Программа дополнительного образования "Вышивка" (1-4 класс)
рабочая программа на тему
Программа "Вышивка" является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД "ЦДОдД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Вышивка" | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю.
Директор Н.Ф. Алексеева
«____»__________2013 год
Дополнительная образовательная программа
«ВЫШИВКА»
(факультативный курс)
Возрастной диапазон - 7 – 10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор Кучерова Дарья Викторовна,
педагог дополнительного образования
Южноуральск
2013 г
Информационная карта
к программе «Вышивка»
ФИО педагога Кучерова Дарья Викторовна
По типу создания: адаптированная;
По целевой установке: развивающая;
По образовательной области: многопрофильная (искусство, технология);
По направлениям деятельности: прикладная;
По способам реализации: алгоритмическая,;
По уровням усвоения: общекультурный,
По направлениям деятельности: техническое,
По формам реализации: индивидуально-групповые;
По продолжительности реализации: 1 год
По полу: для девочек;
По возрасту: для учащихся начальной школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «Вышивка» является составной частью системы художественно-технического образования детей в Южноуральском МОУ ДОдД «Центр дополнительного образования для детей».
Вышивка – один из самых массовых видов народного искусства.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другим материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляя национальное своеобразие и мастерство каждого народа.
Вышивка — один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметах обихода.
В течение многих столетий в каждом регионе России вырабатывались свои приемы исполнения вышивки, формировались характер орнамента и его колорит.
Урал заселялся выходцами из разных уголков России с уже сложившимися разнообразными традициями художественной обработки ткани.
Поэтому программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивок различных областей нашей страны, с особенностями народного орнамента и цветовой гаммы. Практическая же работа, учитывая возраст детей, направлена на овладение наиболее простыми швами (Вперед иголку, За иголку, Стебельчатый, Шнурок, Козлик, Петельный, Тамбурный, Петельки и полупетельки, Продержка цветной нитки) и вышивка небольших изделий простейшими швами.
Занятия вышивкой способствуют
- развитию интереса и любви к народному искусству художественного вкуса и мастерства каждого обучающегося. Занимаясь художественной вышивкой, дети взаимодействуют с сокровищницей народного наследия, используя как старинные, более сложные, так и новые – декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества;
- эстетическому развитию личности, тем самым являясь неотъемлемой частью всестороннего ее развития.
- формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества. На занятиях дети получают представление о создании вышивки, обучаются приемам и технике вышивания.
- развитию творческой активности;
- созданию благоприятной среды для общения.
- организации полезного досуга детей;
- психологической разгрузке и оздоровлению;
- адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает ее актуальной.
Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.
Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы «Технологии», «Мировой художественной культуры», «Народоведения».
Целью данной программы является создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:
- Включение обучающихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества;
- Формирование у детей навыков и приемов работы с иглой и нитью, изготовление художественных традиционных и авторских изделий;
- Развитие творческих и коммуникативных способностей, самостоятельности, изобретательности и творческого, активного мышления.
- Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровьесберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка на каждом занятии;
- Повышение самозначимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках, благотворительных акциях;
- Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и здоровьесберегающие моменты занятия;
- Приобщение детей к посильному творческому труду, воспитание уважения к народным умельцам и продуктам их деятельности;
- Воспитание черт, присущих народному мастеру-умельцу: доброты, красоты, трудолюбия, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально активной личности.
Цель и задачи программы взаимосвязаны, усложняются по мере прохождения программного материала по принципу «От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.
Для успешного освоения обучающимися содержания программного материала необходимо, чтобы теоретические занятия по истории вышивки, композиции, техническому рисунку, специальной технологии сочетались с практическим овладением приемами и техникой вышивания. После теоретического изучения основных тем программой предусматривается выполнение изделий в материале на основе изученных швов.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения в учреждениях дополнительного образования для детей, последовательно осваиваются отдельные приемы и навыки ручной вышивки с учетом современной технологи; основы организации труда, самооценка качества изделий, последовательность исполнения изучаемых швов, приемы и способы размещения рисунков на изделии, технология вышивания, навыки пользования инструментами для вышивания; и приемы безопасного труда и личной гигиены.
На занятиях по материаловедению обучающиеся знакомятся с основными свойствами тканей и ниток, используемыми в народной вышивке, и их декоративными качествами.
На занятиях по подготовке к вышиваниюдети учатся четко передавать на бумаге особенности швов народной вышивки с показом ее фактуры, где выявлено направление стежков рабочей нитки; уменьшать или увеличивать рисунки для вышивки и переводить их на ткань. На начальном этапе рисунки народной вышивки предлагаются педагогом, а в дальнейшем могут быть использованы композиции, разработанные самими обучающимися.
Факультатив рассчитан на детей 7 – 10 лет, обучающихся по основной программе «Вяжем на Барби». Занятия вышивкой помогают юным мастерицам более творчески подходить к выполнению вязаных работ.
На весь учебный год выделяется 72 часа , по 2 академических часа в неделю.
Допустимый состав группы - до 12 человек, оптимальный состав группы - не более 10 человек.
Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут. Структура занятия включает теоретическую и практическую части. Но, как правило, практическая часть по объему значительно больше. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком своих достижений, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности, монологическую речь и логическое мышление.
Наряду с практическими занятиями следует проводить экскурсии, посещение выставок, лекции и беседы, подготовка и защита проектов, сбор материала и написание рефератов по истории народного творчества, краеведению.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат:
- Технология развивающего дифференцированного обучения;
- Личностно-ориентированная педагогика;
- Педагогика сотрудничества и сотворчества.
Результативность работы по программе базируется на общепедагогических принципах: системности и последовательности, доступности и преемственности, дифференцированности и разноуровневости (по степени сложности, по темпу освоения материала), актуальности для ребенка и связи с жизнью, научности изложения теоретического материала и практической направленности обучения.
Предпочтение отдается репродуктивному, объяснительно-иллюстративному, игровому методам. Можно вводить элементы эвристического, креативного и поискового метода. При этом сохраняется практическая направленность образовательного процесса. Основной формой организации занятия является индивидуально-групповая форма.
Важнейшим условием и средством реализации программы является создание эстетичной, развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Чтобы удобнее было выполнять вышивку, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должен быть хорошо освещен. В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего. В столе необходимо иметь ящики для хранения выполняемой работы с вышивкой, запаса тканей, ниток и других материалов. Специальное место должно быть выделено для хранения кальки, миллиметровой бумаги, игл, ножниц и других приспособлений. Правильная организация рабочего места способствует производительности и качеству выполняемой работы.
Программа предусматривает знакомство с ключевыми понятиями и определениями: декоративно-прикладное творчество, солярные знаки, орнамент, законы сохранения народных традиций, композиция.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем. Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются художественные выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся.
Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически заменяя экспонаты.
В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.
В системе проводятся зачетные занятия, контрольные работы, которые помогут педагогу проверить динамику совершенствования творческих навыков учащихся. Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: низкий (Н), средний (С) и высокий (В) уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.
В конце учебного года проводятся творческие испытания - подготовка проекта и изготовление выставочного отдельного изделия или композиции.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны
- знать:
характерные особенности и историю развития местных народных промыслов;
основы композиции;
иметь представление о разнообразии композиционного строя, мотивах и колорите народной вышивки, о характере орнамента и предметах народного быта, оформленных вышивкой;
правила выполнения технического рисунка;
основные виды простейших швов и их выполнение на разных тканях с подбором соответствующих ниток;
накладное шитье или аппликация, варианты накладных швов;
инструменты и оборудование, виды и свойства тканей, ниток и других материалов, применяемых для вышивки;
основные виды дефектов вышивки, причины их возникновения;
-уметь:
делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки, сохраняя пропорции и характер рисунка,
подбирать нитки и ткань по фактуре и цвету, определять расход материалов для различных изделий,
разрабатывать несложные композиции декоративного оформления и правильно располагать их на изделии,
выполнятьпростейшие швы, аппликацию
-иметь ориентацию на:
добро, красоту и творческий труд,
дальнейшее изучение народного прикладного творчества.
Учебно тематический план
№ п./п. | Разделы и темы | Количество часов | ||
Всего
| Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
2. | История вышивки | 8 | 2 | 6 |
Краеведческие исследования по виду творчества | ||||
3 | Основы композиции | 12 | 4 | 8 |
Изучение цветовой гаммы и сочетания цветов | ||||
Виды орнаментов | ||||
Композиционное построение узоров | ||||
4 | Подготовка к вышиванию | 10 | 2 | 8 |
Изготовление образцов вышивки | ||||
Увеличение и уменьшение рисунка | ||||
Нанесение рисунка на ткань | ||||
Изготовление выкроек, трафаретов и лекал | ||||
Составление узоров | ||||
5 | Основы вышивания. Начальные швы и их варианты | 12 | 2 | 10 |
Шов «вперед иглу» | ||||
Шов «за иголку» | ||||
Шов «шнурок» | ||||
Шов «козлик» | ||||
Шов петельный или краевой | ||||
Шов «тамбурный», «узелки» | ||||
Шов «узелки» | ||||
6 | Выполнение изделий | 24 | 4 | 20 |
Салфетки | ||||
Прихватки | ||||
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 17 | 55 |
Содержание программы
1. Вводная тема.(2ч.)
Теория – 1 ч.: Задачи и план работы объединения. Правила поведения. Оборудование кабинета, рабочего места. Материалы. Инструменты и приспособления для вышивки. Правила безопасности при работе с нагревательными приборами, ножницами, иглами, тканями.
Практика -1ч.: Оборудование кабинета, рабочего места. Контроль ЗУН по ТБ.
Контроль ЗУН (Характеристика игл, тканей, ниток, используемых в процессе вышивания). Ознакомление с перечнем изделий, которые предполагается выполнить в процессе работы факультатива, его корректировка с учетом пожеланий участников. М.О.: Инструменты и приспособления для вышивки.
Д.О.: Инструкции по технике безопасности. Литература: «Технология» (5кл).
2. История художественной вышивки .(8 ч.)
Теория – 2 ч.: История художественной обработки текстильных материалов. Традиционная русская вышивка, ее исторические корни и история развития. Национальная художественная вышивка – гордость русского народа и источник вдохновения для многих поколений профессиональных и самодеятельных художников. Специфика русской национальной вышивки, ее отличие от вышивки других народов. Характерные узоры, приемы, швы и цветовые сочетания для различных областей России.
Художественная вышивка – украшение одежды и быта. Художественная вышивка в интерьере квартиры. Предметы быта и одежды, традиционно украшаемые вышивкой.
Вышивание – не только занятие для души, но и возможность пополнить гардероб оригинальными вещами ручной работы.
Практика – 6 ч.: Создание альбома образцов народной вышивки различных областей России. Сбор – поиск «Бабушкин сундук» Подготовка и оформление материалов поиска.
М.О.: Альбом, Цветные карандаши. Ручки. Офисная бумага. Папки.
Д.О.: Образцы вышивки. Алгоритм поиска. Литература: «Народная вышивка РСФСР»,М.,1961 г.
3. Основы композиции (12ч. )
Теория - 4 ч.: Понятие о композиции Изучение цветовой гаммы и сочетания цветов
.Понятие об орнаменте в круге, квадрате, прямоугольнике. Виды орнамента (растительный, животный и т.д.). Перспектива. Роль света и освещения.
Практика - 8 ч.: Композиционное построение растительных и животных орнаментов в квадрате, круге, прямоугольнике. КонтрольЗУН (Самоанализ достижений)
М.О.: Альбом, Цветные карандаши.
Д.О.: Таблица «Цветовой круг», Фотоматериал по видам орнаментов.
4. Подготовка к вышиванию (9 ч.)
Теория – 2ч.:Правила подготовки ткани и ниток к вышивке. Виды ткани и ниток. Их совместимость по цвету и фактуре. Разметка размера рисунка. Способы перенесения рисунка на ткань( с помощью копировальной бумаги, по счету нитей, точечным способом перевода. Способы увеличения или уменьшения рисунка. Правила запрвки иглы, способы закрепления рабочей нити на ткани без узла. Окончательная обработка вышитых изделий.
Практика – 8 ч.: Подготовка ткани к вышивке, разметка узора на ткани. Перенесение узоров на тонкие ткани, на плотные ткани (посредством сколок); использование стекла с лампой для перенесения узора на прозрачные или полупрозрачные ткани. Увеличение или уменьшение узора, использование для этой цели миллиметровой или клетчатой бумаги Техника запяливания большого и небольшого кусков ткани. Удобная посадка вышивальщицы. Вышивание на пяльцах двумя руками.
Контроль ЗУН по алгоритму практическая работа, по вопросам
М.О.: Ткань, наперсток, иголки, нитки, пяльцы, ножницы – оборудование для вышивания. Миллиметровая бумага, Стекло с подсветкой
Д.О.: Схемы простейших швов. Схемы и рисунки для вышивки. Литература: «Рукоделие» раздел «Вышивание»,М., Советская энциклопедия,1991 г.; Еременко Т.И. Иголка – волшебница, М., «Просвещение»,1988 г
5. Основы вышивания (12 ч.)
Теория - 4 ч.:Технология выполнения простейших ручных швов.Шов» вперед иглу». Шов «за иглу». Шов «шнурок». Шов «козлик». Петельный шов. Петельки и полупетельки с прикрепами. Тамбурный шов. Шов «узелки».
Практика -8 ч.: Выполнение образцов швов по алгоритму. Контроль ЗУН
М.О.: Инструменты и приспособления для вышивания.
Д.О.: Альбомы с образцами; Схемы; трафареты. Литература: «Рукоделие» - раздел «Вышивание»,М., Советская энциклопедия,1991 г., Еременко Т.И. Иголка – волшебница, М., «Просвещение»,1988 г
6. Выполнение изделий (24 ч.)
Теория - 4 ч.: Что такое домашний уют, как его достичь. Элементы домашнего уюта. Салфетки, скатерти , панно, сувениры и т. д.
Практика – 20 ч.:
Салфетки. Выбор орнамента и узора, эскиз в альбоме. Просмотр разновидностей украшения салфеток в народной вышивке. Подбор материалов и тканей. Зарисовка простейших швов и их выполнение. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки. Обработка и вышивка краев салфетки. Стирка, утюжка. Контроль ЗУН по алгоритму самоконтроля.
Прихватки. Выбор орнамента или сюжетного изображения. Просмотр иллюстраций и зарисовка в альбом. Подбор тканей и необходимых материалов. Раскрой прихватки. Перевод рисунка на ткань. Выполнение вышивки. Пошив прихватки, отделка изделия, стирка, утюжка. КонтрольЗУН по алгоритму самоконтроля.
М.О.: Инструменты и приспособления для вышивания.
Д.О.: Альбомы с образцами, рисунками и схемами.
7. Итоговое занятие (2 ч.)
Теория ( 1 час) Подведение итогов за год. Награждение лучших обучающихся.
Практика ( 1 час) Выставка работ обучающихся
М.О.: Стенд
Д.О.: Работы обучающихся
Литература для педагога
1. Климова Н.М., О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. Ручная и машинная вышивка. 1980 г
2. Королева Н.С. Народная вышивка РСФСР,М.,Госместпромиздат,1961
3. Литвинец Э.Н., Учитесь вышивать. 1991 г
- Рукоделие.Популярная энциклопедия., М., «Советская энциклопедия»,1991
Литература для обучающихся
1. Еременко Т.И. Иголка – волшебница, М., «Просвещение»,1988 г.
2.. Жилкина А.Д., В.Д. Жилкин. Рукоделие. 1959 г
3... Крупская Ю.В., Кизеева Л.В., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д., Технология (Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы), м.,»Вентана-Граф»,2002 г.
Приложение 1.
Оборудование и наглядный материал
1. Образцы швов на ткани и схемы.
2. Виды всевозможных вышивок, разнообразных схем орнаментов.
3. Альбомы с иллюстрациями по народной вышивке, костюму.
- Книги по ручной и машиной вышивке.
- Журналы по рукоделию
- Ткани.
- Нитки (мулине, шерстяные, х/б, шелковые).
- Иголки различной длины и толщины, булавки, наперсток.
- Ножницы, нескольких размеров.
- Шило для работы с плотными и толстыми материалами.
- Пяльцы.
- Сантиметровая лента.
- Длинная и короткая линейки.
- Плотная бумага и картон для узоров и трафаретов.
15 .Калька, миллиметровая, копировальная бумага.
16. Альбомы для узоров.
17. Карандаши твердо-мягкие (ТМ).
18 Цветные карандаши или краски для цветных иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...
Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы
Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...
Кружок "Юный информатик" Программа дополнительного образования обучающихся 5 классов Срок реализации 1 год
Пояснительная запискак рабочей программе кружка«ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК»Направленность программыI....
Программа дополнительного образования 3-4 класс«The world of English speaking children»
Целью дополнительной образовательной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций соврем...
Программа дополнительного образования 8-9 класс «The world of English»
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят в то, что она усиливает вариативную составляющую общего образования. При максимальном расширен...
Презентация программы дополнительного образования детей 1 класса
Авторская программа "Глиняные сказки. Обучение детей 1 класса лепке из глины." Методика , разработанная в данной програме позволяет донести до учащихся технологию изготовления изделия из глины н...
Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики
программа дополнительного образования для старшеклассников составленная на основе программы " Фитнес - аэробика" О.С. Слуцкер,...