ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мастерицы»
рабочая программа по теме

Балала Янина Юрьевна

В основу авторской программы «Мастерицы» объединения «Рукодельницы» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.

Программа составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:

  • с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;

  • с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р ;

-Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ – Москва, 2015г.;

- в соответствии с Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеский центр .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_masteritsy_balala_ya.yu_._1.doc639 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования  «Детско-юношеский центр города Ейска» муниципального образования Ейский район

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Мастерицы»

Уровень программы : базовый

Срок реализации : 576 часов

Возрастная категория : от 8 до 18 лет

Вид программы : модифицированная

Педагог дополнительного образования -

 Балала Янина Юрьевна

                                                             г. Ейск

                                                              2015

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу авторской программы «Мастерицы» объединения «Рукодельницы» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.

Программа составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:

  • с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ;
  •   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;
  •  с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р ;

 -Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ – Москва, 2015г.;

- в соответствии с Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеский центр .

Направленность программы: художественная. Программа базового уровня направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 8-18 лет при обучении основам бисероплетения и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа.

Декоративно – прикладное искусство – одно из самых древних видов народного творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. В нем сочетаются различные виды рукоделия: вышивка, аппликация, плетение, мозаика. Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают развивать у детей чувство формы, цвета, воображения, точность и аккуратность, трудолюбие и самостоятельность, знакомят с традициями родного края, формируют интерес к профессиям, уважение к людям  труда.

Творческая деятельность, создание работ и композиций из различных материалов (бисера, бусин, проволоки, бумаги, ленточек,пуговиц), связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Программа является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы. Программа создана в результате многолетнего опыта работы с детьми в дополнительном образовании. Она отличается от типовой программы частой сменой видов деятельности, разнообразием технологий, предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возраста и психофизического развития.

В программу включён новый вид технологии изготовления  сувенира- игрушки (миниигрушка из бисера), инновационная технология вышивки лентами и бисером, которые часто применяют в национальной вышивке.

Такое содержание программы поддерживает постоянный интерес к занятиям, способствует индивидуальному творческому росту каждого ребёнка, развитию фантазии.

 В учебный план в зависимости от года обучения включены различные техники работы с различными материалами (бусины, проволока, бисер, крупы,  бумага ,пуговицы). Это расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение и творческие способности (вкус, чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа).

Социальная значимость. Программа рассчитана как на здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение в работе здоровьесберегающих технологий способствует развитию мелкой моторики, речевых функций, профилактике мышечной зажатости.

Актуальность  программы заключается в ее комплексной структуре, вариативной составляющей, она предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющимися как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. В творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть умением организовать свое свободное время, научиться практическому воплощению творческих идей.    

Программа рассчитана на работу с детьми 8 – 18 лет и состоит из следующих этапов:

- развивающий, 1 год обучения,

- исследовательский, 2 год обучения,

- инновационный, 3 год обучения.

Каждый этап ставит свои задачи и  имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в учете индивидуальных особенностей детей, в разнообразии видов деятельности, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.).

Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности за исполнение своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером) при выполнении индивидуальных изделий.

Отличительные особенности программы от других программ по бисероплетению заключается в том, что она предполагает комплексное изучение известных техник декоративно-прикладного творчества при работе с бисером: (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером.). Изученные нами программы, как правило, предлагают для изучения только 2-3 техники. В данной программе изучаются 5 техник бисероплетения, также в программу введены такие разделы, как изучение основ композиции, аппликации, изготовление панно из бисера, проволоки, ленточек, бумаги, круп и других материалов.

Программа предназначена для детей 8-18 лет,не имеющих медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

Обучение рассчитано на 3 года.

1 год – 144 часа в год

2 и 3 года обучения - 216 часов в год

Численный состав групп:

1 год обучения:10-12 человек, 2-3 год обучения – 8-10 человек

Занятия в группе первого года обучения проходят два раза в неделю по 2 часа. В группах второго и третьего годов обучения занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Занятие проходит в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом. В группу первого и второго года обучения могут поступать и вновь прибывающие дети после специальной стартовой диагностики (входной контроль) и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

Цель данной программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативности и творческого развития детей через различные виды ДПТ, научить ребят изготавливать композиции, аппликации, панно из бисера, проволоки, ленточек, бумаги, круп и других материалов.

Задачи:

  1. Личностные

  • формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности,осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • формирование культуры общения,поведения .

2.Предметные

  • приобретение знаний,умений,навыков и практическое воплощение творческих идей и замыслов,понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • -создание и  и преобразование схем и моделей для решения творческих задач;
  • развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

  1. Метапредметные

  • развитие учебной мотивации,трудолюбия,способности к преодолению трудностей;

  •  формирование позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • развитие аккуратности ,усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.

II. Учебный план

                                       1 год обучения

Развивающий  этап

№п/п

Название раздела

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

0

Беседа,тестирование

2

Традиционные виды плетения из бисера

12

3

9

Практическая работа

3

Украшения из бисера

12

3

9

Практическая работа

4

Метод параллельного низания на проволоке

12

3

9

Практическая работа

5

Фигурки животных из бисера

16

4

12

Практическая работа

6

Сувениры

12

3

9

Творческий проект

7

Декоративные композиции из бумаги

10

2,5

7,5

Практическая работа

8

Аппликация из круп

20

5

15

Практическая работа,творческий проект

9

Вышивка ленточками

28

7

21

Практическая работа

10

Аппликация из ткани и лент

16

4

12

Практическая работа

11

Итоговое занятие

2

2

0

Итоговая выставка

12

Экскурсия

2

2

0

Беседа

Итого

144,0

40,5

103,5

Учебный план

2 год обучения

Исследовательский этап

№п/п

Название раздела

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

0

беседа

2

Композиции из бумаги

15

2,5

12,5

Творческое задание

3

Плетение методом скрутки

21

3,5

17,5

Творческий проект

4

Сувениры из бисера

15

2,5

12,5

Практическая работа

5

Техника ажурного плетения

15

2,5

12,5

Практическая работа

6

Декоративные деревья из бисера

18

3

15

Практическая работа

7

Новогодние сувениры

15

2,5

12,5

Практическая работа

8

Пасхальные яйца из бисера

18

3

15

Практическая работа

9

Изготовление выставочных работ

15

2,5

12,5

Практическая работа

10

Изготовление конкурсных работ

15

2,5

12,5

Творческая работа

11

Зерна и крупы как элементы декора

15

2,5

12,5

Творческий проект

12

Панно из круп

15

2,5

12,5

Творческое задание

13

Объемная вышивка ленточками

12

2

10

Практическая работа

14

Изготовление панно и картин к конкурсам, выставкам

18

3

15

Самостоятельная работа, выставка

15

Выставки и экскурсии

3

3

0

Беседа

16

Итоговое занятие

3

3

0

Итоговая выставка

Итого

216,0

46,5

169,5

Учебный план  

3 год обучения

Инновационный этап

№п/п

Название раздела

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

0

беседа

2

Декоративные букеты

15

2,5

12,5

Практическая работа

3

Объемная аппликация из бисера,бусин и пуговиц    

27

4,5

22,5

Творческий проект

4

Новогодние сувениры из бусин и бисера

15

2,5

12,5

Конкурсные работы

5

Оригинальные картины из бусин и бисера

30

5

25

Творческое задание

6

Филигрань из проволоки,бусин и бисера

24

4

20

Творческий проект

7

Декоративные деревья из бисера

21

3,5

17,5

Практическая работа

8

Аппликация из круп

24

4

20

Творческий проект

9

Смешанная техника вышивки лентами

21

3,5

17,5

Творческий проект

10

Техника мозаичного плетения

21

3,5

17,5

Творческий проект

11

Сувениры из бусин

12

2

10

Конкурсы,выставки

12

Итоговое занятие.Выставка

3

0,5

2,5

Итоговая выставка

13

Подведение итогов.Экскурсия

3

3

0

Беседа

Итого

216

41

175

Содержание учебного плана

1 год обучения (144 часа)

Развивающий этап

  1. Вводное занятие (2 часа)

Порядок и план работы. Знакомство с бисероплетением, история возникновения бисера, используемые материалы и инструменты при работе с бисером, техника безопасности, знакомство с цветом.

  1. Традиционные виды плетения из бисера (12 часов)

Теоретическая часть:

Знакомство с историей бисероплетения, видами бисера, проволоки,  инструментами, приемами работы с ними. Основы цветоведения. Технология плетения крестик, колечки, цветок, зигзаг. Технология параллельного низания. Технология скрутки петельками.

Практическая работа:

Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут выполняться по готовому образцу – изделию или учащиеся самостоятельно выбирают эскиз, схему поделки. Плетение браслетов (в технике крестик, колечки, цветок, зигзаг, параллельного плетения). Самостоятельная творческая итоговая работа по изученной теме.

  1. Украшения из бисера (12 часов)

Теоретическая часть:

Особенности изготовления браслетов  и сережек из бисера и стекляруса .Использование техник плетения «цепочка», «колечки», «цветок» при изготовлении браслетов.

Практическая работа:

Плетение браслетов «Цветочный», «Оригинальный», «Ягодки», браслет из бусин и стекляруса.

  1. Метод параллельного низания на проволоке (12 часов)

Теоретическая часть:

Технология плетения цветочков, лепесточков и листиков параллельным низанием.

     Практическая работа:

Цветы «Подснежники», «Нарцисс», «Веточка рябины».

  1. Фигурки животных из бисера (16 часов)

Теоретическая часть:

Технология плетения фигурок человечков, животных, насекомых из бисера и бусин. Особенности плетения, работа со схемами

          Практическая работа:

Самостоятельная работа со схемами, изготовление человечков и животных.

  1. Сувениры (12 часов)

Теоретическая часть:

Особенности изготовления сувениров из бисера и бусин. Применение изученных видов плетения.

       Практическая работа:

Творческий проект. Изготовление брелков (знаки- зодиаки, новогодние и рождественские сувениры).

      7. Декоративные композиции из бумаги (10 часов)

Теоретическая часть:

Понятие о композиции. Виды и свойства бумаги. Материалы и инструменты, организация рабочего места .Работа с шаблонами. Особенности изготовления бутона, листиков, стебля цветка.

       Практическая работа:

«Роза», «Ромашка», «Василек». Изготовление букетов.

8.Аппликация из круп (20 часов)

    Теоретическая часть:

Понятие об аппликации. Виды аппликации. Технология изготовления аппликации из крупы, основные моменты. Окраска крупы. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

        Практическая работа:

 Творческое задание (эскиз работы по выбору учащихся).Выполнение аппликации из крупы. Творческий проект.

9.Вышивка ленточками (28 часов)

       Теоретическая часть:

Вышивка летами, основные виды. Классификация стежков. Материалы и инструменты, организация рабочего места. Стежки и швы , применяемые при вышивки панно и картин. Технология вышивки, основные этапы. Вышивка цветочков, листиков, стебельков, Вышивка животных, технологические приемы. Оформление вышивки в рамку.

       Практическая работа:

Творческое задание(самостоятельная работа над проектом).Изготовление конкурсных и выставочных работ.

10.Аппликация из ткани и ленточек (16 часов)

Теоретическая часть

Основные свойства ткани, технология изготовления и основные технологические операции аппликации из ткани и лент. Понятие аппликации и ее виды. Правила работы с линейкой, ножницами, иглами, организация рабочего места. Стежки, используемые при изготовлении аппликации.

Практическая работа:

Изготовление аппликации «Подсолнухи», декорирование изделий с помощью ткани и ленточек.

11.Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов работы за год. Анализ выполненных работ.

12.Экскурсии (2 часа)

Беседы по технике безопасности. Правила безопасности на улице. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Поход в парк на экскурсию.

2 год обучения (216 часов)

Исследовательский  этап

  1.  Вводное занятие (2 часа)

Порядок и план работы. Знакомство с природными материалами, используемые инструменты при работе, техника безопасности, знакомство с приемами композиции.

2. Композиции из бумаги (15 часов)

Теоретическая часть:

 Свойства и виды бумага, материалы, инструменты. Цветоведение. Технология изготовления цветов. Объемные цветочные композиции. Работа с шаблонами (лепестки, листья). Технология изготовления стебля. Сборка цветка.

Практическая часть:

Изготовление цветка из бумаги для оригами (роза, василек, ромашка на выбор учащихся).Творческое задание (эскиз цветка, шаблоны – детали листьев и лепестков, цветовое решение подбираются и составляются учащимися самостоятельно).

        3. Плетение методом скрутки (21 час)

Теоретическая часть:

Технология плетения методом скрутки, особенности. Виды деревьев и цветов, изготовленных скруткой. Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении изделий.

          Практическая работа:

Творческий проект. Осенние цветы и деревца из бисера и бусин.

4. Сувениры из бисера (15 часов)

Теоретическая часть:

Особенности изготовления сувениров из бисера и бусин. Работа со схемами. Технологические приемы,материалы,инструменты. Сборка сувенира,заливка гипсом,оформление работы.

Практическая часть:

Изготовление сувенира «Чайные домики»

5.Техника ажурного плетения (15 часов)

Теоретическая часть:

Понятие и технология ажурного низания. Разработка схемы, особенности работы со схемой. Инструменты, материалы и ТБ при работе с ними. Украшения, выполненные в технике ажурного плетения (браслеты, колье). Технология плетения чехла-сумочки для сотовых телефонов (работа со схемами).

      6.Декоративные деревья из бисера (18 часов)

          Теоретическая часть:

Виды и классификация декоративных деревьев из бисера. Особенности изготовления веточек, ствола. Изготовление новогодней елочки (скрутка, ажурное плетение). Технология изготовления веточек, изготовление ствола и елочных шариков из бусин. Сборка деревца.

          Практическая часть:

Изготовление новогодней елочки ( метод плетения на выбор учащихся)

      7.Новогодние сувениры (15 часов)

         Теоретическая часть:

Особенности изготовления новогодних сувениров. Снежинки из бисера, бусин, стекляруса. Работа со схемами. Материалы и инструменты. « Ангелочек» из бисера и бусин. Технология изготовления «Ангелочков». Изготовление крыльев, основы ангелочка. Работа со схемами.

         Практическая часть:

«Ажурная снежинка», снежинки из стекляруса и бусин, «Ангелочек» из бусин и бисера.

      8.Пасхальные яйца из бисера (18 часов)

         Теоретическая часть:

Технология изготовления пасхальных яиц из бисера, основные этапы, материалы и инструменты. Плетение основного пояска, подбор бисера, цветовая гамма. Особенности расположения узоров на пояске. Изготовление верхушки пасхального яйца, плетение узора. Изготовление нижней части, особенности. Декорирование яйца, изготовление подставки.

        Практическая часть:

Изготовление пасхального яйца ( эскиз, подбор бисера, подбор  материала для декорирования по выбору учащихся).

         9.Изготовление выставочных работ (15 часов)

            Теоретическая часть:

Цветы. Технология изготовления цветов с большим количеством лепестков и листиков на стебле. Особенности изготовления, материалы и инструменты, правила работы с ними.

            Практическая часть:

Изготовление цветов ( ромашки, подсолнухи, маки на выбор учащихся, использование схем плетения). Изготовление лепестков, листочков, серединок, бутонов, стебельков. Оформление готовой композиции и проведение выставки.

         

10.Изготовление конкурсных работ ( 15 часов)

               Теоретическая часть:

Выбор темы работы. Эскиз и цветовое решение композиции. Материалы, инструменты, техника исполнения по выбору учащихся. Изготовление основных элементов. Организация рабочего места.

               Практическая часть:

Самостоятельная, творческая работа учащихся. Изготовление элементов композиции, соединение и сборка. Оформление работы.

11.Зерна и крупы как элементы декора  (15 часов)

Теоретическая часть

Способы окрашивания зерен и круп. Краски, материалы, приспособления и инструменты. Основные этапы создания картины из круп. Технология выкладывания элементов на основе. Традиции Кубанского народа, прикладное творчество родного края. Зерна, крупы как элементы декора. Краски и лаки, применяемые при декоре. Технология изготовления, материалы и инструменты.

Практическая работа:

Окрашивание круп и зерен.  Декорируем тарелочки,  рамки, вазочки, открытки крупами (по выбору учащихся). Творческий проект (самостоятельная работа).

12.Панно из круп ( 15 часов)

      Теоретическая часть:

Виды панно. Особенности изготовления, основные этапы. Материалы и инструменты. Использование материалов для фона, оформление работы.

     Практическая часть:

Творческое задание (эскиз цветовое решение по выбору учащихся).

        13.Объемная вышивка ленточками (12 часов)

Теоретическая часть:

Понятие объемная вышивка. Основные виды стежков и швов. Инструменты и правила работы с ними. Сложные объемные элементы. Виды, классификация. Технология изготовления. Перенос эскиза на ткань – основу, разметка элементов панно. Технологические приемы. Изготовление отдельных деталей объемной вышивки.

Практическая часть:

Вышивка объемного бутона и листиков цветка. Вышивка цветка подсолнуха (эскиз, разметка всех элементов цветка на ткани). Вышивка стебля и листиков подсолнуха. Оформление готовой работы.

14.Изготовление панно и картин к конкурсам, выставкам (18 часов)

     Теоретическая часть:

Выбор темы, эскиз работы, подбор лент, цветовое решение. Подбор основных видов стежков, используемых в данной работе. Основные материалы и инструменты, организация рабочего места.

    Практическая часть:

 Самостоятельное выполнение  задания, вышивка панно (эскиз, элементы панно и цветовое решение каждый ученик выбирает самостоятельно). Поэтапное выполнение работы (вышивка элементов цветка, стебля, листьев). Оформление работ в рамочки и итоговая выставка по изученной теме.

        15.Выставки, экскурсии (3часа)

Беседы по технике безопасности. Правила безопасности на улице. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Правила поведения в музее. Обсуждение музейных экспозиций и правильного размещения работ.

       16.Итоговое занятие (3 часа)

Подведение итогов работы за год. Анализ выполненных работ. Оформление итоговой выставки.

3 год обучения (216 часов)

Инновационный этап

  1. Вводное занятие (2 часа)

Порядок и план работы. Знакомство с материалами, используемые инструменты при работе, техника безопасности, знакомство с приемами композиции, цветоведение.

2. Декоративные букеты (15 часов)

Теоретическая часть:

Особенности плетения дугами на оси. Технологические приемы. Материалы и инструменты. Различия в плетение лепестков и листиков цветка. Понятие прошивка лепестков и листьев. Основные особенности прошивки готовых деталей цветка. Оформление готовой композиции в декоративный горшочек.

Практическая часть:

Изготовление цветов из бисера( по этапная работа над основными элементами цветка). Изготовление лепестков, листиков, серединки. Прошивка готовых деталей и сборка цветка, оформление в декоративный горшочек.

 3. Объемная аппликация из бисера ,бусин и пуговиц (27 часов)

Особенности изготовления объемной аппликации . Технологические приемы. Материалы и инструменты.Сюжетная Аппликация — по этапное изготовление.Работа над творческим проектом

Практическая часть:

Разработка творческого проекта.Работа над проектом .

4.Новогодние сувениры из бусин и бисера (15 часов)

Теоретическая часть:

 Плетение сувениров. Виды и способы плетения, технология. Виды снежинок из бусин и стекляруса. Основные этапы плетения, работа со схемами. Изготовление ангелочков, работа со схемами. Сувениры-кулоны знаки зодиаки, технологические приемы плетения. Материалы, инструменты.

Практическая часть:

Композиция «Новогодная фантазия 2018».

 Изготовление фигурки из бусин — символ года .

5. Оригинальные картины из бусин и бисера (30 часов )

 Теоретическая часть:

Понятие «низание» бусин. Особенности технологии низания . Материалы и инструменты . Разработка творческих проектов .

 Теоретическая часть:

Работа над проектом «Рождественские ангелочки».Творческий проект «Пасха».

6.Филигрань из проволоки,бусин и бисера (24 часа).

     Теоретическая часть:

Особенности технологии филигрань. Технологические приемы ,инструменты,материалы. Особенности изготовления фигурок техники филигрань.

Практическая часть:

Работа над творческим проектом.

7.Декоративные деревья из бисера (21 часов)

          Теоретическая часть:

Виды и классификация декоративных деревьев из бисера. Особенности изготовления веточек, ствола. Изготовление новогодней елочки (скрутка, ажурное плетение). Технология изготовления веточек, изготовление ствола и елочных шариков из бусин. Сборка деревца.

          Практическая часть:

Изготовление дерева из бусин и бисера( метод плетения на выбор учащихся).

8. Аппликация из круп (24 часа)

Теоретическая часть:

Понятие об аппликации из круп  (простая, сложная, объемная, плоская). Технология окраски крупы. Свойства. Материалы, приспособления.  Технология изготовления картины. Основные этапы (эскиз, выполнение основных элементов, заполнение фона шариковым пластилином).  Особенности прикладного творчества на Кубани. Природа родного края в аппликации из круп.

Практическая часть:

Декорирование крупами «Тарелки-сувенира» (эскиз на выбор учащихся). Разработка творческого проекта «Кубань-мой дом родной» .

Выполнение элементов аппликации. Заполнение фона картины, оформление, выставка работ.

9.Смешанная техника вышивки лентами (21 часов)

  Теоретическая часть:

Вышивка, основные виды (простая и объемная). Основные этапы. Виды стежков. Организация рабочего места. Технология вышивки картин из ленточек. Вышивка отдельных элементов, оформление картины в рамку. Пасхальная вышивка. Использование ленточек, косой бейки и бисера. Смешанная техника. Использование комбинированной техники вышивки.

Практическая часть:

Творческий проект по выбору учащихся. Вышивка панно с применением использованием смешанной техники.

10.Техника мозаичного плетения (21 час)

Теоретическая часть:

Понятие «мозаичное плетение». Особенности, технологические приемы плетения. Виды поделок, выполненных  в технике мозаичного плетения. Работа со схемами. Материалы, инструменты.

Практическая часть:

Творческий проект «Кубанский сувенир»

Сувениры ( фигурки животных ) в мозаичной технике плетения.

Изготовление поделок по схемам (самостоятельная работа учащихся).

11.Сувениры из бусин (12 часов)

      Теоретическая часть:

Особенности изготовления сувениров из бусин,бисера и проволоки.

      Практическая работа:

 Выполнение конкурсных и выставочных работ.

12.Итоговое занятие .Выставка (3 часа)

Подведение итогов работы за год. Анализ выполненных работ. Оформление итоговой выставки.Беседы по технике безопасности. Правила поведения в музее.

13.Подведение итогов . Экскурсия (3 часа).

Экскурсия в музей .

Беседы по ТБ проводятся в начале каждого месяца во всех группах объединения.

Темы по технике безопасности:

-Правила безопасности на улице;

-Техника безопасности при работе с ножницами;

-Правила безопасности при пожаре;

-Правила поведения при террористической угрозе;

-Техника безопасности при работе с иглами;

-Правила поведения при землетрясении;

-Правила работы с нагревательными приборами;

-Правила поведения при наводнении;

-Техника безопасности при купании в водоемах.

                              Планируемые результаты

Ожидаемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы включают в себя личностные,предметные и метапредметные результаты:

Личностные-учащиеся проявляют устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности,осознанные  эстетические предпочтения ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 реализовывают свой творческий потенциал в собственной художественной деятельности, осуществляют самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне, воспринимают  мир, прикладное и художественное искусство.

Предметные-учащиеся должны знать:различные виды материалов,используемых при изготовлении поделок, инструменты и приспособления; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты; основные техники плетения из бисера и бусин; технологию изготовления аппликаций из круп,ткани и других материалов; основы цветоведения  ;основы композиции; некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

обучающиеся должны уметь:подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать более сложные изделия в различных техниках; применять технику низания на проволоку; применять технологию изготовления аппликации из круп,ткани;применять технологические приемы вышивки картин из лент и бисера.

Метапредметные: у учащихся должна быть развита мотивация к декоративно-прикладному творчеству, потребности в саморазвитии; воспитано аккуратность, терпение; умение подготовить рабочее место и вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей.

Результатом обучения является участие не менее 50% обучающихся в городских, районных выставках,конкурсах  и мастер-классах. Наличие не менее 10% победителей и призеров муниципальных,районных и краевых конкурсов.

  1. Календарный учебный график программы

Занятия в объединении «Рукодельницы» начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая.

График занятий : 2 раза в неделю

для первого года обучения  занятия проходят по 2 часа, для второго и третьего года обучения по 3 часа.

Сроки контрольных процедур:

1 раз в год (в начале учебного го) входной контроль,

1 раз в год (в середине учебного года) промежуточная аттестация,

1раз в год (в конце учебного года) итоговая аттестация.

Условия реализации программы.

                        показатель

требование

Материально-техническое обеспечение-характеристика помещения для занятий по программе

  • класс светлый, просторный;
  • столы – 6;
  • стулья - 13;
  • шкаф -2;
  • компьютер

Перечень оборудования,инструментов,материалов,необходимых для реализации программы

  • бисер, проволока, ткань, ленты, нитки, крупы, зерна,  декорирующий материал,
  • бумага, ткань, ножницы, гипс, акриловые краски, лак, пластилин, клей,
  • канцелярские принадлежности и тетрадь для записей. Книги, журналы по рукоделию,образцы изделий,иллюстративный материал,

 инструкционные карты

Информационное обеспечение

Презентации,слайды,фото и видеоматериалы

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования,обладающий профессиональными знаниями в декоративном-прикладном творчестве,имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей

Формы аттестации

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию. Учащимся,успешно освоившим программу базового уровня и прошедшим итоговую аттестацию могут выдаваться почетные грамоты,дипломы и другие виды поощрений.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

-мониторинг оценки уровня освоения программы за полугодие,год(информационная карта освоения обучающимся программы),

-аналитический материал,

-видеоконтроль,

-грамоты,дипломы,

-творческая работа,

-журнал посещаемости,

-материал анкетирования и тестирования,

-портфолио,

-перечень готовых работ,

-свидетельство(сертификат)

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

выставка готовых творческих работ,демонстрация творческих проектов,конкурсные работы,портфолио,выступление на мастер-классах, открытых занятиях,аналитический материал.

Оценочные материалы:

Методические материалы

Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала),

- репродуктивный (воспроизводящий),

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения),

-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы коллективного творчества и индивидуальный подход к каждому ребенку.

        Теоретическая часть урока дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим усвоением темы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные тесты и кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для успешного выполнения поставленных личностно-предметных задач программой предусмотрены следующие виды нетрадиционных занятий: интегрированные занятия, занятия-экскурсии (посещение выставок), творческие занятия, занятия-викторины.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1.Принцип по-этапности  - «погружение» в программу. Это самый ответственный принцип: обучение осуществляется от первого этапа к последующему.

2.Принцип сравнений подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребёнка при решении заданной темы без ограничений.

3.Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребёнка при решении заданной темы без ограничений.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть творческие проекты, занятия – импровизации , занятия – праздники, занятия – эксперименты.

Становление творческой личности предполагает использование проблемных задач, так как развитию творческой фантазии, смекалки  и инициативы способствуют свобода выбора и вариативность работ. На ознакомительном этапе важно научить ребенка анализировать  результаты своей деятельности. Развитию пространственного воображения способствует работа с бумагой, проволокой, бисером.

Для развития двигательной ловкости и снятия усталости на занятиях применяются здоровье сберегающие технологии. Они позволяют активизировать внимание детей и снять напряжение.В конце каждого занятия необходимо фиксировать внимание детей на достигнутом результате.

На развивающем этапе ребенок должен исследовать виды и свойства материалов, используемых при создании работ, экспериментировать с цветовым решением композиции, знакомиться с различными видами прикладного творчества. Самовыразиться позволяет ребенку более свободное владение различными художественными и техническими средствами. Предлагаю разработку урока по изготовлению поделки - цветок из бисера, на уроке ребята повторяют теорию, узнают новое и выполняют работу, развивая при этом свое воображение.

На исследовательском этапе необходимо научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способности, ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение. Знание и умения, полученные впервые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в изучении такого вида прикладного творчества как «Бисероплетение». Дети знакомятся со спецификой плетения различными способами, последовательностью работы над творческим  проектом.

Порядок работы по методу проекта

1.Разработка идеи.

2.Самостоятельная работа над эскизом.

3.Обговаривание цветовой гаммы, деталей,  техники исполнения

4.Индивидуальная работа с педагогом над творческим заданием

5.Выполнение всех элементов проекта и оформление работы

6.Анализ выполненного творческого проекта

При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам по прикладному творчеству, особый интерес к изучению творчества народов родного края. Работа над творческим заданием помогает развивать у детей воображение, наблюдательность, чувство прекрасного. Планируя экскурсии и посещение выставки, руководитель определяет цель и задачи.

При реализации данной программы педагог может использовать различные технологии обучения, применяемые современной педагогикой и переработанные в соответствии со спецификой программы. При этом  необходимо  учитывать следующие важные аспекты педагогического процесса.

1. Чтобы вызвать и развивать устойчивый интерес у воспитанников к творчеству, необходимо вводить в занятия элемент неожиданности, используя нетрадиционные формы занятий (занятие-путешествие, мастер – классы и т п).

2.Интерес к занятиям возрастет тогда, когда ученик выступает в роли «педагога», готовит дидактический раздаточный материал.

3. При выполнении работ, необходимо включать рефлексивные механизмы, предлагая  такие задания:

«проанализируйте свою работу», «опишите впечатление» и т.п.

4.Для того чтобы был сплоченный коллектив, необходимо предлагать выполнять коллективные работы, которые потом могут быть использованы для оформления холла  ОУ или кабинета.

5.Ребята постарше (выпускные группы) могут быть наставниками, консультантами для ребят младших групп. Это развивает у них, уверенность в ранее полученных знаниях и разовьет интерес к дальнейшему обучению в объединении.

В процессе обучения по программе используются методические материалы:

Схемы плетения  с различными техниками плетения,технологические карты,таблицы сочетаемости цветов,раздаточные материалы к творческим заданиям и творческим проектам. Дидактические материалы в виде раздаточных материалов,презентаций,слайдов,методических разработок,журналов и книг.

 Алгоритм учебного занятия :

организационный этап,проверочный этап,подготовительный этап,работа по новому материалу,первичное закрепление ЗУН,повторение изученного материала,обобщение,физкультминутка,контрольный этап,итоговый этап,рефлексия,информационный этап.

  1. Список литературы

Литература для педагога.

1.Лукьяненко Ю.Ю. Французская техника плетения.- М. :ООО ТД «Издательство Мир книги», 2015

2.Ковалева Т.М., Морозова Ю.Н. Серебряная коллекция. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2014

3.Сидорова Г.И. Цветочные фантазии. –М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2013

4.Лукьяненко Ю.Ю. Цветы из бисера. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2014

5.Дикт Донна Де Анджелис Цветы в вашем доме/пер. с англ.- М.: «Мартин», 2013

6.Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера. –М.: «Мартин», 2013

7.Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск. : Харвст, 2014

8.Иванова Ю.В. Плетение из бисера и проволоки — ООО «АСТ — ПРЕСС КНИГА»,2013

Литература для детей.

1.Журналы « Рукоделие»

2.Журналы «Бисероплетение»

3.Химик И.А. Аппликация и вышивка. - М.: Просвещение 2013 г.

4.Караваева Г.Л. Вышивка. - М.:Пресс,2014.

5.Крутик Е.А. Удивительный бисер. Забавные фигурки.- М.: Пресс книга,2015

6.Коннышева Н.М.Чудеса из бисера. - М.:АСТ- Пресс 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юная мастерица"

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русс...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...