Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья" расчитана на обучающихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kultura_zdorovya.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ю.А. Гагарина»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Культура здоровья»
(социальное направление)
VIII класс
Составитель:
учитель химии и биологии
Иванова Светлана Ивановна
г. Гагарин
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности в 8 классе «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Дети 13-15 лет наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Цель: сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам профилактики заболеваний, несчастных случаев.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся по предупреждению инфекционных заболеваний.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучение здоровому питанию.
6. Профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ).
7. Обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Место курса в учебном плане
На изучение курса Культура здоровья в 8 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
Планируемые результаты.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на занятии.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации.
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1. Умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.
2. Слушать и быть внимательным к другим.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Формы организации внеурочной деятельности
Формы и методы работы обучения здоровому образу жизни учащихся разнообразны:
- тематические занятия
- практические занятия
- беседы
- конкурсы
- соревнования
- викторины
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
В процессе обучения здорового образа жизни не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил здорового образа жизни лучше практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.
Основные методы проведения занятий:
Словесные: устное изложение, беседа;
Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, таблиц, презентаций;
Практические: практические и игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Содержание программы.
1. Введение. Культура здоровья. (7 ч.)
Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Значение хорошего здоровья для общества. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания. Средства личной гигиены. Биологические ритмы организма. Влияние биологических ритмов на работоспособность школьников. Утомление и переутомление. Условия труда и отдыха. Выбор средств снятия утомления.
История игр. Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье». Эстафета здоровья.
2. Обучение самопознанию. (4 ч.)
Индивидуальные особенности строения и развития человека. Я-концепция и её ключевые компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя. Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение жизненных целей. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, и др.). Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Половые различия в поведении людей.
Мои ценности. Я принимаю решения. Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. Конфликты с родителя ми, друзья ми, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками.
3. Правила межличностного общения (6 ч.)
Представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, толерантности. Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой. Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них.
Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек. Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола
4. Питание (5 ч.)
Питание – необходимое условие для жизни человека. Золотые правила питания. Жиры, белки и углеводы - что важнее? Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием. Пищевые добавки в нашей жизни. Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Мое любимое блюдо».
5. Вредные привычки (7 ч.)
История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Алкоголь и закон. Умение отказываться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье. Привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека.
5. Гигиена (5 ч.)
Викторина по правилам личной гигиены. Вредные привычки. Исследование «Самая полезная зубная паста»
№ п/п | Содержание | Количество часов |
Тема 1. Введение. Культура здоровья. (7 ч.) | ||
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни» | 1 | |
Двигательный режим | 1 | |
Биологические ритмы | 1 | |
Двигательный режим | 1 | |
Утомление и переутомление | 1 | |
Условия труда и отдыха. | 1 | |
Неправильный режим дня и его последствия | 1 | |
Тема 2. Обучение самопознанию. (4 ч.) | ||
Осознание и признание себя | 1 | |
Стресс, его психологические и физиологические проявления | 1 | |
Самопознание через ощущение и возраст | 1 | |
Самооценка и самоуважение | 1 | |
Тема 3. Правила межличностного общения (6 ч.) | ||
Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей | 1 | |
Базовые компоненты общения | 1 | |
Виды и формы общения | 1 | |
Отношения между мальчиками и девочками | 1 | |
Ранние половые связи и их последствия | 1 | |
Семья, брак и функции семьи | 1 | |
Тема 4. Питание (5 ч.) | ||
Золотые правила правильного питания | 1 | |
Я выбираю кашу | 1 | |
Пищевые добавки | 1 | |
Газированные напитки: польза и вред | 1 | |
Витамины и витаминные комплексы | 1 | |
Тема 5. Вредные привычки (7 ч.) | ||
История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. | 1 | |
Аспекты и последствия курения | 1 | |
Влияние курения на потомство | 1 | |
Алкоголь и его последствия | 1 | |
Употребление наркотических средств | 1 | |
Привычка сохранять здоровье | 1 | |
Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения | 1 | |
Тема 5. Гигиена (5 ч.) | ||
Чистота и здоровье | 1 | |
Откуда берутся грязнули? | 1 | |
Я здоровье берегу – сам себе я помогу | 1 | |
КВН «Наше здоровье» | 1 | |
Защита творческих проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"
Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...
Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»
Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности здоровье сбережения «Мы выбираем спорт»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового о...