ПРОГРАММА «Вышивка булавкой»
рабочая программа

Лунева Марина Юрьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Вышивка булавкой»

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

Творческого объединения «Ремесла родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vyshivka_bulavkoy.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования

 «Детская школа искусств Починковского района»

Рассмотрено на                                           Утверждаю

педагогическом совете                               Директор _______Т.В.Федченкова

протокол №1от 31.08.2020                        приказ №61-а от 01.09.2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Вышивка булавкой»

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

Творческого объединения «Ремесла родного края»

Возраст детей: 7-12 лет;

Срок реализации: 3 года.

Педагог дополнительного

 образования: М.Ю.Лунёва        

г.Починок, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища  пламенели яркими узорами. Распространение ручной вышивки в прошлом  объясняется следующими обстоятельствами. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси должны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свободное время. Вышивать учились не только иголкой, но и булавкой.

           Вышивка булавкой – очень интересный и старинный вид искусства, пришедший на Смоленщину из далекой Сибири.    Булавкой можно вышивать оригинальные диванные подушки, салфетки . панно, ковры, накидки на кресла и многое другое. Вещи, сделанные своими руками, могут превратить стандартную квартиру в теплое, уютное гнездышко.

             Целью данной программы является: создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:

•        Включение обучающихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества;

•        Формирование у детей навыков и приемов работы с булавкой и ниткой, изготовление художественных традиционных и авторских изделий;

•        Развитие творческих и коммуникативных способностей, самостоятельности, изобретательности и творческого, активного   мышления.

•        Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровьесберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка на каждом занятии;

•        Повышение самозначимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках, благотворительных акциях;

•        Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и здоровьесберегающие  моменты занятия;

•        Приобщение детей к посильному творческому труду, воспитание  уважения  к     народным умельцам и продуктам их деятельности;

         Цель и задачи программы взаимосвязаны, усложняются по мере прохождения программного материала по принципу «От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.

        Для успешного освоения обучающимися содержания программного материала необходимо, чтобы теоретические занятия по  истории вышивки, композиции, техническому рисунку, специальной технологии сочетались с  практическим овладением приемами и техникой  вышивания. После теоретического  изучения основных тем программой предусматривается выполнение изделий на практике.

        В процессе практической работы, которая является основной формой обучения  в учреждении дополнительного образования для детей, последовательно осваиваются отдельные приемы и навыки ручной вышивки  булавкой с учетом современной технологи; основы организации труда, самооценка качества изделий, последовательность исполнения, приемы и способы размещения рисунков на изделии, технология вышивания, навыки пользования инструментами  для  вышивания; и приемы  безопасного труда и личной гигиены.

        На занятиях   обучающиеся знакомятся с основными свойствами  ниток, используемыми в  вышивке, и их  декоративными качествами.

           Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению  авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.  Даётся представление о жизни и быте русского народа, о ремёслах родного края через практические навыки вышивки булавкой.

        Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возрождаются народные и семейные традиции, обучающиеся изготавливают изделия своими руками. Занимаясь  вышивкой булавкой, дети взаимодействуют с сокровищницей народного наследия, используя как старинные, более сложные, так и новые – декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.

   Программа направлена:

- на создание условий развития ребёнка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- интеллектуальное и духовное развитие личности;

- укрепление физического и психологического здоровья ребёнка;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

   Направленность программы художественно-эстетическая.

   Уровень освоения программы – общекультурный.

   Возраст обучающихся 7-12 лет.

   Срок реализации программы три года.

   На учебный год  выделяется 72 часа, по 2 академических часа в неделю.

   Допустимый  состав группы  -  до 15 человек.

Основной формой обучения является занятие продолжительностью 40 минут. Структура занятия включает теоретическую и практическую части. Но, как правило, практическая часть по объему значительно больше. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком  своих  достижений, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности, монологическую речь и логическое мышление.

Наряду с практическими занятиями   проводятся экскурсии, посещение выставок, лекции и беседы,   сбор материала и разработка эскиза.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат:

•        Технология развивающего дифференцированного обучения;

•        Личностно-ориентированная педагогика;

•        Педагогика сотрудничества и сотворчества.

Результативность работы по программе базируется на общепедагогических принципах: системности и последовательности, доступности и преемственности, дифференцированности и разноуровневости (по степени сложности, по темпу освоения материала), актуальности для ребенка и связи с жизнью, научности изложения теоретического материала и практической направленности обучения.

Используются   объяснительно-иллюстративный, игровой методы. В программе присутствуют элементы эвристического, креативного и поискового метода. При этом сохраняется практическая направленность образовательного процесса. Основной формой организации занятия является индивидуально-групповая форма. 

            Важнейшим  условием  и средством реализации  программы  является  создание эстетичной, развивающей,  здоровьесберегающей  образовательной среды  как  комплекса  комфортных,  психолого-педагогических  и  социальных условий,  необходимых  для  развития  творческих  интересов и  способностей  детей.

        Чтобы удобнее было выполнять вышивку, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должен быть хорошо освещен. В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего.  Специальное место должно быть выделено для хранения кальки, миллиметровой бумаги, булавок, ножниц, рамок  и других  приспособлений. Правильная организация рабочего места способствует производительности и качеству выполняемой работы.

          Программа предусматривает знакомство с ключевыми понятиями и определениями: декоративно-прикладное творчество,   орнамент, законы сохранения народных традиций, композиция и др.

     Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

    Основными формами  подведения итогов реализации  программы  являются   самоанализ  обучающимися  своих  достижений,  применяемые  в  конце  изучения  наиболее  важных  тем.     Отчетом о достижениях учащихся являются   выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся.

            В  течение  года  ребенок  принимает  участие  в  нескольких  выставках  детского  творчества,  что  позволяет  ему  увидеть  свою  работу  в  сравнении  с  лучшими  образцами.

          Проводятся зачетные занятия, которые помогают педагогу проверить динамику совершенствования творческих навыков учащихся. Оцениваются  знания, умения  и  навыки  обучающихся  по   3-бальной  системе:  допустимый  (Д),  средний  (С)  и  высокий  (В)  уровни  усвоения  знаний  и сформированности  умений   и  навыков.

 После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:

-характерные особенности и историю развития местных народных промыслов;

-основы композиции;

-иметь представление о разнообразии композиционного строя, мотивах и колорите народной вышивки, о характере орнамента и предметах народного быта, оформленных вышивкой;

-правила выполнения технического рисунка;

-основные виды   швов и их выполнение на разных  рамках (квадратных, прямоугольных и шестигранных);

-инструменты и оборудование, виды и свойства ниток, применяемых для вышивки;

-основные виды дефектов вышивки, причины их возникновения;

уметь:

-делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки,  сохраняя пропорции и характер рисунка;

-подбирать  нитки    по фактуре  и  цвету;

-разрабатывать несложные композиции декоративного оформления и правильно располагать их  на изделии;

-выполнять швы.

Задачи первого года обучения.

Образовательные:

- Формирование умения вышивать булавкой и самостоятельно натягивать нитки на рамку.

- Приобретение технических знаний, умений и навыков.

Развивающие:

- Раскрытие индивидуальных способностей и расширение кругозора.

- Раскрепощение ребенка.

Воспитательные:

- Приобщение  к истокам русской народной культуры.

- Формирование внимания, уважения к людям, культуры поведения и общения в коллективе.

- Формирование художественного вкуса.

Задачи второго года обучения.

Образовательные:

- Формирование умения самостоятельно изготавливать эскиз, подбирать нитки по цвету и изготавливать изделие.

Развивающие:

- Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.

Воспитательные:

- Воспитание любви и уважения к народному искусству, к родной природе.

- Формирование потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе.

- Формирование культуры дружеского общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи третьего года обучения.

Образовательные:

- Приобретение технических знаний и умений самостоятельно проектировать и изготавливать сложные изделия.

Развивающие:

- Развитие аналитических способностей (с ориентацией занятий на систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего, единичного).

- Развитие творческих способностей.  

Воспитательные:

- Формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области вышивки булавкой.

- Приобщение детей к бережному сохранению и продолжению традиций своего народа.

   

Учебно-тематический план.

Первый год обучения.

п/п

содержание

количество часов

всего  теория  практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие. Знакомство с основными приемами вышивания булавкой.

Изготовление панно «Калейдоскоп».

Изготовление панно «В лесу родилась елочка».

 Изготовление коврика для куклы.

Изготовление салфетки для журнального столика.

Изготовление панно «Натюрморт».

2           1            1

14          1           13

14          1           13

14          1           13

14          1           13

14          1           13

     

Итого:

72           6           66

Второй год обучения.

п/п

содержание

количество часов

всего  теория  практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

Вводное занятие. Знакомство с новыми приемами вышивания булавкой.

Изготовление панно «Цветы победителю».

Изготовление панно «Воспоминание о лете».

 Изготовление панно «Мой нежный и ласковый зверь».

Изготовление панно «Весна- красна!»

Изготовление панно «Сюжет любимой сказки».

     2               1           1

    14              1          13

    14              1          13

    14              1          13

                                  13

    14              1          13

    14              1          13

                     

   

Итого:

    72              6          66

Третий год обучения.

п/п

содержание

количество часов

всего  теория  практика

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

Вводное занятие. Знакомство с новыми приемами вышивания булавкой.

Изготовление панно «У вечного огня!»

Изготовление сумочки для девочки.

Вышивка орнамента.

Изготовление панно «На хуторе Загорье» (конкурс на лучшую работу).

     2            1            1

     14          1            13

     28          1            27

     14          1            13

     14          1            13

         

Итого:

     72          6            66

Содержание программы.

Первый год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с основными приемами вышивания булавкой. 2 часа.

   Знакомство с работой кружка, с планом работы кружка, с инструментами и приспособлениями для работы, с правилами безопасности труда.

  Натягивание основы на прямоугольные и квадратные рамки, закрепление рабочей нити на  основе. Обучение вышивке булавкой крестом.

2. Изготовление панно «Калейдоскоп». 14 часов.

   Беседа о том, что такое калейдоскоп, вспомнить цвета радуги, рассмотреть иллюстрации. Подбор рисунка и изготовление эскиза. Подбор ниток для основы и для панно. Изготовление основы. Оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

3. Изготовление панно «В лесу родилась елочка». 14 часов.

   Беседа о Новом годе. Вспомнить стихи, загадки, песни о елочке. Рассматривание новогодних открыток. Изготовление эскиза. Подбор ниток. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

4. Изготовление коврика для куклы. 14 часов.

   Беседа о любимой игрушке. Игры малой подвижности. Изготовление эскиза. Подбор ниток. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

5. Изготовление панно  «Натюрморт» . 14 часов.

Беседа о том, что такое натюрморт, колорит( общая характеристика окраски, соотношение всех цветов и оттенков в художественном произведении, создающих единство цветового ощущения). Загадывание загадок об овощах и фруктах. Изготовление  эскиза. Подбор ниток для работы. Изготовление основы, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

6. Изготовление салфетки для журнального столика. 24 часа.

   Беседа об убранстве дома и о том, как сделать дом уютным своими руками. Изготовление эскиза. Подбор ниток для работы. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

Второй год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с новыми приемами вышивания булавкой. 2 часа.

   Знакомство с планом работы кружка, с инструментами и приспособлениями, с правилами безопасности труда, с видами декоративно-прикладного искусства.

    Натягивание основы на шестигранные рамки. Обучение вышивке булавкой снежинкой.

2. Изготовление панно «Цветы победителю!» 14 часов.

   Посещение историко-краеведческого музея. Беседа о Дне освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Рассматривание фотографий открыток, книжек с иллюстрациями, загадывание загадок о цветах. Изготовление эскиза. Подбор ниток для работы. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

3. Изготовление панно «Воспоминание о лете». 14 часов.

   Беседа о лете. Загадывание загадок о растениях, животных. Изготовление эскиза. Подбор ниток для работы. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

4.  Изготовление панно «Мой нежный и ласковый зверь». 14 часов.

   Беседа о домашних животных, о доброжелательном отношении к ним.

Рассказ о любимом питомце. Изготовление эскиза. Подбор ниток для работы. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

5. Изготовление панно «Весна-красна! 14 часов.

   Беседа о временах года, о том, что такое пейзаж (виды природы),  что такое перспектива (пространственное изменение величины и цвета фигур в зависимости от их удаленности друг от друга и от переднего плана), загадывание загадок. Изготовление эскиза. Подбор ниток для работы. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки с элементами викторины и обсуждение готовых работ.

6. Изготовление панно «Сюжет любимой сказки». 14 часов.

   Викторина по сказкам (угадать название сказки по предложенному фрагменту; продолжить сказку по предложенному началу; закончить сказку и т.д.). Беседа о том, что такое сюжет (тема художественного произведения), силуэт (контурное изображение людей, животных, растений и закрашенных в один цвет), пропорция (определенное соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой). Изготовление эскиза. Подбор ниток для двойной основы и для вышивки. Изготовление основы, вышивка рисунка по эскизу. Вырезание элементов рисунка по верхней части основы, не задев нижнюю. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

Третий год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с новыми приемами вышивания булавкой 2 часа.

   Знакомство с планом работы кружка, с инструментами и приспособлениями, с правилами безопасности труда, с видами декоративно-прикладного искусства.   Натягивание двойной основы на шестигранные рамки. Обучение вышивке булавкой снежинкой.

2. Изготовление панно  «У вечного огня!» 14 часов.

    Посещение историко-краеведческого музея. Беседа о Дне освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Рассматривание книжек с иллюстрациями. Изготовление эскиза. Подбор ниток для двойной основы и для вышивки. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Вырезание элементов рисунка по верхней части основы, не задев нижнюю. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

3. Изготовление сумочки для девочки. 28 часов.

   Беседа о моде, о видах сумок и их назначении. Изготовление эскиза. Подбор ниток для двойной основы и для вышивки. Изготовление основы, вышивка рисунка по эскизу. Вырезание элементов рисунка по верхней части основы. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

4. Вышивка орнамента. 14 часов.

   Беседа о том, что такое орнамент (ритмически построенный узор, составленный из растительных, животных, геометрических фигур), от чего зависит характер орнамента (от формы, материала и назначения вещи, от техники исполнения), что такое симметрия (зеркальное отражение целой фигуры или одной ее части в другой относительно осевой линии), стилизация (изменение, упрощение природных форм для составления орнамента), ритм (строгая повторяемость в орнаменте). Изготовление эскиза. Подбор ниток для работы. Изготовление основы, оформление рамки, вышивка рисунка по эскизу. Оформление мини-выставки и обсуждение готовых работ.

5. Изготовление панно «На хуторе Загорье» (конкурс на лучшую работу). 14 часов. 

   Беседа о жизни и творчестве великого земляка А.Т.Твардовского, чтение стихотворений, беседа о том, что такое композиция (взаимное расположение, величина основных и дополнительных фигур на выбранном формате). Изготовление эскиза. Подбор ниток для двойной основы и для вышивки. Изготовление основы, вышивка рисунка по эскизу. Вырезание элементов рисунка по верхней части основы. Выставка и оценка готовых (подведение итогов конкурса).

Методическое обеспечение.

   

   Для того чтобы заниматься вышивкой булавкой, нужно иметь полный комплект необходимых для работы инструментов и приспособлений: деревянные рамки квадратной и шестигранной формы, разноцветные нитки, булавки и ножницы.

   Новая, купленная в магазине пряжа, уже готова к работе и не требует дополнительной обработки. Иногда пряжу продают в пасмах. В этом случае ее нужно перемотать в клубки, чтобы работать было удобнее.

   Для вышивки булавкой может быть использована и старая пряжа. Уже надоевшую трикотажную вещь можно распустить и подготовить для вышивки.

   Знакомя детей с инструментами и приспособлениями, педагог показывает, как ими пользоваться, рассказывает о правилах безопасности труда, которые дети должны знать и выполнять. Каждое занятие должно начинаться с повторения этих правил.

   В процессе обучения используются следующие типы занятий:

  -сообщения и усвоения новых знаний;

 -закрепления знаний, выработки умений и навыков;

-применения знаний, умений и навыков;

-  комбинированные.

    Включающие:

- беседы, экскурсии, самостоятельную работу, контроль знаний, умений и навыков.

   Методы работы. При объяснении нового материала чаще всего используется метод фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация рисунков, таблиц, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога.

   Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми.

   Способ выявления результативности – контроль (вводный, промежуточный, итоговый).

Проверка результативности.

Формы подведения итогов:

- тестирование, выставки готовых изделий, тематические выставки с элементами викторины, конкурсы на лучшую работу.

Критерии оценивания результативности.

 1-й год обучения.

Допустимый уровень: не могут самостоятельно натягивать основу на квадратную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити больше 5 мм; цвет рамки сливается с цветом фона; не все клетки основы заполнены вышивкой.

Средний уровень: слабо натянута основа на квадратную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

Высокий уровень: плотно натянута основа на квадратную рамку; плотно затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

2-й год обучения.

Допустимый уровень: не могут самостоятельно натягивать основу на шестигранную  рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити больше 5 мм; цвет рамки сливается с цветом фона; не все клетки основы заполнены вышивкой.

Средний уровень: слабо натянута основа на шестигранную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

Высокий уровень: плотно натянута основа на шестигранную рамку; плотно затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

3-й год обучения.

Допустимый уровень: не могут самостоятельно натягивать двойную основу на шестигранную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; сливаются цвета двойной основы; длина обрезанной нити 5 мм; не точно вырезан рисунок по верхней части основы.

Средний уровень: слабо натянута двойная основа на шестигранную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; цвета двойной основы хорошо сочетаются; длина обрезанной нити 5 мм; рисунок вырезан точно по верхней части основы.

Высокий уровень: плотно натянута двойная основа на шестигранную рамку; плотно затянуты узелки в вышивке; цвета двойной основы хорошо сочетаются; длина обрезанной нити 5 мм; рисунок вырезан точно по верхней части основы.

Предполагаемая результативность.

К концу первого года обучения дети должны:

- Знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами.

- Уметь самостоятельно натягивать основу на прямоугольные или квадратные рамки.

- Подбирать нитки, рисунок для работы, делать эскиз.

- Вышивать булавкой по готовому эскизу (вышивка крестом).

- Снимать готовую работу с рамки.

 К концу второго года обучения дети должны:

- Знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами.

- Уметь самостоятельно натягивать основу на шестигранные рамки.

- Подбирать нитки для работы, делать эскиз.

- Вышивать булавкой по готовому эскизу ( вышивка снежинкой).

- Снимать готовую работу с рамки.

К концу третьего года обучения дети должны:

- Знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами.

- Уметь самостоятельно натягивать двойную основу на шестигранные рамки.

- Подбирать нитки для работы, делать эскиз.

- Вышивать булавкой по готовому эскизу (вышивка снежинкой).

- Вырезать рисунок по верхней части основы, не задев нижнюю.

- Снимать готовую работу с рамки.

Литература для педагога:

 

1. Молотобарова О.С.  Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков.- М.: Просвещение, 1983.

2. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983.

3. Журнал «Живая старина» (журнал о русском фольклоре и традиционной культуре). Москва.

4. Журнал «Читаем, учимся, играем». Москва.

5.  Королева Н.С. Народная вышивка РСФСР,М.,Госместпромиздат,1961

6. Литвинец Э.Н., Учитесь вышивать. 1991 г

7.Рукоделие. Популярная энциклопедия. М., «Советская энциклопедия»,199

 8. Вышивка. От простого к сложному. - Москва: Гостехиздат, 2002. - 352 c.

9. Герлингс, Шарлотт Вышивка. Пошаговые мастер-классы для начинающих / Шарлотт Герлингс. - М.: Эксмо, 2014. - 633 c.

10. Гордон, Жилл.  Мир природы. Вышивка крестом / Жилл Гордон. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 128 c.

 11. Джейн, Нетли Мейхью Мир животных. Вышивка крестом / Джейн Нетли Мейхью, Ники Уилер. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 128 c.

12. Диаз, Мария Вышиваем крестом цветы, букеты, деревья / Мария Диаз. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, 2012. - 112 c.

 13. Костельцова, Т. С. Декоративная вышивка / Т.С. Костельцова. - М.: Феникс, 2009. - 112 c.

  14. Миронова, Т. В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров / Т.В. Миронова, С.О. Ермакова, Е.В. Доброва. - М.: Мир книги, 2009. - 232 c.

15. Наниашвили, И.Н. Вышиваем рушники, покровцы, сорочки / И.Н. Наниашвили. - М.: Клуб семейного досуга, 2012. - 153 c.

 16. Полное руководство по технике вышивания. - Москва: ИЛ, 2006. - 610 c.

17. Сотникова, Н.А. Русская вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия / Н.А. Сотникова. - М.: Эксмо, 2013. - 527 c.

                         

                          Литература для обучающихся:

     

     1.  А.Д.Жилкина, В.Д. Жилкин. Рукоделие. 1959 г.

     2. Крупская Ю.В., Кизеева Л.В., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д., Технология (Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы), м.,»Вентана-Граф»,2002 г.

      3.  Журнал «Детское творчество».  Москва.

     4. Журнал «Современная вышивка крестом». Москва.

Приложение 1.

Вводный контроль.

1-й год обучения.

Вопросы тестирования.

1. Назовите цвета радуги.

2. В какой руке нужно держать ножницы во время работы?

3. Какой длины нить нужно брать для вышивки? Покажите.

4. Сложите нить вдвое и завяжите на ней узелок.

5. Покажите на рамке места пересечений нитей.

6. Из предложенных рисунков выделите натюрморты.

7. Что такое пейзаж?  (живопись, аппликации, отображающие виды природы).

Низкий уровень – ответ на 3 вопроса; средний уровень – ответ на 5 вопросов; высокий уровень – ответ на 7 вопросов.  

 2-й год обучения.

Вопросы тестирования.

1. Что такое фон? (цвет основного материала, на котором выполняется работа).

2. Что такое силуэт? (контурное изображение людей, животных, растений, закрашенных в один цвет).

3. Что такое сюжет? (тема художественного произведения).

4. Что такое орнамент? (ритмически построенный узор, составленный из растительных, животных, геометрических фигур – элементов).

5. Что такое симметрия? (зеркальное отражение целой фигуры или одной ее части в другой относительно осевой линии).

6. Что такое эскиз? (предварительный набросок рисунка).

Низкий уровень – ответ на 2 вопроса; средний уровень – ответ на 4 вопроса; высокий уровень – ответ на 6 вопросов.

 3-й год обучения.

Вопросы тестирования.

1. Что такое пропорция? (определенное соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой).

2. Что такое колорит? (общая характеристика окраски, соотношение всех цветов  и оттенков в художественном произведении, создающих единство цветового ощущения).

3. Что такое стилизация? (изменение, упрощение природных форм для составления орнамента с возможным изменением натурального цвета).

4. Что такое ритм? (строгая повторяемость фигур, элементов в орнаменте).

5. Что такое перспектива? (пространственные изменения величины и цвета фигур в зависимости от их удаленности друг от друга и от переднего плана – нижнего края работы).

6. Назовите народно-художественные промыслы. (Палех, Хохлома – живопись, Кубачи – гравировка на металле, Вологда – кружева, Карабах – ковры и др.).

Низкий уровень – ответ на 2 вопроса; средний уровень – ответ на 4 вопроса; высокий уровень – ответ на 6 вопросов.

 

Приложение 2.

Промежуточный контроль.

 1-й год обучения.

Допустимый уровень: не могут самостоятельно натягивать основу на квадратную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити больше 5 мм; цвет рамки сливается с цветом фона; не все клетки основы заполнены вышивкой.

Средний уровень: слабо натянута основа на квадратную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

Высокий уровень: плотно натянута основа на квадратную рамку; плотно затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

2-й год обучения.

Допустимый уровень: не могут самостоятельно натягивать основу на шестигранную  рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити больше 5 мм; цвет рамки сливается с цветом фона; не все клетки основы заполнены вышивкой.

Средний уровень: слабо натянута основа на шестигранную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

Высокий уровень: плотно натянута основа на шестигранную рамку; плотно затянуты узелки в вышивке; длина обрезанной нити 5 мм; цвет рамки сочетается с цветом фона; все клетки основы заполнены вышивкой.

3-й год обучения.

Допустимый уровень: не могут самостоятельно натягивать двойную основу на шестигранную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; сливаются цвета двойной основы; длина обрезанной нити 5 мм; не точно вырезан рисунок по верхней части основы.

Средний уровень: слабо натянута двойная основа на шестигранную рамку; слабо затянуты узелки в вышивке; цвета двойной основы хорошо сочетаются; длина обрезанной нити 5 мм; рисунок вырезан точно по верхней части основы.

Высокий уровень: плотно натянута двойная основа на шестигранную рамку; плотно затянуты узелки в вышивке; цвета двойной основы хорошо сочетаются; длина обрезанной нити 5 мм; рисунок вырезан точно по верхней части основы.

Приложение 3.

Итоговый контроль.

1-й год обучения.

Панно «Натюрморт». Тематическая выставка с элементами викторины.

Вопросы викторины:

1. Что такое натюрморт? (живописная картина, аппликация, на которой показана группа неодушевленных предметов).

2. Что чаще всего изображают в натюрмортах, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника.)

Стоят в поле сестрички-

Желтый глазок,  белые реснички. (Ромашки.)

Растут у нас в лесочке лиловые звоночки. (Колокольчики.)

Лето житель луговой встретил в шапке меховой. (Одуванчик.)

В желтой шапке набекрень головой вертит весь день. (Подсолнух.)

Платье потерялось – пуговки остались. (Рябина.)

Стоят стволы белы,

На них шапки зелены.(Береза.)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

Стоит Антошка на одной ножке,

Кто мимо ни пройдет, всяк поклон отдает. (Гриб.)

Сколько стрел растет на грядках,

А стрельнуть нельзя ребяткам. (Лук.)

 На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и солёный. (Огурец.)

Воду пьет – себя торопит. И растет и листья копит.

Набирает вес кубышка, в середине - кочерыжка. (Капуста.)

2-й год обучения.

Панно «Сюжет любимой сказки». Тематическая выставка с элементами викторины.

Вопросы викторины:

1. В названии какой сказки есть число три? («3 поросенка», «3 медведя»)

2. В названии какой сказки, есть число 7? (« Волк и 7 козлят», «Сказка о мертвой  царевне и 7 богатырях», «Цветик семицветик»)

3. Сколько зверей встретил колобок на своем пути? (4)

4. Сколько человек вытаскивали репку? (3)

5. Кого заморозил Мороз Синий нос в сказке «Два Мороза»? (Мужика.)

6. Что подарил Дед Мороз падчерице в сказке «Морозко»? (Сундук.)

7. Чему обрадовалась Снегурочка весенним деньком? (Граду.)

8. На чем играл у лисьей норы Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса»? (На гуслях.)

9. Какой кашей угощала Лиса Журавля  в сказке «Лиса и Журавль»? (Манной.)

10.  Перед волком не дрожал,

       От медведя убежал,

       А лисице на зубок

       Всё ж попался…. (Колобок.)

3-й год обучения.

Панно «На хуторе Загорье». Конкурс на лучшую работу.

Условия конкурса:

1. Тема «На хуторе Загорье».

2.  Размер работы не менее 40 на 40 см.

3.  Размер бахромы не более 2 см.

Приложение 4

Способы и формы проверки:  

1 год обучения.

п/п

Тема

Сроки

проведения

Вид  

Форма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Панно «Калейдоскоп».

Панно «В лесу родилась ёлочка».

Коврик для куклы.

Салфетка для журнального столика.

Панно «Натюрморт».

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь.

Февраль.

Апрель.

Май.

Вводный контроль.

Промежуточный

контроль.

Промежуточный контроль.

Промежуточный контроль.

Промежуточный контроль.

Итоговый контроль.

Тестирование.

Тематическая выставка.

Тематическая выставка.

Выставка готовых работ.

Выставка готовых работ.

Тематическая выставка с элементами викторины.

2 год обучения.

п/п

Тема

Сроки проведения

Вид

Форма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Панно «Цветы победителю».

Панно «Воспоминание о лете».

Панно «Мой нежный и ласковый  зверь».

Панно «Весна-красна!»

Панно  «Сюжет любимой сказки».

Сентябрь.

Ноябрь.

Декабрь.

Февраль.

Март.

Май.

Вводный контроль.

Промежуточный контроль.

Промежуточный контроль.

Промежуточный контроль.

Промежуточный контроль.

Итоговый контроль.

Тестирование.

Тематическая выставка.

Тематическая выставка.

Выставка готовых работ.

Тематическая выставка.

Тематическая

выставка с элементами викторины.

3 год обучения.

п/п

Тема

Сроки проведения

Вид

Форма

1.

2.

3.

4.

5.

Вводное занятие.

Панно «У вечного огня!»

Сумочка для девочки.

Вышивка орнамента.

 Панно «На хуторе Загорье». Конкурс на лучшую работу.

Сентябрь.

Октябрь.

Декабрь.

Март.

Май.

Вводный контроль.

Промежуточный контроль.

Промежуточный контроль.

Промежуточный контроль.

Итоговый контроль.

Тестирование.

Тематическая выставка.

Выставка готовых работ.

Тематическая выставка.

Выставка и подведение итогов конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

Программа «ВЫШИВКА» (на первый и второй года обучения, для детей 8 вида обучения)

Программа «ВЫШИВКА»(на первый  и второй года обучения,для детей 8 вида обучения)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Вышивка гладью"

Пояснительная записка Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей...

Инструкция по охране труда при работе с ножницами, иголками, булавками

1.     Общие положения инструкции1.1.В кабинете технологии каждым учеником используются ножницы, иголки, булавки при раскрое, сметке, шитье, вышивке. Эти инструменты должны быть ис...

Рабочая программа "Вышивка и лоскутное шитье"

Данная программа относится к художественно-эстетической направленности и расчитана на два года обучения....

Программа "Вышивка. Золотая ниточка"

программа обучает вышивать разной техникой ручных швов...

Технологическая карта урока "Вышивка булавкой"

Технологическая карта урока по вышивке булавкой Лунева Марина ЮрьевнаПедагог дополнительного образованияТема урока Вышивка булавкойТип урокаПрезентация новых знанийФорма ур...