Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"
материал по обж
Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_novaya_volna.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ
как необходимое условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской, бытовой, природной и др.).
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую определенными свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой стороны – одновременно и отрицательным (негативным).
Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть как следствием природных, стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.
Поэтому я стала работать над проблемой «Формирование ключевых компетенций для приобретения обучающимися навыка сохранения жизни и здоровья».
Ведь вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема, звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Преподавая курс ОБЖ, я пришла к выводу, что при его изучении одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ключевых компетенций. Они всегда находится в зоне пристального внимания преподавателя.
Ценностно-смысловые включают:
- ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни;
- владение способами самоопределения;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации;
- самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- ориентировать в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- владеть навыками использования информационных устройств;
- применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологи:
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции дают возможность:
- иметь опыт ориентации в природной и экологической среде;
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
- позитивно относиться к своему здоровью;
- владеть и применять правила личной гигиены;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение обучающимися определенного результата, то содержание материала внутри предмета подбираю под планируемый результат. Акцент делаю на обучение через практику продуктивной работы учащихся в малых группах, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:
Метод анализа конкретных ситуаций:
При обучении вопросам личной безопасности информирую учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, и учу анализировать причины происшествий и несчастий.
При организации ситуативного обучения обучающиеся подбирают статьи из газет, журналов и сети Интернет о различных чрезвычайных ситуациях, происшествиях.
Затем оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствия.
Анализ ситуаций (АКТ) позволяет обучающимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, который на горьком опыте других учит избегать ошибок и неверных решений в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.
Например: ЧС землетрясение:
- Ознакомила учащихся с ситуацией;
- Предложила несколько вариантов ответа выхода из данной ситуации;
- провожу дискуссию о возможных способах разрешения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов:
- Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной мной ситуации? Насколько она типична? Приходилось, ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
- Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок?
- Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственными участниками описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
- Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте своё предложение.
- Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации?
Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?
При организации данного метода обучающиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.
Большое предпочтение отдаю деловой игре - игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.
На втором формулируются цель и конкретные учебные задачи.
На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
Например: деловая игра «Знание спасает жизнь»
Группа разбивается на несколько групп, каждой выдаётся задание и указывается место занятия:
Задание 1. На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?
Задание 2. В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение». Возможные травмы при наводнении. Ваши действия?
Задание 3. Во время коллективного выезда автобус попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?
Задание 4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом. Ваши действия?
Подводя итог игры, я не только даю общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разбираю весь ее ход, акцентирую внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. По окончанию занятия каждый обучающийся получает памятку – алгоритм правильного действия.
На уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях использую конкурсные программы. В её основе лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель - сравнение уровней мастерства участников, поскольку они являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.
Содержанием для организации конкурсов по ОБЖ служит тематика по курсу, которая зависит от календарного срока изучения материала, возрастных особенностей учащихся.
Также использую и нестандартные формы занятий: КВН, экскурсии, викторины, конкурсные программы, выставки творческих работ обучающихся.
Такая целенаправленная, непрерывная, системная работа в целом воспитывает у обучающихся безопасное поведение в повседневной жизни, в неблагоприятных условиях и способствует росту качеству знаний.
Систематическая работа по формированию ключевых компетенций даёт: - позитивную динамику уровня обученности;
- рост мотивации к изучению предмета;
- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в
образовательном процессе;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- активное участие в конкурсах и соревнованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"
Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...
Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»
Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...
Доклад на тему «Проблемы развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе»
В работе дается теоретический материал на тему развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе и, варанты применения различныз приемов в моей практике....
«Система формирования и развития навыков сохранения жизни и здоровья у детей с нарушением интеллекта».
Статья о формировании знаний,умений,навыков учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках ОБЖ....
«Система формирования и развития навыков сохранения жизни и здоровья у детей с нарушением интеллекта».
Статья о формировании знаний,умений,навыков учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках ОБЖ....
Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья
Применение на уроках ОБЖ ключевых компетенций для формирования у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья....
Доклад по теме: «Развитие социально-трудовых компетенций на уроках швейного дела»
Доклад на школьном методическом объединении....