Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики"
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики" для организации внеурочной деятельности с учащимися 1-2 класов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umnye_palchiki.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
г. Южи Ивановской области
Рассмотрено «28» августа 2018г. на заседании Педагогического совета Протокол №1 | Согласовано «28» августа 2018г. Зам.дир.по ВР: _________________ О.А.Гарина
| Утверждаю: Приказ № 168 от «28» августа 2018г. Директор школы:________ Л.Б.Паничева |
Дополнительная образовательная программа
«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
(в области искусства)
Составила: учитель технологии
Уткина Н.Н.
ЮЖА, 2018
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
Программа дополнительного образования «Умные пальчики» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия аппликацией, как вид декоративно-прикладного творчества, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение аппликации для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы с бумагой
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрировать внимание, так как заставляет соср6едоточится на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы работы с бумагой.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, конус, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при создании аппликаций уделяется созданию сюжетно-тематических композиций.
Цель программы
Занятия аппликации из бумаги направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи программы
Обучающие
- Знакомство детей с материалами для работы, основными способами работы с бумагой.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, ИЗО и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике аппликации.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству аппликации.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость группы)
Программа адресована учащимся 1 классов начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе должно быть не более 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю.
Общий срок реализации программы | 1 год |
Возраст обучающихся | 6,5-8 лет |
Количество обучающихся в группе | 15 человек |
Количество часов в неделю | 1 |
Общее количество часов в год | 33 |
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Формирование группы. Введение. Из истории аппликации | 1 | - | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
3. | Фрукты –овощи. Плоская аппликация. | - | 2 | 2 |
4. | Фрукты –овощи. Полуплоская аппликация. | - | 2 | 2 |
5. | Фрукты – овощи. Объемная аппликация. | - | 2 | 2 |
6. | Проектная деятельность | - | 1 | 1 |
7. | Растительный мир. Плоская аппликация. | - | 2 | 2 |
8. | Растительный мир. Полуплоская аппликация. | - | 2 | 2 |
9. | Растительный мир. Объемная аппликация. | - | 3 | 3 |
10. | Проектная деятельность | - | 1 | 1 |
11. | Забавные животные. Плоская аппликация. | - | 2 | 2 |
12. | Забавные животные. Полуплоская аппликация. | - | 3 | 3 |
13. | Забавные животные. Объемная аппликация. | - | 3 | 3 |
14. | Проектная деятельность | - | 1 | 1 |
15. | Мой дом. Плоская аппликация | - | 2 | 2 |
16. | Мой дом. Полуплоская аппликация. | - | 2 | 2 |
17. | Мой дом. Объемная аппликация. | - | 2 | 2 |
18. | Проектная деятельность | - | 1 | 1 |
19. | Итоговое занятие | - | 2 | 3 |
ИТОГО: | 2 | 31 | 33 |
Календарно-тематический план работы
кружка «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | |
план | факт | ||
I четверть (8 часов) | |||
07.09 | .Введение. Просмотр выставки работ: аппликаций из бумаги. Организация рабочего места и правила безопасной работы. | 1 | |
14.09 | Плоская аппликация: Закладка - ягодка | 1 | |
21.09 | Плоская аппликация: Грибная корзина | 1 | |
28.09 | Полуобъемная аппликация: Веточка смородины | 1 | |
05.10 | Полуобъемная аппликация: Виноградинка | 1 | |
12.10 | Объемная аппликация : Яблочко, груша | 1 | |
19.10 | Объемная аппликация: Вишенки | 1 | |
26.10 | Коллективный проект: «Осень в Росии» | 1 | |
II четверть (8 часов) | |||
09.11 | Плоская аппликация «Одуванчик» | 1 | |
18.11 | Плоская аппликация: Верба | 1 | |
25.11 | Полуплоская аппликация: Хризантема | 1 | |
02.12 | Полуплоская аппликация: Яблоневый цвет | 1 | |
09.12 | Объемная аппликация: Ромашка для мам | 1 | |
16.12 | Объемная аппликация: Ландыши | 1 | |
23.12 | Объемная аппликация: Тюльпан | 1 | |
30.12 | Коллективный проект: «Цветочная поляна» | 1 | |
III четверть (9 часов) | |||
13.01 | Плоская аппликация: Филин | 1 | |
20.01 | Плоская аппликация: Слон | 1 | |
27.01 | Полуплоская аппликация: Лебедь | 1 | |
03.02 | Полуплоская аппликация: Зайчик | 1 | |
10.02 | Полуплоская аппликация:Петушок | 1 | |
17.02 | Объемная аппликация: Лягушка | 1 | |
03.03 | Объемная аппликация: Попугай | 1 | |
10.03 | Объемная аппликация: Стайка рыбок | 1 | |
17.03 | Коллективный проект «Эти забавные животные» | 1 | |
IV четверть (8часов) | |||
07.04 | Плоская аппликация: Открытка | ||
14.04 | Плоская аппликация: Фоторамка | 1 | |
21.04 | Полуплоская аппликация: Портрет | 1 | |
28.04 | Полуплоская аппликация: Альбом | 1 | |
5.05 | Объемная аппликация: Мобиль «Счастье» | 1 | |
12.05 | Объемная аппликация: Мой дом | 1 | |
19.05 | Итоговое занятие «Чему мы научились за год». Диагностика по итогам года. | 1 | |
26.05 | Подготовка работ и оформление выставки | 1 |
Ожидаемые результаты
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
В конце обучения дети должны получить знания:
- о материалах, инструментах;
- о технологии работы с бумагой;
- о правилах безопасности труда;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
умения:
- понимать и применять профессиональные термины
- определять и реализовывать художественные цели при создании изделия,
- планировать конечный результат своей работы
- создавать композиции с изделиями;
- овладеть различными приемами работы с бумагой и инструментами,
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
Создание композиций выполненных в данной технике; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы:
- Высокий уровень – работы отличаются ярко-выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
- Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
Методическое обеспечение программы
Работа строится на следующих принципах:
- развитие интереса и способностей детей
- создание ситуации успеха на занятиях
- доброжелательное отношение в коллективе
Организация деятельности кружка основана на следующих принципах:
- наглядность
- сознательность усвоения
- доступность
- связь теории с практикой
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
По дидактическим задачам:
- приобретение знаний
- формирование умений и навыков
- применение знаний на практике
- творческая деятельность
- проверка результатов обучения
По характеру деятельности:
- объяснительно-демонстрационный
- наглядно-практический
- репродуктивный
- частично-поисковый
- исследовательский
Формы обучения:
- коллективная
- парная
- индивидуальная
Учебно-материальная база
Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:
- кабинет
- столы
- стулья
- шкаф для хранения поделок, изделий и принадлежностей
- шкаф для хранения образцов и методической литературы
Инструменты и материалы:
- картон
-цветная бумага
-салфетки
- ножницы
-кисти
-краски
-клей ПВА
Методическое обеспечение:
- иллюстрированная литература
- презентация (MS PowerPoint)
- книги, журналы
- пособия с описанием техники изготовления изделий
- фотографии, схемы
- технологические карты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...