Реализация программы работы с одарёнными детьми «Дарование»
статья на тему
Дополнительное образование является прекрасным средством социальной адаптации личности, её развития, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом (и в школе в том числе), выявления творческой одаренности и её развития. С целью работы с одаренными детьми 12-18 лет, развития их творческого потенциала, в условиях их дифференцированного и индивидуального обучения была создана общая программа нашего Дворца детского творчества «Маленький принц» -«Дарование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_programmy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпова С.А.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Реализация программы работы с одарёнными детьми «Дарование»
Система дополнительного образования детей предоставляет приоритетные условия для выявления творческой одаренности и её развития.
При этом дополнительное образование является прекрасным средством социальной адаптации личности, её развития, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом (и в школе в том числе).
С целью работы с одаренными детьми 12-18 лет, развития их творческого потенциала, в условиях их дифференцированного и индивидуального обучения была создана общая программа нашего Дворца детского творчества «Маленький принц» -«Дарование». Программа рассчитана на десять лет и включает следующие этапы реализации.
- Выявление одаренных детей и дальнейшая работа с ними.
- Исходя из результативности участия детей в конкурсах, олимпиадах и иных соревновательных мероприятиях, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностики психолога и педагогов происходит выявление одарённого ребёнка;
- Формирование банка данных одарённых детей, разработка и пополнение портфолио детей;
- С учетом данного информационного банка составляется индивидуальный маршрут развития, проектируется расписание занятий, своеобразный режим «жизнедеятельности» ребёнка;
- Разрабатываются и внедряются индивидуальные и групповые программы, позволяющие более полно удовлетворить интересы учащихся;
- Разработка и внедрение спецкурсов для одарённых «Дар», «Лестница успеха», «Партнёрство».
II. Для дальнейшего развития образовательной микросреды любого ребёнка необходимо, как известно, взаимосвязанное проектирование четырёх компонентов: социального, психологического, дидактического и пространственно-предметного.
Важнейшая роль принадлежит проектированию психологического и дидактического компонентов.
Несомненно, развивающая среда в учреждении дополнительного образования как нигде с наименьшими затратами предоставляет учащимся комфортные психологически, свободные личностно, условия для формирования интеллектуальных способностей и развития творческого потенциала.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие взаимосвязанные направления работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования:
- Проектная деятельность по углублённому практическому изучению выбранных базовых образовательных курсов;
- Мероприятия по укреплению здоровья (соревнования, олимпиады в парках, совместные с родителями выезды на природу, проведение игр на переменах между занятиями, соблюдение питьевого режима и режима проветривания помещений, залов и рекреаций и т.п.);
- Проведение коммуникативных тренингов, тренингов на развитие интеллектуальных способностей, креативности, творческого потенциала учащихся;
- Интеграция общего, школьного и дополнительного образования создаёт педагогические условия для восприятия ребёнком более общей картины МИРА.
- Профессиональная ориентация детей способствует осуществлению непрерывности дополнительного образования, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпускниками, помогает более эффективному профессиональному самоопределению выпускников;
- В системе дополнительного образования учреждения для работы с одарёнными применяются следующие элементы педагогических технологий:
- Деятельностный подход (обязательное наличие практической деятельности между обучением и развитием);
- Формирование внутренней мотивации к обучению;
- Существование «субъект- субъектных отношений» при организации образовательного процесса;
- Предоставление «веера выбора», что даёт каждому ребёнку возможность для освоения более сложного содержания программы, сверх образовательного стандарта;
- Обязательная рефлексия;
- Предоставление возможности индивидуализации темпов прохождения индивидуальных маршрутов учащимися, обогащение и углубление программ;
- Создание комфортного морально-психологического климата в группах одарённых детей (воспитание на принципах «право на ошибку», «отсутствия сравнения с другими», создание «ситуации успеха»);
- Интегративный подход;
- Опора на зону ближайшего развития.
IV. Деятельность в учреждении дополнительного образования «Маленький принц» г. Хабаровска с одарёнными детьми имеет следующие формы работы:
диспут-клубы по интересам творческих дел, форум «юное дарование», творческие викторины в студиях и объединениях, тренинговые психологические группы «Учимся думать», действующие на постоянной основе внутри Дворца постоянные познавательные и развивающие мероприятия (например, клуб для умных родителей и любознательных детей «Мы вместе!», клуб для одарённых родителей одарённых детей «Идем на Взлет!», отчетные концерты «Звездный дождь», реализация проектов «Дар», «Иду на взлёт» и «Открытые двери»).
На сегодняшний день более 250 одарённых подростков и детей были награждены ценными дипломами и призами, три ребёнка были премированы поездками в Крым, Москву и Санкт –Петербург). Семь одарённых детей участвовали в шоу «Голос» г. Москва и вышли в полуфинал. 17 человек получили право представлять г. Хабаровск в краевом форуме инновационных проектов ХАБАРОВСК. НАШ. Два человека стали победителем данного мероприятия.
Призовые места прекрасно показывают результативность наших детей, сплочённость команды. Однако, я считаю, что самое главное это-возможности для развития талантов детей, их дополнительная поддержка, высокий рост мотивации к достижению социально-значимых результатов. Всё это в значительной мере облегчает трудный процесс социализации в подростковом возрасте.
Опыт работы по программе с одарёнными детьми «Дарование» убедительно показывает, что развитие сотрудничества детей и педагогов в учреждении дополнительного образования на благо ребенка даёт положительные результаты, повышает эффективность образовательной системы в целом. Несомненно, от этого выигрывает только ребёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...
Программа работы с одарёнными детьми
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....
Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....
Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку
Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...
Программа работы с одарёнными детьми
Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....
программа работы с одарёнными детьми
прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...
Программа работы с одарёнными детьми
Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...