программа "Грамотеи"
рабочая программа

Сарыглар Анаймаа Допуловна

общеразвивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gramotei.docx86.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

                     Настоящая  рабочая программа  объединения «Грамотеи»   разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана - Граф. 2016. 
       «Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности учащегося, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся грамотно излагать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами).

         Актуальность программы  определяется её запросом со стороны учащихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению русского языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

Программа «Грамотеи» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:

  • Формирование  общеинтеллектуальных способностей (анализ, сравнение, обобщение и др.);
  • развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
  • развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).

               Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Грамотеи» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:

  • Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
  • Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
  • Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
  • Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
  • Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
  • Богатство – определяется выбором языковых средств, для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

      Новизна образовательной программы. Сегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане. Поэтому данная программа должна попытаться помочь молодому поколению сформировать навыки культуры деловых отношений.  Наиболее значимыми в деловых отношениях являются такие качества, как компетентность. Овладеть таким качеством сможет только культурный человек. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека.

      Внеклассная работа в интеграции языкового и речевого аспектов обучения, в технологии подачи информации, в умелом подборе разнообразных приемов и методов, дает возможность обучаемому воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать коммуникативную функцию языка, почувствовать его как средство общения. Такая   работа задает тон ломке методических стереотипов, создает широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия, рождает новые подходы к преподаванию русского языка.Дополнительное образование становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества педагога и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.Сущность и основное  назначение программы  «Грамотеи» заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени.

        

              Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка в дополнительном образовании способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Упражнения и задания, используемые в программе «Грамотеи», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

    Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

Образовательные:

• расширение и углубление программного материала;

• совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

• пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

• формирование установки на осознание важности владения речью в жизни каждого человека.

Развивающие:

• развитие интереса к языку как учебному предмету;

• совершенствование общего языкового развития младших школьников;

• развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Воспитательные:

•     воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

•     воспитание чувства патриотизма;

•     повышение общей языковой культуры учащихся;

•   выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

 

Принципы обучения

        Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

      Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

• гуманистической направленности;

• системности;

• вариативности;

• креативности;

• занимательность;

• научность;

• сознательность и активность;

• наглядность;

• доступность;

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к обучающимся;

• успешности и социальной значимости.

Общая характеристика программы.

Направленность программы  «Грамотеи» - социально- педагогическая

Уровень освоения: стартовый (ознакомительный).

Форма обучения: очная.

«Грамотеи» — внеурочные занятия для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа  дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания программы:

  •              развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  •              формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  •              изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  •  формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  •  развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  •  включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

  В процессе изучения данной программы обучающиеся получают знания:

  •   об истории русского языка,
  •   рассматривают памятники древней письменности,
  •   знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
  •   осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Особенности организации  занятий в объединении.

Программа разработана для обучающихся 4-6 классов (10- 13 лет).

Срок реализации дополнительной (адаптированной) программы «Грамотеи» 1(один) год и 216 (двести шестнадцать) часов.

Режим занятий: режим занятий в неделю3 часа 2 раза в неделю, занятия проводятся по 40 минут с 10 минутными перерывами.

Формы проведения занятий

  •           Теоретические и практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

  •      самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

 

Методическое обеспечение программы  дополнительного образования

Программа предусматривает использование методов обучения:

  •                      словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатными источниками);
  •                      наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
  •                      практические (устные, письменные, графические упражнения);
  •                      проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
  •                      самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
  •      игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Основные  технологии

  •           технология разноуровневого обучения;
  •           развивающее обучение;
  •           технология обучения в сотрудничестве;
  •           коммуникативная технология.

    Занятия программы «Грамотеи»  проходят в разнообразных формах:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

 

В каждом занятии прослеживаются три части:

  •      игровая;
  •      теоретическая;
  •      практическая.

 

Организация  занятий имеет следующие формы:

  •      индивидуальная работа (педагог работает с каждым обучающимся отдельно);
  •      работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
  •      групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
  •      фронтальная.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития  учебных и личностных качеств школьника.

Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

           Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов:                

  • проявление познавательных мотивов;
  •                   чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  •                   выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  •                   устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Способы проверки результатов обучения.

Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:

  • стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса.
  • текущий  (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
  • итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом обучающийся должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам.

                                                Этапы педагогического контроля

Название раздела

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1

«В гостях у Слова»

Выделять многозначные слова, слова-сорняки в тексте, находить синонимы, антонимы, омонимы. Использовать в речи «вежливые» слова.

КВН «Да здравствует слово!»

2

«В царстве предложений»

Правильно конструировать предложения, употреблять их с нужной интонацией.

Практическая работа «Строим диалог»

3

Состав слова и его значимые части

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу:

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу

Практическая работа «Разбор слов по составу».

4

Есть наука такая морфология

Умение отличать самостоятельные части речи от служебных. Сделать морфологический разбор предложений.

Разбор предложений.

Игротека «Говорим правильно»

5

Текст

Иметь представление о композиции и типах речи.

Составление смешанного текста

6

Устное народное творчество

Получить знания о сказках. Умение отличать пословицу от поговорки, находить в тексте крылатые выражения. Употреблять в речи пословицы и поговорки.

Презентация альбома загадок

7

«Изучаем кроссворд»

Составление кроссворда с установленными правилами.

Презентация кроссвордов

8

«Шаги в науку»

Сообщение устное и письменное. Письмо и оформление доклада.

Занятие-отчет «Наши выступления»

9

Встречм с фразеологизмами

 Анализ фразеологических оборотов, отражение их в действительности

Составление словаря фразеологизмов

10

Юные исследователи

Исследовательская и проектная работы согласно предъявляемым требованиям.

Исследовательская конференция

Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы «Грамотеи». Результаты проверки оцениваются педагогом.

 

Показателями эффективности занятий будут являться:

  • самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
  • активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
  • результаты выполнения итоговых форм контрольных работ.

                                            Учебно-тематический план

п/н

Название темы

Кол-во часов

Т

П

всего

1

Вводные занятия

1

2

     3

  I

В гостях у слова

18

26

44

1.1

Из истории слов

1

1

     2

1.2

Профориентация. Беседа с элементами игр «Карнавал профессий»

      1

     1

1.3

Учимся толковать слова

 2

    1

     3

1.4

Работа с толковым словарём

 1

   1

     2

 1.  5

Профориентация. Почта нужна всем. Экскурсия в  отделение связи

    1

      1

1.6

Многозначные слова

2

1

3

1.7

Употребление многозначных слов

1

1

2

1.8

Профориентация. Мини-сочинение «Кем быть…»

1

1

1.9

«Вежливые» слова

2

1

3

1.10

Слова-сорняки

1

1

2

1.11

Профориентация. Слова-жаргоны разных профессий

1

1

1.12

Слова-синонимы

2

1

3

1.13

Слова-омонимы

1

1

2

1.14

Профориентация. Экскурсия в ПСЧ

1

1

1.15

Слова-антонимы

1

2

3

1.16

Употребление омонимов, синонимов, антонимов в речи

1

1

2

1.17

Профориентация. Сочинение-рассуждение «Все профессии важны, все профессии нужны…»

1

1

1.18

Историзмы и архаизмы

1

2

3

1.19

Алгоритм определения архаизмов и историзмов

1

1

2

1.20

Профориентация. Диктант «Хлеб»

1

1

1.21

Заимствованные и иностранные слова.

1

2

3

1.22

Современная лексика

1

1

2

1.23

Профориентация. Конкурс авторских рассказов «Профессии нового времени»

1

1

II

В царстве предложений

6

9

15

2.1

Виды предложений

2

1

3

2.2

Разборы предложений

1

1

2

2.3

Профориентация. Создатели красоты (встреча с владелицей салона «Аянныг» Айсуу Романовной)

1

1

2.4

Распространенное  и нераспространенное предложения.

1

2

3

2.5

 Разборы распространённых и нераспространённых предложений

1

1

2

2.6

Профориентация. Игра «Отгадай профессии по описанию»

1

1

2.7

Какие бывают предложения по цели высказывания

1

2

3

III

Состав слова и его значимые части.

6

13

19

3.1

Корень, приставка, суффикс, окончание

2

1

3

3.2

Значение и функции суффиксов и приставок.

1

2

3

3.3

Профориентация. Экскурсия МО МВД «Барун-Хемчикский»

1

1

3.4

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова

1

2

3

3.5

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок

1

2

3

3.6

Разбор слова по составу

1

2

3

3.7

Проверочная  работа

3

3

IV

Есть наука такая - морфология

7

15

22

4.1

Вводные занятия

1

2

3

4.2

Какие бывают части речи

1

1

2

4.3

Профориентация. Час общения «Есть такая профессия – Родину защищать!»

1

1

4.4

Имя существительное

1

2

3

4.5

Имя прилагательное

1

1

2

4.6

Профориентация. Викторина «Самые благородные профессии»

1

1

4.7

Глагол

1

2

3

4.8

Местоимения

1

1

2

4.9

Профориентация

4.10

Слова, которые служат (служебные части речи)

1

2

3

4.11

Повторяем все разборы

V

Текст

12

20

32

5.1

Текст и его признаки

1

2

3

5.2

Тема и основная мысль текста

1

1

2

5.3

Профориентация. Пересказ текста « О знаменитом русском хирурге Н.И Пирогове»

1

1

5.4

Построение (композиция) текста

1

2

3

5.5

Связь между частями текста.

1

1

2

5.6

Профориентация. Составление связного текста «Моя профессия»

1

1

5.7

План текста

1

2

3

5.8

Типы текста.

1

1

2

5.9

Профориентация. Изложение «П.М.Третьяков»  

1

1

5.10

Повествование

1

2

3

5.11

Описание

1

1

2

5.12

Профориентация. Час мужества «В.А.Третьяк»

1

1

5.13

Рассуждение

1

2

3

5.14

Смешанный текст

1

1

2

5.15

 Профориентация. Экскурсия в городскую библиотеку

1

1

VI

Устное народное творчество

11

18

29

6.1

Вводные занятия

1

2

3

6.2

Сказки, пословицы и поговорки

1

1

2

6.3

Профориентация. Час общения «История появления профессии - учитель»

1

1

6.4

Чистоговорки и скороговорки.

1

2

3 

6.5

Скороговорка – что это?

1

1

2

6.6

Профориентация. Классный час «Парад профессий»

1

1

6.7

Проверочная работа «Говорим правильно»

2

1

3

6.8

Пословицы и поговорки русского народа

1

1

2

6.9

Профориентация. Игра «Угадай профессии по описанию»

6.10

Какие выражения называются крылатыми?

1

2

3

6.11

Литературные примеры использования крылатых выражений в речи.

1

1

2

6.12

Профориентация. Экскурсия в АГТ

1

1

6.13

Наши любимые загадки «Обо всём на свете»

1

2

3

6.14

Составляем загадку

1

1

2

6.15

Профориентация. Загадки о труде, о профессиях.

1

1

VII

О кроссвордах

7

11

18

7.1

Что называют кроссвордом?

1

2

3

7.2

Разновидности кроссворда.

1

1

2

7.3

Профориентация. Диктант «Хозяюшка»

1

1

7.4

Правила составления кроссвордов

2

1

3

7.5

Оформление кроссвордов.

1

1

2

7.6

Профориентация. Конкурс чтецов «Есть такая профессия…»

1

1

7.7

Итоговая работа в парах «Составляем кроссворд».

1

2

3

7.8

Проверочный диктант.

1

1

2

7.9

Профориентация. Конкурс рисунков «Профессии в нашей семье»

1

1

VIII

Шаги в науку

6

12

18

8.1

Понятие о сообщении, выступлении, докладе.

1

2

3

8.2

Основные правила поведения при выступлении перед публикой

1

1

2

8.3

Профориентация. Тест «Есть ли во мне задатки блестящего оратора?»

1

1

8.4

Оформление сообщений и докладов

1

2

3

8.5

Как подготовиться к сообщению.

1

1

2

8.6

Профориентация. Турнир рассказчиков «Моя будущая профессия»

1

1

8.7

Работа с литературными источниками.

1

2

3

8.8

Занятие-отчёт «Наши выступления

1

1

2

8.9

Профориентация. Игра по ПДД «Знатоки вперёд!»

1

1

IV

Встречи с фразеологизмами

4

8

12

9.1

Фразеологизмы – что это?

1

2

3

9.2

Фразеологизмы и народные обычаи.

1

1

2

9.3

Профориентация. Экскурсия в ММЦ отделение «Скорой помощи»

1

1

9.4

Практическая работа «Составляем словарь фразеологизмов»

1

2

3

9.5

Сочинение «                                                »                                                

1

1

2

9.6

Профориентация. Мини-сочинение «Если б я был президентом»

1

1

X

Юные исследователи

4

8

12

9.1

Вводные занятия

1

2

3

9.2

Кто такие полиглоты

1

1

2

9.3

Профориентация. Конкурс фантастических рисунков «Профессии будущего»

1

1

9.4

Эсперанто – универсальный язык.

1

2

3

9.5

Итоговые занятия

1

1

2

9.6

Профориентация. Рисуем плакаты «Один день из жизни полицейского».

1

1

Итого:

84

132

216

                        Краткое содержание изучаемых тем программы.

Вводное занятие (3 часа)

Понятие о предмете «русский язык».  Ответ на вопрос: «Умею ли я общаться?»

В гостях у Слова (44 часов)

Значение слова. Знакомство с толковым словарем. Понятие о многозначных словах. Анализ многозначного слова по картинкам. Расширение представлений о «вежливых» словах (употребление слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении). Слова-сорняки при общении с друзьями и взрослыми. Понятие о словах, сходных и противоположных по значению, -  синонимах и антонимах. Слова-омонимы – что это такое.

Чтение и анализ художественных произведений А.Барто, О.Дриза, А.Шибаева, К.Чуковского, Б.Заходера, Н.Юсупова и др.

Сказка «Слова-братья». 

Игры «Назовите слово», «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Два слова».

КВН «Да здравствует слово!»

В царстве предложений (15)

Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Разбор предложений по членам.  Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Общение по телефону. Построение диалога.

Сказки «Восклицание», «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания».

Игры «Соединяемся и меняемся», «Угадай!», «Кто больше придумает», «Определи вид предложения».

Игра-конкурс «Сочинение Незнайки», «Телеграмма».

Практическая  работа «Строим диалог

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Состав слова и его значимые части (19часов)

Уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Объяснять алгоритм разбора слова по составу

Есть наука такая - морфология (20 часов)

Имя существительное

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Устное народное творчество (29часов)

Знакомство с понятиями «чистоговорка», «скороговорка», «тараторка». Составление чистоговорок. Знание скороговорок, чистоговорок. Инсценировка скороговорок. Разучивание тараторок. 

Игротека «Мы говорим правильно»

Понятия о поговорках и скороговорках, крылатых выражениях. Работа со словарями, справочниками и другими литературными источниками.

Игры с пословицами и поговорками.

Составление ребусов.

Работа с литературными примерами из произведений русских писателей.

Викторина «Русские пословицы и поговорки о труде,о профессиях».

 

Изучаем кроссворд (18 часов)

Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь». Шифр слов, понятие «термин». Понятие  «сетка» кроссворда. Правильное оформление кроссворда.

Практическая работа в парах «Составляем кроссворд».

Презентация кроссвордов.  

 

Поговорим о загадках (27 часов)

Что называют загадкой. Виды загадок. Технология составления загадки по Нестеренко А.А. Модель загадки 1: «Какой? Что бывает таким же?». Модель загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем отличается?».

Практическая работа «Выпускаем альбом загадок».

Презентация альбома.

Шаги в науку (18 часов)

Что такое сообщение, выступление, доклад. Сходство и различие между ними. Выбор темы сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление сообщения, доклада. Редактирование текста.

Практическая работа «Пишем доклад».

Занятие-отчет «Наши выступления»

Встречи с фразеологизмами (12 часов)

Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот. Взаимосвязь фразеологизмов с народными обычаями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими оборотами.

Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов».

Презентация словаря.  

 

Юные исследователи (12 часов)

Кого называют полиглотом. Универсальный язык – эсперанто.  Правила переноса слов. Роль ударения в слове. Инициативная группа. Проектная работа. Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах. Формы проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы.

Работа в инициативных  группах «Проводим исследование».

Исследовательская конференция.

 

К концу  обучения четвёртого раздела младший школьник будет иметь  представления:

  •           об эсперанто;
  •           о полиглоте;
  •           о правилах написания исследовательской работы;
  •           о формах продуктах проектной деятельности;
  •           о видах презентационных проектов

            знать о (об):

  •      Об  особенностях русского ударения;
  •           о различиях исследовательской и проектной работах;
  •           о проблеме, объекте, предмете, гипотезе исследования;
  •           о методах исследования

   уметь:

  •           правильно переносить слова с учетом знаний частей слова;
  •           выполнять проектную работу;
  •           отличать основополагающий вопрос от проблемного и учебного вопросов.

 

 

Планируемые результаты освоения знаний к концу учебного года

 

  •      определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
  •      осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
  •      развитие учебно-познавательной мотивации.

  

  •      работать по плану, планировать свои действия;
  •      высказывать и доказывать  свою точку зрения;
  •      анализировать свою работу;
  •      конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
  • уметь слушать и слышать речь собеседника;
  • уметь договариваться при совместной работе;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью;
  • формулировать собственное мнение;
  • строить монологическое высказывание;
  • оказывать взаимопомощь.

    

Средства и материалы, необходимые для реализации программы

 

  1. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
  2. Аудиоматериалы;
  3. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
  4. Мультимедиа;
  5. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и  т.д.;
  6.  Толковые словари;
  7. Справочники;
  8. Этимологические словари.

Список литературы для педагога:

  1. Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
  2. Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
  3. Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  4. Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
  5. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
  6. Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
  7. Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
  8. Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
  9. Начальная школа №12, 2010. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
  10. Начальная школа №1, 2013. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.

          Список литературы для учащихся:  

1. Арго А.М. Звучит слово/ Детская литература - М.: 1962 2. Белинский В. Г. О классиках русской литературы/ Белинский В. Г. - М.: 1950. 3. Закиров А. З. Семь уроков сценического движения для самостоятельной работы / ВГИК – М. 2009 4. Закушняк  А.Я. Вечера рассказа/ Искусство - М.: 1940. 5. Зимняя И. А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., 1970. 6. Микитич Л.Д. Иноязычная лексика/ Просвещение. - Л.: 1967. 7. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987. 8. Чехов А. П. Дом с мезонином/ Чехов А. П - Воронеж, 1972. 9. Шварц А. И. В лаборатории чтеца/Искусство - М.: 1960. 10. Экзюпери А. Планета людей. Маленький принц/ Амфора, - Фрунзе: 1976.

Интернет источники.

 1.Ораторское искусство: базовые правила боя на словесной арене https://wikigrowth.ru/razvitie/oratorskoe-iskusstvo/

2. Культура речи и деловое общение БИФ.doc                        https://studfiles.net/preview/3299569/page:20/

3. Основы ораторского мастерства. Видео уроки