Программа кружковой работы
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю ________________
директор Молчанов А И.
приказ №________
от «___»_________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по
дисциплине дополнительного образования
Кружок «Традиции и обычаи Бурятии»
Преподаватель дисциплины Урбагарова Розалия Бато-Жаргаловна
2017 г.
Пояснительная записка
Актуальность:
Программа и ведение кружка рассматривается как процесс межкультурного развития наций, населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания народов. Кружок осуществляет подготовку всесторонне развитой личности, гражданина, принадлежащего к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохи, природно-географическому региону.
Педагогическая целесообразность:
Создается такая образовательная система, при которой обучающийся на базе мирового, культурного пространства усваивает бурятскую культуру и язык включается в диалог культур, способствующий формированию чувств равенства, достоинства, толерантности и уважения, межнациональных отношении. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга.
Направленность – краеведческий на:
-знакомство с историческими памятниками достопримечательностями республики Бурятия;
- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
Цель: приобщить интерес к бурятской культуре, познакомить учащихся не только с историей, литературой, наукой и искусством, но и с бытом и образом жизни, традициями бурятского народа.
Задачи кружка:
- развивать интерес у учащихся к языку, становлению всесторонне развитой личности, расширению общего кругозора;
- воспитывать уважение к культуре бурятского народа
- изучение обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- воспитание любви природе и бережное отношение к ней
- воспитание у учащихся патриотических чувств
Срок реализации: Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе для учащихся начальной школы. Программа реализуется за 1 год, 33 часа (1час в неделю)
Формы организации разнообразны: краеведческая викторина, беседа, конкурсы, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, опрос, контрольное занятие, зачет, выставка, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ.
Режим: Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторник в 14.35.
Интеграция с учебными предметами: взаимодействует с бурятским языком, географией
Материально-техническое оснащение кружка
«Традиции и обычаи»
Наименование темы | Оборудование |
Улан-Удэ- столица Бурятии | музыкальное сопровождение |
Герб и флаг Улан-Удэ | Компьютер, музыкальное сопровождение |
Музеи столицы | музыкальное сопровождение (музыкальный центр) |
Театры и кинотеатры столицы | Компьютер, музыкальное сопровождение |
Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | Компьютер, музыкальное сопровождение |
Символика цвета | Компьютер |
Бурятское жилище | Компьютер |
Бурятский костюм | Компьютер |
Древние игры и танцы бурят | Компьютер, музыкальное сопровождение |
Байкал – мировое наследие | Компьютер, музыкальное сопровождение |
Заповедники и национальные парки | Компьютер, музыкальное сопровождение |
Животный мир Байкала | Компьютер, музыкальное сопровождение |
Ожидаемые результаты ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви, через знания по истории и культуре происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
должны знать:
• историко-культурное, духовное наследие республики Бурятия
Должны уметь:
• применять полученные знания на практике;
• работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
• формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Участие в межрегиональном конкурсе «Гуламта»
• Участие в выставках, концертах
• Участие в краеведческих конференциях
Учебно-тематический план
1 Улан-Удэ – столица Бурятии (9 часов)
2 Символика в традиционной культуре бурят (3 часа)
3 Материальная культура бурят (5 часов)
4 Духовная культура бурят (6 часов)
5 Религия Бурятии (4 часа)
6 Славное море – священный Байкал (7 часов)
Темы
Темы | Теория | Практика |
1 Вводное занятие | ||
2 Улан-Удэ – столица Бурятии | ||
3 Конкурс «С днём рождения, Улан-Удэ!» | ||
4 Освоение Забайкалья | ||
5 Герб и флаг Улан-Удэ | ||
6 Исторические памятники столицы | ||
7 Музеи столицы | ||
8 Театры и кинотеатры столицы | ||
9 Викторина «Мой Улан-Удэ» | ||
10 Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | ||
11 Символика цвета | ||
12 Символика орнаментов Аппликация | ||
13 Материальная культура бурят | ||
14 Бурятское жилище | ||
15 Бурятский костюм | ||
16 Украшения. Конкурс творческих работ Рисунки | ||
17 Духовная культура бурят | ||
18 Древние игры и танцы бурят | ||
19 Обоо, тайлаган | ||
20 Сурхарбан | ||
21 Сагаалган | ||
22 Бурятская свадьба | ||
23 Религия Бурятии. Православие. Храмы Улан-Удэ | ||
24 Буддизм. Иволгинский дацан | ||
25 Шаманизм | ||
26 Экскурсия по городу | ||
27 Байкал – мировое наследие | ||
28 Растительный мир Байкала | ||
29 Животный мир Байкала | ||
30 Заповедники и национальные парки | ||
31 Конкурс «Славное море – священный Байкал» | ||
32 Викторина «Знатоки Байкала» | ||
33 Итоговое занятие |
Содержание программы
I. Улан-Удэ – столица Бурятии
Предания об истории заселения и освоения края. Освоение Забайкалья казаками. Герб и флаг Улан-Удэ. Исторические памятники столицы. Музеи, театры, кинотеатры.
II. Символика в традиционной культуре бурят
Символика чисел. Символика цвета. Символика орнамента.
III. Материальная культура бурят
Дерево в культуре бурят. Дерево в культуре бурят. Бурятское жилище. Бурятский костюм. Украшения.
IV. Духовная культура бурят
Лошадь в традиционной культуре. Древние игры и танцы бурят. Обоо, тайлаган. Сурхарбан. Сагаалган. Бурятская свадьба.
V. Религия Бурятии
Православие. Буддизм. Шаманизм.
VI. Славное море – священный Байкал
Растительный и животный мир Байкала. Заповедники и национальные парки
Методическое обеспечение программы
Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, конкурсов, и т.д.); Возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, зачет, конкурс, КВН, концерт, репетиция и т.д.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Метод - способ деятельности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (тренинг, упражнения)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
- в парах - организация работы по парам
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Литература
1.Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ 2006
2.Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
3.Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: 2002
4.Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
5.Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”- Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
6.Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ,
7.Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – У-У 2005
8.Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
9.Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ
10.Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
11.Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс
Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...
Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"
Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...
программа кружковой работы по теме чувашский фольклор
Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...
рабочая программа кружковой работы по ПДД
Тематический план кружка по изучению ПДД...
Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.
Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....
Дополнительная образовательная программа. Кружковая работа.
Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирован...