ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
план-конспект на тему
Обобщение знаний о животных и растениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_rodnoy_prirody.docx | 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
ТЕМА: «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»
ЦЕЛЬ: обобщение знаний о животных и растениях.
ЗАДАЧИ: 1. Образовательная: систематизировать знания обучающихся и умение оперировать ими в игре;
2. Развивающая: развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, умение работать сообща;
3. Воспитательная: воспитывать чуткость, гуманность, отзывчивость.
ТИП ЗАНЯТИЯ: занятие-игра.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал.
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ: беседа.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного.
5. Подведение итогов и выставление оценок.
6. Домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
ПЕДАГОГ: Девиз: « Станем природе другом!»
Эпиграф:
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать знатоков природы! Сегодня вы сможете показать свои способности, удивить нас знаниями, узнать неизведанное. Спешите принять участие в нашей игре «Знатоки природы».
ПЕДАГОГ: « …С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь» Человек – часть природы. Он не может жить без природы. Но часто человек и уничтожает своим отношением и действиями природу. К сожалению, то, что бездумно было потеряно, часто восстановить бывает невозможно. К тому, что нас окружат, приносит пользу и умиротворение, нужно относиться бережно и постараться сохранить для будущих поколений.
Итак, начинаем.
II. Проверка домашнего задания.
ПЕДАГОГ: на дом ничего не было задано.
III. Объяснение нового материала.
ПЕДАГОГ: В игре принимают участие две команды. Сегодня мы определим, какая команда получит звание «Знатоки природы». Главными действующими лицами будут две команды: команда «Друзья природы» и команда «Юные натуралисты».
ПЕДАГОГ: Сначала устроим блиц-турнир. За правильный ответ команда получает жетон.
Любимое лакомство медведя (мед)
Какое отчество у лисы? (Патрикеевна)
Кто быстро бежит в гору, а с горы кувырком? (заяц)
Кто к зиме собирается в стаи? (волки)
Что животным страшнее – холод или голод? (голод)
Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (сова)
Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (грачи)
В иголках, словно еж, как зовется рыба? (ерш)
Не птица, а с крыльями, над цветами летает, медок собирает (пчела)
У кого ухо на ноге? (кузнечик)
Не зверь, не птица, нос как спица (комар)
Любимое лакомство аиста и цапли (лягушки)
Какую форму имеет солнце? (шар)
Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)
Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка)
Что образуется из снега и льда в тепле? (вода)
Каких птиц люди использовали как почтальонов? (голубей)
Кто делает мед и из чего? (пчела из нектара)
Что такое Луна? (спутник Земли)
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Гагарин)
Обрубок дерева (пень)
Лесной водоем, на котором собирают клюкву (болото)
Человек, который охраняет лес и следит в нем за порядком (лесник)
Сердце Москвы (Кремль)
Солнечный цветок (подсолнух)
Для какого животного мухомор служит лекарством? (для лося)
Как называется подземная часть растения? (корень)
Сколько лучей у снежинок? (6)
Трава от 99 болезней (зверобой)
Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина)
У какого дерева ствол белый? (у березы)
Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (нет)
Можно ли сказать, что птица – это животное? (можно)
Как называются плоды сосны? (шишки)
Какое гнездо у кукушки? (нет гнезда)
Назовите номер телефона пожарной охраны (01)
Назовите номер телефона скорой помощи (02)
Сигнал светофора, который запрещает движение (красный)
ПЕДАГОГ: 1 конкурс «Разминка».
С ней справиться легко та команда , которая прочитала книгу В.Бианки «Лесная газета».
1. Кто раньше прилетает – стрижи или ласточки? (ласточки)
2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? ( Потому что бросают гнезда, если их тронуть руками)
3. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
4. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)
5. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики)
6. Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)
ПЕДАГОГ: Переходим ко II конкурсу нашей игры. Каждой команде задается отдельный вопрос.
Итак, слушаем.
Не так он прост звериный хвост! Как много могут рассказать о себе наши четвероногие друзья при помощи хвоста. Для обезьяны хвост-пятая рука. Можно висеть на ветке, зацепившись хвостом или, наоборот, хвостом срывать бананы. Пушистый хвост - парашют белки. Помогает ей совершать головокружительные прыжки с дерева на дерево. Рыбе и морскому зверю хвост - весла.
Вопрос первой команде.
- А зачем хвост лисе?
Варианты ответов: а) для укрытия носа в стужу; *
б) для заметания следов.
2) Когда у кошки хвост мечется из стороны в сторону?
Варианты ответов: а) в хорошем настроении;
б) нервничает;
в) заметила птичку. *
Справка. Если кошка в хорошем настроении – хвост у нее поднят и красиво изогнут в виде вопросительного знака. Кончик хвоста задергался – киска нервничает. Но вот она заметила птичку, приготовилась к прыжку и хвост заметался из стороны в сторону .
Вопрос второй команде.
1) А собачий хвост? Да это просто переводчик с песьего языка на человеческий. Что означает у собаки хвост, поднятый вверх?
Варианты ответов: а) интересно;
б) все в порядке; *
в) боюсь.
Ответ: Хвост вниз - что-то мне не по себе, поджат – боюсь, мелко дрожит –интересно, ну , а вверх – все в порядке .
Следующий вопрос о крысах. Издавна они живут рядом с человеком, ждут момента, чтобы что – нибудь утащить, сгрызть, испортить. Что остается человеку? Изучать их повадки и не разбрасывать объедки. Не ленитесь и наводите порядок. Итак вопрос :1) Что будут делать крысы, если обнаружат бутылку с маслом, не закрытую пробкой.
Варианты ответов: а) опрокинут и вылижут содержимое;
б) попробуют прогрызть;
в) достанут хвостами. *
Ответ. Чтобы добраться до содержимого, крысы не станут опрокидывать бутылку. Просто одна крыса опустит хвост в бутылку и даст полизать его другой, а потом они поменяются местами.
Да хвостов много, и все они разные. Но лишних и ненужных хвостов не бывает.
ПЕДАГОГ: следующий конкурс “ Тёмная лошадка”.
Отгадай с 1-й подсказки.
1. Это служит защитой от хищников.
2. Спасает от голода.
3. Его разводят туристы и оленеводы.
4. На нем можно кипятить воду и готовить еду.
(огонь)
1. Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.
2. Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
3. Защищает от холода, ветра и дождя.
4. Можно укрыться от знойного солнца.
(палатка)
ПЕДАГОГ: Четвертое испытание - «Прятки». Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и надеются, что вы их быстро найдёте.
А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.
МУЖЧИНЫ, ГОЛОСОВАНИЕ, ДОСАДА, ПОСЁЛОК, СЕРЁЖКА, УКРОТИТЕЛЬ, ЗАСЛОНКА, КОНЬКИ, СКИТАЛЕЦ , СОЛЕНЬЕ, ПОБЕЛКА ,ШУТКА.
Физкультминутка.
- Сейчас свершится волшебство. Мы превращаемся в снежинки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
ПЕДАГОГ: Следующий конкурс посвящаем грибам. Команда, которая ответит быстрее всех получит 1 очко.
- Сейчас я вам назову несколько грибов. Мне кажется, что они все съедобные. Права ли я?
а) рыжик; б) масленок; в) желчный; г) опенок.
(желчный – ядовитый)
- Кто лечится мухоморами? (лось)
- Какой гриб использовали во время Великой Отечественной войны? (трутовик. Он заменял вату.)
- Какие птицы едят грибы? (глухари)
- Какие грибы появляются первыми? (сморчки)
- Может ли гриб съесть дом (Да. Это домовый гриб, который разрушает древесину)
ПЕДАГОГ: «Самый любознательный».
Проверим, какая команда самая любознательная.
1.Какой снег быстрее тает, чистый или грязный?
Ответ: грязный снег тает быстрее.
2.Сколько крыльев у жука?
Ответ: 2 пары, то есть 4 крыла.
3.У кого глаза на рогах, дом на спине?
Ответ: улитка
4. Какое животное обладает самым громким голосом?
Ответ: крокодил
« Самый смекалистый».
Найдите три ошибки в рассказе, который вы сейчас услышите.
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.
ПЕДАГОГ: Загадочное животное.
Во время сильного ливня животные прятались в пещере. Да в темноте так спрятались, что перепутались и не могут отыскать сами себя. Найдите их:
ОБИЗДРКА, КНБАА, ТНОЕ, ОБРБ, СУТРАС, ТОЕЕГБМ, ЛАКШУЯГ.
ПЕДАГОГ: « От капли до океана»
Предлагаю вам названия больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания. ( Карточки с названиями водоемов на столах. Команды работают одновременно.) Лужа, капля, море, океан, река, озеро, ручей.
ПЕДАГОГ: Мозговой штурм.
Расшифруй запись:
еН яосбй ибкоса, чот лтеа, а обяйс йот, чот лчмоти ад хоотмвс ливяте.
IV. Закрепление изученного.
ПЕДАГОГ: Послушайте стихотворение М. Дудина « Берегите землю»
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, Берегите землю! Берегите!
V. Подведение итогов и выставление оценок.
ПЕДАГОГ: Ребята, вот и заканчивается наша игра. И последняя наша страничка – не очередное испытание. Это просьба. Просьба о милосердии и сострадании к нашим меньшим братьям. К тем, которые безропотно смотрят на нас и ждут нашей ласки и внимания. Отдайте частичку вашего сердца этим существам. Не зря их создала природа! Так будем же в ответе за них!
Все-все абсолютно на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд-
Кто делает мед и кто делает яд.
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Она во вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
VI. Домашнее задание.
Источники:
- http://www.o-prirode.com/load/4
- http://yandex.ru/yandsearch
- Гаврина С. Е., Кутякова Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. 100 кроссвордов о растениях и животных / Художники Г. В. Соколов, В. Х. Янаев. - Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 2005. – 112с., ил. – (Серия “Потехе час”).
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2006.
- Минскин, Е. М. «От игры к знаниям», Пособие для учителя.,Просвещение – 2005.-192.,ил.
- Плешаков, А.А. От земли до неба: атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.
- Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель, 2005.-57с.
- Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.
- Праздники круглый год :в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знатоки родной природы
Конкурсно-познаательная программа о лесе, загадки, ребусы,кроссворды о растениях, животных,творческие задания....
КВН "Знатоки родной природы"
Материал используется во внеклассной работе по биологии...
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Викторина «Знатоки родной природы»
Викторина «Знатоки родной природы» внеклассное мероприятие для обучающихся 3-6 классов....
Знатоки родной природы
викторина...
Методическая разработка занятия на тему "Знатоки родной природы".
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....