Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья и безопасности" (1-4) класс ОВЗ
рабочая программа по теме

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса 
В развитии системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10._azbuka_bezopasnosti.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ  «Барско–Городищенская специальная коррекционная общеобразовательная

школа-интернат»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №______от_____________

Утверждено

Приказ № _____ от__________                                                                                                                                                                      

Директор

Малай М.В.                                                                                          

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Азбука безопасности и здоровья»

1 класс

                                                                                                               

    учитель  Ладьина О.А.

2016год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Приобрести здоровье – храбрость, 
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство”
Франсуа Вольтер

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми, которых является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Актуальность данной программы


        
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса 
В развитии системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
        Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. 
        Большинство детей, поступающих в образовательные организации для детей с ОВЗ, обладают целым «букетом» различных отклонений:  это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и педагоги-дефектолги отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а
 также образом жизни семьи детей с ОВЗ. Значительный процент учащихся с нарушениями  интеллекта живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей. Но задача педагогов должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.

Данная  программа  рассчитана  на два года обучения. 33 часа в год (1 час в неделю). Она реализует блок внеурочной деятельности учебного плана специальной коррекционной общеобразовательной школы.

 Формы проведения занятий – беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, игры (подвижные и дидактические), конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности города и района.

        Программа “Азбука безопасности и здоровья” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

        Программа «Азбука безопасности и  здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников.
Основные принципы программы:
1. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
3. Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
4. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
5. Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культур – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.

Механизм осуществления программы:
1. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Обеспечение  здоровьесберегающей среды  школьников – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

3.Формирование навыков безопасности жизнедеятельности у детей с нарушением интелекта.
Цель: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи программы:

-формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
-формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью. 
-профилактика и преодоление вредных привычек у детей.                              

-коррекция психофизических недостатков учащихся.                                          

-изучение основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование;                                                                                                              

-расширение у детей диапазона теоретических и практических знаний по ОБЖ

        Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, достаточно доступна в усвоении для данных категорий детей и интересна при соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы программы логически взаимосвязаны и в целом представляют область знаний, необходимых для достижения поставленных целей и решения выдвигаемых задач, для развития и воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей окружающего мира. Каждый раздел представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру. В процессе обучения активно используются различные формы проведения групповых занятий: игровые задания, тесты, викторины, которые вызывают у детей желание развивать творческую деятельность в усвоении пройденных тем.

Планируемые результаты

        Ожидаемый результат обучения по данной  программе  предполагает  выработку способности обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. Формирование устойчивых личностных установок на здоровый образ жизни. Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности и здоровья» воспитанникина конец  реализации  программы должны

 знать:

  • основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице,в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

   уметь:использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах.

Содержание курса внеурочной деятельности « Азбука безопасности и здоровья»

  1. Опасные ситуации природного характера.

         Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

  1. Опасные ситуации техногенного характера.

        «Основные правила пожарной безопасности». Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

  1.  Опасные ситуации социального характера.

        «Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

  1. Дорожно-транспортная безопасность.Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
  2. Подготовка к активному отдыху на природе

         Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

6.Береги своё здоровье.

Здоровье - главная ценность человека. Как сохранить своё здоровье. Режим дня.  Культурно- гигиенические навыки в школе и дома. Правильное питание. Сохранение зрения. Спорт и вредные привычки. Пирамида здоровья.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата по плану

Дата фактически

1

Что такое опасность?

1.09

2

Игра « Светофорик»

8.09

3

Знаки важные, дорожные.

15.09

4

Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный»

22.09

5

Дидактическая игра «Мы – пешеходы».

29.09

6

Творческая мастерская «Это чудо техники – автомобиль».

6.10

7

Викторина «Вопросы инспектора Мигалочкина».

13.10

8

Игра на внимание «Разрешается – запрещается»

20.10

9

Современное жилище.

27.10

10

Один дома

10.11

11

«Осторожно – ток идёт по проводам». Тест на внимание.

17.11

12

КВН «Мой дом моя крепость»

24.11

13

Улица полна неожиданностей

1.12

14

История Торопыжкина.

8.12

15

Здоровье- всему голова.

15.12

16

Устный журнал «Если кто-то заболел»

22.12

17

Викторина «Мой режим дня».

29.12

18

В гостях у Мойдодыра.

19.01

19

Полезные и вредные привычки

26.01

20

Соревнования «Спорт- наш друг»

2.02

21

Все на старт

9.02

22

Видеофильм «Опасности на улице»

16.02

23

Игра «Опасные незнакомцы».

2.03

24

Дидактическая игра «Если ты заблудился на улице»

9.03

25

Игра «Если заблудился в лесу»

16.03

26

Экскурсия «Природа и человек»

        23.03

27

Презентация «Природа-кладовая здоровья».

6.04

28

Видеосюжет «Братья наши меньшие».

13.04

20

Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах

20.04

30

Удивительное явление-гроза.

27.04

31

Турнир «Азбука безопасности».

4.05

32

Весёлые старты.

11.05

33

«Кошкин дом»

18.05

итого

33 часа

Список литературы для детей и их родителей.

       1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл., - М.. 2010.

2. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл.  

        – М., 2010.

3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – Спб.. 2010.

4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – Спб.. 2011.

5. Мир детства: Младший школьник. – М., 2011.

6. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене  

       полости рта для начальной школы / под ред. Г.М. Королева. – М..2010.

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я росту: Советы психолога родителям.  

       – М.,2010.

8. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина.  – М.,2011.

9.  Детские подвижные игры М: “просвещение” 2011г. А.В. Кенеман.

10.Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. М., 2010.

11.Энциклопедический словарь юного спортсмена / Сост. И.Ю. Сосноский,  

       А.М. Чайковский. М.,2010.

12.Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010. 13.Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ.ст..  

коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М. Просвещение 2010.

                               Литература для учителя.

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл., - М.. 2010.
  2. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. – М., 2010.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – Спб., 2011.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – Спб., 2011.
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. – СПб., 2011.
  6. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – Спб.. 2010.
  7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – Спб.. 2011.
  8. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.. 2010.
  9. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. – Спб., 2011.
  10. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – Спб.., 2011.
  11. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников / Под. ред. М.М. Безруких. – Спб., 2011.
  12. Мир детства: Младший школьник. – М., 2011.
  13. Николаева А.П., Колесов /д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., 2011.
  14. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы / под ред. Г.М. Королева. – М.. 2010.
  15. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии мальчиков). – Спб.. 2010.
  16. Путешествия Джуно. Приключения в стране “Здоровье”: Учеб. для 2 кл. / К.А. Пармз, Л.Р. Либерман, К.В. Кроун. Американский фонд здоровья. Программа “Знай свое тело”. – М.. 2011.
  17. Сизанова А.И., Быкова В.М.. Тюхлова И.Н, Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися  I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости. Ч.1 / под. ред. А.И.Сизанова. – Мн.: “Тессей”, 2010.
  18. Соковня-Семенова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов средних педагогических заведений. – М.. 2011.
  19. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребенка. – Спб., 2011.
  20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я росту: Советы психолога родителям. – М., 2010.
  21. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина.  – М., 2011.
  22. Детские подвижные игры М: “просвещение” 2011г. А.В. Кенеман.
  23. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. М., 2010.
  24. Энциклопедический словарь юного спортсмена / Сост. И.Ю. Сосноский,  А.М. Чайковский. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...

Программа внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Главная особенность здоровьесб...

Программа внеурочной деятельности "Здоровый я - здоровая страна"

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личност...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс

Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...