Статья «Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования».
статья по теме
Использование педагогического проектирования на занятиях и мероприятиях для формирования общей культуры обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Г. Черных
МАОУ ДОД «ДТДиМ» МО
г. Братск.
«Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования»
Мы живем и развиваемся в динамично изменяющемся мире. Изменились требования как, в общем, к образованию, так и к образовательным учреждениям дополнительного образования, целью работы которых является создание условий, способствующих раскрытию и развитию природного и творческого потенциала ребенка на основе интересов, способностей и дарований; приобщение к социальным культурным ценностям; получение дополнительных образовательных услуг. Обеспечить решение этих задач способен лишь современно мыслящий педагог, который создает, осваивает и использует педагогические новшества, новые организационные формы, технологии обучения. Во ДТДиМ г. Братска около 50 педагогов реализуют общеобразовательные программы дополнительного образования детей в 24 творческих объединениях. Среди них хореографическая студия «Звездный дождь», в которой занимается около 80 детей, прием осуществляется без отбора, независимо от физических и музыкальных данных.
Обучение в творческом объединении выстраивается по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Хореография». Программа долгосрочная и рассчитана на 5 лет обучения с общим количеством часов 720. Целевой установкой хореографической студии является в первую очередь формирование личности, повышение профессионального мастерства, овладение практическими умениями, личными навыками исполнения танцев. Современные педагогические технологии позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении; обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов.
Одной из современных технологий является педагогическое проектирование. Проектная деятельность - это своего рода специфическая форма творчества. Её можно использовать в педагогических целях при работе практически с детьми любого возраста. Проектная деятельность - эффективное средство профессионально-личностного развития. Владение технологиями проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационные функции. Проектирование - это сложный процесс для всех участников этой деятельности. На всех этапах работы над проектом развиваются различные качества и детей, и педагога. Ребенок может научиться аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками, уважать мнение собеседника. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.
В 2011-2012 учебном году с обучающимися хореографической студии «Звездный дождь» был реализован педагогический проект: «Формирование хореографической культуры обучающихся на основе изучения этнических особенностей народов, населяющих г. Братск».
Весь учебный материал по программе «Хореография» изложен в 3-х разделах. Один из них посвящен изучению элементов народно-сценического танца. Тема проекта соответствует данному разделу программы, она возникла в результате анализа проблемы, заключающейся в присутствии отрицательных моментов в практике межкультурных и межэтнических отношений людей. Эта проблема остро стоит и в нашем городе. Цель проекта – сформировать основы хореографической культуры и толерантность обучающихся при изучении особенностей культуры народов, населяющих наш город.
В процессе работы над проектом у обучающихся формировалась информационная компетентность через самостоятельное нахождение информации в интернете, использовании видео и аудио средств. Они узнали, представители каких народностей преобладают в населении нашего города, и какие национальные корни имеют сами. Узнали о работе в городе национальных общин и организаций. Решив поближе познакомиться с культурой этих национальностей, посещали концерты танцевальных ансамблей города, побывали в городских музеях.
В результате работы над данным проектом обучающиеся получили навык исследовательской работы, у них сформировались основы хореографической культуры народов, населяющих Братск и навыки исполнения их танцев. У них были заложены основы чувства уважения к культуре других народов, чувства дружбы, взаимовыручки. Расширились рамки познания картины мира в области народной культуры. Был создан новый репертуар.
В конечном итоге идея проекта по формированию хореографической культуры и толерантности, повышению мотивации и познавательной активности у обучающихся была реализована.
Основываясь на опыте разработки и реализации этого проекта, был создан новый педагогический проект, тема которого «Формирование общей культуры обучающихся при изучении танцев разных эпох», который в данный момент реализуется в хореографической студии.
Цель данного проекта - создать условия для формирования общей культуры обучающихся через познание хореографического наследия разных эпох и стилей. Средствами хореографического искусства, в частности бального танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным. Историко-бытовой и бальный танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Изучение истории танца, манеры его исполнения, связь с культурой разных эпох, является одним из элементов основы формирования общей культуры человека. Одним из условий проекта является продолжение работы по развитию навыков исследовательской деятельности обучающихся и создание ими мини-проектов.
В ходе реализации проекта подобраны материалы о танцевальной культуре эпох и стилей и включены в контекст учебных занятий: танцевальная культура эпохи Возрождения, Танцевальная культура эпохи средневековья, Танцевальная культура XVII века, XVIII века, XIX века. Обязательным условием является использование данных материалов в проектах детей. В процессе их обсуждения и анализа устанавливается связь и зависимость танца определенной исторической эпохи от эстетических и нравственных норм, социально-бытового уклада определенного периода. Промежуточными результатами можно назвать следующее: обучающиеся изучили литературу, использовали интернет ресурсы, подбирали иллюстративный, аудио и видео материал, оформляли его для создания презентации своих мини-проектов. Системно к работе над проектом привлекались родители обучающихся. На учебном занятии были представили разные творческие работы детей в форме мультимедийной презентации. Состоялась музыкальная гостиная, на которой в исполнении обучающихся инструментального отделения ДТДиМ прозвучали музыкальные произведения исторических эпох.
Работа по реализации проекта продолжается. В конечном результате у обучающихся будет сформирована положительная динамика общей культуры. Они узнают специфику танцевальной культуры разных эпох, исторические этапы развития культуры танца, стиль и манеру исполнения танцев разных эпох, историю развития танцевального костюма. Обучающиеся смогут применять полученные знания в школьной и повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
- Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 2001.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
- Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1977.
- Танцы народов России. Сборник народных танцев. М.: Сов. Россия, 1970г.
- Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике
Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен...
Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ Участвовать - и...
« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
I. Проблема исследования. ...
Использование методов педагогической диагностики при составлении плана мероприятий
Использование методов педагогической диагностики при составлении плана мероприятий (из опыта работы классного руководителя)....
Статья «Об использовании метода учебного проектирования на занятиях в программе ADOBE PHOTOSHOP CS5»
В статье педагог делится своим опытом работы по использованию метода учебного проектирования на занятиях в программе Adobe Photoshop CS5....
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем
В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...