Внеурочное занятие по курсу "Основы Православной культуры"
методическая разработка на тему

Мудриченко Александр Геннадиевич

Методическая разработка внеурочного занятия по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочное занятие ОПК25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие  по программе Основы православной культуры

«Изготовление церковной восковой свечи»

Цель урока: формировать первичные представления об использовании природных экологических материалов в храмовых христианских богослужениях; развивать эстетическое отношение к православной культуре и искусству; прививать аккуратность и чувство взаимопомощи; воспитывать бережное отношение к оборудованию и экономному использованию расходного материала.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о традициях Православной Церкви, христианской вероучительной символике; истории применения восковых свечей в церковном богослужении; сформировать действенно-коммуникативные навыки, научить самостоятельности в выполнении творческой работы.

Развивающие: создать оптимальные условия для развития сенсорных и моторных навыков, способность планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к христианскому богослужению, церковным святыням и предметам; внимательности и аккуратности в работе; формированию эстетического вкуса и интереса к храмовому искусству и культуре.

Здоровье сберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, смена физической активности.

Тип занятия: комбинированный.

Формы учебной деятельности: фронтальная индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Время: 45 мин.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, проектор, пластиковые доски, стеки, фитиль х/б, пчелиный воск, ножницы канцелярские.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть:
  • Приветствие
  • Мониторинг отсутствующих
  • Определение темы урока
  • Составление плана урока
  • Запись темы урока в тетради.

Слово учителя:  Здравствуйте , ребята! Прошу вас повернуться лицом к многоуважаемому жюри, улыбнуться и поприветствовать гостей! (дети приветствуют жюри) Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь.

  1. Мотивация урока:

Слайд 1

ТРЕК 1

(звучит рождественская мелодия)

Слово учителя: Согласитесь, что звучание этой прекрасной мелодии побуждают нас вспомнить о прекрасных праздничных днях, заняться приготовлением к Величайшему Празднику!

(учитель задает вопрос) Какие зимние праздники вам известны? (ответы ребят)

Слово учителя: Друзья! У вас на столах лежат красочные открытки с вопросами. Предлагаю вам немножко вспомнить историю. (дети читают вопросы на открытках и предлагают свои ответы)

  • Какой человек ввел празднование Нового года с 1 января?
  • Зачем на новогодние праздники наряжают ёлку?
  • Перечислите предметы и атрибуты новогодних и рождественских праздников.

Слово учителя: Из перечисленного списка вы назвали предмет, который применяется как в светской, так  и религиозной области. Что же это такое?

Чтобы вы быстрее догадались, я вас прошу отгадать пару загадок:

    У восковой девицы,

Вся коса искрится.

Только дунет ветерок,

Затанцует огонёк. (свеча)

С таким малюсеньким огнем,

Едва заметна будет днём.

А ночью свет волшебный свой,

Подарит нам огонь живой.

Разгонит тьму, и будет

Светло, спокойно людям. (свеча) 

  1. Изучение нового материала

Слово учителя: совершенно верно. Это свеча. Наверное нет такого человека, не испытал трепетное праздничное, душевное настроение находясь на рождественском богослужении в храме.

СЛАЙД 2 (храм)

ТРЕК 2 (тропарь рождества)

Слово учителя: Весь залитый светом мерцающих свечей и сладковато-медовым запахом воска и ладана. Во время службы мы становимся таинственными соучастниками пришествия в мир Незаходимого Света, Солнца Правды – Христа Спасителя!

Предлагаю вам вспомнить, как это было.

СЛАЙД 3

ТРЕК 3 (видео мультфильм)

Слово учителя: Вы обратили внимание, что пришедшие на поклонение Младенцу-Христу мудрецы, принесли Ему в дар золото, смирну и ладан.

Что же можем подарить мы с вами своему Господу? В-первую очередь свое благочестивое поведение, исполнение заповедей, горячую молитву и традиционный символ этой молитвы  - свечу.

        Сегодня я предлагаю изготовить её самостоятельно. Но прежде, чем начать работу, давайте познакомимся со свечей.

СЛАЙД 4 (история свечей)

Первые свечи стали использоваться людьми более 5 тысяч лет назад.

СЛАЙД 5

        В XVI веке для изготовления свечей стали использовать пчелиный воск. Он меньше дымил и лучше пах по сравнению с сальными и дегтярными свечами.

        Воск дорого стоил по причине чего восковые свечи использовались только церковью.

СЛАЙД 6

        Как бы стремительно не модернизировалось общество, свеча остается символом и оплотом духовных традиций человека.

        Свечи продолжают завоевывать сердца людей и становятся все более популярными и в быту.

СЛАЙД 7 (правила безопасности)

Слово учителя: прежде, чем приступим к работе, поговорим о технике безопасности (дети записывают правила в тетрадь):

  • Не чесать инструментом глаза, рот, нос
  • Не брать в рот и не пробовать на вкус расходные материалы
  • При работе четко выполнять требования учителя

Слово учителя: Изготавливать свечу вы будете по технологической карте.

(старший группы читает правила технологического процесса, а остальные выполняют действия).

Технологическая карта

  1. Возьмите часть воска
  2. Вылепите из него небольшую лепешку
  3. Положите посредине лепешки фитиль по размеру будущего изделия
  4. Заверните края лепешки скатайте в т.н. «колбаску»
  5. Следите, чтобы фитиль оставался в середине изделия
  6. Раскатывайте воск ладонями под нажимом

Слово учителя: Свеча готова. Предлагаю её зажечь и посмотреть, как нам удалось её изготовить?

СЛАЙД 8 (горящая свеча)

  1. Итог занятия: (учитель задает вопросы)
  • С чем сегодня вы познакомились на уроке?
  • Чему научились?
  • Что узнали нового?
  • Что понравилось?

 (дети отвечают на вопросы) 

Слово учителя: Вы большущие молодцы!

  1. Рефлексия:

 (на доске заранее вывешивается импровизированная ёлка, к которой учащиеся будут прикреплять лежащие на столе новогодние игрушки из цветной бумаги.)

Слово учителя: Благая весть о рождении Иисуса облетела весь мир! Все радовались этому событию. И в честь рождения Иисуса Христа было принято решение наряжать вечнозеленую ель.

        Ангел достал с неба самую яркую звезду и посадил ее на макушку ели (учитель укрепляет звезду на верху ели). Поэтому елка – это символ не только Нового года, но и Рождества.

        А сейчас мы свами соберем и украсим свой символ Рождества – елочку.

Возьмите ваши елочные игрушки по цветам, по вашему настроению:

Красный – мне все понравилось на уроке

Синий – мне было не совсем понятно

Желтый – мне не понравился урок

И выходите наряжать нашу елочку.

(дети крепят игрушки по выбору на ель)

Слово учителя: Я благодарю всех вас за урок! Вы самые лучшие ученики! До свидания. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на занятиях по Основам православной культуры

В данной публикации представлены дидактические игры, предназненные для обучающихся 2-7 классов и направленные на обобщение и закрепление изученного материала на занятиях по Православной культуре...

разработки занятий по основам православной культуры

Разработки занятий по основам православной культуры по теме "Образы Пресвятой Богородицы. Разработка с элементами игры, с материалами по истории, литературы, искусству....

Конспект занятия по Основам православной культуры

Цель: духовно-нравственное воспитание обучающихся  по средством реализации проекта «Православные праздники»....

ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».

.ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры»....

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...