Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа - центра
рабочая программа на тему
Данная общеразвивающая программа возникла на фоне изменений основных направлений деятельности детского дома, а так же в связи с вохрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию не только воспитанников детского дома, но и всего подрастающего поколения современного общества, путем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали. Актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_soz_sots_rolikov_gotovo_1.docx | 61.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир»
по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа -центра
Возраст детей: 10-18 лет.
Срок реализации: 2 года.
Авторы программы:
Т.Е. Кибальная - социальный педагог, I квалификационная категория
Л.Н. Акчулпанова –социальный педагог;
Ф.Р. Рзаева – педагог психолог
г. Ноябрьск, 2016 г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цель, задачи программы | 6 |
Тематический план к дополнительной общеразвивающей программе «Ориентир» | 7 |
Краткое описание содержания программы | 11 |
Организация деятельности по реализации программы | 14 |
Обеспечение реализации программы | 15 |
Предполагаемые результаты. Критерии и способы анализа эффективности реализации программы | 17 |
Литература | 18 |
Приложение 1. Анкета Примерные темы для создания социальных роликов | 19 |
Приложение 2. Изучение уровня воспитанности | 21 |
"Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления»
Н.С. Леонов
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа–центра возникла на фоне изменений основных направлений деятельности детского дома, а также в связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию не только воспитанников детского дома, но и всего подрастающего поколения современного общества, путем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали. Актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам информации.
Проблема взаимодействия средств массовой информации и образовательных учреждений, в частности детских домов, актуальна для современной России. К сожалению, это взаимодействие происходит спонтанно, вне педагогической стратегии. Можно утверждать, что учреждения практически игнорируют проблему влияния на молодежь средств информации, мало учитывают и в учебной, и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. Практически все подростки имеют сейчас доступ к ТВ, интернету, прессе.
В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ, обсуждение телепередач в беседах (групповых и наедине с воспитанником), использование телепередач в воспитательном процессе и т.д. Несмотря на это, проблема влияния поступающей информации на формирование личности подрастающего поколения на сегодняшний день остается открытой и актуальной для педагогической среды нашего учреждения.
В рамках работы по созданию данной программы проведено социологическое исследование с воспитанниками детского дома. В нашем исследовании мы попытались выявить уровень зависимости у подростков от средств массовой информации, определить некоторые психолого-педагогические особенности влияния средств массовой информации на формирование их личности.
Открытие Интернета позволяет говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В сети пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающие психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту числа психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются несовершеннолетние, так как они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Инновационность Интернета состоит в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, получаемая информация может быть недостоверной и может сформировать неправильное восприятие окружающего мира.
По статистике, самый большой риск для несовершеннолетних в сети Интернет является посещение сайтов, посвященных порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков, вовлечение в азартные игры, встреча с опасными людьми в чатах или других областях. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые «оргии». Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.
Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.
Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и радио остаются самыми массовыми и доступными средствами информации. По результатам данного исследования, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после школы и детского дома, являясь каналом интенсивной социализации. Обозначен комплекс проблем, которые стали особенно острыми:
- усиление воздействия рекламы на воспитание личности;
- вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;
- снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков;
- недостаточный уровень демонстрации социально-направленной рекламы;
- низкий уровень финансирования социальной рекламы со стороны государственных органов.
Кроме того, воспитанники (по данным исследования) проявляют интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием, так как их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. В последние годы уровень количественного и, особенно, качественного чтения подростками заметно снизился. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря.
Таким образом, педагог, обратившись к проблеме влияния средств информации на молодежь должен знать и применять способы уменьшения негативного влияния. Иначе у нового поколения сформируются неправильные ценностные установки, произойдет деформация процесса социализации детей, особенно оставшихся без попечения родителей. Инновационность дополнительной общеразвивающей программы заключается в комплексном подходе к решению негативного влияния на воспитанников детского дома средств массовой информации и ее практическая направленность.
Помимо отрицательного влияния информационного пространства на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
- средства информации держат несовершеннолетних в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя их «информационный голод»;
- средства массовой информации повышает общую культуру подростков;
- вовлечение воспитанников детского дома в создание медиа-центра будет способствовать:
- повышению уровня критичного отношения к поступающей информации;
- формированиюнию коммуникативной компетентности воспитанников;
- успешной социализации воспитанников;
- расширению полезно-значимых положительных социальных контактов,
- приобретению положительного социального опыта жизни;
- профессиональному самоопределению, связанному с профилем программы.
Отличительной чертой данной программы является то, что она предусматривает непосредственное участие воспитанников детского дома, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в создании, распространении средств информации, а также активизацию жизненной позиции, направленной на деятельность по формированию личности себя и других подростков, ориентацию воспитанников на ценности отечественной культуры, формирование патриотизма, уважения к языку, народным традициям, эмпатии и толерантности. Программа обращает внимание подростков на наиболее важные сведения и факты о существующих в обществе проблемах в сжатой, художественно выраженной форме с целью формирования их активной положительно ориентированной жизненной позиции через трансляцию и распространение готовой продукции.
Возраст детей, в том числе с ОВЗ, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы, от 10 до 18 лет. При создании медиа-центра, реализации различных направлений программы несовершеннолетние вовлекаются в эту деятельность с учетом их индивидуально–личностныхособенностей.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы, направленной на вовлечение воспитанников, детей с ОВЗ в создание средств информации, необходимо учитывать ведущие мотивы целевой группы. В подростковом возрасте это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности), «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы), «доминанта усиления» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, которые иногда проявляются в протесте, упрямстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях), «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). Неуверенность в себе, непонимание себя, своих склонностей, и поэтому непринятие себя является доминирующей чертой в характере подростка, склоняющегося к употреблению психоактивных веществ, совершению противоправных действий. Именно неумение пользоваться своими сильными сторонами, отсутствие ощущения своего «Я», формируют хроническое чувство неудовольствия. Следовательно, главной отличительной чертой программы является создание средств массовой информации как инструмент вовлечения подростков в социально значимые процессы.
Очень важно подростку предложить нечто действительно доступное и способное раскрыть его потенциал. Крепнущая в любимом деле уверенность в себе, радость побед, чувство собственной силы поглощает внимание, интересы, время подростка.
В противодействие втягиванию в различные формы дезадаптации воспитанников является потенциал понятия независимый. Модно быть независимым. Самое важное обращение к подросткам - сильный, счастливый здоровый образ, нашедшего себя в многообразных возможностях вокруг.
Цели и задачи программы
Целью программы является создание условий для успешной социализации воспитанника детского дома, учитывая особенности детей с ОВЗ, посредством включения его в работу по созданию медиа-центра как основного инструмента в решении социальных проблем, в сфере информатизации и популяризации нравственных устоев, в духовно-патриотическом воспитании, в экологическом и правовом образовании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из семей, находящихся на сопровождении службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождению замещающих (кровных) семей.
Для достижения цели данной дополнительной общеразвивающей программы определены следующие задачи:
- Содействовать повышению уровня эффективности профилактической деятельности в детском доме через выработку у подростка собственной активной позиции по вопросам морально-нравственной, духовной, гражданско-патриотической направленности.
- Создать ситуацию успеха для активизации позитивного общеличностного развития воспитанников, детей с ОВЗ.
- Развивать позитивное отношение подростка (включая детей с ОВЗ) к совместной деятельности с другими людьми разного возраста, приводящее к состоянию эмоциональной удовлетворённости несовершеннолетнего, снижению уровня конфликтов внутри коллектива воспитанников детского дома и между членами семьи в замещающих (кровных) семьях.
- Способствовать активизации творческого мышления воспитанников, детей с ОВЗ формировать критическое отношение к поступающей информации.
- Развивать уровень владения письменной и устной речью, коммуникативных навыков, самостоятельности при принятии решений несовершеннолетних.
- Содействовать развитию профессионального самоопределения несовершеннолетних через участие воспитанников детского дома, детей с ОВЗ, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации в создании средств массовой информации.
- Создавать взаимовыгодное социальное партнерство для эффективной реализации программы.
Тематический план
реализации дополнительной общеразвивающей программы «Ориентир»
Основными направлениями реализации программы по социализации воспитанников являются:
- организация работы пресс-центра «Патриот» (издание газеты «Новости нашего дома», создание информационной печатной продукции);
- съемка и трансляция социальных реклам;
- организация работы радиолинейки в детском доме;
- оформление тематических информационных стендов;
- организация акций, флэшмобов, мероприятий.
Данные направления реализуются по различным темам согласно тематическому плану.
№ п/п | Тема | Всего | В том числе | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования. | 2 | 1 | 1 | |
Изучение уровня воспитанности несовершеннолетних, в т.ч. детей с ОВЗ | 2 | 1 | 1 | |
3. | Проблема толерантности в подростковой среде | |||
3.1 | Создание социального ролика на тему: «Проблема толерантности в подростковой среде» | 20 | 5 | 15 |
3.2 | Участие во втором съезде Курултая башкир, в ярмарке «Народные ремесла народов РоссиФи» | 10 | 5 | 5 |
3.3 | Подготовка печатной продукции для участия в ярмарке, в издательстве «Патриот» | 10 | 2 | 8 |
3.4 | Оформление информационной стенда «День народного единства» | 3 | 1 | 2 |
3.5 | Организация тематической радиолинейки «4 ноября - День народного единства» | 4 | 2 | 2 |
3.6 | Организация тематической радиолинейки «Международный день толерантности» | 4 | 2 | 2 |
3.7 | Организация встречи воспитанников с выпускниками детского дома для налаживания контактов между ними и преемственности поколений в целях успешной социализации в будущем | 3 | 1 | 2 |
3.8 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2 | 1 | 1 |
4. | Пропаганда здорового образа жизни | |||
4.1 | Создание социального ролика на тему: «Пропаганда здорового образа жизни» | 20 | 5 | 10 |
4.2 | Проведение акции, направленной на пропаганду здорового образа жизни | 10 | 5 | 5 |
4.3 | Оформление информационной выставки «Мы выбираем жизнь!» в рамках проведения двухмесячника «Мой выбор». | 3 | 1 | 2 |
4.4 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2 | 1 | 1 |
4.5 | Организация тематической радиолинейки «1 декабря - День борьбы со СПИД» | 4 | 2 | 2 |
4.6 | Создание печатной продукции, направленной на пропаганду здорового образа жизни | 10 | 2 | 8 |
5. | Год экологии в России | |||
5.1 | Создание социального ролика на тему: «Экология» | 20 | 5 | 15 |
5.2 | Проведение акции «Мы за чистый город» | 10 | 5 | 5 |
5.3 | Оформление информационной выставки «Зеленая планета» | 2 | 1 | 1 |
5.4 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Организация тематической радиолинейки «Мир вокруг нас» | 4 | 2 | 2 |
5.6 | Создание печатной продукции, направленной на сохранение и защиту природы. | 10 | 2 | 8 |
5.7 | Конкурс рисунков на тему «Экология» | 7 | 2 | 5 |
6. | Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ, в замещающие семьи | |||
6.1 | Создание социального ролика на тему: «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ, в замещающие семьи» | 20 | 5 | 15 |
6.2 | Проведение акции, направленной на пропаганду семейных ценностей | 10 | 5 | 5 |
6.3 | Оформление информационной выставки «Международный День защиты детей». | 2 | 1 | 1 |
6.4 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2 | 1 | 1 |
6.5 | Организация тематической радиолинейки «1 июня - День защиты детей» | 4 | 2 | 2 |
6.6 | Создание печатной продукции, направленной на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ, в замещающие семьи | 10 | 2 | 8 |
7. | Профилактика самовольных уходов среди воспитанников детского дома | |||
7.1 | Создание социального ролика на тему: «Профилактика самовольных уходов среди воспитанников детского дома» | 20 | 5 | 15 |
7.2 | Проведение мероприятия в рамках единого Дня правовой помощи | 5 | 2 | 3 |
7.3 | Оформление информационной выставки «Всемирный День правовой помощи детям». | 2 | 1 | 1 |
7.4 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2 | 1 | 1 |
7.5 | Организация тематической радиолинейки «Всемирный день ребенка. День правовой помощи детям» | 4 | 2 | 2 |
7.6 | Создание печатной продукции, направленной на правовое просвещение несовершеннолетних | 10 | 2 | 8 |
8. | Организация досуговой деятельности воспитанников | |||
8.1 | Создание социального ролика на тему: «Организация досуговой деятельности воспитанников» | 20 | 5 | 15 |
8.2 | Проведение мероприятия в рамках праздника «Масленица» | 10 | 5 | 5 |
8.3 | Оформление информационной выставки: «Новый год – праздник волшебства. История празднования», «Рождество», «Крещение», «Масленица» | 5 | 2 | 3 |
8.4 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2 | 1 | 1 |
8.5 | Организация тематической радиолинейки «Мое свободное время» | 4 | 2 | 2 |
8.6 | Создание печатной продукции, направленной на организацию досуга воспитанников детского дома, в т.ч. детей с ОВЗ. | 10 | 2 | 8 |
9. | Я – гражданин России | |||
9.1 | Создание социального ролика на тему: «Я – гражданин России» | 20 | 5 | 10 |
9.2 | Проведение акции, направленной на гражданско-патриотическое воспитание несовершеннолетних | 10 | 5 | 5 |
9.3 | Оформление информационной выставки «Этих дней не смолкнет слава», посвящённой Дню победы в Великой Отечественной войне | 2 | 1 | 1 |
9.4 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2
| 1 | 1 |
9.5 | Организация тематических радиолинеек: - «День космонавтики. Первый полет в космос»; - «С праздником Победы»; - «24 мая – День славянской письменности и культуры» | 4 | 2 | 2 |
9.6 | Создание печатной продукции, направленной на гражданско-патриотическое воспитание несовершеннолетних | 10 | 2 | 8 |
10 | Профилактика жестокого обращения в семьях | |||
10.1 | Создание социального ролика на тему: «Профилактика жестокого обращения в семьях» | 20 | 5 | 15 |
10.2 | Проведение акции, направленной на пропаганду семейных ценностей | 10 | 5 | 5 |
10.3 | Оформление информационной выставки «Нет насилия» | 2 | 1 | 1 |
10.4 | Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома» | 2 | 1 | 1 |
10.5 | Организация тематической радиолинейки «Что такое семья» | 4 | 2 | 2 |
10.6 | Создание печатной продукции, направленной на сохранение семейных ценностей. | 10 | 2 | 8 |
ИТОГО: | 382 | 133 | 249 |
Краткое описание содержания программы
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования
Цель: ознакомить детей с правилами техники безопасности, нормами санитарно-гигиенических требований
2. Изучение уровня воспитанности несовершеннолетних, в том числе детей с ОВЗ
Цель: диагностировать уровень воспитанности несовершеннолетних в начале реализации программы.
3. Проблема толерантности в подростковой среде
Цель: содействовать формированию духовно-нравственных ценностей, принятию представителей разных культур, национальностей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Разделы:
- Создание социального ролика на тему: «Проблема толерантности в подростковой среде».
- Участие во втором съезде Курултая башкир, в ярмарке «Народные ремесла народов России».
- Подготовка печатной продукции для участия в Ярмарке издательством «Патриот»
- Оформление информационной стенда «День народного единства».
- Организация тематических радиолинеек: «4 ноября - День народного единства», «Международный день толерантности».
- Организация встречи воспитанников с выпускниками детского дома для налаживания контактов между ними и преемственности поколений в целях успешной социализации в будущем.
- Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
4. Пропаганда здорового образа жизни
Цель: содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни у воспитанников, пропагандировать физическую культуру и укрепление физического здоровья
Разделы:
- Создание социального ролика на тему «Пропаганда здорового образа жизни».
- Проведение акции, направленной на пропаганду здорового образа жизни.
- Оформление информационной выставки «Мы выбираем жизнь!» в рамках проведения двухмесячника «Мой выбор».
- Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
- Организация тематической радиолинейки «1 декабря - День борьбы со СПИД».
- Создание печатной продукции, направленной на пропаганду здорового образа жизни.
5. Я – гражданин России
Цель: содействовать формированию таких гражданских качеств личности, как патриотизм, ответственность перед самим собой и обществом
Разделы:
- Создание социального ролика на тему: «Я – гражданин России».
- Проведение акции, направленной на гражданско-патриотическое воспитание несовершеннолетних.
- Оформление информационной выставки «Этих дней не смолкнет слава», посвящённой Дню победы в Великой Отечественной войне.
- Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
- Организация тематических радиолинеек: «День космонавтики. Первый полет в космос», - «С праздником Победы», «24 мая – День славянской письменности и культуры».
- Изготовление печатной продукции, направленной на гражданско-патриотическое воспитание несовершеннолетних.
6. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. с ОВЗ, в замещающие семьи
Цель: содействовать развитию положительного отношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. и детей с ОВЗ, к устройству в замещающие семьи
Разделы:
- Создание социального ролика на тему: «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. детей с ОВЗ, в замещающие семьи».
- Проведение акции, направленной на пропаганду семейных ценностей.
- Оформление информационной выставки «Международный День защиты детей».
- Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
- Организация тематической радиолинейки «1 июня - День защиты детей».
- Изготовление печатной продукции, направленной на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с ОВЗ, в замещающие семьи.
7. Профилактика самовольных уходов среди воспитанников детского дома
Цель: создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности воспитанника
Разделы:
Создание социального ролика на тему: «Профилактика самовольных уходов среди воспитанников детского дома».
Проведение мероприятия в рамках единого Дня правовой помощи.
Оформление информационной выставки «Всемирный День правовой помощи детям».
Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
Организация тематической радиолинейки «Всемирный день ребенка. День правовой помощи детям».
Создание печатной продукции, направленной на правовое просвещение несовершеннолетних.
8. Организация досуговой деятельности воспитанников
Цель: научить воспитанников полезно и творчески проводить свободное время, расширяя круг их социального общения, и создать условия для целостного развития личности ребенка, направленные на формирование основ общей культуры.
Разделы:
- Создание социального ролика на тему: «Организация досуговой деятельности воспитанников».
- Проведение флэшмоба в рамках праздника «Масленица».
- Оформление информационной выставки: «Новый год – праздник волшебства. История празднования», «Рождество», «Крещение», «Масленица».
- Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
- Организация тематической радиолинейки «Мое свободное время».
- Создание печатной продукции, направленной на организацию досуга воспитанников детского дома, в т.ч. детей с ОВЗ.
9. Окружающий мир
Цель: содействовать формированию социальной активности в бережном отношении к природе, окружающему миру.
Разделы:
- Создание социального ролика на тему: «Окружающий мир».
- Проведение акции «Мы за чистый город».
- Оформление информационной выставки «Зеленая планета».
- Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
- Организация тематической радиолинейки «Мир вокруг нас».
- Изготовление печатной продукции, направленной на сохранение и защиту природы.
- Конкурс рисунков на тему «Экология».
10. Профилактика жестокого обращения в семьях
Цель: способствовать формированию негативного мнения у воспитанников ко всем формам жестокого обращения через мобилизацию потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными потребностями.
Разделы:
- Создание социального ролика на тему: «Профилактика жестокого обращения в семьях».
- Проведение акции, направленной на пропаганду семейных ценностей.
- Оформление информационной выставки «Нет насилия».
- Создание рубрики «Ориентир» в газете детского дома «Новости нашего дома».
- Организация тематической радиолинейки «Что такое семья».
- Изготовление печатной продукции, направленной на сохранение семейных ценностей.
Организация деятельности по реализации программы
Деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы выполняется поэтапно.
Этапы | Сроки |
| |
| Май 2016 г. |
| По мере необходимости |
| Март, апрель 2016 г. |
| Май 2016 г. |
| Май, июнь 2016 г. |
| |
| 1 раз в 3 месяца (по плану) |
| Согласно плану |
| Согласно плану |
| Согласно плану |
| 1 раз в 3 месяца (по плану) |
| |
| Май 2016г., июнь 2018г. |
| Октябрь 2016г., март 2017г., октябрь 2017г., март 2018г. |
| Май 2018г. |
Обеспечение реализации программы
Кадровое обеспечение. Для эффективности реализации программы в деятельность должны быть включены следующие специалисты:
- Педагог-психолог проведет анализ влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие личности подростка, его психо-эмоционального состояния; на способность противостоять вредоносному влиянию СМИ.
- Педагог дополнительного образования по компьютерным технологиям организует издание печатной продукции, проведет занятия по медиа-безопасности;
- Педагог дополнительного образования создает образы героев по сценарию социальных реклам видеосъемок с вовлечением воспитанников;
- Социальный педагог по профилактике правонарушений и социальный педагог Службы сопровождения замещающих (кровных) семей организуют мероприятия в рамках реализации данной программы:
- контролирование соблюдения прав и свобод воспитанников, законодательства о защите персональных данных несовершеннолетних, соответствия готовой продукции морально-этическим нормам
- организация взаимодействия между воспитанниками и специалистами, привлекаемыми для реализации мероприятий программы с целью создания социальных реклам;
- размещение, трансляция, демонстрация готовой продукции (социальные ролики, газеты, печатная продукция, радиопередачи, информационно-тематические стенды) в различных средах распространения информации;
- проведение акций, флэшмобов с участием воспитанников для развития креативных, творческих, общительных способностей несовершеннолетних.
- Профессиональные специалисты по видеосъемке (режиссер, оператор, монтажер, звукорежиссер, журналист) разрабатывают сценарии социальных роликов, снимают их, монтируют, накладывают звук, приводят все рекламные материалы в соответствии с техническими требованиями.
Методическое обеспечение программы основывается на:
- соблюдении нормативно - правовых документов по защите персональных данных несовершеннолетних;
- изучении методических рекомендаций по созданию и размещению в сети интернет и средствах массовой информации, видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей;
- изучении методической литературы о влиянии СМИ на развитие и социализацию подростков;
- разработке занятий, тренингов, тестов, анкет, сценариев, бесед;
- изучении мультимедийной информации по направлению программы.
Основными формами занятий, используемые в реализации дополнительной общеразвивающей программы являются групповые (коллективные) и индивидуальные.
Информационное обеспечение программы. Для донесения информации будут использованы такие формы занятий, как беседы, тренинги, комбинированное занятие, акции, флэшмобы, творческие встречи, репетиции, практические занятия.
Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы необходимы: оснащенная швейная мастерская для подготовки костюмов; отдельный кабинет с письменными столами; компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением, с выходом в сеть Интернет; принтер с цветной печатью, расходные материалы для принтера; ксерокс; диктофон; магнитофон; фотоаппарат; бумага формата А1, А3, А4 (белая, цветная); канцтовары; профессиональная видео съёмочное и монтажное оборудование.
Предполагаемые результаты. Критерии и способы анализа эффективности реализации программы
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика уровня асоциальных проявлений среди воспитанников детского дома, в т.ч. детей с ОВЗ, а также детей из замещающих семей;
- Будет создана ситуация успеха для подростка через проявление самостоятельности в принятии решений, включение в общественно значимую деятельность, осознание своей значимости как личности, социальная активность подростков, включая детей с ОВЗ;
- Максимальный охват детей и подростков, задействованных в реализации основных направлений программы;
- Удовлетворенность участников процессом создания медиа-центра и результатами участия в программе.
- Сформированность творческого мышления и критического отношения к поступающей информации.
- Предполагается снижение уровня конфликтных ситуаций внутри коллектива воспитанников детского дома и между членами семьи в замещающих (кровных) семьях.
- Успешное самоопределение в самостоятельном выборе профессии, в т.ч. детей с ОВЗ.
- Востребованность, демонстрация средств информации, созданных в рамках программы с участием воспитанников, включая детей с ОВЗ и детей из замещающих семей, на уровне города.
- Привлечение внимания общественности, специалистов к актуальным проблемам молодежи, как особой социальной группе.
- Эффективное взаимодействие МКУ Детский дом «Семья» с социальными партнерами по различным вопросам реализации программы. Положительный имидж детского дома как социального партнера.
Критериями эффективности реализации дополнительной общеразвивающей программы являются: динамика изменений личностной сферы подростков и наличие интереса к проявлению активной социальной деятельности.
Показателями эффективности являются уровни развития социальных коммуникативных навыков у ребят, в том числе детей с ОВЗ, самооценки социальных способностей, социальной креативности, мотивационно-ценностной направленности личности и удовлетворенности мероприятиями. Для оценки эффективности реализации дополнительной общеразвивающей программы составлен мониторинг уровня воспитанности несовершеннолетних, в том числе детей с ОВЗ, на основе методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой (Приложение № 2). Данное исследование необходимо проводить 2 раза в год, с целью своевременного выявления изменений, влияющих на процесс социализации, получения объективной информации об уровне взаимоотношений внутри коллектива, о сформированности нравственных, ценностных установок и критического мышления воспитанников к средства информации.
Литература
- Битинас В.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания – М., 1989.
- Дубинина Т. М. Дети в Интернете. ИКТ в образовании. - 2008. - № 14.
- Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду // Обучение в России. - 2006. - № 11
- Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. - М: Политиздат, 1967.
- Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Document HTML. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2. shtml
- Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама. – М., 2011.
- Луман Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. – 2000. - № 4.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
- Пронин А.А. Ювенальное право. Ростов-н/Д: Феникс, 2011.
- Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, 2003.
- Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечественные записки. - 2003. - № 4.
- Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. - М.: ИД Социальные отношения, 2003.
Приложение 1
Анкета
1. Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным:
а) телевидение
б) Интернет
в) радио
г) газеты, журналы...
2. Из какого источника СМИ вы предпочитаете черпать информацию:
а) телевидение
б) Интернет
в) радио
г) книги, газеты, журналы...
3. Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации:
а) да
б) нет
4. Сколько времени вы проводите в Интернете (если ответ на предыдущий вопрос положительный):
а) менее 1 часа
б) 1-2 часа
в) 2-4 часа
г) более 4 часов
5. Какие источники информации вы никогда не используете:
а) телевидение
б) Интернет
в) радио
г) газеты, журналы...
6. Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна:
а) отдых, досуг, развлечения
б) спорт
в) политика
г) культура
д) проблемы молодежи
е) новости
7. Как вы считаете, какая информация, полученная через каналы СМИ, наиболее часто становится предметом обсуждения среди Ваших сверстников:
а) отдых, досуг, развлечения
б) спорт
в) политика
г) культура
д) проблемы молодежи
е) новости
8. Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ:
а) всегда
б) никогда
в) очень часто
г) часто
9. Привлекают ли Вас сцены насилия на экране:
а) да
б) нет
10. Какие чувства Вы испытываете после просмотра фильмов и телепередач со сценами насилия:
а) негативное
б) позитивное
в) нейтральное
11. Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать современные СМИ:
а) достоверность
б) объективность
в) информативность
г) доступность
д) актуальность
е) оперативность
ж) независимость
з) грамотность
12. Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь:
а) позитивное
б) негативное
в) нейтральное
Приложение 2
Адаптированная методика изучение уровня воспитанности
(из методики диагностических программ, разработанных
Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив воспитанников работал на высокие результаты | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы детского дома. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в детском доме. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в анализе итогов работы коллектива воспитанников детского дома | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе детского дома. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на занятиях, не мешаю слушать другим объяснения педагога. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую в мероприятиях, проводимых в детском доме, и в городских мероприятиях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе воспитанников | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к здоровью
1 | Участвую в Спартакиаде детского дома | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Посещаю спортивные секции города. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Негативно отношусь к употреблению психоактивных веществ. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Восхищаюсь спортивными достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке семьи (группы), территории детского дома) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения воспитателей, педагогов. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим воспитанникам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы коллектива воспитанников детского дома в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь другим воспитанникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим воспитанникам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в семье (группе), помогаю младшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Толерантность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Принимаю и уважаю людей разных вероисповеданий. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, кинотеатры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к средствам массовой информации
1 | Принимаю участие в создании средств массовой информации в детском доме (социальные ролики, радиолинейка, газета, печатная продукция) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Ответственно отношусь к выполнению поставленных задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Пользуюсь Интернетом для получения полезной информации (выполнения домашнего задания, оформления рефератов, подготовки к экзаменам) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Мне нравится участвовать в общественно-полезных делах и заниматься творчеством. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"
Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...
ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»
Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...
«Особенности социализации воспитанников детских домов»
В работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме необходимо участие не только работников детского дома (педагогов и воспитателей), но также специалистов, консультантов и общественност...
Презентация "Социализация воспитанников детского дома "Хуры тын" (сжатая, далее смотри инфоурок)
Социализация воспитанников детского дома "Хуры тын...
Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»
Экологические проблемы в настоящее время актуальны.Наиболее благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА по социализации воспитанников детского дома «СТУПЕНЬКИ»
Миссия программы заключается в том, чтобы максимально приблизить воспитанника к реальным условиям жизни, через организацию мероприятий во взаимодействии специалистов, педагогов и самих воспитанников....