Психологический мини- тренинг, направленный на развитие эмоциональной устойчивости педагогов в ДОУ
материал по психологии

Работа  педагога - психолога направлена на обеспечение психологической безопасности  всех участников образовательного процесса, поэтому психолог проводит различные психодиагностические исследования, консультирования, коррекционно - развивающие занятия, профилактическую работу. Педагог- психолог старается предупредить возможные личные и межличностные проблемы и социально-психологические конфликты. Главным в работе является создание надёжной психологической защиты каждого ребёнка, родителя и педагога, оказание помощи в самоопределении, а также помощь детям и их родителям,  оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический  мини- тренинг, направленный  на  развитие  эмоциональной  устойчивости  педагогов в ДОУ

Работа  педагога - психолога направлена на обеспечение психологической безопасности  всех участников образовательного процесса, поэтому психолог проводит различные психодиагностические исследования, консультирования, коррекционно - развивающие занятия, профилактическую работу. Педагог- психолог старается предупредить возможные личные и межличностные проблемы и социально-психологические конфликты. Главным в работе является создание надёжной психологической защиты каждого ребёнка, родителя и педагога, оказание помощи в самоопределении, а также помощь детям и их родителям,  оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Взрослый человек более стрессоустойчив  к негативным влияниям извне,  но даже люди обладающие определёнными знаниями и навыками нередко подвержены плохому настроению и эмоциональному настрою, а ведь мы можем передавать свое эмоциональное состояние ребёнку и  когда наступает именно такая ситуация человек обращается к психологу.  Надо  постараться помочь человеку преодолеть негативные переживания и войти в гармонию с самим собой .   Прежде чем приступить  к работе, необходимо провести психологическое тестирование, направленное на выявление негативных эмоций, и вот одну из таких методик позвольте предложить Вашему вниманию. Перед Вами на столах лежит цветная бумага, пожалуйста, выберите понравившийся Вам цвет и нарисуйте свою ладошку, напишите на каждом пальчике на ладошке, какие эмоции вы в последнее время испытываете.   Спасибо, а сейчас вы узнаете результаты тестирования или как говорят психологи,  проведём интерпретацию данного теста. Большой палец  по  данной методике отвечает за ум или логическое мышление, если у вас написана положительная эмоция, то всё в порядке и можно не беспокоиться, если же отрицательная это говорит о том, что вы испытываете эмоциональную нагрузку, возможно, это связано с переутомлением или перенапряжением. Указательный палец  это – сердечно - сосудистая система или  наше  с  вами  здоровье, обратите внимание  на эмоцию, которая написана у вас, если позитивная, опять таки - всё хорошо, если негативная стоит обратить внимание на здоровье. Третий палец (средний) это я сам, самооценка человека. Четвёртый  безымянный отвечает за отношения в семье, можно посмотреть как, у человека складываются взаимоотношения в данной области и мизинчик, самый маленький и самый главный, это наше душевное состояние, ведь если посмотреть на средний палец и мизинец, то можно говорить, что это звенья одной цепи. Если душевное состояние негативно, то это может найти  отражение - и в семье, и в здоровье, и в переутомлении, поэтому очень важно, чтобы человек находился в гармонии с самим собой. Если всё же получилось, так, что мы выявили негативные эмоции, то необходимо их нейтрализовать, и по возможности сделать позитивными. Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на воспитанниках. Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Вы уважаемые коллеги по «долгу службы так сказать» уже владеете многими методиками и техниками,  направленными на снятие психоэмоционального напряжения,  многие используют в работе метафорические карты, приёмы релаксации, вам так же знакомы, ароматерапия и много- много других, но  позвольте  показать те, которые в  процессе работы  не раз  доказывали свою эффективность. Они достаточно мало времени занимают, но повторюсь эффективны. Итак, это снятие  мышечных зажимов. 

Вот несколько упражнений предложенных немецким психотерапевтом  И. Е. Шварцем,  потрите указательным пальцем  ноготь большого пальца, это позволит снять напряжение и активизирует работу головного мозга.

Упражнение "Гора с плеч", выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. 
Упражнение "Замок" 

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в "замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени. 

Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает  высокий  уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

То есть, изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.


Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие. 


Звук "О"– воздействует на сердце, легкие;

Звуки "Я", "М"– воздействуют на работу всего организма;

Звук "ХА"– помогает повысить настроение.

"Голосовая разрядка"- сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание, на выдохе издать резкий звук "Ух!". 

Правильно дышать животом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...