Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Использование информационно-коммуникационных технологий
на уроках географии
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока. Мы исследуем возможности ИКТ на уроках географии.
Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- полная замена деятельности учителя; частичная замена;
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование тренинговых программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ.
Внедрение ИКТ в преподавание математики можно начать с готовых обучающих программ. Использовать диски из школьной медиатеки: «География 6-11 классы. Практикум», «География 6-11. Новые возможности для усвоения курса Географии».
Мы провели несколько уроков в 6 классе с применением ИКТ и увидели интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к предмету. Ведь обычно урок географии, как и впрочем, любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода. Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования мультибиблиотек и всемирной сети Интернет, которые в любой момент становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной.
Примеры использования презентаций на уроках географии:
- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
- Работа с устными заданиями.
- Использование презентации при повторении пройденного материала.
- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
- Проведение тестов.
- Проведение физкультминуток.
- Проведение рефлексии.
- Демонстрация портретов путешественников, мореплавателей и рассказ об их открытиях.
- Иллюстрация практического применения знаний в жизни.
- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
- Внеклассная работа: географические викторины.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации учителей.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения географии интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidrosfera.otkr_.urok_.docx | 372.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш»
Урок-КВН по теме
«Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе»
6 класс
Учитель первой
квалификационной
категории Сафина З.З.
Урок-КВН по теме
«Гидросфера.
Круговорот воды в природе»
КВН можно использовать в процессе обучения. Во время подготовки и проведения КВН школьники учатся творчески мыслить, «добывать» знания, быстро находить правильный ответ и представлять его в остроумной форме. Учатся они и внимательно слушать, понимать своих товарищей, выручать команду в трудную минуту.
Основная задача учителя – задействовать каждого, оценить его деятельность на уроке, ведь одна из целей игры – развитие у ребят потребности готовиться самостоятельно или вместе с товарищами помогать всем членам команды. За нарушение дисциплины, шум, подсказки баллы снимаются.
КВН дополняется новыми интересными идеями. Но большинство конкурсов традиционны и повторяются из темы в тему.
Сафина Зайтуна Зуфаровна - учитель географии 1 квалификационной категории МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш» Образование - высшее, КГПИ, 1983 год. Специальность - учитель географии и биологии. Стаж педагогический работы -31 год.
ТЕМА УРОКА :
«Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».
2. Закрепить умения находить и использовать воды гидросферы на карте.
3. Продолжить формирование навыков работы в коллективе и развитие творческой активности и интереса учащихся к предмету.
4. Раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек на учащихся.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня между командами сражение.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
II. Проведение урока-повторение по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе»
1-й конкурс «Приветствие»
1. Класс делится на две команды.
2. Команды приветствуют друг друга.
3. Эмблема
4. Девиз
2-й конкурс «Разминка»
Назовите географические объекты, к которым относятся цифры.
1. 1500 м/с
2. 1054 м
3. 2%
4. 98%
5. 11022 м
6. 275%
3-й конкурс «Что такое?»
1. Море | 1. Исток | 1. Гольфстрим |
2. Озеро. | 2. Планктон | 2. Пойма |
3. Айсберг | 3. Цунами | 3. Залив |
4-й конкурс «Тесты (конкурс знатоков)»
1. Водная оболочка земли:
1) Литосфера
2) Гидросфера (√)
3) Атмосфера
2. Какой океан не омывает берегов Антарктиды?
1) Атлантический
2) Тихий
3) Северный Ледовитый (√)
3. Самый большой материк мира:
1) Африка
2) Евразия (√)
3) Антарктида
4. Самый большой полуостров мира:
1) Аравийский (√)
2) Скандинавский
3) Индостан
5. У какого моря вода самая соленая?
1)Красное
2) Мертвое (√)
3) Мраморное
6. Самая длинная река мира:
1) Нил (√)
2) Амазонка
3) Обь
7. Начало реки:
1) Исток (√)
2) Русло
3) Устье
8. Самый большой остров мира:
1) Сахалин
2) Гренландия (√)
3) Мадагаскар
9. Какой водопад в 1935 году открыл американский летчик?
1) Анхель (√)
2) Ниагарский
3)Виктория
10. У какого озера одна половина площади занята соленой водой, а другая – пресной?
1) Байкал
2) Каспийское
3) Балхаш (√)
11. Кто на парусных кораблях совершил первое в истории кругосветное плавание и тем самым доказал, что Земля имеет форму шара?
1) Христофор Колумб
2) Фернан Магеллан (√)
3) Афанасий Никитин
5-й конкурс «Рисунок»
Из каждой команды выделяется участник, несет лист бумаги , ручку и отвечает письменно.
Какими цифрами обозначены:
а) исток (1, 7, 8, 9)
б) устье (3, 5, 10)
в) левые притоки (11)
г) правые притоки (2, 6)
Члены жюри получают ответы участников
6-й конкурс «Карточки»
По карточкам ответить на первый вопрос
7-й конкурс «Работа по атласу»
Работа в тетради. Определение объекта по координатам.
Игра «Кто быстрее, точнее, умнее всех!»
1) 6° с.ш. и 62° з.д. (водопад Анхель)
2) 40° с.ш. и 50° в.д. (Каспийское море)
3) 18° ю.ш. и 26° в.д. (водопад Виктория)
Пока учащиеся работают в тетрадях, жюри подводит итоги.
8-й конкурс «Волга»
По плану охарактеризовать реку Волга.
1. Откуда берет начало?
2. Куда впадает?
3. По какому направлению течет?
4. Какие притоки левые или правые?
5. Характер течения.
6. Питание.
7. Хозяйственное значение.
I команда – вопросы № 1, 2, 3.
II команда – вопросы № 4, 5, 6.
На вопрос № 7 отвечают все.
9-й конкурс «Карточки»
Ответ по карточке № 36.
10-й конкурс «Номенклатура»
Показать объекты на карте.
1. Панамский канал
2. Течение Западных Ветров
3. Анды
4. г. Эверест
5. Австралия
6. Берингов пролив
11-й конкурс «Охрана вод»
1. Какие меры по охране вод проводятся на территории нашей республики Татарстан?
2. Участвуете ли вы в них?
12-й конкурс «Конкурс капитанов»
Море назови!
Остров,
Горы,
Реки,
Залив.
Если участник повторяется или проходит 3 секунды, то он проигрывает.
13-й конкурс «Загадки»
1. Кругом вода, а с питьем – беда (морская вода)
2. По морю идет, а до берега дойдет, тут и пропадет (волна).
3. Летом убежит, зимой прибежит (снег).
4.Дыхание – влага, одеяло – туман, место постели - зеркало( вода).
Мировой круговорот воды в природе.
Мировой океан постоянно восполняет через атмосферу убывающие воды суши… Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана через воздушную оболочку на сушу и обратно в океан называется Мировым круговоротом воды в природе.
Что же является причиной этого непрекращающегося путешествия воды? Какое небесное тело, нагревая воздух, запускает механизм ее мирового круговорота?..
Я веселый, шаловливый,
А еще – трудолюбивый!
Я с небес сюда спустился,
Ведь из тучки я родился.
Буду всюду успевать,
Добрым людям помогать!
Ну-ка, кто воды просил?
Кто здесь жажду ощутил?
Вмиг я всех вас напою,
Силу передам свою,
А работу завершу –
Вновь на небо поспешу…
Океан —> воздух —> океан – малый круговорот воды в природе.
Океан —> воздух —> суша —> океан – большой круговорот воды в природе.
Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.
14-й конкурс «Вопросы для логического мышления»
1. Какое космическое тело и за счет чего обеспечивает Мировой круговорот воды в природе?
2. Что произошло бы на Земле, если бы вдруг прекратился Мировой круговорот воды?
3. Почему Мировой океан не выходит из берегов, ведь он постоянно наполняется речной водой?
4. Какое свойство воды является причиной того, что водопроводные трубы прокладывают глубоко под землей?
5. Докажите, что вода изменяет рельеф Земли.
III. Заключение
Жюри подводит итоги:
1. Лучший знаток!
2. Самому активному географу!
3. Лучшая географическая команда!
Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
Урок с ЭОР: Гидросфера. Мировой круговорот воды.
Конспект первого урока по теме "Гидросфера" с применением ЭОР....
конспект урока «Мировой круговорот воды в природе»
формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....
«Мировой круговорот воды в природе»
формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....
Гидросфера. Мировой круговорот воды.
Cоздание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека. Задачи:- обучающие: § сформировать общие представления о во...
6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.
Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...
Разработка урока по теме "Гидросфера. Мировой круговорот воды"
Данный урок в образовательной программе 6 класса по географии входит в раздел «Гидросфера» и является первым уроком. На данном этапе у у...