Образовательная программа дополнительного образования "Декоративная вышивка"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Игумнова Анна Сергеевна

 Вышивание - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vyshivki.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иловай – Дмитриевская    средняя общеобразовательная школа»

Тамбовской области Первомайского района

        Утверждено  педагогическим советом

         протокол  №                 от    

            Директор ___________ / Некрасова  Д.Т./

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Декоративная вышивка».

Программа рассчитана на 3 года  обучения

(для детей10-16 лет).

                                                    Составила:

                 Игумнова Анна  Сергеевна

                                                                                           Педагог дополнительного образования

        

с. Иловай - Дмитриевское  

 2010г.

Сведения об авторе.

1. Фамилия, имя, отчество: Игумнова Анна Сергеевна

2. Должность: педагог дополнительного образования

3. Место работы: МОУ "Иловай-Дмитриевская средняя общеобразовательная школа".

4. Координаты учреждения: 393710 Тамбовская область, Первомайский район, село Иловай-Дмитриевское, ул.Школьная, д.3.  телефон 8-475-48-25-2-27

5. Место жительства: 393710  Тамбовская область, Первомайский район, пос. Первомайский, ул. Э. Тельмана, д.10, кв.27.

Телефон (дом) 2-30-84

                (сот) 8910751-34-45  

Информация о программе

Программа «Декоративная вышивка» реализуется с 2010 года

Тип программы – экспериментальная

Направление деятельности – художественно-эстетическое

Уровень освоения – долгосрочный

Возрастной диапазон – 10-16 лет  

Пояснительная записка.

 Вышивание - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода.

Вышиванием занимались почти всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки - это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно - прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к вышиванию является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда.

Образовательная программа рассчитана  на детей младшего и среднего школьного возраста. Срок обучения 3 года, периодичность занятий 3 раза в неделю по 2 часа (одно занятие теоретическое, второе практическое.). Общее количество часов в год 216.

Цель программы: изучение истории развития вышивки, технологических приемов выполнения различных групп швов, особенности художественного оформления изделий, знание основ композиции и цветоведения.

Задачи программы:

Обучающие  - освоить терминологию

                      - освоить технологию вышивки

                      - научить использовать инструменты и приспособления

                      - освоить технологию украшения одежды вышивкой.

Развивающие: - развить специальные и творческие способности

                        - развить интерес к процессу создания изделий

                        -  развить эстетический вкус

Воспитательные: - способствовать формированию внутренней культуры личности

                         - содействовать формированию личных качеств: целеустремлённости, стремления к совершенству, творческому росту

 

Отличительных особенностей нет, так как нет подобной Программы.

Данная Программа отличается от предыдущей образовательной Программы тем, что она направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение или определение знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.

В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 10 до 16 лет.

Продолжительности образовательного процесса определяются 3 годами

1 год  - Подмастерье.

2 год – Мастер.

3 год – Мастер-Класс.

Занятия проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность занятий детей младшей группы  установлена – 1час15минут, средней группы – 1час30минут, старшей группы – 2часа15минут (3часа с перерывами между занятиями). Перерыв между занятиями должен составлять не менее 10-15 минут.

 Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально: может вести занятия индивидуально с детьми – инвалидами по месту жительства.

Формы занятий:

  1. Занятие
  2. Урок-экскурсия
  3. Урок-игра
  4. Защита выставки (работ)

К концу обучения по данной Программе дети должны:

Знать:

  • все существующие виды и способы ручной вышивки;
  • правила техники  безопасности;
  • различные виды техники выполнения работ;
  • порядок выполнения расположения центра вышивки;
  • окончательная отделки и ВТО готового изделия;
  • порядок оформление работы в рамку или паспарту.

Уметь:

  • самостоятельно осуществлять подбор цвета для изделия;
  • выполнять основные виды швов ручной вышивки;
  • в совершенстве владеть техникой работы иглами.

Приобрести навыки:

  • ручной вышивки;
  • работы в фондах музеев, библиотеках с литературными источниками;
  • работы со схемами и инструкционными картами.

Для подведения итогов используются следующие формы:

  • собеседование;
  • участие в конкурсах;
  • участие в выставках работ (областные, зональные, районные);
  • контрольное выполнение работ;
  • защита работ.

Основные разделы программы

  1. Украшающие контурные швы

Швы «вперед иголка» и «за иголку». Варианты этих швов - верхошвы,

«строчка», «узелки».

Стебельчатый шов и его варианты: «веревочка», «елочка».

Вышивка монограмм.

Композиция: главное и соподчиненное.

Цветоведение. Теплые и холодные тона. Цветовые пороги.

Шов «набор». Применение простейших швов в народной вышивке

(роспись).

2. Тамбурные швы.

Узкий, широкий тамбурный шов.

Вариативность в тамбурном шитье: петля, полупетля, прямая и ломаная

елочка.

Понятие об орнаменте. Виды орнаментов. Использование тамбурных швов в вышивке растительных орнаментов.

3. Обшивочные швы.

Простой и двусторонний обшивочный швы.

Обшивочные швы с перевивом, уголками и треугольниками.

Использование обшивочных швов в швейном производстве и вышивке.

4. Украшающие швы.

Ячейковый шов. Вышивка «козликом». Вариативность шва : «козлик» с перевивом, перевитой, шов «восьмерка», бархатный шов. Национальные особенности вышивки народов Севера.

5. Соединительные швы.

Соединительно-воздушный и маскировочный швы.

Соединение деталей одежды обшивочными и украшающими швами.

6. Мережки.

Выдергивание нитей для мережки. Мережечный шов. Разновидности

мережки.

Обработка края салфетки, заделка уголков.

Мережка «столбик», «в раскол», «перевитый снопик».

Группирование нитей украшающими швами.

7. Счетные швы.

Вышивка по канве и по счету нитей.

Шов «роспись». Крест простой и сложный (болгарский).

Счетная гладь. Гобеленовый шов (полукрест).

Счетные швы в тамбовской вышивке. Тамбовский крест.

8. Декоративные швы.

Шов «узелки», «навивы», «петельки».

Сочетание декоративных швов с тамбурным и стебельчатым швами.

Вышивка на трикотаже.

Композиционная целостность. Виды композиций.

9. Гладьевые швы.

Многообразие гладьевой вышивки.

Классификация приемов вышивки гладью: гладь односторонняя и

двусторонняя, «легкая» и с настилом, прорезная, фестончатая и

художественная гладь.

Косая арабская и белая английская гладь.

Своеобразие приемов выполнения у славянских народов.

Киевская и владимирская гладь.

10. Вышивка бисером.

Закрепление нитки, работа в одну нить, закрепление узелка. Техника низания.  

Обучаясь этому мастерству воспитанницы, приобретают необходимые умения и навыки:

  • увеличить или уменьшить рисунок, перевести рисунок на ткань;
  • заправлять ткань в пяльцы;
  • технологически грамотно выполнять ручные швы;
  • выполнить заключительную обработку вышитого изделия;
  • правильно подобрать цветовое решение;
  • эстетично украсить изделие вышивкой;
  • проанализировать композицию и технологические приемы
    выполнения;
  • пользоваться схемами и справочной литературой.

Процесс реализации программы проходит три основных этапа.

На первом, репродуктивном этапе обучение девочки получают необходимые знания, умения и навыки по технологии вышивания.

На втором, поисково-исполнительном этапе учатся вносить элементы новизны создают собственные разработки с помощью компьютерных технологий (программа  «Вышивка крестом»).

На третьем, творческом этапе – создают собственные изделия.  

В ходе реализации программы особое внимание уделяется разнообразным формам организации воспитательных мероприятий, развивающих художественно-эстетический вкус девочек.

Развитие чувства коллективизма, взаимопомощи способствуют следующие формы организации досуга: «Осенний бал», «Праздник матери», «Рождественские посиделки», «Крещенский вечерок»,  «Праздники хорошего настроения», «Руками наших бабушек», «Кафе именинников» и т.д.

В процессе подготовки и проведении общих дел, укрепляется связь – педагог-ребёнок-семья, развиваются коммуникативные качества воспитанников.

Для реализации программы необходимо:

 Методическое обеспечение Программы.

-Технологические  карты

-Эскизы

-Схема образования промежуточных цветов

-Схема спектрального круга (8 секторов, 12 секторов)

-Схемы   выполнения  ручных  швов,    (шов вперёд  иголку, шов  за  иголку,  стебельчатый  шов,  тамбурный шов,  петельный  шов,  шов  «козлик»,  счётный  шов  «набор»,  счётная  гладь,   шов - полукрест, простой  крест,  болгарский  крест,  тамбовский  крест, двойной  крест, гобеленное  шитьё роспись).

-Схемы    вышивки  по  канве.

 

Материально-техническое обеспечение Программы.

-помещение для мастерской;

-швейная машина в соответствии с учебной программой;

-инструменты и приспособления, облегчающие труд и увеличивающие производительность труда (линейки, угольники, циркуль, карандаши, портновский мел, иглы  для  вышивания,  пяльцы,  копировальная  бумага,  булавки, нитки Х\Б ,  нитки  мулине ,канва, ножницы, напёрстки, сантиметровая лента, электроутюг – вес утюга 1-2кг., гладильная доска, подставки для утюгов, пульверизатор, не большие отрезки тканей, зеркало).  

-коробки для хранения инструментов и приспособлений;

-столы, стулья, столы для работы, шкафы  для  хранения  инструментов  и  принадлежностей.

Методическое и дидактическое обеспечение Программы.

- декоративно-прикладное творчество;

-методические разработки занятий;

- сценарии  мероприятий

-наглядно- иллюстративный материал (плакаты, таблицы, рисунки)

- подборка информационной  справочной  литературы;

  • специальная литература.

1 год обучения

«Подмастерье»

Цели: создание условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка и выявление его способностей.

Задачи:

  • ознакомить детей с инструментами и материалами для ручной вышивки;
  • научит выполнять основные виды швов;
  • развить воображение;
  • развить интерес к выбранному делу;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к рукоделию.

Предполагаемые результаты

После первого года обучения воспитанницы должны

  • знать:
  • историю возникновения народных ремёсел;
  • правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
  • символику обрядовой  вышивки  по  канве;
  • краткие сведения по материаловедению;
  • основы цветоведения.
  • владеть основными приёмами и навыками:
  • техники вышивания  по  канве;
  • ВТО швейного изделия;
  • уметь выполнять:
  •  шов вперёд  иголку, шов  за  иголку,  стебельчатый  шов,  тамбурный шов,  петельный  шов,  шов  «козлик»,  
  • Такие виды итоговой работы, как:   вышитый рушник  

Первый год обучения.

№п\п

Наименование темы

Теория

Практика

Итого

1.

Введение в программу

1.1Введение

2

2

1.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее

место

2

2

1.3Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка.

2

6

8

1.4Перевод рисунка на  ткань с помощью копировальной бумаги.

1

3

4

1.5Увеличение и уменьшение

рисунка. Заправка изделия в

пяльцы.

1

3

4

1.6Понятие о цвете: тёплые и

холодные тона.

2

4

6

1.7Шов «вперед иголка».

1

7

8

1.8Шов «за иголку».

1

7

8

1.9Выставка, мероприятие.

2

4

6

1.10Закрепление пройденного материала.

2

4

6

Итого:

16

38

54

2.

Стебельчатый шов

2.1Стебельчатый шов.

1

5

6

2.2Вышивка монограммы.

1

7

8

2.3Композиция: главное и

соподчинённое.

1

7

8

2.4Встреча с рукодельницами  села.

2

2

2.5Вышивка миниатюры.

4

10

14

2.6Выставка, мероприятие.

2

4

6

Итого:

9

35

44

3.

Шов «набор»

3.1Шов «набор».

1

7

8

3.2Символика в народной

вышивки.

2

7

9

3.3Выставка, мероприятие.

2

4

6

3.4Объединение элементов

орнамента

2

9

11

3.5Вышивка салфетки швом

«набор»

10

10

3.6Выставка, мероприятие.

2

4

6

Итого:

9

41

50

4.

Тамбурные швы

4.1Тамбурные швы.

Вариативность в тамбурном

шве.

2

8

10

4.2Использование швов

вышивки растительных

орнаментов.

1

8

9

4.4Вышивка миниатюры.

10

10

4.4Изготовление панно с

применением изученного

материала.

10

10

4.5Выставка, мероприятие.

2

4

6

Итого:

5

40

45

5.

Обшивочные швы

5.1Обшивочные швы.

Многообразие обшивочных

швов.

2

7

9

5.2Обработка салфетки

обшивочным швом.

8

8

5.3Выставка, мероприятие.

2

4

6

Итого:

4

19

23

Итого за первый год обучения                                          43

173

216

Содержание разделов программы первого года обучения.

1 раздел. Введение в программу. 54часа

       Теория – 2 часа

  • Диагностика ЗУНов. Знакомство с изделиями, выполненными старшими воспитанницами.

Теория – 2 часа

  •   Организация рабочего места. Оборудование кабинета. Необходимые инструменты и принадлежности для работы. Техника безопасности при работе с ручными инструментами и приспособлениями.

 Теория  - 2 часа

     Краткая характеристика хлопчатобумажных, льняных  шерстяных           тканей. Основные свойства тканей. Применение тканей.

 Практика –6 часов

Практические занятия  по применению тканей.

Теория - 1 час

  • Нити основы и утка.  Перевод рисунка на ткань  с помощью копировальной бумаги.

Практика  -3 часа

  • Практические занятия по переводу рисунка на ткань

Теория-1 час

  • Увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы

Практика – 3 час

  • Практические занятия по заправку изделия в пяльцы, увеличению и уменьшению рисунка

Теория – 2

  • Понятие о цвете: теплые и холодные тона.

Практика – 4 часа.

  • Практическое выполнение. Работа с цветом.

Теория – 1 час

  • Шов «вперёд иголка».

Практика – 7 часов.

  • Практическое выполнение шва «вперед иголка» и его разновидностей.

Теория – 1 час

  • Шов «назад иголка»

Практика – 7 часов

  •  Практическое выполнение шва «назад иголка» и его разновидностей.

Теория – 2 часа

  • Выставка, мероприятие.

Практика – 4 часа

  • Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.

Теория – 2 часа

- Закрепление пройденного материала.

Практика – 4 часа

- практическое закрепление по выполнению швов «вперед иголка», «назад иголка».

2 раздел. Стебельчатый шов.  44часа    

Теория – 1 час

  • Стебельчатый шов.

Практика – 5 часов

  • Практическое выполнение стебельчатого шва и его разновидностей.

 Теория – 1 час

  • Вышивка монограммы.

Практика – 7 часов

  • Практическое выполнение монограммы стебельчатым швом.    

Теория – 1 час                                                                                                                          

  • Композиции: главное и соподчиненное.

Практика – 7 часов

  • Работа над композицией. Определение формы композиции, главных линий, декоративных линий. Определение пропорции.

Теория – 2 часа

  • Встреча с рукодельницами села.

Теория – 4 часа

  • Вышивка миниатюры.

Практика – 10 часов

  • Практическое выполнение миниатюры.

Теория – 2 часа

  • Выставка, мероприятие.

Практика – 4 часа

  • Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.

3 раздел. Шов «набор». 50 часов

Теория – 1 час

  • Шов «набор»

Практика – 7 часов

  • Практическое выполнение шов «набор»

Теория – 2 часа

  • Символика в народной вышивки.

Практика – 7 часов

  • Практическое выполнение символики в народной вышивке.

Теория – 2 часа

  • Объединение элементов орнамента.

Практика – 9 часа

  • Практическое выполнение элемента орнамента

Практика – 10 часов

  • Вышивка салфетки швом «набор».

Теория – 4 часа

- Выставка, мероприятие.

Практика – 8 часа

  •  Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.

4 раздел. Тамбурные швы. 45 часов

Теория – 2 часа

  • Тамбурные швы. Вариативность в тамбурном шве.

Практика – 8 часов

  • Практическое выполнение тамбурного шва и его разновидностей.

Теория – 1 час

  • Использование тамбурных швов в вышивке растительных орнаментов.

Практика – 8 часов

  • Практическое выполнение растительных орнаментов.

Практика – 10 часов

  • Вышивка миниатюры.

Практика – 10 часов

  • Изготовление панно с применением изученного материала.

Теория – 2 часа

  • Выставка, мероприятие.

Практика – 4 часа

- Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.

      5 раздел. Обшивочные швы. 23 часа

Теория – 2 часа

  • Обшивочные швы. Многообразие обшивочных швов.

Практика – 7 часов

  • Практическое выполнение обшивочных швов.

Практика – 8 часов

  • Обработка салфетки обшивочным швом.

Теория – 2 часа

  • Выставка, мероприятие.

Практика – 4 часа

  • Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.

2 год обучения

«Мастер»

Цель: изучить основные швы ручной вышивки.

Задачи:

  • ознакомить детей с различными швами ручной вышивки;
  • развить самостоятельность в работе;
  • выявит возможности детей к творческой работе;
  • воспитать чувство взаимопомощи и уважения друг к другу.

Предполагаемые результаты.

  • знать:
  • историю возникновения и развития женских ремёсел;
  • правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
  • виды орнамента.
  • владеть умениями  и навыками:
  •  вышивки  по  канве;
  • создания цветовой композиции.
  • умениями и навыками работы в фондах музеев, библиотеках, с литературными источниками;
  • уметь:
  • копировать образцы  вышивки с учётом требований качеств выполняемой работы;
  • самостоятельно:
  • осуществлять подбор цвета для изделия;
  • моделировать и проектировать эскиз работы сувенирного  панно   для присвоения звания «Белошвейка»;
  • выполнять работу по эскизу, учитывая традиции  вышивки  по  канве
  • выполнять:

-  шов – полукрест, простой  крест,  болгарский  крест,  тамбовский  крест, двойной  крест, гобеленное  шитьё, роспись .

  • такие виды итоговой работы, как  сувенирного  панно.  

Второй год обучения.

№п\п

Наименование раздела

Наименование темы

Теория

Практика

Итого

1.

Украшающий шов

1.1Введение.

2

2

1.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место

2

2

1.3Украшающий шов. Ячейковый шов.

2

6

8

1.4Шов «козлик» и его разновидности.

2

6

8

1.5Соединительно-воздушные и маскировочные швы.

1

10

11

Итого:

9

22

31

2.

Мережки.

2.1Мережки. Классификация волокон

1

1

2

2.2Определение ереплетения волокон в тканях.

1

1

2

2.3ВТО хлопчатобумажных  тканей

1

1

2.4Подбор тканей для выполнение мережки (полотняное).

1

1

2

2.5Определение размера салфетки. Подбор узора для мережки.

2

2

2.6Продёргивание нитей для мережки.

1

6

7

2.7Мережечный шов. Разновидности мережки.

2

2

2.8Обработка края салфетки, заделка уголков.

1

6

7

2.9Украшение салфетки мережкой.

1

7

8

2.10Выставка, мероприятие.

2

4

6

Итого:

13

26

39

3.

Счетные швы

3.1Счетные швы. Вышивка по канве и по счёту нитей.

2

7

9

3.2Шов роспись, крест простой.

2

6

8

3.3Выполнение миниатюры.

1

11

12

3.4Болгарский крест.

1

10

11

3.5Выполнение изделия болгарским крестом.

12

12

3.6Счётная гладь. Гобеленовый шов.

2

6

8

3.7Выполнение миниатюры.

10

10

3.8Счётные швы в тамбовской вышивке Тамбовский крест.

2

6

8

Итого:

10

68

78

4.

Практическое выполнение.

4.1Вышивка крестом, сюжетные картины.

62

62

4.2Выставка, мероприятие.

2

4

6

Итого:

2

66

68

                     Итого за второй год обучения

34

182

216

Содержание разделов программы второго  года обучения.

   1 раздел.  Украшающие  швы 31час

Теория – 2 часа

  •  Диагностика ЗУНов. Знакомство с изделиями, выполненными старшими воспитанницами.

Теория – 2 часа

  • Организация рабочего места. Оборудование кабинета. Необходимые инструменты и принадлежности для работы. Техника безопасности при работе с ручными инструментами и приспособлениями.

Теория – 2 часа

  • Украшающий шов. Ячейковый шов.

Практика – 6 часов

  • Практическое выполнение  украшающий и ячейковый швы.

Теория – 2 часа

  • Шов «козлик» и его разновидности.

Практика – 6 часов

  • Практическое выполнение шов «козлик» и его варианты.

Теория –1 час

  • Соединительно-воздушные и маскировочные швы.

Практика – 10 часов

  • Практическое выполнение соединительно-воздушные и маскировочные швы.

2 раздел. Мережки 39часов

Теория – 2 часа

  • Мережки. Классификация волокон.

Теория – 1 час

  • Определение переплетения волокон в тканях.

Практика – 1 час

  • Практическая работа по определение лицевой и изнаночной сторон, направление нитей основы и утка, определение переплетения нитей основы и утка.

Теория – 1 час

  • ВТО хлопчатобумажных тканей.

Теория – 1 час

  • Подбор тканей для выполнения мережки (полотняное).

Практика – 1 час

  • Практическая работа по подбору тканей.

Теория – 2 часа

  • Определение размера салфетки. Подбор узора для мережки.

Теория – 1 час

  • Продёргивания нитей для мережки.

Практика – 6 часов

  • Практическая работа. Продёргивания нитей для мережки.

Теория – 2 часа

  • Мережечный шов. Разновидности мережек.

Теория – 1 час

  • Обработка края салфетки, заделка уголков.

Практика – 6 часов

  • Практическая работа. Обработка края салфетки, заделка уголков.

Теория – 1 час

  • Украшение салфетки мережкой.

Практика – 7 часов

  • Практическое выполнение салфетки.

Теория – 2 часа

  • Выставка, мероприятие.

Практика – 4 часа

Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.

3 раздел. Счётные швы. 

Теория – 2 часа

  • Счётные швы. Вышивка по канве и по счёту нитей.

Практика – 7 часов

  • Практическое выполнение счётных швов.

Теория – 2 часа

  • Шов роспись, крест простой.

Практика – 6 часов

  • Практическое выполнение шов роспись, крест простой.

Теория – 1 час

  • Выполнение миниатюры.

Практика – 11 часов

  • Практическое выполнение миниатюры.

Теория – 1 час

  • Болгарский крест.

Практика – 10 часов

  • Практическое выполнение шва болгарский крест.

Практика – 12 часов

  • Выполнение изделия болгарским крестом.

Теория – 2 часа

  • Счётная гладь. Гобеленный шов.

Практика – 6 часов

  • Практическое выполнение швов счётная гладь и гобеленный шов.

Практика – 10 часов

  • Выполнение миниатюры.

Теория – 2 часа

  • Счётные швы в тамбовской вышивке Тамбовский крест.

Практика – 6 часов

  • Практическое выполнение счётных швов.

3 раздел  Практическая работа

Практика – 62 часа

  • Практическое выполнение: выполнение миниатюры, сюжетные картинки.

Теория – 2 часа

  • Выставка, мероприятие.

Практика – 4 часа

  • Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.

   

                                                 

3 год обучения

«Мастер – Класс»

Цель: развивать творческий подход у детей при выборе и выполнении изделия.

Задачи:

  • научить пользоваться схемами;
  • научить определять начало работы;
  • развить интерес к работе;
  • воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать эстетический вкус.

Предполагаемые результаты

  • знать:

- виды композиции;

- разновидность глади;

- развитие бисерного производства;

- использование бисера в народном костюме России;

- технику выполнения вышивки бисером;

- основные требования к проектированию изделий.

  • уметь:

- выполнять декоративные швы;

- выполнять прорезную, фестончатую гладь;

- выполнять художественную гладь;

- пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивки бисером;

- выполнять не большие работы вышивания бисером.

Третий год обучения

№п\п

Наименование раздела

Наименование темы

Теория

Практика

Итого

1.

Декоративные швы

1.1Введение.

2

2

1.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место

2

2

1.3Декоративные швы. Шов «узелки», «навивы»

2

6

8

1.4Понятие композиции. Виды композиции.

2

6

8

1.5Гладь односторонняя.

1

5

6

1.6Гладь двусторонняя.

1

5

6

1.7Гладь с настилом, «лёгкая» гладь.

1

8

9

1.8Прорезная, фестончатая гладь.

1

10

11

1.9Художественная гладь.

2

11

13

1.10Вышивка композиции гладьевыми швами.

2

15

17

Итого:

16

66

82

2.

Вышивка бисером

2.1Введение.

2

2

2.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место.

2

2

2.3Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

2

2

2.4Использование бисера в народном костюме в России.

2

2

2.5Украшения из бисера.

1

1

2.6Техника выполнения вышивки бисером.

1

8

9

2.7Выполнение небольшой работы бисером.

1

13

14

2.8Вышивка бисером по канве.

4

9

13

2.9Выбор схемы для изготовления работы (рисунка).

2

2

4

2.10Подбор канвы и бисера.

2

2

4

2.11Практическая работа

12

12

2.12Окончательная отделка работы.

2

4

6

2.13Подбор рамки, оформление работы в рамку.

2

2

4

Итого:

23

52

75

3.

Выполнение итогового изделия (творческий проект).

3.1Контрольное итоговое изделие (проект). Основные требования к проектированию изделий. Планирование работы над проектом.

6

6

3.2Тематическая направленность и разработка композиции изделия.

6

6

12

3.3Подбор рисунка по тематике. Определение размерных характеристик. Подбор ткани и цветовое решение.

2

6

8

3.4Выполнение вышивки.

4

22

26

3.5Защита проекта.

7

7

Итого:

25

34

59

        Итого за третий год обучения

64

152  

216

Содержание разделов программы третьего  года обучения.

  1. раздел Декоративные швы. 82 часа

       Теория – 2 часа

  • Диагностика ЗУНов. Знакомство с изделиями, выполненными старшими воспитанницами.

Теория – 2 часа

  •   Организация рабочего места. Оборудование кабинета. Необходимые инструменты и принадлежности для работы. Техника безопасности при работе с ручными инструментами и приспособлениями.

Теория – 2 часа

  • Декоративные швы. Шов «узелки», «навивы».

Практика – 6 часов

  • Практическое выполнение декоративных швов.

Теория – 2 часа

  • Понятие композиции. Виды композиции.

Практика – 6 часов

  • Работа над композицией. Определение формы композиции, главных линий, декоративных линий. Определение пропорции.

Теория – 1 час

  • Гладь односторонняя.

Практика – 5 часов

  • Практическое выполнение односторонней глади.

Теория – 1 час

  • Гладь двусторонняя.

Практика – 5 часов

  • Практическое выполнение двусторонней глади.

Теория – 1 час

  • Гладь с настилом, «лёгкая» гладь.

Практика – 8 часов

  • Практическое выполнение  глади с настилом,  «лёгкой» глади.

Теория – 1 час

  • Прорезная, фестончатая гладь.

Практика – 10 часов

  • Практическая работа.   Прорезная, фестончатая гладь.

Теория – 2 часа

  • Художественная гладь.

Практика – 11 часов

  • Практическое выполнение художественной глади.

Теория – 2 часа

  • Вышивка композиции гладьевыми швами.

Практика – 15 часов

  • Практическая работа.
  1. раздел Вышивка бисером. 75 часов

    Вышивание бисером может стать приятным хобби. Это занятие отлично успокаивает, помогает развеяться мыслям, хотя требует особого навыка и сноровки, аккуратности, терпения и творческого расположения духа. Прежде чем начать вышивать, нужно правильно подобрать иглу, которая должна быть тонкой и с большим ушком, размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Вышивка по канве выполняется построчно, то есть рядами, а чтобы нити хватало на один ряд, длина ее должна быть приблизительно в 4-5 раз больше ширины вышивки.

Количество бисера в ряду равняется количеству клеток в строке схемы (кстати, можно взять любую схему для вышивки крестом). При вышивании бисером применяется практически любой шов, но чаще всего мастерицы используют арочный шов, или иначе, назад иголку, а также шов в прикреп.

  1. раздел Выполнение итогового изделия (творческий проект). 59 часов

 

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Литература.

Глинская Е.Б.    Азбука вышивания. Ташкент, изд-во «Мехнат»,

1994г.

Еременко Т.И.    Иголка-волшебница. М., «Просвещение», 1987г. Еременко Т.И.   Вышивка крестом. М., ТОО «Мария Л», 1992г.

Ерзенкова Н.В.   Свой дом украшу я сама. Минск, «Полымя»,

1992г.

Мадре Илга       Вышивание 600 узоров. Riga .Latvijas enciklopedia

1993г. Вып.4,5.

Моисеенко Ю. Е., Бичукова Е. В., Бичукова Т. В.

Юной вышивальщице. Минск, «Народная асвета», 1993г.

Сычева Л.В.       Вышивка. Горно-Алтайск, МП «Альтернатива»,

1991г.

Дамское рукоделие. Книга о вышивке. Н.-Новгород, ТОО «ПК

Инжиниринг, Лтд», 1993г.

Курс женских рукоделий. Репринтное издание, С.-Петербург,

«Слово», 1902г./ М., А/О «Толика» («Российский писатель»), 1992г.

Рукоделие. Популярная энциклопедия./ Под ред. И.А. Андреевой.

М., Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1992г.

Учите детей вышивать. Учебное пособие для студенческих учреждений среднего            профессионального образования. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с., 16с. ил.: ил.

Тамбовская вышивка: Государственное издательство местной промышленности и художественных промыслов РСФСР. 1963

Журнал Сделай сам: Москва. Издательство «Знание» 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественная вышивка"

Программа рекомендуется для проведения кружковой работы с детьми в возрасте 10-15 лет. Продожительность реализации программы 1 год....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования "Вышивка"

Программа дополнительного образования "Вышивка"...

Программа дополнительного образования "Вышивка" (1-4 класс)

Программа "Вышивка" является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД "ЦДОдД"...

Образовательная программа кружка "Художественная вышивка"

Образовательная программа «Художественная вышивка» художественно-эстетической направленности ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанник...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Программа дополнительного образования "Вышивка лентами".

Рабочая дополнительная образовательная программа "Вышивка лентами" художечтвенно-этической направленности "Золотые ручки" для детей 11 - 18 лет....