Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
статья на тему
Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает при отсутствии конкретного результата. В связи с этим высока вероятность развития симптомов выгорания у учителей и педагогов.
Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.
Способы саморегуляции способствуют преодолеванию негатива в жизни и работе педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпова С.А.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает при отсутствии конкретного результата. Учителя ощущают что «работают впустую», «появляется чувство отчаяния, когда что-то не удалось».
В связи с этим, результаты исследований Т. И. Ронгинской (1999-2009) указывают на высокую вероятность развития симптомов выгорания среди педагогов. Согласно исследованиям Фарманюк Т.В. профессия учителя в настоящее время всё более и более феминизируется, к профессиональным стрессам на работе прибавляются ещё и загруженность работой по дому, дефицит времени для семьи и детей.( («Синдром эмоционального выгорания в профессиональной дезадаптации учителя»).
Сильнейшим фактором переживания для педагога является ощущение утраты смысла деятельности. Причём, последствия выгорания начинают существенно сказываться на взаимоотношениях с другими людьми, личной жизни, в семье.
Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость педагога теснейшим образом связана с формированием эмоциональной саморегуляции, её способов и приёмов. Умение вести себя адекватно ситуации, индивидуальные особенности человека, высокий уровень «субъектно осознанной саморегуляции» являются предпосылками эффективного контроля поведения, помогающие осознавать собственные возможности и компенсировать неустойчивые состояния, стрессогенные факторы.
Эмоциональная устойчивость личности представляет собой сложное, интегративное качество личности, которое характеризуется таким сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных и интеллектуальных компонентов психической деятельности, способствующих успешному решению человеком сложных и ответственных задач в напряженной эмоциональной обстановке.
Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.
Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности и зависит от возможностей человека, опыта разрешения аналогичных ситуаций в прошлом, выбором пути преодоления препятствий.
Способ преодоления трудностей во многом детерминирует поведение человека, а в ситуациях межличностного взаимодействия, трудностей и возникших конфликтов от выбора адекватного способа преодоления трудностей зависит дальнейшее взаимодействие с окружающими. Учителям и педагогам следует усвоить общие знания о целостном процессе эмоциональной саморегуляции.
Частая необходимость в саморегуляции возникает в том случае, если педагог находится в трудноразрешимой либо необычной ситуации, которая может иметь несколько вариативных решений. Или в случае нахождения педагога в состоянии повышенного эмоционального или физического напряжения, когда он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Все выше сказанное побуждает его действовать импульсивно.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование и методы психофизиологической регуляции (регуляция мышечного тонуса, управление ритмом и темпом дыхания, аутогенная тренировка (АТ), нервно-мышечная релаксация). Что касается профилактических и коррекционных мер при синдроме «эмоционального выгорания», то можно использовать так называемые -«тайм-ауты», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- развиваться и самосовершенствоваться профессионально например, чаще посещать курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары, круглые столы и пр.);
- стремиться уходить от ненужной конкуренции так как чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению выгорания;
- общаться эмоционально, ведь при анализе своих чувств и эмоций с другими процесс этот оказывается не столь выраженным;
- поддерживать хорошую физическую форму, помня о том, что между состоянием тела и разума существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребления, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления профессионального выгорания педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в повышении уровня эмоциональной устойчивости у детей с недостатком интеллекта.
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает...

Урок обобщения и систематизации знаний 11 класс Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»
Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды»....

Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Для саморег...

ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»
ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»...

Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"
Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста....
Психологический мини- тренинг, направленный на развитие эмоциональной устойчивости педагогов в ДОУ
Работа педагога - психолога направлена на обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса, поэтому психолог проводит различные психодиагностические иссле...