Эмоциональная устойчивость педагога
учебно-методический материал
Эмоциональная устойчивость педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_ustoychivost_pedagoga.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная устойчивость педагога – необходимое психологическое условие
для оптимизации его профессиональной деятельности
У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:
- снижение восприимчивости - отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;
- бессонница;
- постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
- чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
- эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.
Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит? Происходит накапливание отрицательных эмоций. (Это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно. Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи и психологическое здоровье.
Психологические игры с педагогами (См. приложение)
Заключение.
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.
Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.
Приложение.
1.Самодиагностика проявления признаков выгорания.
Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно.
Симптомы | Степень выраженности, частота | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Поведенческие | Сопротивление выходу не работу |
|
|
|
|
|
Частые опоздания |
|
|
|
|
| |
Откладывание деловых встреч |
|
|
|
|
| |
Уединение, нежелание видеть коллег |
|
|
|
|
| |
Нежелание видеть детей |
|
|
|
|
| |
Нежелание заполнять документацию |
|
|
|
|
| |
Формальное исполнение обязанностей |
|
|
|
|
| |
Аффективные | Утрата чувства юмора |
|
|
|
|
|
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения |
|
|
|
|
| |
Повышенная раздражительность |
|
|
|
|
| |
Ощущение придирок со стороны других |
|
|
|
|
| |
Равнодушие |
|
|
|
|
| |
Бессилие, эмоциональное истощение |
|
|
|
|
| |
Подавленное настроение |
|
|
|
|
| |
Когнитивные | Мысли о смене профессии, уходе с работы |
|
|
|
|
|
Слабая концентрация внимания, рассеянность |
|
|
|
|
| |
Ригидность мышления, использование стереотипов |
|
|
|
|
| |
Сомнения в полезности работы |
|
|
|
|
| |
Разочарование профессией |
|
|
|
|
| |
Циничное отношение к клиентам, коллегам |
|
|
|
|
| |
Озабоченность собственными проблемами |
|
|
|
|
| |
Физиологические | Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) |
|
|
|
|
|
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание») |
|
|
|
|
| |
Длительно текущие незначительные недуги |
|
|
|
|
| |
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям |
|
|
|
|
| |
Усталость, быстрая физическая утомляемость |
|
|
|
|
| |
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ |
|
|
|
|
| |
Обострение хронических заболеваний |
|
|
|
|
|
2. Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
3. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт
- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
4. Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так:
- играю со своими детьми
- читаю, лежа на диване
- работаю в саду
Второй список может выглядеть так:
- играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость
- работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
- встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.
- встречаюсь с друзьями
- смотрю телевизор
5. Упражнение " Распредели по порядку"
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
6. Упражнение "Удовольствие"
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.
В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....
Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает при отсутствии конкретного результата. В связи с этим высока вероятность развития симптомов выгорания у учителей ...
Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Для саморег...
ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»
ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»...
Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"
Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста....
Психологический мини- тренинг, направленный на развитие эмоциональной устойчивости педагогов в ДОУ
Работа педагога - психолога направлена на обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса, поэтому психолог проводит различные психодиагностические иссле...