ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Вышивка гладью"
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему
Пояснительная записка
Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Программа курса «Вышивка гладью» предназначена для учащихся 7–9-х классов коррекционной школы VIII вида. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки гладью помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Программа курса рассчитана на 102 часа. (3 часов в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 53.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Кавказский район, ст. Казанская
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа интернат
№ 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Вышивка гладью»
Автор программы:
учитель ПТО (швейное дело), Милованова Татьяна Александровна
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1год
Место и год создания: ст. Казанская, 2014г.
Программа кружка «Вышивка гладью»
Ты любишь вышивать? Постичь искусство это
Поможет красота. Взгляни скорей вокруг:
Природа так свежа, залита морем света!
Трудись и вышивай, не покладая рук.
Евгения Краснова
1.Пояснительная записка
Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Программа курса «Вышивка гладью» предназначена для учащихся 7–9-х классов коррекционной школы VIII вида. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки гладью помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Программа курса рассчитана на 102 часа. (3 часов в неделю)
Цель программы:
- углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,
- систематизация знаний о различных приемах вышивки,
- развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
- создание иллюстративного материала “Вышивка гладью”,
- освоение приемов вышивки гладью,
- выполнение творческого проекта.
Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения занятий:
- Демонстрация изделий.
- Занятия с элементами лекций.
- Практические занятия.
- Самостоятельная работа с литературой.
- Работа над проектом.
Наглядность:
- Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь
- Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
- Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
- Уметь вышивать на пяльцах
- Начинать и заканчивать работу без узлов.
- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
- Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
- Выполнять работу простой гладью, теневой, двусторонней.
- Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
- Виды ручной вышивки.
- Историю и традиции вышивки.
- Способы нанесения рисунка на ткань.
- Способы закрепления нитей.
- Способы выдергивания нитей.
- Способы зашивок.
- Применение мережек, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
- Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
- Выполнение заданий.
- Защита проекта.
Программа способствует
- повышению интереса к культурным традициям родного края;
- развитию познавательной и творческой активности детей;
- формированию нравственных ценностей;
- расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
- укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира, а также родного края. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
2.Таблица тематического распределения количества часов
№ | Тема | Часы | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Понятие декоративно – прикладного искусства. | 2 | 1 | 1 |
2 | Виды вышивок, их использование в быту. | 1 | 1 | |
3 | Инструменты и материалы для вышивания: | 2 | 1 | 1 |
4 | Цветовой круг, орнамент | 2 | 1 | 1 |
5 | Составление композиции. | 2 | 1 | 1 |
6 | Способы перевода рисунка на ткань. | 2 | 1 | 1 |
7 | Закрепление нити. | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Технология выполнения простых украшающих швов. | 30 | 6 | 24 |
8.1 | Простейшие швы (вперед иголку, назад иголку). | 10 | 2 | 8 |
8.2 | Стебельчатые швы. | 8 | 1 | 7 |
8.3 | Тамбурный шов и его варианты. | 12 | 3 | 9 |
9. | Счётные швы. | 6 | 1,5 | 4,5 |
9.1 | Гобеленовый шов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
9.1 | Шов крест. | 2 | 0,5 | 1,5 |
9.3 | Шов козлик. | 2 | 0,5 | 1,5 |
10. | Гладевые швы. | 42 | 11 | 31 |
10.1 | Виды глади | 14 | 3 | 11 |
10.2 | Технология выполнения глади | 18 | 5 | 13 |
10.3 | Плоская гладь. | 10 | 3 | 7 |
11 | Изготовление эскиза, схемы узора. Работа над проектом. | 3 | 1 | 2 |
12 | Практическое занятие: Выполнение простых украшающих швов. | 3 | 3 | |
13 | Практическое занятие: Художественная цветная гладь. | 4 | 4 | |
14 | Защита проекта. | 1 | 1 | |
| Всего: | 102 | 27 | 75 |
3.Содержание учебного материала
Вводное занятие. (2)
Понятие декоративно – прикладного искусства.
История появления вышивки на Руси. Из истории западноевропейской вышивки.
Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде.
Виды вышивок, их использование в быту. (1)
Виды вышивки (вышивка гладью, крестом).
Инструменты и материалы для вышивания (2)
Ткань для вышивки. Нитки мулине, иглы для вышивки гладью, наперсток, линейка.
Изготовление шкатулки для рукоделия.
Цветовой круг, орнамент (2)
Правила подбора цветовых сочетаний. Растительный орнамент. Центрический орнамент.
Составление композиции. (2)
Композиция в вышивке.
Принципы построения композиции для вышивки
Способы перевода рисунка на ткань.(2)
Перевод через копировальную бумагу.
Перевод рисунка методом припорашивания. Увеличение и уменьшение рисунка.
Закрепление нити. ( 2)
Способы закрепления нити. Закрепление нити в начале работы
Закрепление нити в конце работы
Технология выполнения простых украшающих швов. (30)
Шов вперёд иголку. Шов шнурок. Шов змейка.
Шов назад иголку без пропуска ткани, строчка.
Шов назад иголку с пропуском ткани, пунктир.
Простой стебельчатый шов. Стебельчатый шов.
Шов «Россыпь». Применение стебельчатого шва.
Тамбурный шов. Цепочный шов. Шов косичка. Узелки-навивы.
Петельный шов. «Дырочки».
Счётные швы. (6)
Гобеленовый шов. Шов козлик. Шов крест.
Гладевые швы. (42)
Владимирский верхошов. Полугладь.
Полтавская гладь. Белая гладь.
Выпуклая гладь. Старинная русская гладь.
Тамбурная гладь. Лёгкая гладь. Трёхстежковая рисовальная гладь.
Гладь навивом. Художественная цветная гладь.
Сочетание цветов. Атласная гладь.
Гладь внахлест. «Листик в раскол». Плоская гладь – полоска.
Плоская гладь - закругленный фрагмент.
Прорезная гладь. Подкладной шов, или «восьмерки».
Плоская гладь - заостренный фрагмент. Базовая плоская гладь.
Изготовление эскиза, схемы узора. Работа над проектом. (3)
Хроматические, ахроматические цвета. Цветовая гармония. Изготовление схемы из растительных орнаментов
Составление схем, шаблонов. Подготовка эскиза рисунка к вышивке.
Работа над проектом «Подарок маме»
Практическое занятие: Выполнение простых украшающих швов. (3)
Выполнение украшающих швов на основе шва «вперед иголку».
Выполнение украшающих швов на основе шва «назад иголку»
Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным.
Практическое занятие: Художественная цветная гладь. (4)
Художественный облик цветной глади.
Выполнение элементов двусторонней и цветной художественной глади.
Изучение техники вышивки с вливанием тонов.
Вышивка салфетки художественной гладью.
Защита проекта. (1)
Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата план | Дата факт |
1.Вводное занятие. Понятие декоративно – прикладного искусства. 2 | ||||
1 | История появления вышивки на Руси. Из истории западноевропейской вышивки. | 1 | ||
2 | Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде. | 1 | ||
2.Виды вышивок, их использование в быту. 1 | ||||
3 | Виды вышивки (вышивка гладью, крестом). | 1 | ||
3.Инструменты и материалы для вышивания: 2 | ||||
4 | Ткань для вышивки. Нитки мулине, иглы для вышивки гладью, наперсток, линейка. | 1 | ||
5 | Изготовление шкатулки для рукоделия. | 1 | ||
4 Цветовой круг, орнамент 2 | ||||
6 | Правила подбора цветовых сочетаний | 1 | ||
7 | Растительный орнамент.Центрический орнамент. | 1 | ||
5.Составление композиции. 2 | ||||
8 | Композиция в вышивке. | 1 | ||
9 | Принципы построения композиции для вышивки | 1 | ||
6. Способы перевода рисунка на ткань.2 | ||||
10 | Перевод через копировальную бумагу. | 1 | ||
11 | Перевод рисунка методом припорашивания. Увеличение и уменьшение рисунка. | 1 | ||
7.Закрепление нити.2 | ||||
12 | Способы закрепления нити. Закрепление нити в начале работы | 1 | ||
13 | Закрепление нити в конце работы | 1 | ||
8.Технология выполнения простых украшающих швов. 30 8.1Простейшие швы (вперед иголку, назад иголку).10 | ||||
14-15 | Шов вперёд иголку. | 2 | ||
16-17 | Шовшнурок. | 2 | ||
18-19 | Шов змейка. | 2 | ||
20-21 | Шовназад иголку без пропуска ткани, строчка. | 2 | ||
22-23 | Шов назад иголку с пропуском ткани, пунктир. | 2 | ||
8.2 Стебельчатые швы. 8 | ||||
24-25 | Простой стебельчатый шов. | 2 | ||
26-27 | Стебельчатый шов. | 2 | ||
28-29 | Шов «Россыпь». | 2 | ||
30-31 | Применение стебельчатого шва. | 2 | ||
8.3. Тамбурный шов и его варианты. 12 | ||||
32-33 | Тамбурный шов. | 2 | ||
34-35 | Цепочный шов. | 2 | ||
36-37 | Шов косичка. | 2 | ||
38-39 | Узелки-навивы. | 2 | ||
40-41 | Петельный шов. | 2 | ||
42-43. | «Дырочки». | 2 | ||
9. Счётные швы. 6 | ||||
44-45 | Гобеленовый шов. | 2 | ||
46-47 | Шов козлик. | 2 | ||
48-49 | Шов крест. | 2 | ||
10. Гладевые швы. 42 | ||||
10.1Виды глади . 14 | ||||
50-51 | 2 | |||
52-53 | 2 | |||
54-55 | 2 | |||
56-57 | 2 | |||
58-59 | 2 | |||
60-61 | 2 | |||
62-63 | 2 | |||
10.2 Технология выполнения глади. 18 | ||||
64-65 | 2 | |||
66-67 | 2 | |||
68-69 | 2 | |||
70-71 | Художественная цветная гладь. | 2 | ||
72-73 | Сочетание цветов. | 2 | ||
74-75 | Атласная гладь. | 2 | ||
76-77 | Гладь внахлест. | 2 | ||
78-79 | «Листик в раскол». | 2 | ||
80-81 | Плоская гладь – полоска. | 2 | ||
10.3 Плоская гладь.10 | ||||
82-83 | Плоская гладь - закругленный фрагмент. | 2 | ||
84-85 | Прорезная гладь. | 2 | ||
86-87 | Подкладной шов, или «восьмерки». | 2 | ||
88-89 | Плоская гладь - заостренный фрагмент. | 2 | ||
90-91 | Базовая плоская гладь. | 2 | ||
11.Изготовление эскиза, схемы узора. Работа над проектом. 3 | ||||
92 | Хроматические, ахроматические цвета.Цветовая гармония.Изготовление схемы из растительных орнаментов | 1 | ||
93 | Составление схем, шаблонов. Подготовка эскиза рисунка к вышивке. | 1 | ||
94 | Работа над проектом «Подарок маме» | 1 | ||
12.Практическое занятие: «Выполнение простых украшающих швов». 3 | ||||
95 | Выполнение украшающих швов на основе шва «вперед иголку». | 1 | ||
96 | Выполнение украшающих швов на основе шва «назад иголку» | 1 | ||
97 | Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным. | 1 | ||
13.Практическое занятие: «Художественная цветная гладь». 4 | ||||
98 | Художественный облик цветной глади. | 1 | ||
99 | Выполнение элементов двусторонней и цветной художественной глади. | 1 | ||
100 | Изучение техники вышивки с вливанием тонов. | 1 | ||
101 | Вышивка салфетки художественной гладью. | 1 | ||
14 .Защита проекта. 1 | ||||
102 | Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ. | 1 | ||
| Всего: | 102 | 28 | 74 |
5.Материальное обеспечение:
- нитки мулине, шерстяные;
- иглы для вышивки гладью.
- наперсток;
- линейка;
- ножницы;
- ткань для вышивки (габардин);
- канва для вышивки крестом АИДА;
- пяльцы, клей ПВА; копировальная бумага.
- дополнительные аксессуары.
6.Используемая литература:
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.
- Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г.
- Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар: Сов. Кубань,1999.
- Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
- Журнал “Украинская народная вышивка”.
- Интернет ресурсы: http://www.passion.ru/needlework/glad.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....