Рабочая программа дополнительного образования "Юные инспекторы дорожного движения".
рабочая программа (5 класс)
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно часто первыми игрушками являются автомобили. Автомобиль может стать источником страданий и горя. Вот почему, начиная с самого раннего возраста, необходимо обучать детей правила поведения на дороге. Источников знаний три - родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилами, но и анализу закономерностей возникновения опасностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Рассмотрено заседании МО классных руководителей Протокол №1 от 30.08.2018 _________________Е.Ю. Завьялова | Утверждено директором МАОУ СОШ №9 г. Холмска _________________Е.В. Гололобовой приказ № 350 от 01.09.2018 г. |
ПРОГРАММА
«Юные инспектора дорожного движения»
Составил:
Скиба Е.Я.
г. Холмск
2018
Пояснительная записка
Программа «Юные инспектора дорожного движения» составлена на основе программы «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» изучаемой в общеобразовательных школах в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на детей и подростков, но может стать источником страданий и горя. Вот почему начиная с самого раннего возраста необходимо обучать детей правилам поведения на дороге. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасностей.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения» направленности для обучающихся 5го класса.
Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.
Задачи:
- обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
- формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
- развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.
Программа рассчитана на 153 часа, 4,5 часа в неделю.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип систематичности (реализация задач через связь дополнительного образования с учебным процессом);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Формы занятий:
- беседа-диалог, игры, экскурсии, практические занятия, встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы, просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением, разработка и подготовка агитбригады для начальной школы.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты:
- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
- формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД:
- знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать, делать выводы;
- задавать вопросы, уточняя непонятное.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
При изучении школьниками правил безопасного поведения на дороге, важно учитывать их возрастные особенности:
- реакция у детей замедленная.
У взрослого человека, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. У детей на такое же действие уходит примерно 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже отличить стоящую машину от движущейся (по мнению психологов), ребенку до 10-12 лет требуется до 4 секунд, а взрослому на это требуется 0,25 секунд.
- незначительный рост школьников.
Маленький рост школьников зачастую скрывает их от водителей, а короткий шаг увеличивает время нахождения в опасной зоне при переходе дороги. Маленький рост также заметно повышает центр тяжести, что объясняет частые падения подростков и потерю равновесия даже на ровном месте.
- мозг ребенка до 12 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления.
Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив что-то интересное и важное на его взгляд, ребенок тут же «переключается» на данное событие. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или поднять упавший предмет оказывается гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
- разделение игровых и реальных условий происходит постепенно.
У школьников знания о поступательном движении транспортных средств либо отсутствуют, либо часто заменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из мира игрушек, т.е. что машины могут остановиться на месте сразу же.
- безопасность собственного поведения в условиях движения недооценивается. Необходимо менять стереотип поведения школьников при оценке опасностей, особенно на перекрестках. Даже в возрасте 14-15 лет часто можно услышать, что опасность представляет только тот автомобиль, который находится в непосредственной близости.
Нормативно правовое обеспечение программы.
- Конституция РФ
- Закон «Об образовании в РФ»
- Конвенция «О правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989).
- Правила дорожного движения РФ. Положение об отряде юных инспекторов движения.
Научно методическое обеспечение.
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год
- Учебные программы.
- План воспитательной работы ОУ.
- Планы воспитательной работы классных руководителей 1-11 классов.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Техника безопасности. Наш город, район. Город и его транспорт. | 2 | |
3-4 | История создания автомобиля, велосипеда. | 2 | |
5-6 | История возникновения ПДД. Формы регулирования движения. | 2 | |
7-8 | Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. На загородных дорогах. | 2 | |
9-10 | Остановка и стоянка ТС. Правила пользования ТС. | 2 | |
11-12 | Проезд железнодорожных переездов. В новый век безопасности (экологии и транспорта). | 2 | |
13-14 | История появления велосипеда. Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД. | 2 | |
15-16 | Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем и мопеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 2 | |
17-18 | Причины ДТП. Поведение учащихся при ДТП. | 2 | |
19-20 | Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика. | 2 | |
21-22 | Дорожные знаки и их назначение. | 2 | |
23-24 | Предупреждающие знаки. | 2 | |
25-26 | Знаки приоритета. | 2 | |
27-28 | Запрещающие знаки. | 2 | |
29-30 | Предписывающие знаки. | 2 | |
31-32 | Знаки особых предписаний. | 2 | |
33-34 | Информационные знаки. | 2 | |
35-36 | Знаки сервиса. | 2 | |
37-38 | Знаки дополнительной информации (таблички). | 2 | |
39-52 | Разработка и подготовка агитбригады. | 14 | |
53-68 | Выступление с агитбригадой в начальной школе. | 16 | |
69-70 | Поведение на железной дороге. Движение ТС в зимний период года. | 2 | |
71-72 | Остановочный путь ТС. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на ТС. | 2 | |
73-74 | Назначение дорожной разметки. Пешеход - пассажир – пешеход. | 2 | |
75-76 | Дорога глазами водителей. Знаем ли мы ПДД? | 2 | |
77-78 | Проверка знаний ПДД. | 2 | |
79-80 | Основные понятия и термины ПДД. | 2 | |
81-82 | Предупредительные сигналы. Движение учащихся группами и в колоне. | 2 | |
83-84 | Перевозка людей. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 2 | |
85-86 | Нерегулируемые перекрестки. | 2 | |
87-88 | Оборудование автомобилей специальными приборами. Труд водителя. | 2 | |
89-90 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 2 | |
91-92 | Мой друг – велосипед. Велосипед с подвесным двигателем и мопедом. | 2 | |
93 | Из чего состоит велосипед. | 2 | |
94-95 | Правила поведения в транспорте. Игра «Я пассажир». | 2 | |
96-97 | Игра «Я знаток дорожных знаков». | 2 | |
98-99 | ГИБДД и ДПС. Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Дорожно-патрульная служба. | 2 | |
100 | Экскурсия в ГИБДД. | 1 | |
101-118 | Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах) | 18 | |
119-120 | От бытовой привычке к трагедии на дороге. Еще раз о причинах ДТП. | 2 | |
121-138 | Разработка и подготовка агитбригады. | 18 | |
139-153 | Выступление с агитбригадой в начальной школе. | 14 | |
ИТОГО: | 153 |
ЛИТЕРАТУРА
- Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10-11 кл.: пособие для учащихся / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2010 г.
- Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г.
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009 г.
- Е.А. Воронова «Красный, жёлтый, зелёный» (ПДД по внеклассной работе). ООО «Феникс», 2014 г.
- Конвенция ООН «О правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989г.)
- Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2012 г.
- Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина «Классные часы по правилам дорожного движения». Москва, 2014 г.
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2015 г.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим,
- Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.)
- Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007 г.
- Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения. – СПб, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/04/picture-245443-1672814456.jpg)
Программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"
Данная программа рекомендуется для изучения правил дорожной безопасности в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352499-1385208986.jpg)
Программа кружка "Юный инспектор дорожного движения"
Общеобразовательная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности....
рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"
Рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-68184-1484661135.jpg)
Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс.
Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-68184-1484661135.jpg)
Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс.
Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс....
Рабочая программа элективного курса «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нѐм будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮИДД (ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)» Направленность социально-педагогическая Возраст обучающихся 11-15 лет Срок реализации 2 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮИДД (ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)» Направленность социально-педагогическая Возраст обучающихся...