивидуальная, повторение и усвоение пройденного.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

12

Ноябрь

Основы рисования деревьев и кустарников

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Творческая работа

13

Декабрь

Основы рисования животных

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

14

Декабрь

Основы рисования животных

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

15

Декабрь

Основы рисования животных

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

16

Декабрь

Основы рисования животных

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

17

Январь

Основы рисования животных

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Творческая работа

Модуль 2 «Технические нюансы. Творческая работа» - 34 часа.

Январь

Рисование строений

Групповая, индивидуальная, новый материал.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Январь

Рисование строений

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Февраль

Рисование строений

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Февраль

Рисование строений

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Творческая работа

Февраль

Основы композиции и перспективы

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Февраль

Основы композиции и перспективы

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Март

Основы композиции и перспективы

Групповая, индивидуальная, комбинированное.

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Творческая работа

Март

Творческая статичная композиция

Групповая, комбинированная.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Март

Творческая статичная композиция

Групповая, комбинированная.

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Импровизация

Март

Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio.

Групповая, комбинированная.

1

1

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Апрель

Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio.

Групповая, комбинированная.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Апрель

Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio.

Групповая, комбинированная.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Апрель

Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio.

Групповая, комбинированная.

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Апрель

Основы песочной анимации (работа со сложными песочными картинами)

Групповая, комбинированная.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Май

Основы песочной анимации (работа со сложными песочными картинами)

Групповая, комбинированная.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Май

Основы песочной анимации (работа со сложными песочными картинами)

Групповая, комбинированная.

0,5

1,5

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Май

Основы песочной анимации (работа со сложными песочными картинами)

Групповая, комбинированная.

0

2

2

МБОУ  «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Защита проекта

Итого часов по разделам:

68

2.2 Условия реализации

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям и нормам. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения материалов, литературы и наглядных пособий.

Материалы и инструменты:

  1. Цифровой фотоаппарат (может быть использована видеокамера с функцией покадровой съемки, веб-камера).
  2. Штатив.
  3. Стол для песочной анимации профессиональный (р-р 70х100см.), с подсветкой, с пультом переключения на разные цветовые фоны, для готового сюжета.
  4. Столы для песочной анимации, меньшие по размеры (50х70см.) для проработки деталей.
  5. Компьютер с программой для обработки отснятого материала.
  6. Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления песочной анимации).
  7. Кварцевый дробленый песок, речной просеянный песок.
  8. Диски для записи и хранения материалов.
  9. Устройство для просмотра готовых анимаций. Это могут быть: DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

1. Сборник дидактических материалов: разработка внеклассных мероприятий; открытые занятия; родительские собрания; технологические карты; творческие тесты; методические разработки.

2. Методическая литература.

3. Дидактические и развивающие игры.

4. Репродукции.

5. CD, DVD - диски.  

Кадровое обеспечение. Учитель изобразительного искусства.

2.3 Формы аттестации (контроля)

На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:

- Беседа в форме «вопрос - ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.

- Тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам).

- Конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их родители).

- Открытое занятие.

- Защита творческих проектов.

- Участие в научно-исследовательских конференциях.

 Участие в городских, окружных, всероссийских выставках и конкурсах, представляет собой форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого ребенка.

По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:

- Начальный или входной контроль (начало учебного года), для определения уровня развития детей, их творческих способностей проходит в виде беседы и теста.

- Текущий контроль (в течение учебного года), для определения степени усвоения учащимися учебного материала и готовности к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Контроль проходит в виде наблюдения, опроса, итоговых занятий, самостоятельной работы.

- Промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела), для определения степени усвоения учащимися учебного материала, проводится в форме творческой работы, конкурса, теста.

- Итоговый контроль (в конце учебного года), для определения результатов обучения, ориентирование учащихся на дальнейшее обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Проводится в форме тестового задания, творческой работы.

По итогам аттестации заполняются таблицы диагностики и мониторинга в начале, середине и конце учебного года.

2.4 Оценочные материалы

В качестве критериев мониторинга и диагностических исследований учащихся, в программе применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому, которая утверждена методическим советом и разработана с учетом данного направления деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом увидеть и проанализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в программу.

Оценка результатов выставляется по трех-балловой шкале: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень.

В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы. Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров (табл.1 - 5).

Таблица 1

Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся творческого объединения «Оживший песок»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во

 баллов

Методы диагностики

I.Теоретическая подготовка:

1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

Максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

Минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

II. Практическая подготовка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно –                   тематического плана программы)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков более1/2);

Максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);                          

-Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Минимальный уровень (испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей);

Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2

3

Анализ

Таблица 2

Мониторинг воспитанности учащихся творческого объединения «Оживший песок»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное к-во баллов

Методы диагностики

1.Профессиональная воспитанность

  1. Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.
  2. Культура организации своей деятельности

  1. Уважительное отношение к профессиональной деятельности других.

  1. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Завершение работы, использование необходимых дополнений

Аккуратность в выполнении практической работы, терпение и работоспособность

Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы

Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога

Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца);

Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения);

Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения)

Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность);

Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен).

Минимальный уровень (не объективен при оценивании работы сверстников);

Средний уровень (старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты);

Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты)

Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки);

Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога);

Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Коллективная ответственность.

  1. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

  1. Стремление к самореализации социально адекватными способами

  1. Соблюдение нравственно-этических норм

Аккуратность выполнения части коллективной работы

Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях

Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы);

Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы)

Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен);

Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков);

Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы)

Максимальный уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы)

Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях);

Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях).

Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Таблица 3

Диагностика результатов обучения и личностного развития учащихся  

Раздел программы

Фамилия имя  

Разноцветная страна

 Песочная анимация как вид искусства

 Студия песочной анимации представляет

В ожидании праздника

Итого

1

Сводная данных по группе

Средний балл

Таблица 4

Диагностика уровня развития ключевых компетенций учащихся

Компетенции

Учебно-познавательная

Общекультурная

Коммуникативная

Личностного совершенствования

Итого

Приемы лепки

Цветовая гамма

Приемы работы с

 бумагой

Создание сценария

Народные обычаи и традиции

Анимация. История

Этапы съемки

мультфильма

Выразительные средства

Защита замысла

Средний бал

Приобретение опыта разнообразной

деятельности, опыта познания и самопознания

Приобретение опыта разнообразной

деятельности, опыта познания и самопознания

Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Средний бал

Соблюдение норм поведения в окружающей среде

Соблюдение правил здорового образа жизни

Средний бал

1

Сводная данных по группе

Средний балл

Таблица 5

Диагностика воспитанности учащихся

Диагностические параметры

Фамилия имя

Профессиональная воспитанность

Социальная воспитанность

Оценка воспитанности детей

Этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов

Культура организации своей деятельности

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Коллективная ответственность

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Стремление к самореализации социально адекватными способами

Соблюдение нравственно-этических норм

Толерантность

Начало

года

Конец года

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимое дополнение

Аккуратен в выполнении практической работы

Терпелив и работоспособен

При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным

Подчеркивает положительное в чужой работе

Стремится исправить указанные ошибки

Прислушивается к советам педагогов

Старается аккуратно выполнить свою часть коллективной работы

Участвует в выполнении коллективных работ

Не мешает другим детям на занятиях

Не конфликтен

Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков

С желанием показывает другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях кружка

Доброжелателен

Средний бал

Средний бал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

Сводная данных по группе

  1. Методические материалы

Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс по программе организуется в очной форме. Методы обучения

Большое место в реализации данной программы принадлежит следующим методам:

 - Методы обучения по уровню активности детей: активные (работа с технологической картой, книгой); пассивные (рассказ, объяснение, демонстрация).

 - Методы по уровню включения в творческую деятельность: объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

 - Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); индивидуально (фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); групповой (организация работы по малым группам); дифференцированный подход; индивидуальный.

- Метод стимулирования познавательной и творческой активности детей: поощрение и похвала; чередование видов деятельности.

- Метод воспитания и развития: самостоятельная работа; коллективный анализ совместной деятельности.

- Методы контроля и самоанализа: контрольные задания: тесты; самооценка; просмотры творческих проектов; участие в конкурсах окружных и всероссийских; диагностика.

Формы организации образовательного процесса

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.  Основная форма работы фронтальная, но также необходимо организовать обучение в группах, с тем чтобы осуществить индивидуальный подход к детям.

- Фронтальная: просмотр анимационных фильмов; участие в обсуждениях фильмов; предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному; освоение знаний о языке кино и выразительных средствах экрана;

 - Групповая: выполнение творческого задания; работа над созданием песочной анимации (замысел, сценарий, наложение музыки, видеосъемка);

- Индивидуальная: выполнение практических заданий, работа с камерой (подготовительный период, съёмки, нарезка музыки).

Данная программа предусматривает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих определенные особенности личности: легкой формой ДЦП, незначительным нарушением слуха, речи, зрения, физического развития, девиантного поведения. Тактильное воздействие песка, способствует уменьшению тревожного состояния, снижает агрессию, обучает саморегуляции.

Формы организации учебного занятия

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.  Основную долю программы составляет практическая работа, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала (информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы). Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие приемы освоения песочной анимации. Информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы.

В работе используются разные формы учебных занятий: репетиция, практический семинар, беседа, лекция, мастер-класс, наблюдение, эксперимент, конкурс, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просмотры и обсуждения анимационных фильмов.

Развитию детского творчества также способствует коллективная работа, во время которой используется инициатива и энергия всех участников для того, чтобы добиться максимального результата. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ или оценка, что приучает детей справедливо и объективно подходить к оценке работ, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Педагогические технологии

Программа основана на таких педагогических технологиях, как:

- традиционные технологии

- объяснительно-иллюстративные технологии обучения, в основе которых лежат дидактические принципы Я. А. Коменского;

- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса - гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;

- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии Б. П. Никитина;

- технологии развивающего обучения - личностно-ориентированное развивающее обучение И. С. Якиманской.

Теоретико-методологической основой разработки программы являются основы педагогической практики таких авторов как:

- А. В. Хуторский (основы компетентностного и личностно-оринтированного подхода в обучении; создание индивидуальной образовательной траектории учащихся);

- И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, Ю. А. Конаржевский (общепедагогические технологии подготовки к занятию, рекомендации по анализу занятий);

- В. И. Андреев (взаимодействие воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека).

Для полноценного разворачивания процесса самоопределения у учеников, открытая образовательная программа, её логика и содержание построены в соответствии со следующими принципами:

-  Формирование новых образовательных потребностей учащихся, таких, как развитие технического творчества и освоение методов научного познания мира посредством песочной анимации с применением компьютерных технологий.

- Возможность индивидуального образовательного маршрута через соорганизацию различных форм индивидуального и коллективного участия. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей  в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и осознавая эту значимость, ребенок старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника объединения.

-   Мобильные перемещения участников по образовательным позициям. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-аниматора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: выбор текста для сюжета песочной анимации, подбор и нарезка музыки, озвучивание.

- Включение в содержание программы фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей детей, научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения учебного материала, позволяет погружать учащихся в современные формы мышления, коммуникации и деятельности.

- Образовательные задачи, актуальные и практически значимые для всех учащихся, построены на принципе событийности, когда на каждом занятии происходит что-то важное, а для каждого ребенка совершается какое-то открытие.

В основу занятий по программе легли следующие педагогические принципы:

- личностно-смысловое общение педагога с учащимися;

- творческая доминанта: преобладающей деятельностью  является та или иная форма творчества ребенка;

-  научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей учащихся).

- многопозиционное освоение художественного текста: восприятие, переживание, обсуждение произведений анимации с разных точек зрения (критик, режиссер, сценарист, аниматор, музыкант и т.д.);

- культуросообразность в воспитании (воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям);

- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации)

- развивающее обучение и индивидуализация, направленная на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у детей обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Алгоритм учебного занятия

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

I этап

организационный

Организация начала занятия. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап

проверочный

Проверка домашнего задания (если было - творческого, практического) выявление пробелов и их коррекция.  Проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап

подготовительный  

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап

основной

Усвоение новых знаний и способов действий.  Первичная   проверка   понимания.    Закрепление    знаний    и    способов    действуй.

 Обобщение и систематизация знаний

V этап

контрольный

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап

итоговый

Подведение итогов: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII этап

рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

VIII этап

информационный

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

2.6 Список литературы

  1. Вано И. П. Рисованный фильм. М.: Госкиноиздат, 1950, 87 с., илл.
  2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально – педагогической деятельности. Ярославль. Академия развития. 2004.
  3. Зубков Л.Б. Словарные игры. СПб.: КРИСАЛЛ. – 288 с., 635 ил.
  4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец.№2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М., Просвещение, 1987. – 128 с., 8л. илл.: илл.
  5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с. Илл.
  6. Феличев С.В. Мой друг компьютер: Книга для детей и родителей /Художн. М. Хавторин; Оформл. Серии А. Литвиненко. - М.: Росмэн, 2000. - 120 с.: ил.
  7. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – М.: Рольф, 2000. – 208 с. + цв. вклейка, с илл.
  8. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 – 14 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  9. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.
  11. СПб.: Речь, 2002.
  12. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006.
  13. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб.: Питер, 2001.
  14. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М.: Инт, 2010.
  15. Звук в фильме. Литература для детей. Рожков Р.Л. М.: 1980.
  16. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007.
  17. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В. – Новосибирск, 2004.

Интернет источники

  1. Gif-анимация - как это делается? http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26678/
  2. http://ru.wikipedia.org 
  3. Как делают мультфильмы – технология http://ulin.ru/whatshow.htm
  4. Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru
  5. Кратко о процессе создания рисованного мультфильма. http://www.diary.ru
  6. Правила работы с фотоаппаратом и штативом http://www.profotovideo.ru 
  7. Что такое сценарий http://www.kinotime.ru/
  8. Обучающие видеоуроки по программе видеомонтажа pinnacle studio.msi https://4create.ru/training/129-uroki-pinnacle-studio-rus.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа «Оживший песок». Персонализация дополнительного образования. Автор: Гладышева Ирина Валериевна учитель первой квалификационной категории ММБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Слайд 2

Актуальность Образовательная программа «Оживший песок», направленна на всестороннее развитие личности, художественного и технического воспитания обучающихся средствами изобразительного искусства, в частности, с овладением техникой «песочной анимации» и освоением современных компьютерных программ. Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно подросток, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка, любых других сыпучих продуктов можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве подростка, освобождает его от внутреннего напряжения. Структура программы позволяет обучающимся, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта. Разделы выстроены так, чтобы учащийся активизировал свою фантазию и творческие способности при создании сюжетных композиций, используя знания литературных героев, исторических произведений и пр.

Слайд 3

Цель программы: развитие творческих способностей и логического мышления средствами песочной анимации. Задачи программы по формированию и развитию следующих качеств учащихся: Обучающие: - знакомство с историей возникновения песочной анимации, ее особенностях, возможностях; - знакомство с основами композиции, композиции кадра, перспективе; - знакомство с основами анатомии людей и животных; - знакомство с технологией создания сюжета для песочной анимации; Развивающие: - обучение техническим и художественным приемам песочной анимации; - формирование умения разрабатывать сюжет и воплощать его на экране; Воспитательные: - формирование нравственно-эстетической отзывчивости; - формирование эстетического вкуса; - формирование умения создания собственных фильмов по выбранной тематике; - формирование умения работы в коллективе над проектами; - формирование художественно-творческой активности.

Слайд 4

Условия реализации: Программа рассчитана на обучающихся 14-15 лет. Количество детей в группе: 8-10 человек. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Работа проводится по трем формам: 1. Демонстрационная - работу выполняет педагог, а обучающиеся воспроизводят действия на рабочих местах. 2. Фронтальная - синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога. 3. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны педагога. Для выполнения творческих работ используется технология проектов.

Слайд 5

Программа состоит из двух образовательных модулей. Модуль 1 «Основные приемы» - 34 часа. Введение. История возникновения песочной анимации. Знакомство с материалом (2 часа) Формы занятий: теоретическая (1 час), практическая (1 час). Основные приемы песочной анимации (18 часов) Формы занятий : теоретическая (4 часа), практическая (14 часов). Основы рисования деревьев и кустарников (4 часа) Формы занятий: теоретическая (0,5 часа), практическая (3,5 часа). Основы рисования животных (10 часов) Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (8 часов).

Слайд 6

Модуль 2 «Технические нюансы. Творческая работа» - 34 часа. Рисование строений (8 часов) Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (8 часов). Основы композиции и перспективы (6 часов) Формы занятий: теоретическая (1 час), практическая (5 часов). Творческая статичная композиция (4 часа) Формы занятий : теоретическая (0,5 часа), практическая (3,5 часов). Работа в программе видеомонтажа Pinnacle Studio (8 часов) Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (6 часов). Основы песочной анимации (работа со сложными песочными картинами) (8 часов) Формы занятий: теоретическая (2 часа), практическая (6 часов).

Слайд 7

Планируемые результаты Учащиеся в процессе освоения программы приобретают следующие качества: Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательному процессу; формирование эстетических потребностей и чувств; устойчивый интерес к технологии создания песочных анимаций ; умение создавать выразительный образ в доступных видах художественного творчества.

Слайд 8

Планируемые результаты Метапредметные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с педагогом; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений история песочной анимации. Предметные: знание основ процесса создания песочной анимации (определение последовательности выполнения действий, разработка замысла сюжета, пути его реализации, воплощение его в продукте, демонстрация готового продукта).

Слайд 12

Программа направлена на преодоление стрессовых состояний, поддержание психологического здоровья, самопознание, самопринятие , личностный рост и творческую самореализацию. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых. Всё построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия изоискусства с песочной анимацией. Пластичность — очень интересное свойство, делающее рисование песком действительно анимацией. Если говорить о пользе рисования песком, прежде всего, хочу повторить, что это искусство. А любой человек, соприкасаясь с искусством, и отдыхает и развивается одновременно. Очень интересен сам процесс, какую цель бы вы не преследовали, начиная рисование: рисуете ли вы картину или придумываете сюжет с различными переходами. Песочная анимация развивает образное мышление, интуицию и мелкую моторику. А так же, как и любое рисование, заставляет смотреть на мир немного по-другому… как минимум более внимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...