Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс.
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Шнайдер Андрей Александрович

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

     

     Рабочая программа  курса «Азбука дорожного движения» для 8 класса (далее Рабочая программа) построена на основании методических рекомендаций по обучению школьников Правилам дорожного движения. Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006.

     Программа рассчитана на изучение курса в 8 классе в объёме 17 часов, из них 2 повторительно-обобщающих урока, количество учебных часов в неделю – 1. При построении данной программы реализуются три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города или посёлка: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребёнок – водитель детских транспортных средств. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма.

         Одним из важных условий достижения заявленной цели является не только накопление знаний, которые активно используются при реализации данного курса, но и осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков. В результате обучения, учащиеся будут психологически и физически готовы к сложным ситуациям на дороге и улице.

Цель программы обучения:

  • Сформировать у обучающихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.   

Задачи программы обучения

  1. Создать условия для актуализации изучения Правил дорожного движения.
  2. Изучить основные положения Правил дорожного движения.
  3. Познакомить с основами оказания первой медицинской помощи при ДТП.
  4. Поддерживать у родителей, обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Азбука дорожного движения» ученик должен

Знать:

1. Что такое международный язык дорожных знаков.

2. О воздействии транспорта на экологию.

3. Формы регулирования движения. Дорожные знаки.

4. Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины.

5. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, мопеду.  Дополнительные     требования к движению велосипедистов.

6. Об обязанностях участников дорожного движения, их ответственности за нарушение     ПДД.

Учащиеся должны уметь:

1.Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС.

2.Переключать внимание на зону повышенной опасности. Уметь предвидеть и              предугадать возникновение опасности.

3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.

4.Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать          адекватные решения).

5. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения.

6. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.

3. Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Мы и автомобиль

10

2

Первая медицинская помощь

7

4.Календарно-тематический план

урока

Тема

часы

дата

план

факт

Тема 1. «Мы и автомобиль» (10 часов)

1

Россия – автомобильная держава.

1ч.

01.09

01.09

2

История возникновения правил дорожного движения.

1ч.

08.09

08.09

3

Формы регулирования движения.

1ч.

15.09

15.09

4

Дорожные знаки.

1ч.

22.09

22.09

5

Безопасность пешеходов.

1ч.

29.09

29.09

6

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.

1ч.

06.10

06.10

7

Экология и транспорт

1ч.

13.10

13.10

8

Проезд перекрестков, пешеходных переходов

1ч.

20.10

20.10

9

Проезд остановок общественного транспорта.

1ч.

27.10

27.10

10

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мы и автомобиль»

1ч.

10.11

10.11

Тема 2.Первая медицинская помощь (7 часов)

11

ДТП и их последствия.

1ч.

17.11

17.11

12

Действия при возгорании

1ч.

24.11

24.11

13

Оказание первой медицинской помощи при вывихах

1ч.

01.12

14

Оказание первой медицинской помощи при ожогах

1ч.

08.12

15

Остановка кровотечения

1ч.

15.12

16

Эвакуация пострадавшего

1ч.

22.12

17

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первая медицинская помощь»

1ч.

29.12

  1. Содержание программы учебного курса

Тема 1. Мы и автомобиль (10ч.)

Автотранспортный цех России. Виды автотранспорта и перевозок. Зависимость безопасности на дорогах от количества автотранспорта. Сравнительные примеры с другими странами. Исторический очерк о возникновении правил движения в мире, России. Декрет о правилах движения, подписанный В.И. Лениным. Правила движения едины на всей территории СССР. Правила дорожного движения РФ. Международный язык знаков. Исторический очерк. Назначение дорожных знаков. Сигналы светофора и регулировщика Пешеходные светофоры. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Правила перехода улиц, дорог на регулируемых перекрестках. Группы дорожных знаков, название и их назначение. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие и предписывающие. Знаки информационно-указательные, сервиса и дополнительной информации (таблички). Их назначение. Изучение типичных опасных ситуаций. Выработка правильного поведения на улицах. Переключение внимания на зону повышенной опасности. Умение предвидеть и предугадать возникновение опасности. Обязанности пешеходов и велосипедистов – соблюдение правил дорожного движения. Привлечение к дисциплинарной и административной ответственности за нарушение ПДД. Воздействие транспорта на экологию (почва, растительность, здоровье человека). Охрана окружающей среды.

Тема 2.Первая медицинская  помощь (7ч.)

Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия – повреждения внутренних органов, переломы, черепно-мозговые травмы, инвалидность. Понятие терминов «безопасность дорожного движения» и «организация дорожного движения». Водитель как оператор системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда». Виды переломов: открытые и закрытые. Какие признаки открытого перелома? Как оказать первую медицинскую помощь при открытом переломе? Какие признаки закрытого перелома костей конечностей? По каким признакам можно определить перелом ребер? Как оказать помощь пострадавшему с переломом костей стопы? Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени. Как оказать первую помощь при переломе костей таза? Виды кровотечения: артериальное, венозное, смешанное и капиллярное. Какое кровотечение считается наиболее опасным? По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения? Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозрении на него? На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?

Как уменьшить приток крови при кровотечении из раны на конечностях пострадавшего. Правильный ритм проведения реанимации, если в оказании помощи участвуют 2 человека? Как оказать помощь пострадавшему, если он в состоянии обморока? Первая медицинская помощь при вывихе конечностей. Каковы признаки вывиха в суставах? В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном происшествии с вывихом костей верхней конечности? В каком положении эвакуируется пострадавший с вывихом нижней челюсти? Какой степени тяжести ожог, если на обожженной поверхности появились пузыри, наполненные прозрачной жидкостью? Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными растворами? Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела

6. Средства контроля

При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются  следующие критерии оценки:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% от максимальной суммы баллов

0 – 30 %

31 – 55 %

56 - 80 %

81 – 100 %

7. Учебно – методические средства обучения

Литература для учителя:

  1. Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД Рос-сии, 2006.
  2. Человек, автомобиль, дорога: правила дорожного движения для школьников. Методические рекомендации для учителя. – М., 2005. – 48с.
  3. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006
  4. Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления образованием и образовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006

Тест №1

1. Когда можно выходить на проезжую часть для посадки в трамвай на трамвайных остановках,оборудованных посадочными площадками?
1.При приближении трамвая.

2.После полной остановки трамвая.
З.В любом случае.

4.При приближении трамвая, если на проезжей части нет транспортных средств.

2. Разрешается ли стоять пассажирам общественного транспорта во время движения?

1. Разрешается при отсутствии свободных мест.

2. Разрешается при движении со скоростью не более 40 км/ч.

3. Запрещается.

4. Разрешается.

3. Как должны поступить пассажиры после выхода из трамвая на остановке?

1. Во всех случаях немедленно перейти на тротуар.

2. Перейти на тротуар, если остановка не оборудована посадочной площадкой.

З. Если остановка не оборудована посадочной площадкой, с соблюдением мер предосторожности перейти на тротуар.

4. Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно?

1.По внешнему краю проезжей части по ходу движения транспортных средств.

2.По внутреннему краю проезжей части против движения транспортных средств.

З.По внешнему краю проезжей части против движения транспортных средств.
5. Как переходить дорогу вне населенного пункта?

1.Перпендикулярно краю дороги.

2.Произвольно.

З.В местах, где дорога просматривается в обе стороны.

4.В местах, где дорога просматривается в обе стороны, и перпендикулярно к краю дороги.
6. В каких случаях при организованной перевозке групп детей в автобусах или на грузовых
автомобилях должен быть включен ближний свет фар в светлое время суток?

1.Только в условиях недостаточной видимости.

2.Только при интенсивном движении.

3.По усмотрению водителя.

4.Во всех случаях, когда осуществляется перевозка.

7. Можно ли садиться в легковой автомобиль со стороны проезжей части?

1 .Нельзя.

2.Можно, если со стороны тротуара это невозможно и если это безопасно для пассажиров и других участников движения.

3.Можно во всех случаях.

8. Можно ли стоять при проезде в кузове грузового автомобиля?

1.Можно, если есть за что держаться.

2.Нельзя.

9. Могут ли лица, сопровождающие груз, находиться на нем выше уровня бортов движущегося грузового автомобиля?

1 .Не могут.

2.Могут, если для них оставлено безопасное место.

10. Какие меры предосторожности должен предпринять пассажир легкового автомобиля перед тем, как открыть его дверь?

1.Убедиться, что это безопасно для окружающих и не помешает другим участникам двкжения

2.Никаких мер не надо. 

Тест №2

 

1. Как оказать первую помощь при переломе костей таза?

1. Придать пострадавшему полусидячее положение, наложить тугую повязку.

2. Уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность, согнуть ноги в коленных суставах, развести и подложить под них валик из одежды или другого материала.

3. Уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность, к месту повреждения приложить грелку (пузырь) со льдом или холодной водой.

2. Как наложить шину при переломе в нижней трети бедра?

1. Наложить одну шину от стопы до середины бедра.

2. Наложить две шины, одну от стопы до подмышечной впадины, другую от стопы до паха.

3. Наложить две шины от стопы до верхней трети бедра.

3. Как транспортировать пострадавшего при ранении живота и внутреннем кровотечении?

1. В положении на животе с повернутой набок головой.

2. В полусидящем положении с подложенным под колени валиком.

3. В положении лежа на спине с подложенной под колени и крестец подушкой.

4. Какая повязка накладывается при повреждении пальца?

1. Крестообразная.        2. Спиральная.        3. Пращевидная.

5. Какие приемы первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении?

1. Наложить на поврежденную поверхность грелку (пузырь) со льдом или холодной водой, обеспечить покой.

2. Дать выпить холодной воды.

3. Дать выпить горячий чай.

6. Для чего применяется раствор сульфацила натрия, находящийся в автомобильной аптечке?

1. Для промывания ран.

2. Смочить салфетку и приложить к обожженной поверхности.

3. При травме глаза или попадании инородных тел, промыть глаз водой и закапать раствор сульфацила натрия 3-5 капель.

7. При коллапсе необходимо:

1. Пострадавшего уложить так, чтобы его голова, туловище и ноги были на одном уровне, дать обезболивающее средство.

2. Пострадавшего уложить, дать успокоительное средство.

3. Пострадавшего уложить, поднять ноги выше уровня головы.

8. Как оказать первую помощь пассажиру, если у него поднялась температура тела выше 38 градусов?

1. Уложить больного, дать принять 15 капель корволола в 50 мл воды.

2. Уложить больного, к голове приложить охлаждающий пакет-контейнер, дать таблетку аспирина.

9. Признаки отравления угарным газом?

1. Слабость, тошнота, рвота, головокружение, покраснение кожных покровов.

2. Слабость, головная боль, побледнение кожных покровов.

3. Головная боль, повышение температуры тела, боли в животе.

10. Как правильно снять одежду с пострадавшего при повреждении руки или ноги?

1. Одежду сначала снять с поврежденной конечности, затем со здоровой.

2. Одежду сначала снять со здоровой конечности, затем с поврежденной.

3. Последовательность действий значения не имеет. 

Тест №3

1. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем?

1 .Запрещено.

2.Не запрещено, если это не отвлекает водителя от управления транспортным средством.

2. В каких случаях Правила разрешают водителю и пассажирам автомобилей, оборудованных ремнями безопасности, не пристегиваться ими?

1.Если автомобиль движется со скоростью не более 40 км/ч.

2.При движении в населенных пунктах водителю и пассажир (инструктору) учебной машины.

З.Водителям и пассажирам автомобилей оперативной службы.
3. Разрешается ли буксировка двухколесных мотоциклов без бокового прицепа?

1. Разрешается мотоциклом с боковым прицепом.

2.Не разрешается.

3.Разрешается с соблюдением необходимых мер предосторожности.

4. Разрешается ли буксировка мотоциклов с боковым прицепом?

1. Разрешается только на жесткой сцепке.

2. Запрещается.

З.Разрешается.

5. Разрешается ли буксировать мотоциклы?

1 .Разрешается мотоциклы с боковым прицепом.
2.Запрещается.

3.Разрешается в равнинной местности.

4.Разрешается мотоциклы без бокового прицепа.

6. Разрешается ли эксплуатация мопеда, если рисунок протектора его шин полностью стерт?

1.Разрешается только в сухую погоду.

2.Разрешается.

З.Не разрешается.

7. Разрешается ли водителю мопеда езда по пешеходным дорожкам?

1. Разрешается, если это не помешает пешеходам.

2.Не разрешается.

8. В каком возрасте разрешается езда на мопеде по дорогам общего пользования?

1.С 14 лет.

2.С 16 лет.

З.С 18 лет.

9. Как должен поступить велосипедист перед тем, как объехать стоящий у тротуара автомобиль?

1 .Подать рукой сигнал перестроения налево, убедиться в безопасности объезда и только после этого совершить маневр.

2. Остановиться, сойти с велосипеда и обойти стоящий транспорт с правой стороны.

3. Подать сигнал и совершить объезд препятствия (сигнал дает велосипедисту преимущество .

10. При какой ширине проезжей части велосипедист может повернуть налево, не слезая с велосипеда?

1.При любой ширине.

2.Не больше одной полосы в каждом направлении.

З.Не больше двух полос в каждом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативных занятий по математике

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс.

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс....