Статья «Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования».
статья по теме

Черных Елена Геннадьевна

Использование педагогического проектирования на занятиях и мероприятиях для формирования общей культуры обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Г. Черных

МАОУ ДОД «ДТДиМ» МО

г. Братск.

«Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования»

      Мы живем и развиваемся  в динамично изменяющемся мире. Изменились  требования  как,  в общем, к образованию, так и к образовательным учреждениям дополнительного образования, целью работы которых является создание условий, способствующих раскрытию и развитию природного и творческого потенциала ребенка на основе интересов, способностей и дарований; приобщение к социальным культурным ценностям; получение дополнительных образовательных услуг. Обеспечить решение этих задач способен лишь современно мыслящий педагог, который создает, осваивает и использует педагогические новшества, новые организационные формы, технологии  обучения. Во ДТДиМ г. Братска около 50 педагогов реализуют  общеобразовательные программы дополнительного образования детей в 24 творческих объединениях. Среди них хореографическая студия «Звездный дождь», в которой занимается около 80 детей, прием осуществляется без отбора, независимо от физических и музыкальных данных.

 Обучение в   творческом объединении выстраивается по   адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Хореография». Программа долгосрочная и рассчитана на 5 лет обучения с общим количеством часов  720.  Целевой установкой хореографической студии является в первую очередь формирование личности, повышение профессионального мастерства, овладение практическими умениями, личными навыками исполнения танцев.                          Современные педагогические технологии позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении; обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов.

        Одной из современных технологий является педагогическое проектирование. Проектная деятельность - это своего рода специфическая форма творчества. Её можно использовать в педагогических целях при работе практически с детьми любого возраста. Проектная деятельность - эффективное средство профессионально-личностного развития. Владение технологиями проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационные функции. Проектирование - это сложный процесс для всех участников этой деятельности. На всех этапах работы над  проектом развиваются различные качества и детей, и педагога. Ребенок может научиться  аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками, уважать мнение собеседника. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

    В 2011-2012 учебном году с обучающимися хореографической студии «Звездный дождь» был реализован педагогический проект: «Формирование хореографической культуры обучающихся      на основе изучения этнических особенностей народов, населяющих  г. Братск».

    Весь учебный материал по программе  «Хореография» изложен в 3-х разделах. Один из них посвящен изучению элементов народно-сценического танца.  Тема проекта соответствует данному разделу программы, она возникла в результате анализа проблемы,  заключающейся  в присутствии отрицательных моментов в практике межкультурных и межэтнических отношений людей. Эта проблема остро стоит и в нашем городе.  Цель проекта –  сформировать основы хореографической культуры и толерантность обучающихся при изучении особенностей культуры народов, населяющих  наш город.

      В процессе работы над проектом у обучающихся формировалась информационная компетентность через  самостоятельное нахождение информации в интернете,  использовании видео и аудио средств. Они  узнали, представители каких народностей преобладают в населении нашего города,   и какие национальные корни имеют  сами.  Узнали о работе в городе национальных общин и организаций. Решив поближе познакомиться с культурой этих национальностей,  посещали концерты танцевальных ансамблей города, побывали в городских музеях.       

       В результате работы над данным проектом  обучающиеся получили навык  исследовательской работы, у них сформировались основы хореографической культуры     народов, населяющих  Братск  и навыки  исполнения их танцев. У них были заложены основы чувства уважения к культуре других народов, чувства дружбы, взаимовыручки. Расширились рамки познания картины мира в области народной культуры. Был создан новый репертуар.

     В конечном итоге идея проекта по формированию  хореографической  культуры  и толерантности,  повышению мотивации и познавательной активности у обучающихся была реализована.

      Основываясь на опыте разработки и реализации этого проекта, был   создан новый педагогический проект, тема которого    «Формирование общей культуры обучающихся при изучении танцев разных эпох», который в данный момент реализуется в хореографической студии.

      Цель данного проекта - создать условия для  формирования общей культуры обучающихся через познание хореографического  наследия разных эпох и стилей.  Средствами хореографического искусства, в частности бального танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным. Историко-бытовой и бальный танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Изучение истории танца, манеры его исполнения, связь с культурой разных эпох,  является одним из элементов основы  формирования общей культуры человека. Одним из условий проекта  является продолжение работы по развитию навыков исследовательской деятельности обучающихся и создание ими мини-проектов.

 В ходе реализации проекта подобраны материалы о танцевальной культуре эпох и стилей и включены в контекст учебных занятий: танцевальная культура эпохи Возрождения, Танцевальная культура эпохи средневековья, Танцевальная культура XVII века, XVIII века, XIX века. Обязательным условием является использование данных материалов в проектах детей.  В процессе их обсуждения и анализа устанавливается связь и зависимость танца определенной исторической эпохи от эстетических и нравственных норм, социально-бытового уклада определенного периода.                   Промежуточными  результатами можно назвать следующее: обучающиеся изучили литературу, использовали  интернет ресурсы, подбирали иллюстративный, аудио и видео материал, оформляли его для создания презентации своих мини-проектов. Системно  к работе над проектом привлекались родители обучающихся. На учебном занятии были представили разные творческие работы детей в форме мультимедийной презентации. Состоялась музыкальная гостиная, на которой в исполнении обучающихся инструментального отделения ДТДиМ прозвучали музыкальные произведения исторических эпох.  

     Работа по реализации проекта продолжается.  В конечном результате у обучающихся будет сформирована положительная динамика общей культуры. Они узнают специфику танцевальной культуры разных эпох, исторические этапы развития культуры танца, стиль и манеру исполнения танцев разных эпох, историю развития танцевального костюма. Обучающиеся смогут применять полученные знания в школьной и повседневной жизни.  

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
  2. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 2001.
  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
  4. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
  5. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1977.
  6. Танцы народов России. Сборник народных танцев. М.: Сов. Россия, 1970г.
  7. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике

Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен...

Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика  Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ  Участвовать - и...

Использование методов педагогической диагностики при составлении плана мероприятий

Использование методов педагогической диагностики при составлении плана мероприятий (из опыта работы классного руководителя)....

Статья «Об использовании метода учебного проектирования на занятиях в программе ADOBE PHOTOSHOP CS5»

В статье педагог делится своим опытом работы по использованию метода учебного проектирования на занятиях в программе Adobe Photoshop CS5....

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем

В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...