Доклад «Условия для формирования общей культуры, гуманистического характера становления личности ребенка и его трудолюбия». (На основе закона «Об образовании»)
статья на тему

Фуника Любовь Александровна

Доклад для выступления на методических объединениях.

 

 

                             Тема доклада:

 

«Условия для формирования общей культуры, гуманистического характера  становления  личности ребенка и его трудолюбия». (На основе закона «Об образовании»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_attestatsiyu.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для выступления на методических объединениях.

                             Тема доклада:

«Условия для формирования общей культуры, гуманистического характера  становления  личности ребенка и его трудолюбия». (На основе закона «Об образовании»)

Государственная политика в области образования основывается на следующих основных принципах :

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) свобода и плюрализм в образовании;

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи. Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Гуманизм в широком смысле - это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек Цель этой направленности  состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, в жизни. И предполагает схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей: свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).

Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлинного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.

Такая ценность, как «добро », означает альтруистическую направленность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности - любви. Призыв «спешите делать добро» становится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этического воспитания ребенка. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афоризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе из ребенка человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Приоритет жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физически и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России - это означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.

Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры - с другой.

Воспитание трудолюбия у ребенка основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в развитии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельности, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, достижение положительного результата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм образования.

Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение творчески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития.

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своеволия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение свободы другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода определения жизненного пути - свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанности, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового целенаправленного воспитания ребенка. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим собой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого как личности.

Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и жизни человека. Любовь к природе означает переживание чувства красоты, гармонии. Любовь к природе означает сохранение и приумножение ее богатства. Достижения научно-технического прогресса, интенсивная эксплуатация ресурсов Земли создают реальную угрозу для сохранения природы, сохранения самой нашей планеты. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное созерцательное отношение к ней, а действенная, активная работа по ее сохранению и улучшению, работа по формированию экологического сознания. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения - это основа экологического сознания.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданственности, патриотизма. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине - это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых посягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть патриотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государственные символы - флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание есть целенаправленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия - только микрочастица.

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благодарения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок - предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок - взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе - его самооценка на основе оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отношений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.

Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается в период школьного детства человека - она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким.

Все рассмотренные выше позиции раскрывают и детализируют гуманистический характер становления личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Статья «Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования».

Использование педагогического проектирования на занятиях и мероприятиях для формирования общей культуры обучающихся....

ОБЖ_9класс_1.4_Формирование общей культуры в области БЖ

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 9 классов средней школы....

Формирование общей культуры школьников

Выступление на педагогическом совете...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"

Доклад на тему  "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"...