Круговорот идей
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10 класс) на тему
Методическая разработка итогового занятия курса "Машины Голдберга" (с элементами робототехники).
Возраст учащихся 13-16 лет.
Занятие подводит итог групповой работы над элементами машины Голдберга с использованием робототехнических устройств. Далее (по окончании курса) следует создание интегрированного проекта, констуирование связей между элементами, отладка машины Голдберга, составление заявки для участия в чемпионате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие ОДОД, курс "Машины Голдберга", возраст обучающихся 13-16 лет | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МАШИНЫ ГОЛДБЕРГА»
методическая разработка
итогового занятия
«Круговорот идей»
разработчик -
Алексеев Владимир Алексеевич,
педагог дополнительного образования
куратор –
Евсеенко Елена Викторовна
г. Санкт-Петербург
2018 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 2
Основное содержание …………………………………………………….. … 3
Формы и средства педагогической деятельности ………………… 3
План-конспект итогового занятия …………………………………. 4
Ожидаемые результаты …………………………………………….. 6
Заключение ………………………………………………………………… 7
Список литературы …………………………………………………………. 7 Приложения ……………………………………………………………….. ... 8
Введение
Актуальность и практическая значимость темы в том, что обучающиеся получают возможность творческой переработки элементов машины Голдберга, предложенных товарищами и, в результате обмена идеями, по-новому видят перспективу развития собственных проектов в части применения элементов робототехники к конструированию машин Голдберга.
Предмет исследования – потенциал созданных к итоговому занятию в групповой деятельности разработок с внедрением элементов робототехники.
Цель:
Создать условия для творческого поиска, переосмысления архитектуры итоговой машины Голдберга, подготавливаемой к участию в чемпионате.
Задачи:
Обучающие:
Обновить знания обучающихся о работе робототехнических устройств, программировании роботов с учётом показаний разнообразных датчиков, отладке программ путём уточнения и установки численных параметров;
Закрепить основные приемы сборки и программирования робототехнических систем, их интеграции в машины Голдберга;
Отработать технологические навыки конструирования и проектирования;
Повторить и применить на практике правила безопасной работы с материалами и инструментами;
Формировать умение творчески подходить к решению задачи.
Воспитывающие:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Формировать умение работать в команде, эффективно распределять обязанности;
Развивающие:
Развивать творческую инициативу и самостоятельность;
Развивать психофизиологические качества обучающихся (память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном).
Формы и средства педагогической деятельности
В процессе занятия используются педагогические технологии:
- личностно-ориентированное обучение
- проектная деятельность
- ИКТ – технологии
- игровые технологии
Формы организации образовательного процесса:
- работа по подгруппам;
- групповая работа на завершающем этапе построения машины Голдберга;
- индивидуальный опрос на этапе рефлексии.
Интегрированные формы проведения занятия –
- игровое практическое занятие;
- конкурс, защита проектов;
- самостоятельная работа
Методы обучения:
- Частично-поисковый
- Исследовательский
Материальная база:
- Оборудованный кабинет с заранее расставленными особым образом столами и компьютерной техникой
- Стандартные наборы по робототехнике
- Проектные работы учеников (готовятся в мастерских в течение учебного года)
План-конспект итогового занятия
Этап, время занятия | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Деятельность преподавателя |
Организационный, 10 мин | Занимают места за столами для сборки группового проектного этапа машины Голдберга | Командное взаимодействие, распределение ролей, ответственности; самостоятельный контроль за своим временем и управление им | Приветствие, установка регламента, постановка цели – внести предложения по улучшению проектов товарищей |
Проверочный 20 мин | Собирают и отлаживают часть машины, подготовленную по проекту, обсуждают с преподавателем правки в текстах заявки | Слаженная работа в команде, критическое мышление, рефлексия, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив по ходу реализации | Проверка соответствия построенного проекта рабочей схеме, заявке с указанием принципов работы машины на каждом шаге. |
Обобщение и систематизация знаний 15 мин | Спикер от каждой команды представляет центральную часть проекта – робототехническое устройство, разъясняя особенности его строения, программирования, работы | Опыт публичных выступлений, презентаций | Ведение регламента, уточнение особенностей конструкции, параметров программирования робота, его взаимодействия с предыдущим и последующим элементами машины Голдберга |
Разминочная пауза 15 минут | Игра «Крокодил» - участники каждой из групп представляют без слов, жестами и мимикой, взаимодействием друг с другом заданный преподавателем механический или робототехнический элемент выполненного ими проекта | Представление материала исследования в иной модальности | Задаёт команде тайно элемент проекта, который участники должны представить в виде пантомимы |
Итоговый 25 минут | Команды, задерживаясь по 5 минут, обходят столы каждой из соседних групп, формулируют и записывают в режиме блиц предложения по улучшению проектов (Приложение 1) | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; обеспечение контроля, коррекции и оценки действий партнера | Раздаёт бланки блиц-оценки, помогает найти точные формулировки, передаёт собранные бланки команде, проект которой оценивался |
Рефлексивный, 10 минут обсуждение + 10 минут анкетирование | Обучающиеся высказывают предложения, в каком порядке расположить рабочие проекты в итоговой машине Голдберга, подготавливаемой на чемпионат; заполняют Приложение 2 | установление связи между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется; | Ведение регламента, формулировка обобщённого вывода – чему научились, чего достигли, что ожидает в дальнейшем |
Ожидаемые результаты
По итогам занятия обучающиеся
- закрепили основные приемы сборки и программирования робототехнических устройств;
- показали на практике правила безопасной работы с материалом и инструментами необходимыми при работе с химреактивами, конструировании робототехнических средств и механических соединений.
- повторили и отработали в устной речи (а также в моторно-тактильной модальности) терминологию, связанную с робототехникой, информатикой, механикой;
- глубже осмыслили порядок взаимодействия механических внешних элементов и узлов робота с электронными, оптическими устройствами;
- рефлексивно отработали порядок создания алгоритма действия робототехнических средств и описания взаимодействия элементов машины Голдберга;
- продолжили формирование основ самоконтроля и взаимоконтроля, готовности к сотрудничеству, работе в коллективе;
- закрепили умение разрабатывать творческие проекты машины Голдберга с элементами робототехнических конструкций;
- получили возможность развить внимание, память, речь, восприятие предмета в различных модальностях;
- продолжили формирование рефлексивного тип мышления;
- получили импульс к развитию творческих способностей, дальнейшей работе над проектом.
Заключение
Итоговое занятие служит стимулом к дальнейшему обмену информацией, идеями, работе над проектом за рамками курса «Машина Голдберга» сроком обучения 1 год.
Обучающиеся самостоятельно выходят на поиск соревновательных возможностей, участия в хакатонах, практических занятиях с опытными наставниками в условиях технопарков Санкт-Петербурга.
Список литературы
- С. А. Филиппов. «Робототехника для детей и родителей». Санкт-Петербург «НАУКА» 2013
- Н. А. Криволапова. «Основы робототехники». Учебное пособие
- О. Н. Новрузова. «Педагогические технологии в образовательном процессе». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.
- Н. А. Казакова. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».
- В. П. Голованов. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования». – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- В. Н. Иванченко. «Занятия в системе дополнительного образования детей». Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.
- В. В. Конова, Г. А. Маланчик. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе». Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.
Приложение 1
Бланк блиц-оценки | Проект команды «…………………» | ||
Что больше всего понравилось | Что стоит исключить | Что стоит заменить (на что?) | Что стоит поменять местами (укажите №№ шагов) |
Робототехническая составляющая (балл 1-12) | |||
Сборка робота | Программирование | Отладка программы | Взаимодействие в цепочке шагов |
Приложение 2
Мой проект обобщённой машины Голдберга | |||||
Номер по порядку следования, количество шагов, уровень сложности, эффектности (от 1 до 12) | Описание стыковых шагов между проектами | ||||
Проект команды «…………………» | Первый шаг | Последний шаг | |||
Проект команды «…………………» | Первый шаг | Последний шаг | |||
Проект команды «…………………» | Первый шаг | Последний шаг | |||
Проект команды «…………………» | Первый шаг | Последний шаг | |||
Проект команды «…………………» | Первый шаг | Последний шаг | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Круговорот воды в природе"
Показать, какую роль играет вода в природе....
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
Круговорот химических элементов в природе
Круговорот химических элементов в природе...
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ.
Бинарный урок по биологии и химии в 9 классе....
Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно
Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...