Дополнительная общеразвивающая программа "Грамотей" МДО 6
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Программа для педагогов дополнительного образования для детей 11-12 лет по русскому языку на 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramotey.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Нижегородской области «Детский санаторий «Городец»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заведующая учебной частью И.о. главного врача
___________Н.Н. Яковлева ________Тихомиров И.А. «___»_________2022 год «___»________2022 год
Дополнительная общеразвивающая программа
«ГРАМОТЕЙ»
Направленность программы – социально - педагогическая
Возрастной состав – 11-12 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: Мамонова Евгения Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Городец
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотей» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей в возрасте 11-12 лет. Данный курс позволит обучающимся восполнить пропущенный или забытый материал, расширить и систематизировать имеющиеся теоретические сведения, закрепить практические умения и навыки, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию итоговых работ. На занятиях уделяется большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации – 1 год.
Цель курса: формирование орфографической зоркости учащихся.
Задачи:
- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении русскому языку;
- создать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
- формировать ответственное отношение учащихся к учебной деятельности.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий;
- лингвистический эксперимент.
Для проведения занятий могут быть использованы такие игровые формы, как КВН, конкурс, турнир, «Русское лото», путешествие, марафон, викторина и др. Кроме того, для проведения занятий используются компьютерные технологии, метод проектов. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предполагается создание одним обучающимся или группой мультимедийной презентации, сопровождающей прохождение темы курса.
Педагогические технологии:
- информационно-коммуникативные технологии,
- технология проблемного обучения,
- технология дифференцированного обучения,
- технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.)
Результаты освоения курса
Предметные: по окончании курса обучающиеся должны знать теоретическое содержание основных разделов, установленных учебной программой по русскому языку для шестых классов, а также практически применять полученные знания.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к учению;
формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные:
умение самостоятельно формулировать и ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Контроль уровня сформированности знаний осуществляется путем выявления коэффициента успешности выполнения заданий на каждом занятии, в форме тестового контроля и творческой работы.
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы на 2019-2020 год обучения | |||||||||||||||
№ МДО | КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В МЕСЯЦ | Кол-во часов в год | Кол-во недель | ||||||||||||
Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Январь | февраль | Март | апрель | май | июнь-август | ||||||
МДО 6 | 4 | 4 | каникулы | 3 | 4 | Каникулы | 3 | 4 | 4 | каникулы | 4 | 4 | каникулы | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс рассчитан на учащихся 11-12 лет, поэтому темы занятий и их последовательность соотносятся с программой по русскому языку для 6 класса. Однако соответствие тем занятий дополнительной программы не предполагает повторения и дублирования материала, изучаемого школьниками. На занятиях происходит углубление, расширение имеющихся знаний по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса за счет использования дополнительного материала. Поэтому занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя теоретическую и практическую часть, находящиеся в соотношении 2:7.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Давай знакомиться! | 2 | 2 | ||
1 | Беседа о богатстве русского языка. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | 1 | 1 | |
2 | Игра «Лингвистическая регата». | 1 | 1 | |
Фразеология | 6 | 2 | 4 | |
3 | Тайны рождения фразеологизмов | 1 | 1 | |
4 | Фразеологизмы-соратники, фразеологизмы-близнецы, фразеологизмы-противники | 1 | 1 | |
5 | Путешествие по стране Фразеологии | 1 | 1 | |
6-7 | Сбор материала к презентации «Фразеологизмы». Оформление презентации, творческих работ | 2 | 2 | |
8 | Фразеологический марафон | 1 | 1 | |
Синтаксис | 3 | 1 | 2 | |
9-10 | Занимательно о пунктуации | 2 | 1 | 1 |
11 | Лингвистический карнавал «Члены предложения» | 1 | 1 | |
Словообразование | 6 | 3 | 3 | |
12 | Разноликие морфемы | 1 | 1 | |
13 | В мастерской словотворчества | 1 | 1 | |
14 | Загадки происхождения слов | 1 | 1 | |
15 | Исторические родственники | 1 | 1 | |
16-17 | Сбор материала и выпуск тематического лингвистического бюллетеня «История происхождения слов» | 1 | 2 | |
Морфология | 10 | 7 | 3 | |
18 | Имя существительное – ведущая часть речи | 1 | 1 | |
19 | Самая изобразительная часть речи (имя прилагательное) | 1 | 1 | |
20 | Самая подвижная част речи (глагол) | 1 | 1 | |
21 | Запасные игроки (местоимение) | 1 | 1 | |
22 | Помощники глагола (наречие) | 1 | 1 | |
23 | Слова, называющие числа | 1 | 1 | |
24 | Другие «жители» Морфологии (служебные части речи, междометие) | 1 | 1 | |
25 | Конкурс смекалистых (олимпиадные задания) | 1 | 1 | |
26-27 | Сбор материала и создание презентации, творческих работ «Это интересно» по разделу «Морфология» | 1 | 2 | |
Фонетика | 3 | 2 | 1 | |
28 | Какие они разные – гласные-согласные | 1 | 1 | |
29 | «Хитрый звук» (двойная роль гласных е, е, ю, я) | 1 | 1 | |
30 | Фонетические каверзы. Фонетический турнир | 1 | 1 | |
Обобщаем все, что знаем! | 4 | 4 | ||
31 | Конкурс «Грамматическое кольцо» | 1 | 1 | |
32-33 | Сбор материала и создание лингвистического бюллетеня, творческих работ «Секреты русского языка» | 1 | 2 | |
34 | Интеллектуальное шоу «Своя игра» | 1 | 2 | |
Итого | 34 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование: кабинет, доска, столы письменные с комплектом стульев, учительский стол с тумбой, шкафы для хранения литературы, методических пособий, дидактических материалов.
Печатные пособия: литература по курсу, раздаточный материал, иллюстрации, дидактические, таблицы, словари.
Учебно-практическое оборудование: школьные инструменты (ручки, карандаши, тетради, бумага, альбомы).
Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель, диски.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: книга для учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.,1988
- Соловьева, Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012.
- Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2012
- Диктанты по русскому языку. 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс. В 2 ч.» / Г.Н.Потапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др.
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980
- Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. / Е.П.Черногрудова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
- Русский язык. Разноуровневые задания. 6 класс / Сост. Л.Н.Федосеева. – 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс / Сост. Н.В. Егорова. – 2-ое изд., перераб. – М. : ВАКО, 2013
Интернет-ресурсы:
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/
- Сайт «Сеть творческих учителей»:http://it-n.ru
- Сайт «Интернетурок» http://interneturok.ru/ru
- Сайт «Грамота.Ру» http://www.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...