ПРОГРАММА "Грамотей-ка"
рабочая программа по теме
Дополнительная общеобразовательная программа "Грамотей-ка" (общеразвивающая)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gramotey-ka.docx | 45.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Рассмотрено на Утверждаю
педагогическом совете Директор _______Т.В.Федченкова
протокол №1ои 31.08.2018 приказ №61-а от 01.09.2018
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«ГРАМОТЕЙ-КА»
Возраст детей: 6 лет;
Срок реализации: 1 год.
Педагог дополнительного
образования: М.Ю.Лунёва
г.Починок 2017 г.
Пояснительная записка
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания.
На каждом занятии решаются и воспитательные задачи: развитие культуры речевого общения; формирование нравственных качеств личности (сопереживание, сочувствие), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.
Дополнительная общеобразовательная программа "Грамотей-ка" для обучающихся является образовательно-развивающей, социально-педагогической направленности.
Данная программа рассчитана на 72 ч. (2 часа в неделю).
Возраст детей: 6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Актуальность:
Данная программа обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей.
Новизна:
Каждое занятие проводится в виде путешествий и игр, что не утомляет маленького ребенка. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия проходят в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, игровая форма занятий позволяет развивать память, мышление и творческие способности детей.
Программа нацелена: - на разностороннее развитие ребенка; - на развитие мышления, фантазии;
- на развитие творческих способностей;
- на увеличение объема памяти;
- на развитие внимания;
- на развитие речи и умения аргументировать свои высказывания.
Задачи:
- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие связанной речи, речевого общения;
- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики;
- развитие воображения и творческих способностей;
- адаптация к условиям школы.
Методы обучения:
- наглядный;
- исследовательский;
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
ООД (организованная образовательная деятельность) – является основной формой работы с детьми, продолжительность которой 30 минут (1 академический час). В ООД - включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться, беседы, игры – эксперименты, рисунки и композиции, индивидуальная работа, сюжетно-дидактические игры, викторины, работа с родителями.
Формы подведения итогов:
- итоговые занятия по темам программы;
- викторины;
- олимпиады.
Учебно-тематический план занятий
творческого объединения
«Грамотей-ка»
на 2017-2018 учебный год
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 06.09 | Знакомство. Слова вежливости. | 2 |
2 | 13.09 | Времена года. Составление рассказа по теме «Лето красное прошло». | 2 |
3 | 20.09 | Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Ласточки пропали». | 2 |
4 | 27.09 | Осенние месяцы. Составление рассказа по теме «Осень» | 2 |
5 | 04.10 | Составление описательного рассказа о дереве. | 2 |
6 | 11.10 | Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» | 2 |
7 | 18.10 | Перелетные и водоплавающие птицы. Подготовка к отлету. | 2 |
8 | 25.10 | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | 2 |
9 | 01.11 | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. | 2 |
10 | 08.11 | Сигналы светофора. | 2 |
11 | 15.11 | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь». | 2 |
12 | 22.11 | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин. | 2 |
13 | 29.11 | Комнатные растения. | 2 |
14 | 06.12 | Зимние месяцы. Зимующие птицы. | 2 |
15 | 13.12 | Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка». | 2 |
16 | 20.12 | Садовые растения. | 2 |
17 | 27.12 | Новый год. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине. | 2 |
18 | 10.01 | Заучивание наизусть стихотворения З.Александровой «Родина». | 2 |
19 | 17.01 | Насекомые. Составление описательного рассказа о пчеле. | 2 |
20 | 24.01 | Дикие детеныши и их детеныши. Подготовка животных к зиме | 2 |
21 | 31.01 | Пересказ рассказа Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». | 2 |
22 | 07.02 | Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Продукты питания. | 2 |
23 | 14.02 | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. | 2 |
24 | 21.02 | Весенние месяцы. Составление рассказа по теме «Весна». | 2 |
25 | 28.02 | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль». | 2 |
26 | 07.03 | Составление рассказа по теме «Семья». Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 2 |
27 | 14.03 | Весна. Приметы весны. Прилет птиц. Первые весенние цветы. Труд людей весной. | 2 |
28 | 21.03 | Животные Севера. | 2 |
29 | 28.03 | Профессии людей. | 2 |
30 | 04.04 | День Победы. Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок» | 2 |
31 | 11.04 | День космонавтики. | 2 |
32 | 18.04 | Обитатели рек и озер. Аквариумные рыбки. | 2 |
33 | 25.04 | Животные жарких стран. Подведение итогов. | 2 |
34 | 16.05 | «Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» | 2 |
35 | 23.05 | Летние месяцы. Цвета радуги. | 2 |
36 | 30.05 | Скоро в школу. | 2 |
72
Содержание программы
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
6. Развитие связной монологической речи.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:
1. Научность.
2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.
3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).
4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.
5. Доступность, конкретность.
Виды занятий:
1. Рассматривание картины.
2. Рассматривание предметов.
3. Загадывание загадок.
4. Дидактические игры:
- пальчиковые;
- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
- артикуляционная гимнастика;
- звуковые игры;
- дыхательная гимнастика.
Картины для детей дошкольного возраста
Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов; воспитывать чувства детей.
Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).
Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:
1. Для выяснения общего смысла картины: о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?
2. Описание предметов: что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.
3. Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.
4.Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?
5. Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины: а у тебя дома котенок есть?
6. Для активизации словаря задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов. Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.
Загадки для детей дошкольного возраста
Загадки были распространены на Руси в древности. Загадкам посвящены разные исследования.
Типы:
1. Метафоры – употребление слова в переносном значении, на основе сходства каких-либо отношений или явлений.
2. Загадка-сказка звукоподражательного образа, например, медведь, лиса, какие звуки издают? А заяц?
3. В виде шутливого вопроса.
4. Загадки-задачки.
Нет точных указаний, когда загадка перешла к детям. Но уже в XIX веке она бытовала в репертуаре взрослых и детей и была введена в учебную литературу. Это было фактом признания педагогической ценности загадки.
Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если загадка не разгадана, это вызывает у ребенка жажду познания.
Дидактические игры
Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Методика проведения игр.
1. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор определяется как уровнем умственного развития детей дошкольного возраста, так и задачами воспитания.
2. В начале игры необходимо создать:
- игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;
- если надо две группы детей, то делят на две группы и выбирают считалкой вожаков, а также считалкой распределяют роли;
3. Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так, чтобы были задействованы все дети.
4. В каждую игру варианты усложняются.
5. Объяснение правил для дошкольников.
Формирование диалогической речи:
1. Постоянно обращать внимание: о чем говорят дети и как?
2. Как разговаривают друг с другом дети и со взрослыми. Есть ли в речи детей вежливые слова.
3. Перед проведением с детьми беседы на определенную тему учитывать предшествующую работу и вопросы исходят из темы.
Обучение детей рассказыванию
1. Можно предложить всем детям составить рассказ описательного или сюжетного характера, используя игрушки, предметы, иллюстрации, картинки.
2. Лучше дети составляют рассказы через дидактические или сюжетные игры. Например, магазин игрушек, письмо принес почтальон.
3. Использовать следующие приемы обучения при составлении рассказов:
- образец педагога (должен повторить, не выдумывая).
- план педагога (3-4 вопроса).
- указание и оценка рассказов.
Ознакомление с художественной литературой
1. Чтение целого произведения (рассказывание);
2. Чтение художественных произведений (рассказывание), объединенных одной целью;
3. Слушание дисков, записей;
4. Показ настольного, кукольного театров и др.
Цель: научить ребенка выражать свое отношение к поступкам героев, различать жанры произведения, видеть в тексте свойства художественной выразительности. Незнакомые слова нужно внести в речь ребенка до занятия, даже если они будут мало использованы на самом занятии.
Заучивание стихотворения наизусть
Методы заучивания стихов
Визуальный
Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Двигательный
Можно каждую сточку стихотворения показывать движением, т.е. обыгрывать. Например: «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т.п.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Мы говорим ребенку, что сейчас вместе будем учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в голове «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает педагога. Потом ребенок повторит этот отрывок вместе с педагогом. Потом он один повторит, а за ним снова педагог. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе мы опираемся не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, педагог читает первые строки произведения, а потом останавливается и предлагаете ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова педагог читает строку произведения, а потом снова предлагает рассказать, что было дальше. Это побуждает ребенка опираться на смысловые связи.
Формирование грамматически правильной речи
Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:
1. Окончание существительных множественного числа Р.п. (ов), например, не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.
2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, например, не львенки, а львята.
3. Употребление несклоняемых имен существительных.
4. Не различают род существительных, особенно средний род.
5. Образование сравнительной степени прилагательного:
- простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е), например, резкий – резче; дорогой – дороже;
- при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.
6. При образовании глагольных форм:
- в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет - скакал);
- спряжение глаголов;
- повелительное наклонение (поезжай).
Требования к занятиям по проведению формирования грамматически правильной речи:
1. Подбор материала для одного занятия. Для занятия выбирается только одна речевая задача.
2. Повторность материала на занятии. Одно и тоже содержание повторяется до полного исчезновения данной грамматической ошибки на таких занятиях.
3. Характер занятия. Занятия по формированию грамматически правильной речи носят характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Проводится занятие непринужденно, живо.
Приемы обучения:
Активными приемами педагога являются:
1.Объяснение.
2.Повторение.
3.Пример правильной речи ребенка.
4.Прием сравнения.
5.Подсказка.
6.Исправление.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка:
1. Ребенок становится замкнутым, резким, неусидчивым, возможны умственное отставание и неуспеваемость в школе.
2. У дошкольников существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка звуков в слове или опускание звуков в слове.
3. Наблюдается речь быстрая, нечеткая, при которой дети недостаточно открывают рот, слабо артикулируют звук.
4. Есть свои особенности у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики, речедвигательного аппарата ребенка.
Пути формирования правильного звукопроизношения:
1. Обследование речи детей.
2. Развитие движений органов артикуляционного аппарата.
3. Занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка.
4. Предупреждение и ускорение нарушения речи у детей.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи имеют следующую структуру:
1. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата, и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.
2. Знакомят детей с новым звуком или звукоподражанием. Если возможно, педагог связывает звук с конкретным образом (жук – з-з, ж-ж).
3. Педагог побуждает детей к произношению данного звука, предлагая 3-4 варианта заданий.
4. Звук помещается в слог. Дети выполняют задания на различение звукоподражаний, высоты и силы голоса, темпа дыхания.
5. Детей упражняют в произношении звука в словах фразовой речи: читает рассказы, стихи, игры, где используемый звук встречается.
Методы и приемы формирования звуковой культуры речи
Методы:
1. Дидактические игры («Чей домик», «Оркестр»).
2. Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям.
Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методами упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, потешек.
Пользуясь указанными методами, педагог применяет разнообразные приемы:
Образец правильного произношения, выполнения задания, которое дает педагог.
Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речевого аппарата.
Образное называние звука или звукосочетание (з-з-з – песня комара).
Обоснование необходимости выполнить задания педагога повышает качество ответов, оно дается в эмоционально-шутливой форме (давай научим индюка петь веселую песенку) или деловой форме (надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово «шофер»).
Совместная речь ребенка и педагога, а также отраженная (незамедлительное повторение ребенком речи образца).
Оценка ответа или действия.
Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Обучение детей связной речи
1.Разговор с детьми в повседневной жизни.
2. Виды занятий по обучению детей разговорной речи: беседа, экскурсии, беседы по картинам, игрушкам, дидактические игры.
3. Беседа – основное средство обучения детей связной диалогической речи.
В беседе можно использовать различные приемы словарной работы:
объяснение значения (иногда и происхождения) отдельных слов педагогом. Как прием словарной работы, используют хоровое повторение слова вместе с педагогом негромко и четко.
Обучение детей монологической речи (рассказыванию)
1. Виды занятий по обучению детей рассказыванию:
- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;
- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;
- пересказ народных сказок или рассказов;
- составление рассказа из личного опыта (по памяти);
- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
2. Накопление опыта, как условие, обучение детей рассказыванию. Условия: большой словарный запас, объем знаний.
3. Приемы обучения детей рассказыванию:
- образец речи (рассказа) педагога;
- план рассказа;
- коллективное составление рассказа;
- составление рассказа по частям;
- вопросы, элементарные указания, упражнения;
- демонстрация наглядного материала;
- оценка рассказа детей.
Обучение детей рассказыванию по игрушкам
Виды занятий:
- Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет).
- Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.
- Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».
Структура занятия:
1. Вводная.
2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).
3. Вопросы к детям.
4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.
5. Указания детям.
6. Составление рассказов детьми.
7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.
8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?
9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).
Ознакомление детей с художественной литературой
1. Виды занятий по художественному чтению:
- чтение и рассказ одного произведения;
- чтение и рассказ нескольких произведений;
- слушание аудио и дисков;
- использование на занятиях по художественному чтению настольного, кукольного, теневого театра, фланелеграфа.
2. Структура и проведение занятий:
- заинтересованное начало;
- вводная беседа с детьми;
- чтение текста;
- беседа о прочитанном;
- работа с иллюстрацией.
Ознакомление с предложением
Предложение – сочетание слов или одно слово, выражающее основную мысль.
Задачи обучения:
1. Научить детей выделять из устной речи предложения и слова.
2. Определять количество слов в предложении.
3. Определять порядковое место слова.
4. Составление предложений из определенного количества слов. Например, серая, белая, кошка, следит, бежит, мышка.
5. Графическое изображение структуры предложения на бумаге.
Приемы обучения:
1. Проговаривание предложения с детьми.
2. Последовательное называние слов в предложении.
3. Подсчитывание слов.
4. Определение места каждого слова в предложении.
5. Игровые приемы.
Формы работы:
1. Составление одним ребенком схемы предложения, сказанного педагогом.
2. Составление схемы всеми детьми.
3. Один ребенок говорит предложение, схему дает другой.
4. Педагог чертит схему, а дети составляют разные предложения.
Предполагаемая результативность.
Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.
У детей:
1. Повышается культура речи.
2.Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.
3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной.
В результате изучения данного курса дошкольники смогут:
- проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;
- ориентироваться в пространстве;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;
- уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;
- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;
- уметь придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра;
- определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним;
- выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;
- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
Список литературы
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
- Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
- Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
- Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
- Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
- Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Рабочая программа Грамота и письмо 6 класс 2полугодие
...................
Достижения моих учеников. Грамоты. Дипломы. Похвальные грамоты
Учащиеся МБОУ Верховская основная школа...
программа "Грамотеи"
общеразвивающая программа...
Обучение грамоте (элементы грамоты и письма)
Программа составлена на основе программы и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве», «Я начинаю читать» Цель: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.Задачи: ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Грамотей" МДО 6
Программа для педагогов дополнительного образования для детей 11-12 лет по русскому языку на 34 часа в год....