Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс.
рабочая программа по обж (7 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_azbuka_dorozhnogo_dvizheniya_7_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Азбука дорожного движения» для 7 класса (далее Рабочая программа) построена на основании методических рекомендаций по обучению школьников Правилам дорожного движения. Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006.
Программа рассчитана на изучение курса в 7 классе в объёме 17 часов, из них 3 повторительно-обобщающих урока, количество учебных часов в неделю – 1. При построении данной программы реализуются три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города или посёлка: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребёнок – водитель детских транспортных средств. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Одним из важных условий достижения заявленной цели является не только накопление знаний, которые активно используются при реализации данного курса, но и осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков. В результате обучения, учащиеся будут психологически и физически готовы к сложным ситуациям на дороге и улице.
Цель программы обучения:
- Сформировать у обучающихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы обучения
- Создать условия для актуализации изучения Правил дорожного движения.
- Изучить основные положения Правил дорожного движения.
- Познакомить с основами оказания первой медицинской помощи при ДТП.
- Поддерживать у родителей, обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Азбука дорожного движения» ученик должен
Знать:
1. Где в населённом пункте находятся улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов.
2. Предназначение и задачи ГИБДД
3. Что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды ДТП. Причины и последствия ДТП.
4. Что такое дорога. Почему дорога опасна. Дорога школьника из дома в школу и обратно.
5. Назначение дорожной разметки, сигналы светофора.
6. Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Места их установки.
7.Некоторые краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Основные сведения о требованиях безопасности, предъявляемых к транспортным средствам.
8.Что такое чрезвычайная ситуация на транспорте. Автомобиль и другие наземные транспортные средства. Метро. Железнодорожный транспорт. Водный транспорт.
9.Где можно кататься на роликах, скейтах и других самокатных средствах, а также на санях, лыжах, коньках и т.п. Требования безопасности при катании на всех видах указанных самокатных средствах. Требования к экипировке катающихся и к техническому состоянию и оснастке средств катания.
10.Требования безопасности и правила движения для велосипедистов. Требования безопасности к экипировке велосипедиста и к дополнительной оснастке велосипеда.
11. Об ответственности за нарушение ПДД.
12.Правила оказания первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь:
1.Грамотно (с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом – школа – дом».
2.Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве 3.пассажиров транспортных средств.
4.Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
5.Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения).
6.Соблюдать требования Правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.
7.Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения.
8.Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
3. Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Транспорт | 3 |
2 | Участники дорожного движения | 8 |
3 | Неотложная медицинская помощь | 6 |
4.Календарно-тематический план
№ урока | Тема | часы | дата | |
план | факт | |||
Транспорт (3 ч.) | ||||
1 | История создания средств организации дорожного движения. Роль автомобильного транспорта в экономике. | 1ч | ||
2 | Правила пользования транспортными средствами. | 1ч | ||
3 | Повторительно- обобщающий урок по теме: «Транспорт» | 1ч | ||
Участники дорожного движения (8 ч.) | ||||
4 | Остановка и стоянка транспортных средств. Интервал и дистанция. Скорость движения. Полоса движения. Обгон. | 1ч | ||
5 | Работоспособность водителей и их надежность. | 1ч | ||
6 | Культура дорожного движения. | 1ч | ||
7 | Проезд железнодорожных переездов. На загородных дорогах. | 1ч | ||
8 | Движение на загородных дорогах | |||
9 | Правила движения велосипедистов, мопедистов. Правила перевозки пассажиров и груза на велосипедах, мотоциклах и мотороллерах. | 1ч | ||
10 | Я – водитель | 1ч | ||
11 | Повторительно- обобщающий урок по теме: «Участники дорожного движения» | 1ч | ||
Неотложная медицинская помощь (6 ч.) | ||||
12 | Медицинская аптечка в автомобиле. | 1ч | ||
13 | Первая медицинская помощь при несчастных случаях. Правила снятия одежды у пострадавшего в ДТП. | 1ч | ||
14 | Первая медицинская помощь при ранениях, травмах | 1 ч. | ||
15 | Первая медицинская помощь при переломах. | 1ч | ||
16 | Первая медицинская помощь при кровотечениях. | 1ч | ||
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Неотложная медицинская помощь». | 1ч |
- Содержание программы учебного курса
Тема 1. Транспорт (3ч.)
Светофор: создание и совершенствование. Дорожные знаки и их модификация. Дорожная разметка. Рост автомобильного парка и объема грузопассажирских перевозок. Увеличение протяженности автомобильных дорог. Организация движения транспорта и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения. Виды транспортных средств и их назначение. Транспортные средства общего пользования.
Тема 2.Участники дорожного движения(8 ч.)
Правила пользования транспортными средствами общего пользования. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения детей при перевозках на грузовых и легковых автомобилях. Разрешается ли пассажирам по время движения отвлекать водителя маршрутного транспортного средства от управления? Разрешается ли стоять пассажирам общественного транс порта во время движения? В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей части? Понятие терминов «остановка» и «стоянка». Где разрешается остановка и стоянка транспорта. Как ставятся автомобили на проезжей части. Где разрешена длительная стоянка. В каких случаях остановка и стоянка транспорта запрещена. Утомление водителей и их надежность. Как влияет утомление на внимание и реакцию водителя автомобиля? Алкоголь и его влияние на безопасность движения. Здоровье водителя. Болезненное состояние (обострение хронического заболевания, психические расстройства). Сон за рулем. Употребление наркотических и лекарственных средств. ПДД – составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни. Правила проезда велосипедистами железнодорожных переездов. Правила поведения пассажиров. автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во время вынужденной остановки на железнодорожном переезде. Где разрешается пешеходам пересекать железнодорожные пути? Сельский транспорт. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные сельскохозяйственные машины. Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению грузовых повозок и прогону животных. Можно ли водить колонны детей по загородной дороге в темное время суток? Как должна обозначаться колонна людей при движении по дороге в темное время суток? Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно? Как переходить дорогу вне населенного пункта? Где должен идти мотоциклист вне населенного пункта, если он ведет мотоцикл руками? В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования? На какой полосе можно проехать на велосипеде?
Неотложная медицинская помощь (6ч.)
Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в медицинской аптечке в автомобиле? Для каких целей предназначен йод, находящийся в аптечке автомобиля? Какие лекарственные препараты являются обезболивающими? Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт)? Как оказать помощь пассажиру, если у него поднялась температура выше 39 градусов? В каких случаях применяется уголь активированный, находящийся в автомобильной аптечке? Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Травматический шок и его профилактика. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечения. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Помощь при большой потере крови.
6. Средства контроля
При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются следующие критерии оценки:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% от максимальной суммы баллов | 0 – 30 % | 31 – 55 % | 56 - 80 % | 81 – 100 % |
7. Учебно – методические средства обучения
Литература для учителя:
- Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД Рос-сии, 2006.
- Человек, автомобиль, дорога: правила дорожного движения для школьников. Методические рекомендации для учителя. – М., 2005. – 48с.
- Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006
- Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления образованием и образовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006
Тест № 1
1. Какие дополнительные сложности необходимо учитывать в дождливую погоду?
1. У транспортных средств удлиняется тормозной путь.
2. Ухудшается видимость.
3. Пешеходу видеть дорогу мешает зонт или капюшон.
4. Водители могут объезжать лужи, меняя траекторию движения.
5. Все вышеперечисленное верно.
2. На тротуаре ведутся ремонтные дороги. Как безопасно поступить в этой ситуации.
1. Продолжить движение по краю проезжей части.
2. Заблаговременно перейти на противоположную сторону улицы и идти по тротуару.
3. К нерегулируемому пешеходному переходу медленно движется грузовик. Ты намерен перейти проезжую часть. Как сделать это наиболее безопасно?
1. Перейти проезжую часть. Переход дает пешеходу преимущество.
2. Подождать, пока грузовик проедет. Он может скрывать за собой более быструю машину.
4. Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?
1. Переходить дорогу медленно.
2. Переходить дорогу быстрее.
3. Убедиться, что нет приближающихся транспортных средств.
5. Где должен идти мотоциклист вне населенного пункта, если он ведет мотоцикл руками?
1.По правой обочине или по правому краю проезжей части.
2.По левой обочине или по левому краю проезжей части.
3.Можно по любой обочине.
6. Разрешается ли перевозить детей, не достигших 12 лет, в кабине грузового автомобиля?
1 .Разрешается.
2.Разрешается только в сопровождении взрослого пассажира.
3.Запрещается.
7. В каком ответе наиболее полно указаны места, где пассажиры должны ожидать автобус при отсутствии посадочной площадки?
1.На проезжей части или тротуаре.
2.На тротуаре.
3.На обочине или проезжей части.
4.На тротуаре или обочине.
8. При достижении какого минимального возраста разрешается перевозить детей на переднем сиденье легкового автомобиля без специального детского сиденья?
1. С 8 лет.
2. С 10 лет.
3. С 12 лет.
4. С 14 лет.
5. С 16 лет.
9. Ремнями безопасности можно не пристегиваться при проезде:
1.В автомобиле индивидуального владельца?
2. В такси в городе?
З.В такси на загородной дороге?
4.Сотрудникам на машинах оперативных служб
Тест 2
1. Как оказать первую помощь при открытом переломе?
1. Концы сломанной кости совместить, наложить шину.
2. Убрать осколки кости и наложить пузырь со льдом.
3. Наложить стерильную повязку на рану, дать покой больному, наложить шину.
2. Какой материал можно использовать в качестве шины?
1. Ткань. 2. Бинт, вата. 3. Кусок доски.
3. В каком положении эвакуировать пострадавшего с вывихами в суставах верхних конечностей?
1. Сидя. 2. Лежа.
4. Какая повязка накладывается на голеностопный сустав при его повреждении?
1. Спиралевидная. 2. Колосовидная. 3. Восьмиобразная.
5. Чем характеризуется артериальное кровотечение?
1. Кровоточит вся поверхность раны.
2. Кровь вытекает пульсирующей струей, имеет алую окраску.
3. Кровь имеет темно-красный цвет, вытекает из раны непрерывной струей.
6. Какое лекарственное растение можно использовать в качестве дезинфицирующего средства при капиллярном кровотечении?
1. Подорожник, березовый лист.-
2. Корень валерианы, цветы ландыша.
3. Листья мать-и-мачехи.
7. Комплекс сердечно-легочной реанимации включает в себя:
1. Прекардиальный удар, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
2. Измерение артериального давления, удар по спине между лопатками.
3. Удар по левой половине грудной клетки, наложении на раны стерильных повязок, наложение шин.
8. Как оказать помощь пострадавшему при болях в области сердца?
1. Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина.
2. Дать понюхать нашатырный спирт.
3. Дать принять под язык таблетку валидола или нитроглицерина, дать внутрь 15 капель корвалола в 50 мл воды.
9. Как оказать первую помощь при обморожении?
1. Растереть пораженный участок жестким материалом или снегом.
2. Создать условия для общего согревания, наложить ватно-марлевую повязку на обмороженный участок, дать обильное питье.
3. Сделать легкий массаж, растереть пораженное место одеколоном.
10. Как правильно надеть рубашку на пораженного при ранении левой руки?
1. Одежду надеть на левую руку, затем на правую.
2. Одежду надеть на правую руку, затем на левую.
3. Разницы нет как одевать пострадавшего.
11. Сигналом общей тревоги на железнодорожном переезде служат серии из:
1. Двух длинных и двух коротких сигналов.
2. Одного длинного и трех коротких сигналов.
3. Трех длинных и трех коротких сигналов.
4. Трех длинных и одного короткого сигнала.
12. Сигналом остановки поезда служит:
1.Круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем).
2.Поднятая над головой рука с жезлом или красным флагом.
3.Вытянутая вперед рука.
4.Покачивание вверх и вниз вытянутой вперед рукой.
13. Где разрешается пешеходам пересекать железнодорожные пути?
1 .На переезде, а при его отсутствии — в местах, где видимость в обоих направлениях не менее 1000 м.
2.В местах, наиболее удобных с точки зрения пешехода.
3.Только на железнодорожных переездах.
4.Не ближе 1000 м от железнодорожной станции.
Тест 3
1. Разрешается ли перевозить детей на мотоцикле без бокового прицепа?
1. Разрешается.
2. Разрешается—детей старше 12 лет.
3.Разрешается при наличии взрослого пассажира.
4.3апрещается.
2. Разрешается ли перевозка людей в грузовом прицепе?
1 .Запрещается.
2.Разрешается.
3.Разрешается только лицам, сопровождающим груз.
3. Велосипедист при выполнении поворота должен:
1.Подать сигнал поворота рукой во время маневра.
2. Подать сигнал заблаговременно.
З.Подать сигнал заблаговременно и убедиться в безопасности маневра.
4. Разрешается ли водителю мотоцикла перевозить пассажира на заднем сиденье?
1. Не разрешается.
2. Разрешается только ребенка до 7 лет.
3. Разрешается, старше 12 лет.
5. Разрешается ли перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера?
1. Разрешается.
2. Не разрешается.
6. Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде'?
1 .Всякие грузы.
2.Грузы, мешающие управлению или выступающие более чем на 0,5 м по длине и ширине за габариты.
З.Грузы-весом более 10 кг.
7. Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?
1. Разрешается.
2.Запрещается.
З.Разрешается перевозка детей до 7 лет на специально оборудованном сиденье.
4. Разрешается перевозить пассажиров старше 7 лет на заднем, специально оборудованном сиденье.
8. Какое расстояние между группами велосипедистов должно быть при их движении по дорогам?
1. 20-30 м.
2. 30-50 м.
3. 80-100 м.
9. Почему необходимо сохранять расстояние между группами велосипедистов?
1.Чтобы при торможении группы не столкнулись.
2.Для удобства обгона.
З.Во избежание аварии.
10. На группы по сколько человек должны делиться велосипедисты?'
1.По 4-8 велосипедистов.
2.По 10 велосипедистов.
З.По 8-10 велосипедистов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа факультативных занятий по математике
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс.
Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс....