Формирование общей культуры школьников
материал на тему
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_obshchey_kultury_shkolnikov.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общей культуры школьников
Еще в 1987 году В.И. Звягинский написал: «педагог не может работать вслепую. Он должен. Оценив создавшуюся позицию и представив конечный расчет наиболее вероятных вариантов на много ходов вперед, на основе такого расчета выбрать лучший ход в сложившейся позиции. Предвидение служит основой поиска верных решений, оно включено в структуру педагогического поиска».
В условиях перехода к личностно-ориентированной парадигме образования воспитание понимается как процесс совместной жизнедеятельности, помощь ребенку в реализации его возможностей. Педагог – посредник между воспитанником и миром культуры, миром жизни.
Прочитали вы, уважаемые коллеги, название темы нашего педсовета, и, вполне возможно, у вас возникло ощущение, что речь пойдет о вещах давно и всем известных. Не спешите с выводом и не торопитесь заняться другим делом. Нет сомнения в том, что о культуре общения в школе вы знаете не понаслышке. Более того, уверена, опыт многих из вас может дать прекрасные примеры высокого профессионализма и в обучении и в воспитании учеников. И, тем не менее, полезно снова и снова размышлять о том, как наполнить школу оптимизмом, внести в ее повседневную деятельн7ость жизнерадостный настрой, веру в растущего человека, в его возможность становиться с каждым днем все лучше и лучше.
Как воспитать в ребятах возвышающее чувство человеческого достоинства? Научить сохранять его и действовать в жизни сообразно ему? К сожалению, не всем нашим выпускникам это удается. Есть в этом и доля учителей. Когда возникает она? С первым окриком? С равнодушным взглядом, невниманием к ученику?
Общение учителя и ученика осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или, наоборот, обращение к партнеру.
Традиционно в общении выделяются три компонента. Первый, один из наиболее сложных, – перцептивный (от слова перцепция – восприятие). Речь идет о восприятии человек человеком. Умение правильно воспринимать другого еще до начала непосредственного контакта – дело весьма важное и непростое. Ошибки, возникающие на этом этапе общения, выступают первой причиной взаимонепонимания.
Вы обращали внимание, что награждают и поощряют, как правили, одних и тех же людей? А не забыли ли вы студенческую поговорку: «Два года студент работает на зачетку, а три года – зачетка на студента». Это – следствие одного и того же эффекта межличностного восприятия, который получил название «эффект ореола». Суть его в том, что созданный в нашем сознании образ другого человека весьма устойчив. В результате этого эффекта мы не склонны замечать изменения в других людях. На самом же деле, человек все время меняется.
Если руководитель воспринял кого-то как хорошего работника, это мнение сохранится даже тогда, когда реальный человек перестанет ему соответствовать.
С эффектом ореола тесно связан эффект предубеждения. В школу должен прийти новый учитель. Директор наводит справки и получает весьма негативную информацию. Можно с уверенностью сказать, что новому учителю заранее уготована незавидная участь. Если своим поведением он подтвердит полученную информацию, руководитель подумает: «Спасибо, что хоть предупредили». Но даже если в его поведении ничего подобного не обнаруживается, реакция директора оказывается однозначной: «Надо же, как умеет скрывать свою сущность».
Если наши встречи с человеком не столь частые, контакты не очень глубокие, то первое впечатление – основной источник нашего мнения о нем. Даже зная о возможной его ошибочности, мы все равно очень часто находимся под властью первого впечатления.
Некоторые люди, будучи интуитивными психологами, нередко создают мнение о себе, используя так называемую логическую ошибку. Так, они без труда завоевывают репутацию весьма умных людей, отнюдь не отличаясь чрезмерными интеллектуальными способностями, а лишь используя один нехитрый прием: стараются побольше молчать, на любое высказывание криво усмехаются, что, как правило, вызывает вполне определенную реакцию окружающих. Причина этого – существующее в сознании большинства людей представление о том, что молчаливость и скепсис – показатель умственных способностей. Конечно, иллюзия, возникающая на основе действия этого эффекта, обычно рассеивается при более тесном контакте с человеком, однако не столь быстро, как это кажется на первый взгляд.
Попробуйте провести маленький эксперимент. Попросите несколько человек назвать качества, которые они считают самыми важными, и вы увидите, сколь разнообразны будут их ответы. Дело в том, что каждый имеет собственный эталон для оценки качеств других людей. Не случайно два человека могут долго спорить о третьем: один будет доказывать, что тот хорош, другой – что плох. И дело не в том, что они не хотят понять друг друга. Просто «единицы измерения» разные. При этом, оценивая других людей, человек ориентируется не только на эталон. Часто основой оценки является сравнение качеств другого со своими собственными. Возникает также эффект контраста, заключающийся в подчеркивании у других людей тех качеств, которые недостаточно развиты у самого оценивающего.
Вот что по этому поводу говорил Ж. Лабрюейр: «Чем больше наши ближние похожи на нас, тем больше они нам нравятся; уважать кого-то – это, по-видимому, то же самое, что приравнивать его к себе».
После всего сказанного хотелось бы заострить внимание учителей на том, удается ли нам сочетать в себе высокий профессионализм, интеллектуальность и общую культуру.
Сегодня учителю мало одной лишь профессиональной подготовки. Он просто обязан быть разносторонне культурным человеком.
Культура – понятие емкое. Урок может быть насыщен сценками, музыкальными фрагментами, слайдами с изображением знаменитых полотен, но при всем том не достичь цели – ученики останутся в стороне от этих даже ярких событий, не поймут авторской мысли. Научить сочувствовать другому человеку, сопереживать с ним – дело сложное. Для этого учителю нужно отчетливо видеть не только свой учебный предмет, но и самого ученика, знать его внутренний мир. А это подчас остается вне зоны внимания педагога.
Выступления учителей.
Работа с памяткой.
Итак, слагаемые культуры – это знакомство с секретами этикета, правильная образная речь, умение вступать в контакт с разными людьми. Методы освоения культуры – знания, начитанность, дискуссии, беседы, школьный театр, рисунки детей, а не душеспасительные беседы для «галочки», не занудные нравоучения.
«Воистину добродетель воспитывается посредством дел, а не посредством болтовни» (А.Я. Коменский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....
Статья «Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования».
Использование педагогического проектирования на занятиях и мероприятиях для формирования общей культуры обучающихся....
ОБЖ_9класс_1.4_Формирование общей культуры в области БЖ
Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 9 классов средней школы....
Методическая разработка "Использование социальных сетей как средства формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся"
Данная методическая разработка представляет собой презентацию по теме "Использование социальных сетей как средства формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся", поднимает пробл...
Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".
Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...
«Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры»
laquo;Влияние музыки на детейблаготворно, и чем раньшеони начнут её использоватьна себе, тем лучше для них»В.Г. Белинский...