Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука грузинского танца». 2018 г.
рабочая программа на тему
Данная программа относится к художественной направленности. Образовательная программа грузинская народная хореография является модифицированной, разработана на основе методики, изложенной Д.Джавришвили в своем труде «Грузинские народные танцы», с учетом многолетнего опыта преподавания грузинской народной хореографии в коллективе «Иверия».
Она является программой ознакомительного уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5 – 7 лет в мир грузинской народной хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с этим хореографическим жанром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18azbuka_gruzinskogo_tantsa.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Центр детского творчества «Свиблово»
129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1
Тел: 8-499-760-01-15 e-mail: sviblovo@edu.mos.ru
факс: 8-499-760-01-17 http:// centrsviblovo.mskobr.ru
ОГРН 1077759314500, ИНН 7716585000, КПП 771601001
Утверждено. Педсовет Протокол №…. От ……… 201…г | Утверждаю. И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» _________________Н.А. Герасимова ……….. 201…г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Азбука грузинского танца»
Уровень: ознакомительный
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год 9 месяцев
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Авторы-составители:
художественный руководитель
Цимакуридзе Г. В.,
педагог дополнительного образования Тасоева Л. А.
МОСКВА
2018
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Программа разработана в коллективе «Иверия», существующим в Москве с 1957 года. Предназначена для реализации на этапе обучения младших воспитанников. Взаимосвязана с программой «Грузинская народная хореография: девочки/мальчики (Хореографический ансамбль «Иверия»)», которая является продолжением данной программы на базовом уровне.
Направленность программы: художественная.
Уровень образовательной программы: ознакомительный.
Категория обучающихся: 5 - 7 лет
Срок обучения: 1 год 9 месяцев
Авторы-составители: Художественный руководитель Заслуженный работник культуры России, Заслуженный артист Аджарии, Почётный работник Общего образования РФ Цимакуридзе Гиви Вахтангович
Педагог дополнительного образования: почетный работник Общего образования РФ Тасоева Лариса Анатольевна
Программа реализуется педагогами: Нагибина Н.И., Тасоева Л.А, Ходжава Л., Есартия Е.Г., Квеквескири Б.М., Лодина М.Б., Искеф С.Н., Гамсахурдия Н.Д., Тедеев Л.Ш.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа относится к художественной направленности. Образовательная программа грузинская народная хореография является модифицированной, разработана на основе методики, изложенной Д.Джавришвили в своем труде «Грузинские народные танцы», с учетом многолетнего опыта преподавания грузинской народной хореографии в коллективе «Иверия».
Она является программой ознакомительного уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5 – 7 лет в мир грузинской народной хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с этим хореографическим жанрам.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Движение — естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Грузинская народная хореография очень яркая, энергичная, активная, красивая, чем с легкостью заинтересовывает детей дошкольного возраста.
Со стороны родителей же стоит отметить стремление во всестороннем развитии своих детей, в том числе художественном и физическом. Данная программа отвечает потребностям как родителей, так и интересам детей-дошкольников и первоклассников. Всем этим объясняется актуальность данной программы.
Кроме того, в настоящее время дети все чаще начинают свой путь в области танцевального искусства очень рано, это вызвано стремлением родителей заложить в раннем возрасте необходимые навыки и способности. Программа даёт возможность попробовать себя в данной области всем детям, не имеющим медицинских противопоказаний, с целью их дальнейшего самоопределения.
Педагогическая целесообразность
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к основам хореографического искусства, выявление одаренных в области хореографии детей с целью развития их творческих способностей, формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством грузинского танца, развитие художественной одаренности в области хореографии; развитие и совершенствование специальных музыкальных хореографических способностей. Все это способствует решению многих педагогических задач, к числу которых относятся:
- физическое развитие детей, которому на хореографических занятиях уделяется значительное внимание, способствует укреплению здоровья;
- развитие двигательных навыков и мышечного раскрепощение детей способствует формированию позитивной самооценки, активности, развитию социальных навыков детей и большей социальной успешности в детской группе;
- развитие музыкального слуха благотворно влияет на развитие речи, формированию навыков необходимых для письма и чтения, изучения, как родного языка, так и иностранного.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию дети приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а так же развивают танцевальные и музыкальные способности.
Цель программы — развитие танцевально-двигательных способностей, обучение основам техники грузинского народного танца, воспитание культуры музыкальных движений.
Основные задачи:
Развивающие:
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развитие способности передавать в танцевальном движении характер музыки;
- коррекция недостатков физического развития, постановка исполнительского аппарата: постановка корпуса, коррекция сутулости, укрепление костно-мышечного корсета, развитие выносливости;
- формирование музыкального слуха, музыкальной памяти;
- развитие воображения, фантазии.
Воспитательные:
- формирование интереса к хореографии, как виду искусства, в частности народной хореографии;
- формирование адекватной самооценки, уважения к своим достижениям и достижениям других детей;
- воспитание культуры поведения в обществе, в учебной группе;
- воспитание стремления к активной двигательной жизни
- воспитание навыков самоконтроля и силы воли;
- формирование основных качеств эстетически воспитанной личности: умение чувствовать искусство, интерес к творчеству.
Обучающие:
- знакомство детей со стилевыми особенностями грузинской народной хореографии;
- знакомство с историческими, географическими и культурными особенностями Грузии;
- развитие общего кругозора в области хореографии и грузинского народного танца;
- изучение основных элементов грузинской народной хореографии;
- формирование чувство позы и закрепление основных позиций грузинского танца;
- освоение движений и связок горского танца;
- изучение поставленного этюда горского танца.
Отличительные особенности программы
Проведенный анализ хореографических программ для дошкольников показывает, что существует большое количество общеразвивающих программ по ритмике. Отличительная особенность нашей программы тем самым проявляется в её содержании, которое направлено на изучение исключительно грузинской народной хореографии.
В связи с таким специфичным содержанием для обучение по данной программе используется собрание уникального методического сопровождения, позволяющий окунуть детей полноценно в мир Грузии и её народов при изучении хореографии. Среди методического материала сборники по традициям народов, народному творчеству и узорам, концертные выступления известных коллективов грузинского народного танца, костюмы.
Поскольку речь идет об обучении дошкольников и младших школьников, для сохранения психологического и физического здоровья детей в программе интегрируются разные виды деятельности. Так первая часть занятия отводится под знакомство с культурой Грузии, педагог рассказывает сказку, либо дети слушают музыкальное произведение, которое потом разбирается, а возможно и проигрывается в легкой танцевальной импровизации.
Организация работы
Срок реализации: 1 год 9 месяцев
Категория обучающихся: дети дошкольного и младшего школьного возраста 5 - 7 лет. Дети набираются без специального отбора, при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям хореографией.
Учащимися могут быть не только этнические грузины. Коллектив «Иверия» - многонациональный, обучающимися могут быть дети любых национальностей, проживающих в Москве.
Группы комплектуются по возрастному и гендерному признаку. Поскольку каждый год обучения является отдельным самостоятельным учебным модулем, ребенок, подходящий по возрасту в старшую группу не обязательно зачисляется на первый год обучения, при наличии определенных навыков и необходимого физического развития, что определяется педагогом.
Форма обучения:
- очная групповая. Учебные группы комплектуются по возрастному и гендерному признаку.
Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей, площади хореографических залов может быть от 8 человек.
Режим занятий. Обучение проводится в форме групповых занятий. 2 занятия в неделю, продолжительностью 60 минут, включающих 15 минут перерыва.
Занятия проводятся в сопровождении ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результаты по выполнению обучающих задач структурно представлены в описании каждого года обучения. Результативность воспитательного и развивающего аспектов при прохождении программы заключается в следующем:
- У воспитанников сформированы самостоятельность, активность;
- Сформирован интерес к грузинскому искусству, занятиям хореографией;
- Раскрыт творческий потенциал детей, они раскрепощены, у них сняты мышечные зажимы;
- У обучающихся правильно сформированы осанка, костно-мышечный аппарат, необходимый для занятий хореографией;
- У обучающихся развит музыкальный слух, умение чувствовать и понимать музыку;
- Сформировано умение вести себя с окружающими люди в соответствии с нормами, принятыми в обществе и правилами коллектива.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
В результате первого года обучения воспитанники должны:
Знать:
- Как правильно держать корпус (осанку)
- Позиции ног по грузинской народной хореографии: 1, 3, 4
- Позиции рук по грузинской народной хореографии: 1, 2 (закрытая), 3
- Ходы куслтерпула, криала
- Движение сада чаквра
- Технику стояния на пальцах
- Знать народный костюм Центральной Грузии
- Знать общепринятые нормы поведения
- Знать правила и требования к поведению, принятые в коллективе
- Знать отличия грузинских мелодий и танцев от танцев других народов Кавказа.
Уметь:
- Управлять мышцами корпуса
- Исполнять изученные позиции рук и ног
- Исполнять сартави
- Исполнять ход куслтерпула, ход на полупальцах (как подготовительный хода криала)
- Исполнить подготовительное упражнение для движения сада чаквра
- Стоять на пальцах обеих ног у станка
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
72 часа
№ п/п | Темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||
теория | практика | всего | ||||
Вводное занятие | 1 | - | 1 | |||
Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика. Постановка корпуса. | 4 | 14 | 18 | Наблюдение, выполнение нормативов | ||
Музыка и движение (музыкальные ритмические игры, пантомима) | 3 | 9 | 12 | Наблюдение, соревнование | ||
Основные позиции рук и ног. | 2 | 6 | 8 | Наблюдение, опрос | ||
Разновидности танцевальных ходов | 4 | 10 | 14 | Наблюдение, соревнование, опрос | ||
Чаквра — движения с характерным вертикальным акцентом. | 2 | 6 | 8 | Наблюдение, опрос | ||
Церилетеби — движения на пальцах | 1 | 3 | 4 | Наблюдение, опрос | ||
Грузинский национальный костюм | 1 | - | 1 | Опрос | ||
Нормы поведения | 2 | - | 2 | Наблюдение, опрос | ||
Что мы знаем о Грузии? | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||
Итоговые занятия. | - | 2 | 2 | Наблюдение, опрос | ||
Итого: | 21 | 50 | 72 |
Содержание обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Экскурсия по помещению. Постановка целей и задач на текущий год. Знакомство с правилами и традициями коллектива.
2. Общеразвивающие упражнения
Работа по комплексу упражнений, направленных на физическое развитие детей (ходьба, бег, подскоки, прыжки, упражнения для верхнего плечевого пояса, упражнения для верхних и нижних конечностей, мышц шеи и брюшного пресса, упражнения на растяжение мышц и связок, развитие гибкости и подвижности суставов). Теория — демонстрация упражнений, название упражнений. Практика — выполнение упражнений, корректировка правильности их выполнения.
Постановка корпуса
Теория — демонстрация правильной постановки корпуса при исполнении танца, демонстрация упражнений необходимых для правильной постановки корпуса. Критерии прямого стояния. Практика: отработка комплекса упражнений на правильную постановку корпуса, работа на укрепление мышц спины и пресса.
3. Музыкальные ритмические игры (музыкальные ритмические игры, пантомима)
Учитывая возрастные особенности детей, в программу для развития силы, ловкости и фантазии включены музыкально-ритмические игры и элементы пантомимы.
Музыкально-ритмические, подвижные игры и элементы пантомимы: «Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок».
Примечание: На свое усмотрение педагог может добавить другие игры и элементы пантомимы.
4. Основные позиции рук и ног
Позиции ног по грузинской народной хореографии: 1, 3, 4. Позиции рук по грузинской народной хореографии: 1, 2 (закрытая), 3. Теория: демонстрация позиций. Практика: работа над правильностью исполнения позиций рук и ног, исполнение во время движения, переход из одной позиции в другую по команде.
5. Разновидности танцевальных ходов
Теория: демонстрация в танце и техники исполнении ходов вперед: куслтерпула, криала. Практика: практическая отработка техники исполнения данных ходов.
6. Чаквра — движения с характерным вертикальным акцентом
Подготовительное упражнение для движения сада чаквра. «Чаквра»-«ударить сверху» - движения, сочетающие удары о пол то пяткой, то носком с одновременными подскоками, размахивания голенью, подсеканиями. Тренируются сперва с опорой на станок, в дальнейшем ставится определенная позиция рук. Теория - демонстрация в танце разновидностей чаквры. В том числе и сложной в исполнении. Просмотр горских танцев, техника исполнения сады чаквры. Практика — практическая отработка сады чаквры, упражнения на развитие мышц ног и пальцев, разогревающие упражнения, с последующим изучение и работой над садой чакврой.
7. Церилетеби — движения на пальцах
Церилетеби — движения на пальцах в грузинской хореографии. Теория: демонстрация разновидностей движений, различие стояния на пальцах и полупальцах, демонстрация техники стоянии и исполнении движений на пальцах. Практика: стояния на пальцах обеих ног у станка.
8. Грузинский национальный костюм
Народный костюм Центральной Грузии. Теория — демонстрация костюма, название основных элементов костюма.
9. Норма поведения.
Проведение бесед с детьми на тему правил поведения в обществе, в коллективе. Работа над развитием волевых качеств, адаптация к коллективу младших воспитанников.
10. Что мы знаем о Грузии?
Грузия — страна гор и виноградников. Рассказ про особенности климата и природы Грузии. Демонстрация видео про Грузию, просмотр грузинских мультфильмов и короткометражных фильмов.
11. Итоговые занятия
Проведение контрольных занятий. Проведение открытого занятия для родителей и педагогов в конце учебного года. Диагностика усвоения обучающимися программного материала.
Календарно-тематический учебный план
Занятия | Месяц | Тема | Количество часов |
| Сентябрь | Вводное занятие. Знакомство с детьми. Повторение пройденного материала. Работа над народным тренажом. Азбука музыкального движения (быстро, медленно). Ритмико-гимнастические упражнения. Постановка корпуса, рук. Партерная гимнастика. Развивающие игры | 8 |
9-16 | Октябрь | Ознакомление детей с характером музыки: спокойная, веселая, грустная. Отработка народная тренажа. Азбука музыкального дыижения: мелодия и движения. Марш, бег. Партерная гимнастика. Ритмико-гимнастические упражнения. Позиции ног: 1,2,3,4. Изучение народного тренажа | 8 |
17-24 | Ноябрь | Азбука музыкального движения: мелодия и движения. Марш, бег, партерная гимнастика. Работа над народным тренажом. Ритмико-гимнастические упражнения. Позиции ног: 1,2,3,4. Изучения позиций рук: 1,2,3,4. Упражнения для пластичности рук. Развивающие игры. | 8 |
25-32 | Декабрь | Азбука музыкального движения: мелодия и движения. Марш, бег, партерная гимнастика. Работа над народным тренажом. Упражнения для пластичности рук. Развивающие игры. | 8 |
33-40 | Январь | Ритмико-гимнастические упражнения. Народный тренаж. Упражнения для пластичности рук. Движение рук-сартави. Разновидности ходов: ход перекат, ход на полупадьцах криала, сада мухлура (без скольжения). Позиции ног и рук: 1,2,3,4. | 8 |
41-48 | Февраль | Азы грузинской народной хореографии: Простые шаги( мягкий, перекатный, топающий на всей ступне). Ритмико-гимнастические упражнения. Притопы, прыжки, хлопки, разновидности бега. Скольжения по полу по 1 и 3 позиции. Разновидности танцевальных ходов. Подготовительное упражнение для сада-мухлуры. | 8 |
49-56 | Март | Азбука музыкального движения: музыкальные перестроения, продвижение с прыжками. Азы грузинской народной хореографии: разновидности танцевальных ходов. Сада мухлура. Народный тренаж. Набор нескольких движений: криала, сада мухлура, ход перекат. Ритмико-гимнастические упражнения. Изменение характера движения с изменением темпа музыки. Музыкальная игра. Музыкальная импровизация. Повторение и закрепление пройденного материала. | 8 |
57-64 | Апрель | Ритмико-гимнастические упражнения. Повторение всех основных позиций рук и ног(1,2.3.4). Разновидности танцевальных шагов. Музыкально-пространственные упражнения: перестроения. Бег с переменной направления.Сада мухлура. Азбука музыкального движения: повороты на месте. Азы грузинской народной хореографии: основные позиции рук: сартави, переход из позиции в позицию. Народный тренаж. Повороты на месте, прыжки. | 8 |
65-72 | Май | Ритмико-гимнастические упражнения. Простые танцевальные движения. Сада мухлура. Народный тренаж. Партерная гимнастика. Грузинские музыкальные игры. Повторение пройденного материала. | 8 |
Всего | 72 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
В результате второго года обучения воспитанники должны знать и уметь:
- Постановку корпуса в грузинском танце
- Вторую позицию ног
- Стояние на полупальцах обеих ног
- Положение рук четверть вверх четверть вниз
- Узнавать ход криала и выполнять его.
- Связка перекат-криала
- Выполнять ртулу (медленно), сада чаквра (без подскока)
- Стояния на пальцах по 1 позиции и крестом
- Народный костюм горных районов Грузии
- Исполнять связки из 2-3 движений горского характера
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие | 1 | - | 1 | ||
Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика. Постановка корпуса. | 2 | 10 | 12 | Наблюдение, выполнение нормативов | |
Музыкальные ритмические игры, пантомима | 2 | 10 | 12 | Наблюдение, соревнование | |
Основные позиции и стояния ног | 2 | 6 | 8 | Наблюдение, опрос | |
Основные позиции и положение рук | 2 | 4 | 6 | Наблюдение, соревнование, опрос | |
Разновидности танцевальных ходов | 2 | 8 | 10 | Наблюдение, опрос | |
Чаквра — движения с характерным вертикальным акцентом. | 1 | 5 | 6 | Наблюдение, опрос | |
Церилетеби — движения на пальцах | 1 | 5 | 6 | Наблюдение, опрос | |
Дополнительные элементы | 1 | 3 | 4 | Соревнование | |
Грузинский национальный костюм | 2 | - | 2 | Опрос | |
Что мы знаем о Грузии. | 2 | - | 2 | Опрос | |
Традиции коллектива | 2 | - | 2 | Опрос | |
Итоговые занятия. | - | 1 | 1 | ||
Итого: | 20 | 52 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
1. Вводное занятие
Знакомство детей с педагогом, с основными правилами и требованиями коллектива, его краткой историей, основными традициями. Правила поведения и соблюдения техники безопасности на занятиях. Демонстрация танца «Картули» с целью изучения поклона, характерного для танца и являющегося традиционным приветствием в коллективе.
2. Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика. Постановка корпуса
Данный раздел направлен на общее физическое развитие детей. Используются общеразвивающие упражнения и партерная гимнастика, которые дают базовую подготовку и закладывают основу освоения элементов хореографической «школы». Отдельное внимание отводится постановки корпуса, характерного для грузинского народного танца, ведется работа над осанкой, положением плеч, головы.
Теория: демонстрация упражнение, название упражнение, техника правильного выполнения упражнений, критерии правильной постановки корпуса. Практика: работа по выполнению комплекса упражнений, выбранных педагогом.
3. Музыкальные ритмические игры, пантомима
Учитывая возрастные особенности детей, в программу для развития силы, ловкости и фантазии включены музыкально-ритмические игры и элементы пантомимы.
Музыкально-ритмические, подвижные игры и элементы пантомимы: «Кто быстрее», «Кто сильнее», «Птицы», «Зеркало», «Пружинки», «Медведи», «Цветок», «Утро», «Яйцо и цыпленок».
Теория: правила игр, постановка игровых задач. Практика: игры.
4. Основные позиции и стояния ног
Теоретический показ, анализ выполнения:
- позиций ног 1,2,3,4; переход ног из одной позиции в другую;
- стояний: на полных ступнях обеих ног, на пальцах, на ступне одной ноги, в полуприседе, на обоих коленях, на высоких полупальцах.
Практика: отработка детьми позиций ног, работа над плавностью переходом из одной позиции в другую. Выполнение под счет и под ритм доли, заданный педагогом.
5. Основные позиции и положения рук
Демонстрации:
- позиций рук 1,2,3,4, переход рук из одной позиции в другую;
- положений рук: вниз, вверх, четверть вниз, четверть вверх, руки на поясе, на бедре, сакриало, двойной (проходится ознакомительно), самтиулуро.
Практика: выполнение под счет и под ритм доли, заданный педагогом
6. Разновидности танцевальных ходов
- Мгзаврули – полукуслтерпула – бытовой шаг;
- Цертерпула по III поз, I поз;
- Легкий бег “трусцой”:
- Адгилзесвла, Свлеби - танцевальные ходы;
- Гасма и Гасмура — скользящий шаг.
- На месте – (адгилзе): ордакврити – подготовительное упражнение – конец года лицом к станку.
- Вперед – цинсвла: криала, перекат
7. Чаквра — движения с характерным вертикальным акцентом. :
Теория: демонстрация и перевод «Чаквра» - «ударить сверху» - движения, сочетающие удары о пол то пяткой, то носком с одновременными подскоками, размахивания голенью, подсеканиями. Практика: тренируются сперва с опорой на станок, в дальнейшем ставится определенная позиция рук.
8. Церилетеби – движения на пальцах
Теория: знакомство с движениями на пальцах, демонстрация самих движений на примере записи выступлений коллектива «Иверия». Практика: тренировка стояний на высоких пальцах у станка. Развитие навыка уверенно стоять на низких и высоких полупальцах и пальцах, перебор ног у станка пальцах.
9. Дополнительные элементы
Теория: введение в понятийный аппарат следующих элементов и демонстрация их в танце: брунеби — повороты, мухлилетеби — стояние на обоих коленях, движения характерное для мужских танцев, хтомеби — прыжк. Практика: работа с самыми элементарными прыжками для укрепления мышц, пробы в поворотах, медленные повороты на обеих ногах, стояние на коленях с целью к дальнейшему введению элементов на коленях.
10. Грузинский национальный костюмом
Картлийский народный костюм. Основные элементы грузинского костюма. Разнообразие народного костюма различных районов Грузии.
11. Что мы знаем о Грузии?
Беседы с детьми о том, об особенностях природы и быта Грузии. Демонстрация движений из грузинской народной хореографии, беседы о происхождении данных движений и их значения в танцах (сбор винограда, защита девушек и т.д.)
12. Традиции коллектива
Беседы на тему: 1. Правила и нормы поведения в коллективе; рассказ о традициях коллектива, праздники и др.
13. Итоговые занятия:
Проведение открытого занятия для родителей и педагогов в конце учебного года. Диагностика усвоения детьми программного материала.
Календарный-тематический учебный план
Занятия | Месяц | Тема | Кол-во часов |
1-8 | Сентябрь | Вводное занятие. Беседа. Повторение пройденного материала. Поклон. Виды марша. Работа над грузинским народным тренажом. Общеукрепляющие упражнения. Партерная гимнастика. Повторение позиций рук: 1,2,3,4. | 8 |
9-16 | Октябрь | Общеукрепляющие упражнения. Маленькое приседание, подъем на полупальцы, ходьба на полупальцах, планировка танцевального зала: точки, линии зала. Постановка корпуса, рук характерные для грузинской народной хореографии. Партерная гимнастика. Работа над грузинским народным тренажом. Изучение позиций и стояний ног: на ступнях обеих ног, на высоких полупальцах. Изучение позиций и положения рук: вверх, вниз. Знакомство детей с танцевальным искусством Грузии. Просмотр видео. | 8 |
17-24 | Ноябрь | Общеукрепляющие упражнения. Грузинская народная хореография. Позиции и положения рук: Четверть вниз, четверть вверх. Стояния на пальцах обеих ног. Освоение базовых движений ног: криала. Освоение базовых движений рук: хелсартави. Позиции и положения рук. Изучение позиций и положения ног: в полуприседи, на одном колене. Подготовительное упражнение для сада чаквра. Подготовительное упражнение для сада мухлура. Знакомство с народным грузинским костюмом. Бесседа об искусстве. Прослушивание музыкию. Характер музыки, темп. | 8 |
25-32 | Декабрь | Партерная гимнастика. Упражнения для грузинского народного тренажа. Стояния ног. Стояние на пальцах обеих ног. Сартави. Церилетеби ( у станка). Свлеби. Позиции ног и рук. Подготовительное упражнение для сада гасма. Куслтерпула. Работа над постановкой корпуса, рук. | 8 |
33-40 | Январь | Упражнения для народного тренажа. Работа над постановкой корпуса, рук. Освоение базовых движений рук и ног. Стояние на пальцах обеих ног. Сакриала. Подготовительное упражнение для сада мухлура. Подготовительное упражнение для ртула. Ртула на полупальцах. | 8 |
41-48 | Февраль | Упражнения для народного тренажа. Народный тренаж. Постановка корпуса, рук. Освоение базовых движений рук и ног. Виды марша. Свлеби. Сада мухлура. Знакомство с танцем «Картули». Просмотр видео. | 8 |
49-56 | Март | Упражнения для народного тренажа. Народно-сценический тренаж. Виды марша. Освоение базовых движений рук и ног. Изучение положений рук-самтиулуро. Постановка корпуса, рук. Церилетеби (у станка). Движение рук для сада мухлура. Приставной шаг. Беседа. Знакомство с народный грузинским костюмом. | 8 |
57-64 | Апрель | Народно-сценический тренаж. Криала по линиям зала. Криала с позициями рук. Куслтерпула. Свлеби, наэрти. Сада чаквра. Движение рук для сада чаквра. Сада мухлура (без подскока). Работа над постановкой корпуса, рук. Знакомство с грузинским костюмом. Бесседа об искусстве. | 8 |
65-72 | Май | Народно-сценический тренаж. Хелсартави. Свлеби по линиям зала. Отработка положений рук. Церилетеби ( у станка). Подготовка к открытому уроку. | 8 |
Всего | 72 |
Формы контроля и оценочные материалы
Педагогом в течение года ведется текущий контроль. В качестве средств текущего контроля в течение учебного года могут быть использованы наблюдения, устные опросы. В конце каждого занятия педагог подводит итоги, дает рекомендации родителям обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме зачетных занятий. Данные занятия могут проходить в виде просмотра концертных номеров или их фрагментов в учебной аудитории (балетном зале), а также исполнения концертных программ.
В конце года педагог готовит и проводит открытое занятие, где достижения воспитанников представляются родителям и педагогическому коллективу.
Критерии и показатели оценки освоения образовательной программы «Азбука грузинского танца» художественный руководитель Цимакуридзе Г.В., ПДО Тасоева Л.А.
Используются как оценочный материал при проведении итоговой аттестации обучающихся.
Расшифровка критерия | Высокий | Средний | Низкий |
Технический навык:
| 8- 10 | 5-7 | 1-4 |
Выполнение творческого задания
| 8- 10 | 5-7 | 1-4 |
Выполнение итоговых заданий:
| 8- 10 | 5-7 | 1-4 |
Коммуникативность:
| 8- 10 | 5-7 | 1-4 |
Самоорганизация:
| 8- 10 | 5-7 | 1-4 |
Социальная активность:
| 8- 10 | 5-7 | 1-4 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для детей и родителей накоплен большой методический материал в виде видеозаписей грузинских народных танцев, выступлений коллектива «Иверия». Воспитанники всегда могут ознакомится на видеохостинге YouTube с видеозаписями концертных выступлений грузинских и российских хореографических коллективов, также на портале выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия».
Записи на CD-носителях юбилейных концертов ансамбля «Иверия». Музыкальный материал комплектуется каждым педагогом самостоятельно и хранится на флеш-носителе, может быть передан воспитанникам и родителям для отработки изученного материала.
В СП «Иверия» создан музей истории коллектива, где воспитанникам предложены материалы по истории коллектива, а также развитию грузинского танца в последние десятилетия.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания).
- Наличие технических средств обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видео, диски).
- Наличие специальной формы для занятий.
- Обеспечение занятий музыкальным сопровождением (фортепьяно, доли).
- Наличие методической литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В течение более десятка лет в Российской Федерации не выпускается литература по грузинской народной хореографии на русском языке. Поэтому для составления и реализации программы по грузинской народной хореографии нами использовалась современная литература на грузинском языке изданная в Грузии. Следует отметить, что три четверти педагогического коллектива «Иверии» свободно владеют грузинским языком.
- Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М.: «Айрис – пресс», 2015.
- Джавришвили Д. Грузинские народные танцы. Т.: «Ганатлеба», 1975.
- Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1985.
- Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: «Академия Холдинг», 2015.
- Хрипкова А., Колесов Д. Гигиена и здоровье. М.: Просвещение, 1984.
- Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей». М.: «Радость», 2011.
- ბარამიძე ბარამი. ქურთული ხალხი და კლასიკური ქორეოგრაფია. თბილისი: გამომცემლობა «ციცინათელა», 2016 ვ.
- დვალიშვილი უკა. ქურთული კეკვა. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2015 ვ.
- უთმელიძე თენგიზი. ქართველი სვივი სვიმინშიტავიზმი: გამონმალიბაობა «ქორეოგრაფული სოზოგადების მეტეოტური ცენტრი». თბილისი, 2015 ვ.
- ვანიშვილი რევაზ. ქართველი სკივიდები სადიდებელი. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2014 ვ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука общения»
Программный материал предназначен для работы с детьми с нарушением интеллекта....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы грузинской народной хореографии»
Она является программой ознакомительного уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5 – 8 лет в мир грузинской ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные бальные танцы»
Дисциплина «Спортивные бальные танцы» занимает важное место в системе художественно-эстетического и физкультурно-направленного образования. Является первой ступенью в хореографическом обра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца"
Программа направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся, на базе современного танца....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука волонтера".
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука волонтера".Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать, активно включаться в проект, получать и передавать инф...
Методические рекомендации для обучающихся по изучении основных фигур танца «Медленный вальс» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».
Рассмартиваются технические аспекты исполнения фигур "Е" класса...
Методические рекомендации для обучающихся по вопросам спортивной психологии по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».
Рассматриваются вопросы спортивной психологии на занятиях, при подготовке к конкурсам, непосредственно на конкурсе, отношения к результатам выступления, отношения родителей и детей....