рабочая программа ОДОД
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
ГБОУ школы №372 Московского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Приказом №__от_________2018г.
Протокол №__ Руководитель образовательной организации
От __________20 г. А.В. Шепелев
Дополнительная общеобразовательная программа
Рукопашный Бой
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель: Васильев И.В.
Педагог дополнительного образования
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы живем во времени, когда еще существует потребность в изучении боевых единоборств. В разных странах мира существует масса разновидностей обучения правильному ведению борьбы с противником. Многие виды подобных систем возведены в ранг искусства, такие как, например, ушу, каратэ, капоэйро и другие. Методики ведения боя стали появляться еще тогда, когда древний человек впервые взял в руки палку или камень чтобы добыть себе пищу и защитить себя от диких животных. В настоящее время наблюдается активный интерес к изучению боевых искусств. Как и во многих других странах в нашем государстве существует и успешно развивается ряд подобных систем борьбы (самбо, бокс, вольная борьба и т. д.). Данная программа посвящена рукопашному бою, одной из боевых универсальных систем, которую можно назвать общенациональной. Вобравшей в себя много передового опыта из других систем единоборств. Техники рукопашного боя широко используются в силовых структурах при подготовке персонала для выполнения задач по освобождению людей. Захвату и нейтрализации противника. Простым гражданам это знание также доступно и многими практикуется для самообороны, а также для достижения гармоничного взаимодействия с окружающей средой, физического и духовно-нравственного развития. Рукопашный бой в настоящее время – это система, не требующая разделения по национальным признакам, но все же существуют разновидности рукопашного боя, разделяющегося по специфическим признакам. В России рукопашный бой начал формироваться в систему, еще в царские времена, чтобы обучать агентов полиции и регулярные войска. Очень много полезного опыта оставили нам в наследство такие люди как Александр Васильевич Суворов, Нил Нилович Ознобишин. В советское время продолжали развивать рукопашный бой, такие, как В.С. Ощепков (1892-1937). В 1911-1914 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Японии, у Кано Дзигоро и получил из рук патриарха степень, 2-й дан. В 1922-1933 гг. В.А. Спиридонов разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику самозащиты на основе дзюдзюцу, английского и французского бокса, а также "бытовой драки". В 1940 году В.П. Волков, прошедший обучение, как у Спиридонова, так и у Ощепкова соединил элементы обеих систем в рамках единого курса обучения, изложенного им в учебнике для школ НКВД. А.А. Харлампиев продолжил его работу, в данном направлении итоги которой были изложены в книге "Борьба Самбо" (1946 г.). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы защиты от вооруженного противника. Таким образом, произошло разделение на спортивный вариант (самбо) и Боевой вариант (рукопашный бой). Крупными специалистами рукопашного боя после военного периода считались А. Долматов, Н.Н. Симкин Л.П. Онул и ряд других "засекреченных товарищей". Кроме того, в настоящее время выделились своими системами Т. Касьянов (школа жизни "Сэн-Э") – на основе японского каратэ и китайского ушу и А.А.Кадочников (Русский стиль)-ученик В.А.Спиридонова. Разработаны различные методики рукопашного боя для ВДВ, МВД, общевойсковой вариант.
.
- ВВЕДЕНИЕ
Рукопашный бой (далее – РБ), рассматриваемый в данной учебной программе (далее – программа) основан на использовании системы Кадочникова А.А. («Способ Кадочникова А.А. самозащиты от нападения» - патент на изобретение № 215980 от 27 ноября 2000 года). Эта система РБ, рассматривается как способ достижения личной безопасности в экстремальных ситуациях XXI века, а также является разделом системы выживания, ориентированный на сохранение здоровья (физического и психического) граждан. Непосредственно сам РБ составляет всего лишь один из разделов системы выживания. Помимо РБ в эту систему входят такие разделы как безопасность человека в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) и медико-психологическая подготовка. Данная программа, позволяет через РБ и другие разделы становление духовно-нравственных и физических качеств.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Особенно это ярко выражено у молодёжи и подрастающего поколения.
Направленность программы.
Программа разработана с учётом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 гг.». По содержанию она является военно- патриотической, по функциональному назначению – учебной – прикладной, досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Цели и задачи программы:
1.Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности Отечеству.
2.Воспитание готовности к службе в армии.
3.Физическое развитие и формирование здорового образа жизни.
4. Формирование навыков выживания в различных условиях обстановки.
5.Способствовать воспитанию гражданственности и нравственности, высокой ответственности, патриотических чувств.
Педагогическая целесообразность.
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые выражаются:
- В принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);
- В формах и методах обучения (активное, дифференцированное);
- В методах контроля (тесты, соревнования);
- В средствах обучения (тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы, книги). Практика всегда подкрепляется теорией.
Основными целями программы являются:
1 – патриотическое воспитание детей и подростков;
2 – формирование всесторонне развитой личности – защитника Отечества;
3 – сохранение культурно-духовного наследия российского народа;
4 – пропаганда здорового образа жизни.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- формирование патриотических чувств и сознания детей и подростков на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развитие и укрепление здоровья;
- содействие нормальному физическому развитию;
- развитие основных жизненно-важных функций;
- развитие необходимых навыков действий при сложившихся ЧС;
- овладение необходимых знаний и умений РБ по системе Кадочникова А.А.;
- формирование здорового образа жизни.
Занятия могут проводиться в учебных аудиториях, в условиях спортивного зала (спортивной площадки), на природе. Обучение ведут только опытные педагоги, энтузиасты своего дела в полном соответствии с тематическим планом. Обучение происходит по принципу «от простого – к сложному». Направленность обучения носит оздоровительный, общеразвивающий и специализированный характер.
На протяжении всего периода обучения осуществляется врачебный и педагогический контроль детей и подростков. Врачебный контроль включает в себя медицинский контроль в начале и в конце каждого года обучения. Педагогический контроль осуществляется самим педагогом на каждом занятии, а также в целях проверки уровня подготовленности – в конце каждого года обучения.
Программа предусматривает обучение детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, из которых комплектуются подростковая группа 12 – 17 лет. Группы формируются согласно возраста численностью 12 – 16 человек. Ограничений по набору нет. Занятия с детьми (подростками) – инвалидами и детьми (подростками), имеющими ограничения по здоровью, проводятся в отдельных группах.
В ходе проведения занятий в группах используются следующие формы занятия:
- внеурочные;
- в спортивном зале (спортивной площадке);
- в природных условиях.
Для обучения используются такие методы как:
- дидактический (рассказ, показ);
- специализированный (обучение действиям в ЧС, владению приёмов РБ, развитие физических качеств).
Программа предусматривает обучение групп за 1 год (9 месяцев в год), продолжительностью – 189 ч в год.
По окончании обучения проводится комплексный зачёт по:
- знаниям условий безопасного поведения, анатомических и физиологических характеристик человека и его систем жизнеобеспечения, психической регуляции;
- умениям действий при возникновении ЧС техногенного и природного характера, оказания доврачебной и первой медицинской помощи пострадавшим, грамотного использования приёмов РБ и проверка уровня физического развития.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа разработана на один учебный год, продолжительностью девять месяцев.
Общее количество часов (учебный час)
144 часов |
36 недель/ 72 занятия |
4 ч/неделю |
Продолжительность учебного занятия – 50 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в учебно-полевых сборах и соревнованиях продолжительность учебного дня не регламентируется.
Учебный план объединения дополнительного образования.
Направленность | Название объединения | Тематика деятельности | Кол-во часов | Кол-во в неделю | Всего часов по программе в год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Основы военной службы | Военно-патриотический клуб «СКИФ» (Юнармия) | Раздел I. ОВС | 2 | 1/2 | 88 |
Раздел II. Стрелковая подготовка. | 2 | 1 | 56 | ||
Итого: | 4 | 2 | 144 | ||
Раздел III. Прикладной рукопашный бой | 4 | 2 | 144 |
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 14 до 17 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Срок реализации образовательной программы 1 год, объем 288 часов.
Формы занятий:
- Фронтальная; Групповая; Индивидуальная.
Способы проверки освоения программы:
Выполнение нормативов; Тестирование; Зачётные занятия.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую деятельность.
Режим занятий: два раза в неделю по два часа. 2 часа по I Разделу, 2 часа по II Разделу
2 раза в неделю по 2 часа по III Разделу (приложение №1 к программе).
Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения воспитанник должен знать:
- Основные составляющие здорового образа жизни;
- Ратные страницы истории Отечества;
- Строй отделения и порядок управления им;
- Правила оказания первой медицинской помощи;
- Средства индивидуальной защиты;
- Устройство автомата Калашникова.
Должен уметь:
- Выполнять строевые приёмы на месте и в движении;
- Ориентироваться на местности и двигаться по азимуту и по карте;
- Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; при ранении и т.п.
- Выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74.
- Освоить навыки рукопашного боя.
- Освоить порядок использования ИСЗ.
В результате реализации данной программы:
• будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;
• участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности,
культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
• члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
• у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
• компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Активное участие во всех видах соревнований по рукопашному бою является показателем степени вовлеченности в образовательный процесс. Воспитанникам секций предлагается:
- Принимать участие в соревнованиях по самбо, среди школьных спортивных клубов.
- Принимать участие в первенстве города по все стилевому карате.
- Участвовать в открытых первенствах по дзюдо, в рукопашном бою, не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы имеется
• Спортзал;
• Открытая специально оборудованная спортивная площадка;
• Спортивный инвентарь;
• Военно-полевая форма для членов клуба;
• Учебный класс.
Методы, используемые в процессе обучения.
• Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
• Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
• Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
• Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
• Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
• Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
• Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
• Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
• Анкетирование, опрос обучающихся – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств, обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
• Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН- Возраст12-17 лет
№ | ТЕМА | Количество учебных часов | ||
теория | практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. | 1 | ||
2 | Безопасность и защита человека в ЧС | Условия безопасного поведения | 1 | 4 |
3 | Экстремальные ситуации в условиях проживания | 2 | 4 | |
4 | Основы медико-психологи- ческих навыков | Основы оказания доврачебной помощи в ЧС | 2 | 5 |
5 | Основы техники рукопашного боя | Базовые элементы | 2 | 10 |
6 | Освобождения от захватов, обхватов и удушающих приемов | 2 | 14 | |
7 | Удары и защита от ударов | 2 | 14 | |
8 | Основы развития физических качеств | Силовые упражнения | 2 | 13 |
9 | Упражнения для развития быстроты | 2 | 13 | |
10 | Упражнения для развития выносливости | 2 | 13 | |
11 | Упражнения для развития гибкости | 2 | 15 | |
12 | Упражнения для развития координации и ловкости | 2 | 13 | |
13 | Основные требования к занимающимся | Что должен знать | 1 | |
14 | Что должен уметь | 1 | ||
15 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Итого: 144 часа | 25 | 119 |
СОДЕРЖАНИЕ
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА В ЧС.
Цель: ознакомить и обучить правилам поведения при возникновении ЧС.
Задачи:
- формирование необходимых знаний о ЧС, возникающих с человеком;
- развитие практических навыков, умений и правил поведения при возникновении ЧС различного характера.
Условия безопасного поведения.
Понятие о среде обитания человека и экстремальных ситуациях, возникающих с человеком.
Общие сведения и особенности региона проживания. Наличие зон повышенной опасности. Государственные и муниципальные службы региона.
Общая характеристика опасностей криминального характера. Варианты покушения на личность, имущество, жилище. Зоны повышенной криминогенной опасности: места скопления людей, вокзалы и т.д. Правила поведения при возникновении опасности.
Экстремальные ситуации в условиях проживания.
Опасности, возникающие на улице, во дворе. Безопасный путь. Правила поведения при возникновении опасности. Элементы дороги, дорожные знаки, знаки и сигналы регулировки, правила поведения на дороге.
Характеристика возможных опасностей, возникающих в жилище: пожар, затопление, бытовые травмы и т.д. Правила поведения при возникновении опасности.
Характеристика возможных опасностей, возникающих на транспорте: авто-, электро-, железнодорожном, водном и воздушном. Обеспечение безопасности. Возможные ЧС и правила поведения при их возникновении.
Понятие о производственных авариях и катастрофах: пожары, взрывы, выброс ядовитых и радиоактивных веществ, гидродинамические аварии, экологические нарушения равновесия. Характеристика опасностей и возможные последствия. Правила поведения и действий. Знаки, предупреждающие последствия и об опасностях.
Выживание в условиях природной среды.
Понятия об экстремальных ситуациях для человека в природной среде: жара, холод, снег, дождь, жажда, голод, переутомление, физическая боль, отравления и т.д.
Характеристика различных регионов: тайга, водные просторы, горы, тундра и т.д.
Человек в условиях автономного существования. Возможные случаи автономного существования и правила поведения. Способы ориентирования на местности и по карте. Сигналы бедствия и сигнальные средства. Способы передвижений в различных условиях. Водная переправа. Правила поведения на воде. Сооружение жилища. Способы добычи огня, воды и еды. Съедобные и ядовитые грибы. Приготовление пищи и её сохранение. Питьевой и пищевой режимы.
Виды снаряжения и их значение. Медицинская аптечка. Использование природных лекарственных средств.
ЧС природного характера: землетрясения, оползни, обвалы, ураганы, бури, смерчи, наводнения, лесные и торфяные пожары, снежные лавины, извержение вулканов, цунами. Причины возникновения, характеристика и последствия, меры предупреждения и снижения ущерба от их последствий, правила поведения.
- ОСНОВЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Цель: ознакомить и обучить правилам оказания доврачебной и первой медицинской помощи, способам психической регуляции и само регуляции в ЧС.
Задачи:
- формирование необходимых знаний о анатомические и физиологические характеристики систем жизнеобеспечения человека;
- развитие практических навыков самостоятельных действий в ЧС и восстановления физического и психического состояний.
Анатомическая характеристика человека.
Вопросы, изучаемые медициной, анатомией и физиологией.
Понятие о строении человека.
Физиологическая характеристика систем жизнеобеспечения человека.
Физиология состояний организма при различных видах деятельности. Физиологические основы физических качеств. Физиология работоспособности в различных условиях.
Здоровый образ жизни и вредные привычки. Гигиена человека.
Психологическая регуляция и само регуляция в ЧС.
Вопросы, изучаемые в психологии.
Обычаи и традиции народов России.
Специальные упражнения по развитию памяти, внимания, наблюдательности, управлению сенсорными системами человека, пространственно-временной ориентировки.
Навыки комплексной оценки ЧС. Выработка навыка самостоятельных действий в экстремальной ситуации.
Визуальная психодиагностика человека. Основы общения.
Стрессовые ситуации и их воздействие на человека.
Специальные упражнения по снятию стрессовых состояний, восстановлению физического и психического состояний, управлению болевыми ощущениями.
2.Основы оказания доврачебной помощи.
Правила и приёмы оказания доврачебной помощи: остановка кровотечений, иммобилизация, наложение повязок, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца, противошоковые мероприятия, транспортировка пострадавших.
Способы оказания первой медицинской помощи в ЧС.
Понятие о различных заболеваниях, их фазах и течении.
Медицинская помощь при различных заболеваниях: травмах, утоплении, обморожении и переохлаждении, психических травмах, обмороках и потере сознания, укусов змей и насекомых, отравлениях, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, желудочно-кишечного тракта, мочеполовых органов, кожи, уха, горла, носа и т.д.
Способы изготовления медицинских препаратов из лекарственных трав, приёмы классического и точечного массажа, а также другие способы лечения народной медицины.
Способы восстановления при различных заболеваниях.
3.Основы техники РБ.
Цель: ознакомить и обучить приёмам РБ на основе системы Кадочникова А.А., развитие и укрепление здоровья.
Задачи:
- формирование необходимых теоретических знаний по РБ;
- развитие практических навыков применения приёмов РБ в ЧС.
3.1. Базовые элементы.
Базовые стойки и перемещения в них.
Нижняя акробатика: само страховки, перекаты, кувырки, перемещения на нижнем уровне.
Подготовительные упражнения.
3.2. Освобождения от захватов, обхватов и удушающих приёмов.
Освобождение от захватов за руки, одежду, волосы, уши.
Освобождение от обхватов за туловище, ноги.
Освобождение от удушающих приёмов.
Подготовительные упражнения.
Проведение учебных схваток.
3.3. Удары и защита от ударов.
Способы нанесения ударов ногами, руками и головой.
Защитные действия от ударов ногами, руками и головой.
Подготовительные упражнения.
Проведение учебных схваток.
3.4. Приёмы задержания и сопровождения.
Задержание и сопровождение болевыми приёмами стоя.
Элементы надевания наручников при различных обстоятельствах.
Способы связывания.
3.5. Защитные действия при нападении противника с холодным оружием и подручными средствами.
Упреждающие действия при попытке противника извлечь холодное оружие.
Защитные действия при угрозе холодным оружием.
Защитные действия при нанесении противником колющих и режущих ударов холодным оружием.
Защитные действия при нападении противника с использованием подручных средств.
Использование холодного оружия и подручных средств для защитных действий.
Проведение учебных схваток.
3.6. Защитные действия при угрозе огнестрельным оружием.
Упреждающие действия при попытке противника извлечь огнестрельное оружие.
Защитные действия при угрозе противником огнестрельным оружием с близкого расстояния и в упор.
Использование огнестрельного оружия в защитных действиях.
Проведение учебных схваток.
3.7. Защитные действия при нападении нескольких противников.
Тактика действий при групповом нападении.
Тактика действий группы при групповом нападении.
Проведение учебных схваток.
4.ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, обучить правильной технике выполнения различных упражнений.
Задачи:
- развитие и укрепление здоровья;
- содействие нормальному физическому развитию;
- развитие основных жизненноважных функций;
- формирование здорового образа жизни.
4.1. Силовые упражнения.
Упражнения с внешним сопротивлением: с тяжестями, с партнёром, с сопротивлением упругих предметов, в преодолении сопротивления внешней среды.
Упражнения с преодолением веса собственного тела: гимнастические, легкоатлетические прыжковые, преодоление препятствий.
Изометрические упражнения: пассивное и активное напряжение мышц.
4.2. Упражнения для развития быстроты.
Упражнения с тяжестями, собственным весом тела, мячом.
Беговые и прыжковые упражнения.
4.3. Упражнения для развития выносливости.
Упражнения для развития общей (аэробной) выносливости, выносливости к скоростной работе, специальной и «статической» выносливости.
4.4. Упражнения для развития гибкости.
Упражнения с собственным весом тела, партнёром, отягощениями и простейшими тренировочными приспособлениями для развития общей гибкости.
Упражнения для развития специальной гибкости.
4.5. Упражнения для развития координации и ловкости.
Упражнения для развития общей координации и ловкости.
Упражнения для развития специальной координации и ловкости.
5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИМАЮЩИМСЯ.
Цель: проверка знаний и умений занимающегося за определённый период обучения.
Задачи:
- определение уровня теоретических знаний по действиям в ЧС и уровня физической подготовленности;
- закрепление практических навыков действий в ЧС и применения приёмов РБ;
- формирование психологической устойчивости в ЧС.
Рекомендации:
- К разделу 5.1 – проводится опрос по билетам в виде тестов;
- К разделу 5.2 – сначала проводится опрос по билетам в виде практических действий по разделам I и II. Затем проводится сдача нормативов раздела IV (по 1 или 2 варианту). В конце – опрос по билетам в виде практических действий по разделу III.
5.1. Что должен знать.
1 группа первого года обучения:
- общие сведения и особенности о регионе проживания, зоны повышенной опасности, государственные и муниципальные службы региона, опасности, возникающие на улице и во дворе, а также правила поведения при их возникновении, элементы дороги, знаки и сигналы регулировки, правила поведения на дороге, возможные случаи автономного существования, способы ориентирования на местности, сигналы бедствия и сигнальные средства;
- общие вопросы, изучаемые медициной, анатомией и физиологией, общие понятия строения человека, правилах и приёмах оказания доврачебной помощи при кровотечении.
2 группа первого года обучения:
- общие сведения и особенности о регионе проживания, зоны повышенной опасности, государственные и муниципальные службы региона, опасности, возникающие на улице, во дворе и правила поведения при их возникновении, опасности криминального характера и правила поведения при их возникновении, характеристики различных природных регионов, возможные случаи автономного существования и правила поведения;
- вопросы, изучаемые медициной, анатомией и физиологией, строение человека, приёмы и правила оказания доврачебной помощи при кровотечении, искусственной вентиляции лёгких и непрямом массаже сердца, транспортировке пострадавших.
5.2. Что должен уметь.
1 группа первого года обучения:
- по разделу II: способы остановки кровотечений;
- по разделу III: стойки и перемещения в них, само страховки при падениях, освобождения от захватов за руки, удары ногами, руками.
2 группа первого года обучения:
- по разделу II: способы остановки кровотечений, искусственной вентиляции лёгких, непрямо массажа сердца, транспортировки пострадавших.
- по разделу III: стойки и перемещения в них, само страховки, кувырки, перекаты, перемещения на нижнем уровне, освобождения от захватов за руки, одежду, волосы, уши, обхватов за туловище, ноги, удары ногами, руками и головой, защитные действия от ударов руками и головой.
Уровень физической подготовленности:
1 вариант
№ п/п | Физические способности | Контрольные упражнения | Возраст | Уровень | |||||
Мальчики/юноши | Девочки/девушки | ||||||||
«3» | «4» | «5» | «3» | «4» | «5» | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 7 | 7,3 | 6,0 | 5,4 | 7,4 | 6,2 | 5,6 |
8 | 6,9 | 5,8 | 5,2 | 7,3 | 6,0 | 5,4 | |||
9 | 6,6 | 5,5 | 4,9 | 6,8 | 5,8 | 5,1 | |||
10 | 6,4 | 5,4 | 4,9 | 6,4 | 5,4 | 5,0 | |||
11 | 6,1 | 5,3 | 4,8 | 6,2 | 5,5 | 4,9 | |||
12 | 5,8 | 5,2 | 4,7 | 6,0 | 5,2 | 4,8 | |||
13 | 5,7 | 5,0 | 4,6 | 6,1 | 5,3 | 4,8 | |||
14 | 5,6 | 4,9 | 4,5 | 5,9 | 5,2 | 4,7 | |||
15 | 5,3 | 4,7 | 4,3 | 5,8 | 5,1 | 4,7 | |||
16 | 5,0 | 4,7 | 4,2 | 5,9 | 5,1 | 4,6 | |||
17 | 4,9 | 4,5 | 4,1 | 5,9 | 5,1 | 4,6 | |||
2 | Координационные | Челночный бег 3х10 м, с | 7 | 11,0 | 10,1 | 9,7 | 11,5 | 10,4 | 10,0 |
8 | 10,2 | 9,3 | 9,1 | 11,0 | 9,9 | 9,5 | |||
9 | 10,0 | 9,1 | 8,6 | 10,6 | 9,5 | 9,1 | |||
10 | 9,7 | 8,8 | 8,4 | 10,2 | 9,3 | 8,9 | |||
11 | 9,5 | 8,6 | 8,3 | 9,9 | 9,1 | 8,7 | |||
12 | 9,1 | 8,4 | 8,1 | 9,8 | 8,9 | 8,6 | |||
13 | 9,1 | 8,4 | 8,1 | 9,8 | 8,8 | 8,5 | |||
14 | 8,8 | 8,1 | 7,8 | 9,7 | 8,8 | 8,4 | |||
15 | 8,4 | 7,8 | 7,5 | 9,5 | 8,6 | 8,3 | |||
16 | 8,0 | 7,4 | 7,1 | 9,5 | 8,5 | 8,2 | |||
17 | 7,9 | 7,3 | 7,0 | 9,4 | 8,5 | 8,2 | |||
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 7 | 110 | 145 | 165 | 95 | 140 | 160 |
8 | 120 | 155 | 175 | 100 | 150 | 165 | |||
9 | 130 | 160 | 185 | 120 | 160 | 170 | |||
10 | 140 | 170 | 195 | 130 | 165 | 180 | |||
11 | 150 | 190 | 205 | 140 | 185 | 195 | |||
12 | 155 | 190 | 210 | 145 | 185 | 200 | |||
13 | 160 | 200 | 215 | 150 | 190 | 210 | |||
14 | 170 | 205 | 220 | 155 | 190 | 210 | |||
15 | 185 | 215 | 230 | 165 | 195 | 215 | |||
16 | 190 | 220 | 240 | 170 | 200 | 220 | |||
17 | 200 | 230 | 250 | 170 | 200 | 220 | |||
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 7 | 750 | 950 | 1150 | 550 | 850 | 950 |
8 | 800 | 1000 | 1200 | 600 | 900 | 1000 | |||
9 | 850 | 1050 | 1250 | 650 | 950 | 1050 | |||
10 | 900 | 1100 | 1300 | 700 | 1000 | 1100 | |||
11 | 950 | 1150 | 1350 | 750 | 1050 | 1150 | |||
12 | 1000 | 1250 | 1400 | 800 | 1100 | 1200 | |||
13 | 1050 | 1300 | 1450 | 850 | 1150 | 1250 | |||
14 | 1100 | 1350 | 1500 | 900 | 1200 | 1300 | |||
15 | 1150 | 1400 | 1550 | 950 | 1250 | 1350 | |||
16 | 1150 | 1450 | 1550 | 950 | 1250 | 1350 | |||
17 | 1150 | 1450 | 1550 | 950 | 1250 | 1350 | |||
5 | Гибкость | Наклоны вперёд из положения сидя, см | 7 | 4 | 8 | 12 | 5 | 12 | 15,5 |
8 | 4 | 8 | 10,5 | 5 | 11 | 14,5 | |||
9 | 4 | 8 | 10,5 | 5 | 12 | 16 | |||
10 | 5 | 9 | 11,5 | 6 | 13 | 17 | |||
Наклоны вперёд из положения стоя, см | 11 | 5 | 11 | 13 | 7 | 13 | 18 | ||
12 | 5 | 11 | 13 | 8 | 14 | 19 | |||
13 | 5 | 10 | 12 | 9 | 15 | 21 | |||
14 | 6 | 12 | 14 | 10 | 17 | 23 | |||
15 | 7 | 13 | 15 | 10 | 17 | 23 | |||
16 | 8 | 15 | 18 | 10 | 17 | 23 | |||
17 | 8 | 15 | 18 | 10 | 17 | 23 | |||
6 | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики, юноши), кол-во раз, на низкой перекладине из виса лёжа (девочки, девушки), кол-во раз | 7 | 2 | 4 | 5 | 3 | 9 | 13 |
8 | 2 | 4 | 5 | 4 | 11 | 15 | |||
9 | 2 | 5 | 6 | 4 | 12 | 17 | |||
10 | 2 | 5 | 6 | 5 | 14 | 19 | |||
11 | 3 | 7 | 8 | 6 | 16 | 21 | |||
12 | 3 | 8 | 9 | 6 | 17 | 22 | |||
13 | 3 | 8 | 10 | 7 | 17 | 21 | |||
14 | 5 | 9 | 11 | 7 | 17 | 19 | |||
15 | 6 | 10 | 12 | 7 | 15 | 18 | |||
16 | 7 | 12 | 14 | 9 | 18 | 21 | |||
17 | 8 | 13 | 15 | 9 | 18 | 21 |
2 вариант.
Оценка | Виды упражнений | ||||||||||
Очки | подтягивание | прыжок вверх | сгибание и разгибание рук в упоре лёжа | поднимание туловища, руки за головой | переход в упор лёжа из упора присев | ||||||
очки | кол-во выпол. | очки | кол-во выпол. | очки | кол-во выпол. | очки | кол-во выпол. | очки | кол-во выпол. | ||
О Т Л И Ч Н О | 100 | 18 | 100 | 95 | 100 | 60 | 100 | 85 | 100 | 41 | |
97 | 17 | 98 | 94 | 98 | 59 | 98 | 84 | 96 | 40 | ||
94 | 16 | 96 | 93 | 96 | 58 | 96 | 83 | 93 | 39 | ||
100 | 90 | 15 | 94 | 92 | 94 | 57 | 94 | 82 | 90 | 38 | |
86 | 14 | 92 | 91 | 90 | 55 | 92 | 81 | 85 | 37 | ||
82 | 13 | 90 | 90 | 88 | 54 | 90 | 80 | 80 | 36 | ||
78 | 12 | 88 | 89 | 86 | 53 | 88 | 79 | 75 | 35 | ||
85 | 87 | 84 | 52 | 86 | 78 | ||||||
84 | 86 | 82 | 51 | 84 | 77 | ||||||
83 | 85 | 80 | 50 | 82 | 76 | ||||||
Х О Р О Ш О | 75 | 80 | 82 | 78 | 49 | 80 | 75 | ||||
75 | 77 | 75 | 48 | 78 | 74 | ||||||
76 | 73 | ||||||||||
75 | 72 | ||||||||||
74 | 74 | 11 | 74 | 76 | 74 | 47 | 74 | 71 | 74 | 34 | |
70 | 10 | 73 | 75 | 70 | 45 | 73 | 70 | 67 | 33 | ||
65 | 9 | 72 | 74 | 68 | 44 | 72 | 69 | 62 | 32 | ||
60 | 8 | 71 | 73 | 66 | 43 | 71 | 68 | 59 | 31 | ||
55 | 7 | 70 | 72 | 65 | 42 | 68 | 65 | 55 | 30 | ||
50 | 6 | 68 | 70 | 63 | 40 | 63 | 60 | 50 | 29 | ||
63 | 65 | 58 | 35 | 58 | 55 | ||||||
58 | 60 | 53 | 30 | 53 | 50 | ||||||
53 | 55 | 52 | 29 | 52 | 49 | ||||||
52 | 54 | 51 | 28 | 51 | 48 | ||||||
51 | 53 | 50 | 27 | 50 | 47 | ||||||
50 | 50 | 52 | |||||||||
У Д О В Л Е Т В О Р И Т Е Л Ь Н О | 49 | 5 | 49 | 51 | 49 | 26 | 49 | 46 | 47 | 28 | |
49 | 40 | 5 | 43 | 45 | 48 | 25 | 43 | 40 | 43 | 27 | |
40 | 42 | 43 | 20 | 38 | 35 | 40 | 26 | ||||
38 | 40 | 41 | 19 | 33 | 30 | 36 | 25 | ||||
39 | 4 | 37 | 39 | 40 | 18 | 38 | 25 | 32 | 24 | ||
33 | 4 | 37 | 38 | 39 | 17 | 25 | 22 | 28 | 23 | ||
36 | 37 | 38 | 16 | 25 | 22 | ||||||
32 | 3 | 35 | 36 | 36 | 15 | ||||||
25 | 3 | 34 | 35 | 30 | 12 | ||||||
29 | 30 | 28 | 11 | ||||||||
24 | 28 | 29 | 25 | 10 | |||||||
25 | 26 |
Тест выполняется следующим образом: выполняется сначала челночный бег 10х10 м на время (этот результат в суммарную оценку не идёт), а затем выполняются технически правильно упражнения, как они указаны в таблице.
Подтягивание – исходное положение (далее и. п.): хват рук сверху, большой палец снизу, руки в нижнем положении выпрямлены. Сгибание рук осуществляется без рывков и толчков, допускается естественное сгибание ног, в верхней точке подбородок выше перекладины, нижнее положение фиксируется 1 – 2 сек.
Прыжки вверх – и. п.: руки за головой, спина прямая, левая (правая) нога согнута (бедро параллельно поверхности) под углом 90º в коленном суставе правая (левая) нога согнута (колено находится у пятки левой (правой) ноги) под углом 90º в коленом суставе. Осуществляется прыжок вверх до выпрямления ног в коленях и сменой ног.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа – и. п.: упор лёжа, туловище прямое, смотреть в вперёд. Во время сгибания рук грудью касаться поверхности.
Поднимание туловища, руки за голову – и. п.: лёжа на спине, руки за голову. Поднимание туловища до положения сидя и возвращение в и. п., в нижнем положении касаются поверхности. Упражнение выполняется в течение 2 мин.
Переход в упор лёжа из упора присев – и. п.: упор присев, колени находятся между рук. Прыжком принять упор лёжа, в упоре лёжа – туловище прямое. Упражнение выполняется в течение 1 мин.
Упражнения выполняются с 30 сек перерывом.
Суммарные показатели оценок (очки):
- «отлично» - 400 – 500;
- «хорошо» - 300 – 399;
- «удовлетворительно» - 200 – 299;
- «неудовлетворительно» - менее 200
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аллилуев А.П., Борщёв И.Л., Кадочников А.А., Ланцов А.Ф. Рукопашный бой: Учебное пособие. – МО СССР, 1988.
- Азбука безопасности. – М., 2003.
- Архангельский А.М. и др. Бактериологическое оружие и защита от него.- М.: Воениздат, 1971.
- Баленко С.В. Школа выживания, часть 1. – М., 1992.
- Баленко С.В. Школа выживания, часть 2. – М., 1994.
- Борьба самбо. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры./ Сост. Чумаковым Е.М. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1961.
- Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк, 1995.
- Глязер С.В., Кашиц В.А. Дом мой – стадион мой. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1974.
- Говорухин А.М., Куприн А.М., Коваленко А.Н., Гамезо М.В. Справочник по военной топографии. – 2-е изд., перераб. – М.: Воениздат, 1980.
- Гостюшкин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы». – Иркутск, 2002.
- Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях./ Пер. с англ. И. Кудишина. – М.: ООО Изд-во Яуза, Формула – Пресс, 2001.
- Долматов А.И. Специальная физическая подготовка. – М., 1989.
- Дронов А.Ф. Как сберечь здоровье ребёнка. – М.: Знание, 1986.
- Дубровский В.И. Все виды массажа (предисл. Хтрик). – М.: Мол. гвардия, 1993.
- Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физических качеств)./ Под общ. ред. А.В. Карасёва. – М.: Лептос, 1994.
- Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологией): учебник для институтов физической культуры. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: учебник для студентов и учащихся фак. (отд-ний) физ. воспитания пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1993.
- Иркутские религиозные объединения. Справочник. – Журнал «Иркутск. Хроника событий. Документы. Социальные технологии» № 2 тематический, 1999.
- Кадочников А.А. Введение. Рукопашный бой. – Краснодар, Тверь, 2002.
- Кадочников А.А. Мой взгляд на рукопашный бой. – Екатеринбург: Дмитриев день, 2000.
- Кадочников А.А. Русский рукопашный бой. Научные основы. – М., 2003.
- Кадочников А.А. Система Кадочникова. Вводная лекция.- Краснодар, 1997.
- Кадочников А.А. Стиль Кадочникова в обучении воинов рукопашному бою. – Краснодар, 1999.
- Кадочников А.А., Ингерлей М.Б. Специальный рукопашный бой: Система А. Кадочникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Выживание в зоне вооружённых конфликтов. – Краснодар: «Советская Кубань», 1999.
- Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. – Краснодар: «Советская Кубань», 1996.
- Лазарев В.В. Сравнительная характеристика некоторых аспектов самосознания (под воздействием повторяющихся стрессовых ситуаций) мужчин с различными жизненными ситуациями./ Дипломная работа – Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2002.
- Лившиц И.А. Природы мудрые советы. – Иркутск: МП «Пируз», 1993.
- Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического института, 1992.
- Марченко Д.В. Азбука спасения в экстремальных ситуациях. Учебное пособие. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2003.
- Оказание доврачебной помощи в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. – Омск: Омский юридический институт МВД РФ, 2000.
- Опыт проведения военно-спортивной игры «Зарница». Сборник методических материалов./ Авт. – сост. Барышников В.В. – Иркутск, 2000.
- Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: «Карвет», 1992.
- Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей./ Пер. с англ. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
- Помоги своему ребёнку. Первая помощь в домашних условиях: Пер. с англ./ Под ред. М. Эйнцига. – М.: Практика, 1994.
- Попенко В.Н. Тренажёры и методы тренировки в боевых искусствах. – М., 1993.
- Практикум по спортивной психологии./ Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002.
- Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1 -11 классов с направленным развитием двигательных способностей. – М.: «Просвещение», 1993.
- Психолого-педагогические аспекты физической подготовки./ Под ред. Марищука В.Л. – Л.: ВдКИФК, 1985.
- Ретюнских А. Русский стиль рукопашного боя (стиль Кадочникова). – Новосибирск: Весть, 1991.
- Рыбкин А.Я. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. Методическое пособие. – Иркутск: изд-во Главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области, 2002.
- Семергей Л.В. Исследование теплозащитных свойств обмундирования./ Дипломная работа. – Краснодар: Краснодарское ВВКИУ РВ, 1992.
- Спортивная физиология: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Стрельцов И. Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова. – Краснодар, 2001.
- Сундаков В. Безопасность в городе. – Журнал «Русский стиль» № 1 – 2, 1995.
- Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»./ Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
С 1 ГРУППОЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Содержание | Количество занятий | Примечание | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||
1 | Условия безопасного поведения. | + | + | + | + | ||||||||||
2 | Анатомическая характеристика человека. | + | + | + | + | ||||||||||
3 | Базовые элементы. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
4 | Освобождение от захватов, обхватов и удушающих приёмов. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
5 | Силовые упражнения. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
6 | Упражнения для развития быстроты. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
7 | Упражнения для развития выносливости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
8 | Упражнения для развития гибкости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
9 | Упражнения для развития координации и ловкости. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Приложение 2
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО ЗАЛА
ДЛЯ 1 ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема: Основы техники РБ.
Задачи:
- Ознакомить с направлениями, изучаемые в РБ системы Кадочникова А.А.
- Отработать элементы преодоления страха.
- Обучить элементам само страховки при падении вперёд, назад,
- на бок, освобождению от захватов за кисти рук.
- Развитие физических качеств.
Структура занятия | Содержание | Дози- ровка | Органи-зацион-но-методи- ческие указа-ния | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовительная часть | Теоретические сведения о РБ системы Кадочникова А.А. Разминка: - ходьба, её варианты; - бег, его варианты; - общеразвивающие упраж- нения. | 5 мин 25 мин | Рассказ Практичвыпол. в среднем темпе. | Конт-роль за пуль-сом и часто-той дыхан. |
Основная часть | Основы техники: - подготовительные упраж- нения для изучения самостра- ховки при падении вперёд; - освобождение от захватов за кисти рук уходом с линии атаки. Развитие физических качеств: - упражнения для развития общей координации и ловкости; - упражнения для развития взрывной силы с преодолением собственного веса. Спортивные игры: (мини-футбол). | 20 мин 10 – 30 раз на каждое упраж. 10 – 30 раз на каждое дв-ние 25 мин 12 – 15 раз на каждое упраж. 15 – 30 раз на каждое упраж. 10 мин | Практич отраб. в медлен. темпе. Практич выпол. в медлен. темпе. Практич выпол. в быстром темпе. Практич отработ. | Конт-роль за пуль-сом и часто-той дыха-ния. |
Заключительная часть | Регуляция дыхания. Упражнения на гибкость. Рефлексия. | 1 мин 2 мин 2 мин | Выпол. медлен. Выпол. в средн. темпе. Выпол. лёжа. | Конт-роль за рит-мом выпол-нения. |
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Это количество достаточно простых упражнений, в большинстве случаев, не требующих каких-либо специальных приспособлений и устройств, даёт полностью сбалансированный комплекс универсальной общефизической подготовки, а также высокий уровень развития координаторы навыков, быстроты и ловкости.
- Силовые упражнения:
- Ходьба полуприсяду.
- Ходьба с высоким подниманием колен.
- Ходьба с партнёром на спине (спина перпендикулярна полу, ноги полусогнуты, шире плеч).
- Хождение в положении «тачка» по периметру зала.
- «Крокодил» ногами вперёд, левым и правым боком.
- «Лягушка» обычная, прыжком двух ног.
- «Лягушка», движения на 4 конечностях.
- Стояние и отжимание на пальцах рук.
- Стояние и ползание на тыльной части кисти.
- Отжимание от пола (обычные, кисти вместе под грудью, правая или сверху и т.д.).
- Перебрасывание в парах набивных мячей одной или двумя руками, вес мяча – 3 – 5 кг.
- Упражнения на верхнюю часть брюшного пресса – быстрое поднимание и опускание верхней части туловища из положения лёжа на полу, без помощи рук; медленное – до 60 сек – поднимание туловища.
- Упражнение на нижнюю часть брюшного пресса – быстрое поднимание и опускание прямых ног, в положении лёжа на полу, руки под поясницей.
- Упражнение на среднюю часть брюшного пресса – поднимание и соединение вверху прямых рук и ног, из положения лёжа на полу, по хлопку.
- Упражнение «пистолет» - держась одноимёнными руками друг за друга.
- Упражнения для развития быстроты:
- Продвижение подскоками по диагонали зала.
- Бег с ускорением по диагонали зала.
- Передвижение на четвереньках с максимально возможной скоростью.
- Передвижения в различных стойках вперёд-назад, или вправо-влево или вверх-вниз.
- Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте.
- Ритмичные подскоки со скакалкой, стараясь периодически «прокрутить» её руками более одного раза за один подскок, постепенно увеличивая скорость вращения рук.
- Однократные прыжки в длину с места, с подхода или с разбега.
- Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) одной или двумя ногами.
- Спрыгивание с подставки высотой 30- 60 см с последующим «мгновенным» отталкиванием в прыжке вверх или вперёд.
- Метание теннисного мяча в цель, на дальность.
- Метание набивного мяча вверх.
- Упражнения для развития выносливости:
- Бег с высоким подниманием колен.
- Бег с доставанием коленями ладоней согнутых рук.
- Бег со взмахами прямых ног вперёд.
- Бег приставными шагами правым (левым) боком вперёд с поворотом через каждые 5 шагов.
- Регби – 2 тайма по 3 мин.
- Мини-футбол – 2 тайма по 3 мин.
- Упражнение – стойка, упор присев, упор лёжа, упор присев, стойка. Выполняют на количество раз, по усмотрению руководителя.
- Упражнение на статическую выносливость: и. п.: сидя на полу, ноги прямые, вытянуты перед собой; подтянуть прямые руки в стороны на уровень плеч и удерживать в этом положении от 2 до 5 мин.
- Упражнения для развития гибкости:
- Сидение между пятками на полу, ступни параллельно полу.
- Подтягивание колена вверх к груди, а затем наклониться вперёд стоя на одной ноге, захватив рукой голень согнутой в коленном суставе другой ноги, сохраняя равновесие
- Медленно перейти в упор прогнувшись, не меняя положения рук, стопы развернуть наружу из широкой стойки в упоре согнувшись, ступни параллельны. Вернуться обратно.
- Разгибание напарником рук назад и тяга за руки назад-вверх из положения лёжа лицом вниз.
- Наклоны вперёд, наваливая напарника себе на спину так, чтобы он прогнулся в спине из положения стоя спиной друг к другу, руки вверх, захватив напарника за запястья.
- Пружинящие движения вверх-вниз, постепенно опускаясь в шпагат левой из положения полушпагата левой, опираясь палкой о пол. Упражнение выполнять в обе стороны.
- «Вращения» бёдрами в тазобедренных суставах влево- вправо, постепенно опускаться в шпагат из положения поперечного полушпагата, опираясь палкой о пол.
- Переход из положения согнувшись в положение прогнувшись, увеличивая постепенно расстояние между ступнями и от линии ступней до упора палкой на полу, из широкой стойки, наклонясь вперёд и оперевшись палкой о пол.
- Упражнения для развития координации и ловкости:
1. Ходьба с поворотом туловища налево и направо (руки перед грудью).
2. Ходьба с наклонами туловища в стороны (руки за головой).
3. Бег с поворотом кругом на 360º по сигналу.
4. Бег с поворотами корпуса вправо и влево.
5. Бег с подбрасыванием теннисных мячиков.
6. Бег с концентрацией внимания: на вдохе концентрация внимания на солнечном сплетении, на выдохе – на любом из нервных сплетений тела.
7. «Чехарда» по периметру зала.
8. Ползание на спине и на груди, без помощи рук.
9. Хождение по залу в положении «мостик».
10. Упражнение «звезда» в нижнем, среднем и верхнем положениях.
11. Кувырки по периметру зала, продольные и поперечные.
12. Кувырки спиной вперёд.
13. Кувырки через препятствия.
14. Падения на руки вперёд (выпрыгиванием вперёд и отбрасыванием ног назад).
15. Падения назад.
16. Падения набок.
17. Упражнение из 6 элементов – «связка» (стойка – падение вперёд – переворот на спину – кувырок назад – подъём в стойку).
18. Упражнение на равновесие:
а) без усложнений;
б) с закрытыми глазами:
- стоя (ступни вместе) делать наклоны туловища вперёд, назад, вправо, влево и вращения по кругу;
- движения тазом вперёд, назад, вращения стоя на одной ноге;
- стоя на одной ноге, делать вращения туловища;
- прыжки на одной ноге по начерченной прямой линии, по углам треугольника, по квадрату, вправо, влево, вперёд, назад;
- сохранять равновесие при приземлении после прыжков:
- подпрыгивая вверх;
- при прыжке вверх с поворотом вокруг вертикальной оси на 90, 180, 270, 360º;
- при прыжках на двух ногах вперёд, вправо, назад, влево с поворотом на 90 и 180º;
- при тех же прыжках, но на одной ноге;
- при прыжках на одной ноге, но делая их с правой ноги на левую и с левой на правую;
- хождение по гимнастическим скамейкам или бревну с открытыми или закрытыми глазами, лицом или спиной вперёд, с подбрасыванием теннисного мячика, с удержанием гимнастической палки в вертикальном положении на открытой кисти левой или правой рук.
19. Упражнение «третий лишний» - выбрасывается головой и ногами вперёд.
20. Падение с различной высоты, лицом или спиной вперёд на руки партнёрам.
21. Падение на спину через препятствия, со страховкой и без неё, с толчком в грудь и без него.
22. Падение на руки на стену с хлопком руками, из исходного положения – в метре от стены, лицом к ней.
23. Падение на стену с разворотом, из исходного положения – спиной к стене.
24. Прыжки в кувырке через партнёра, через гимнастического козла.
Приложение 4
ПАМЯТКА ТРЕНЕРА
- Если ты тренер, имей острый глаз и крепкую руку. Ты один на один с учеником, мни его, шлифуй, оттачивай грани таланта – словом, создай его и как человека, и как личность…
- Если ты тренер, не жди лёгкой победы. Как правило, такая победа завоёвана другими. Будь крылатым и в помыслах своих и действиях. Мала цель – мал результат.
- Иногда в поисках таланта не помогут ни время, ни опыт, а другой, только вступивший в мир творчества, сделает открытие.
- При проверке на прочность цепь разрывается в самом слабом звене. Техника, тактика и физическая подготовка стоят в одном ряду. Выпадение из ряда хотя бы одного из этих компонентов приведёт к разрыву цепи, то есть к поражению.
- Один из критериев успеха тренера – интуитивное ощущение перспективы. Перспективы на час, на день, на год, на десятилетия.
- Ключи у тренера к ученику – особые ключи. Тренер в глазах ученика кумир, и оставаться таковым на протяжении многих лет непросто. Наука побеждать – сложная наука, но наука обучать победе ещё сложнее.
- Поражение убивает слабого, а мужественному прибавляет силы. Поражение помогает сильному раскрыть запасные кладовые духа и проводить анализ прожитого.
- Длинна цепь обучения, кропотлива и нелегка. Но тренер – в действии, тренер в работе. Конечная цель обучения – победа, а она, как известно, приходит не всегда. Но, если всё-таки приходит, приносит тренеру удовлетворённость.
- Тренер, воспитавший специалиста высокого класса, перерастает себя. Триумф специалиста – триумф тренера. Тренер растёт вместе с учениками своими.
- Когда ты тренер, отдав ученику все силы, разведёшь в беспомощности руками, не спеши сказать последнюю убийственную фразу. Искать даже в неподвижности динамику – вот задача тренера.
- Тренер должен обладать чувством новизны. Такое чувство присуще тем, кто смело делает шаг в неведомое, в нераскрытое настоящее и будущее. Если тренеру не интриговать учеников всё новыми творческими находками, чувство новизны исчезает.
- Тренер раскрывай возможности каждого своего ученика!
- Выращивай из слабого – сильного!
- Безвыходных положений не бывает!
- Кто не хочет – тот ищет причину!
- Нельзя требовать от ученика того, что ему не дал!
- Защитник своей Родины и культуры – ВОИН, а он – человек…
- Настойчивость – ключ к тайнам мастерства!
Приложение 5
ПАМЯТКА ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ
- Настойчивость – ключ к тайнам мастерства.
- Не думай ни о чём, тренируйся в радость.
- Расслабляйся, постарайся расслабиться максимально полно.
- Ускользнуть, не разъединяя контакта, - цель занятий.
- Никогда не бойся показаться смешным и неуклюжим.
- Всё должно выполняться осознано.
- В работе жестокости и грубости не должно быть.
- Работу выполняй с минимальными затратами усилий.
- Направленность внимания, абсолютный покой сознания, уверенность и доброжелательность – черты состояния, характерные для работы с партнёром.
- Пределы работы человека могут быть раздвинутыми в широком диапазоне его физических возможностей.
- Защита – нападение (без защиты нет нападения).
- Страх не должен полностью исчезнуть.
- Нельзя требовать от человека, чтобы он знал то, чему его не учили.
- Одной силы мало, необходимо иметь знания, умение и сообразительность.
- Ни в коем случае не следует вступать в схватку, если существуют другие варианты действий.
- Всегда будьте готовы к неожиданному: захвату или нападению.
Приложение № 6
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Занимающимся необходимо учитывать высокую степень травматизма данного вида РБ. В связи с чем, допуск к тренировкам по РБ возможен только при наличии:
- письменного согласия родителей;
- письменного разрешения участкового врача.
К занятиям не допускаются лица, имеющие: кожные заболевания, грязную форму, длинные ногти, крючки, пряжки на одежде, часы на руке и т.д., а также признаки алкогольного или наркотического опьянения.
Занимающийся РБ обязан:
- Быть вовремя, к началу занятий. Входить в тренировочный зал только с разрешения инструктора (тренера), проводящего тренировку;
- Все распоряжения тренера должны выполняться неукоснительно;
- Разговаривать в вполголоса;
- Уметь пользоваться приёмами само страховки – умение падать, сохранение равновесия, напряжения мышц, мгновенно сигнализировать в случае болевого ощущения голосом «есть» или хлопком ладонями по полу или по партнёру;
- Уметь пользоваться приёмами страховки – плавное проведение приёмов, мгновенное освобождение захвата по сигналу партнёра, поддержка падающего за одежду, отпускание руки партнёра для само страховки, избежание падений на партнёра;
- Перед началом тренировки в секции РБ ознакомиться с данной инструкцией.
Занимающимся РБ запрещается:
- Самовольно покидать место проведения тренировки;
- Пропускать тренировки без уважительной причины;
- Отвлекаться от тренировочного занятия;
- Самостоятельно разучивать приёмы РБ и тренироваться без инструктора (тренера);
- Пользоваться приёмами РБ вне тренировок в секции за исключением случаев самообороны;
- Выражать в любой форме негативные эмоции;
- Употреблять алкоголь, различного рода наркотические вещества, курить.
Ссылки на полезные образовательные ресурсы
1. http://www.elibrary.ru/. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии российских научно-технических журналов, в том числе более ряда журналов в открытом доступе. Поиск в базе осуществляется, по ключевым словам, по автору, по названию журнала, в новых поступлениях, в тематическом рубрикаторе журналов, в алфавитном списке журналов. Возможно использование логических операторов (И, ИЛИ) и задание поиска по фразе.
При первом сеансе работы с этой библиотекой необходимо зарегистрироваться в качестве персонального пользователя – см. раздел «Вход в библиотеку», опция «Регистрация» в верхней левой части экрана интерфейса системы. После подтверждения регистрации по электронной почте введите свое Имя и Пароль и можете начинать работу с системой.
Полные тексты статей предоставляются в PDF-формате.
2. http://www.libsport.ru/ Российская Спортивная Энциклопедия. Предоставляются электронные версии учебников, лекционных материалов, практических заданий, тестов, электронных версий периодических изданий, информационно-справочных и библиографических баз данных, а также ссылки на тематические ресурсы Интернета. В энциклопедии содержатся как текстовые материалы, так и материалы в мультимедийных форматах.
3. http://www.teoriya.ru/ Научный портал «Теория. Ру». С помощью портала Вы можете ознакомиться с новыми и архивными номерами научных журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», приобрести книги, посвященные новейшим исследованиям в области физической культуры и спорта, подписаться на рассылку новостей спортивной науки. Если Вы - студент или аспирант, то на научном портале Вы найдете для себя массу полезной информации о предстоящих выставках, конференциях и конгрессах, а также сможете скачать авторефераты докторских и кандидатских диссертаций, рефераты и книги. Если же Вы просто любите спорт, этот портал тоже для Вас. Здесь Вы найдете много интересной информации по интересующим Вас вопросам.
4. http://www.teoriya.ru/journals/. Научно-теоретический журнал "Теория и практика физической культуры".
5. http://www.teoriya.ru/fkvot/ Научно-методический журнал "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"
6. http://lesgaft-notes.spb.ru/. Научно теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» входит Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по педагогике и психологии. В журнале публикуются научные статьи по актуальным проблемам педагогики и психологии. В журнале публикуются оригинальные материалы, освещающие проблемы теории и методики физической культуры и спорта, спортивной тренировки, адаптивной физической культуры, медико-биологических и психологических проблем физической культуры и спорта, спорта высших достижений, теории и методики профессионального образования, научные изыскания, носящие как экспериментальный, так и теоретический характер.
7. http://spo.1september.ru/urok/ Сайт «Я иду на урок физкультуры» создан на основе материалов журнала «Спорт в школе» издательского дома «Первое сентября».
8. http://ipk.ulstu.ru/?q=node/2659 Интернет ресурс клуба учителей физической культуры Ульяновской области. Раздел «В помощь учителю физической культуры».
9. http://www.olympic.org/ Международный олимпийский комитет.
10. http://www.paralympic.org/Международный паралимпийский комитет.
11. http://olympic.org/uk/organisation/if/index_uk.asp Международные спортивные федерации.
12. http://www.iasi.org/ Международная ассоциация спортивной информации.
13. http://www.aafla.org/4sl/links_frmst.htm Ссылки на центры спортивной информации.
14. http://www.aafla.org/ Фонд любительского спорта Лос-Анджелеса (АAFLA) является научным и обучающим центром, цель которого - развитие спортивной науки и образования. Фонд располагает самой большой научной библиотекой Северной Америки (Центра спортивных ресурсов Пауля Циффрена).
15. . http://www.euro-football.ru/ Европейский футбол.
16. http://zb-sport.dshs-koeln.de/Центральная научная спортивная библиотека Германии.
17. http://lib.sportedu.ru/ Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту Российского государственного университета физической культуры и спорта. Возможен поиск информации в электронном каталоге. В разделе новости представлены материалы конференций, проводимых на базе РГУФК
18. http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf/0/5638BC150E2675F546256E62002384EB?opendocument Библиотека Сибирского государственного университета физической культуры.
19. http://www.gssiweb.com/ Институт спортивной науки.
20. http://www-rohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm Наука о тренерской работе (Abstracts).
21. http://www.infosport.ru/sp/ Энциклопедия по видам спорта.
22. http://lib.sportedu.by/internet/title/code_ru.pdf Всемирный антидопинговый кодекс на русском языке.
23. http://www.vniifk.ru/ Сайт Всероссийского научно – исследовательского института физической культуры.
24. http://www.spbniifk.ru/. Сайт Санкт – Петербургского института физической культуры.
25. http://science.sportedu.ru/. Сайт НИИ Спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3-х часовая рабочая программа по аэробике для ОДОД 5-7 класс
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, ...
Рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса"
Общеобразовательная рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса".1 год обучения....
Рабочая программа объедения ОДОД "Юный стрелок"
КТП и содержание рабочей программы для ОДОД...
Рабочая программа по ОДОД
Рабочая программа по ОДОД-волейбол...
Рабочая программа по волейболу ОДОД
Примерная программ по волейболу ОДОД для учащихся 14-15 лет...
Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»
Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»...
Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...