ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Шахматы» (объединения «Дебют»)
рабочая программа
Программа базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий творческой самореализации детей, их социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление. Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку. Программа содержит профориентационную составляющую, в которую входят формирование универсальных компетенций (коммуникативных, учебно-познавательных, информационных, личностного самосовершенствования) и связанными с ними (компетенциями) профессиями в области математики, физики, науки и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_2_goda_v_redaktsii.docx | 114.65 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБУ ДО
Протокол № _____ ДДТ ст. Калининской
от «___» __________20___г. ___________Н.П.Косик
Приказ №___________
от «____» __________20___г.
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Шахматы»
(объединения «Дебют»)
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: два года (288 часов)
Возрастная категория: от 6 до 11 лет
Состав группы: от 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Условия реализации программы: ПФДО
ID-номер в АИС «Навигатор»:
Автор-составитель:
Гафнер Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования
ст. Калининская
2022 год
Содержание
Введение | ||
1. | Раздел 1 «Нормативно-правовая база» | 4 |
2. | Раздел 2 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» | 6 |
2.1. | Пояснительная записка | 6 |
2.2. | Цель и задачи программы | 9 |
2.3. | Содержание программы | 10 |
2.4. | Планируемые результаты | 16 |
3. | Раздел 3 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» | 17 |
3.1. | Календарный учебный график | 17 |
3.2. | Рабочая программа воспитания | 17 |
3.3. | Условия реализации программы | 20 |
3.4. | Формы аттестации | 21 |
3.5. | Оценочные материалы | 21 |
3.6. | Методические материалы | 22 |
3.7 | Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 26 |
Список литературы | 27 |
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана в 2021 году.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает навыки самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, прививает чувство ответственности за принятое решение. Еще более важным в наше время является то, что с помощью шахмат человек может научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Игра в шахматы учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой, поскольку безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
Велика роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме, развитии наглядно-образного и логического мышления, воспитании усидчивости, внимательности, вдумчивости, целеустремленности. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Дети, проявляя живой интерес к игре, познают дух соперничества и соревнования. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.
Раздел 1. «Нормативно-правовая база»
Цель, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дебют» определены в соответствии со следующими нормативными документами:
Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих нормативно-правовых документах:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07.12.2018 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
- Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями и дополнениями от 05.09.2019 г. и 30.09.2020 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р).
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2021 г., регистрационный № 66403).
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровненые программы), письмо Минобрнауки от 18.12.2015 №09-3442.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934.
- Рыбалева И.А. Методические рекомендации по проектированию и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Краснодар: Просвещение-Юг, 2020.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.
- Локальные акты ДДТ.
Раздел 2. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
2.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дебют» носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, относится к физкультурно-спортивной направленности.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных программ по шахматам, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности учащихся.
Актуальность программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий творческой самореализации детей, их социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление. Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку. Программа содержит профориентационную составляющую, в которую входят формирование универсальных компетенций (коммуникативных, учебно-познавательных, информационных, личностного самосовершенствования) и связанными с ними (компетенциями) профессиями в области математики, физики, науки и т.п.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в идее использования игры в шахматы как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка, воспитания спортивного духа. Обучение игре в шахматы позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на повышение продуктивности его мышления: навыков практической и аналитической деятельности в процессе изучения основ игры в шахматы; овладении компьютерными технологиями в процессе обучения, формировании и развитии логического мышления; развитии наглядно-образного мышления, воспитании усидчивости, целеустремленности; развитии личностных качеств (стрессоустойчивость, внимательность, сосредоточенность). Обучающийся этой игре ребенок становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно мыслить, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Обучение по данной программе обладает и мощным воспитательным потенциалом. Дети, участвуя в соревнованиях, играх, учатся взаимному уважению, преодолению психологических и коммуникативных сложностей. В ходе реализации программы они знакомятся со спортивным сообществом, что положительно сказывается как на общекультурном, так и духовно-нравственном развитии.
Отличительные особенности. За основу создания данной программы взята учебная программа для детей Колегова С.В., однако автор-составитель, используя логику структуры учебника Нестерова Д.В. «Учебник шахматной игры», разработал программу для занятий с учетом дифференцированного обучения. В программу включены темы теоретического и практического характера, нацеленные на учащихся с разным уровнем подготовки. Такая структура программы даст возможность в течение учебного года наиболее компетентно определить способности и предпочтения каждого учащегося, с целью дальнейшего их углубления и развития в последующие годы обучения.
В программе предусмотрено изучение темы «Развитие шахмат в Краснодарском крае: история и современность», что является отличительной особенностью данной программы от других.
Адресат программы. Возраст учащихся, на который ориентирована программа, от 6 до 11 лет. В объединении могут обучаться как девочки, так и мальчики без степени предварительной подготовки и уровня образования и без наличия способностей, но имеющих желание овладеть знаниями и техникой игры в шахматы. Количественный состав объединения – от 10 человек. Состав коллектива постоянный.
Зачисление учащихся на обучение по программе «Дебют» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), согласия на обработку персональных данных, копии свидетельства о рождении, медицинской справки об отсутствии медицинских противопоказаний, договора об образовании (сотрудничестве) между муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования домом детского творчества станицы Калининской и родителями (законными представителями) учащегося.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/.
Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: детей с высокой мотивацией к предметной области программы, талантливых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, рассчитана на 288 часов, два года обучения.
Форма обучения – очная
Режим занятий два раза в неделю по два академических часа с 15-ти минутным перерывом для отдыха и смены деятельности учащихся. Итого 288 часов за период обучения по программе.
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с полным составом группы. Форма организации деятельности – групповая. Количество детей в объединении – от 10 человек. На практических занятиях группа делится на подгруппы по 3-5 человек. Продолжительность занятий 2 академических часа с 15-минутным перерывом для отдыха и смены деятельности учащихся.
Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру шахмат.
Обучение строится на следующих принципах: доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному); наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы; индивидуальности – подхода в обучении и воспитании с учетом характера, способностей, интересов; коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы; сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе; связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач); сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Реализация программы также может осуществляться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.
Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении дистанционных образовательных технологий:
- WhatsApp — приложение, удобный инструмент для общения педагога со своими учащимися;
- Google класс - бесплатный веб-сервис, разработанный Google, который призван упростить создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. Основная цель Google Класса — упростить процесс обмена файлами между педагогом и учащимися. Педагог создает обучающий курс на данной платформе, учащиеся получают уникальный код - приглашение на курс. Педагог публикует задание или информацию в ленте. Учащиеся могут оставлять комментарии, прикреплять выполненные задания, тем самым обеспечивается двусторонняя связь между педагогом и учащимися.
- Zoom – платформа для проведения онлайн-занятий (конференций). Во время занятия возможна запись конференции на локальный диск или облако. Также существует возможность общения в чате во время конференции. При организации конференции педагогом, учащиеся получают пароль-идентификатор персональной конференции для входа.
2.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре и создание условий для развития интеллектуально творческой, одаренной личности посредством занятий шахматами.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
предметные:
- познакомить с историей шахматной игры;
- сформировать базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной игры;
- сформировать знания приемов игры в миттельшпиле, закономерностей эндшпиля;
- закрепить полученные знания, умения и навыки в турнирной практике;
- формировать навыки самостоятельной работы с шахматными источниками.
личностные:
- воспитание положительных качеств личности – аккуратности, усидчивости, дисциплинированности, самостоятельности, потребности в саморазвитии и др.
- формирование положительных мотивов к обучению через использование ситуации успеха и др.;
- воспитание общеучебных навыков в процессе работы с шахматной литературой, поведения на занятии и др.;
- формирование потребности в соблюдении основ гигиены и здорового образа жизни, укрепление здоровья, закаливание организма;
метапредметные:
- развитие мышления учащихся в процессе анализа партий, решения задач и этюдов и т.п.;
- развитие внимания, особенно концентрации, устойчивости и переключаемости в процессе шахматной игры;
- развитие памяти через усвоение шахматной теории;
- развитие навыков пространственного ориентирования в процессе работы с шахматной доской;
- развитие познавательных интересов в процессе погружения учащихся в мир шахмат и его историю.
2.3. Содержание программы
Учебный план
1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Первый модуль | |||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | опрос |
2 | Профориентирование | 2 | 1 | 1 | опрос, наблюдение |
3 | Знакомство с шахматной доской | 6 | 3 | 3 | опрос, наблюдение |
4 | Изучение фигур | 16 | 8 | 8 | опрос |
5 | Шах и мат | 6 | 2 | 4 | коллективный анализ работы |
6 | Начало шахматного сражения | 36 | 12 | 24 | коллективный анализ работы |
Итого: | 68 | 27 | 41 | ||
Второй модуль | |||||
7 | Основные тактические приемы | 36 | 14 | 22 | коллективный анализ работы |
8 | Форсированные ходы и шахматная комбинация | 14 | 6 | 8 | коллективный анализ работы |
9 | Дебют | 8 | 2 | 6 | коллективный анализ работы |
10 | Турниры | 8 | 2 | 6 | коллективный анализ работы |
11 | Игры на компьютере | 8 | 2 | 6 | коллективный анализ работы |
12 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | коллективный анализ работы |
Итого | 76 | 27 | 49 | ||
Итого по программе | 144 | 54 | 90 |
2-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Первый модуль | |||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | опрос |
2 | Профориентирование | 2 | 1 | 1 | опрос |
3 | Повторение материала первого года обучения | 2 | 1 | 1 | опрос |
4 | Особенности игры в миттельшпиле | 18 | 8 | 10 | коллективный анализ работы |
5 | Мат | 20 | 8 | 12 | коллективный анализ работы |
6 | Особенности игры в эндшпиле | 24 | 10 | 14 | коллективный анализ работы |
Итого: | 68 | 29 | 39 | ||
Второй модуль | |||||
7 | Эндшпиль | 28 | 12 | 16 | коллективный анализ работы |
8 | Материальное соотношение фигур | 20 | 8 | 12 | коллективный анализ работы |
9 | Классификация шахматных ошибок | 4 | 2 | 2 | коллективный анализ работы |
10 | Особенности шахматных соревнований. Турниры. | 16 | 8 | 8 | коллективный анализ работы |
11 | Игры на компьютере | 6 | 2 | 4 | коллективный анализ работы |
12 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | коллективный анализ работы |
Итого | 76 | 33 | 43 | ||
Итого по программе | 144 | 62 | 82 | ||
Содержание учебного плана
1-й год обучения
Первый модуль
1.Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с программой, целями и задачами объединения на год, Уставом ДДТ, правилами поведения. Расписание.
Практика. Инструктаж по технике безопасности.
2. Профориентирование (2 ч.)
Теория. Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся.
Практика. Беседа, анкетирование.
3. Знакомство с шахматной доской (6 ч.)
Теория. Знакомство с историей шахмат. Изучение поля битвы, обозначения полей, основ шахматной нотации.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
4.Изучение фигур (16 ч.)
Теория. Знакомство с шахматными фигурами. Ценность фигур. Изучение начальных позиций пешек и фигур, ходов пешек и тяжелых фигур, приема «рокировка», взятия фигур, общих правил взятия фигур.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
5. Шах и мат (6 ч.)
Теория. Изучение шаха и мата, пата.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской.
6. Начало шахматного сражения (36 ч.)
Теория. Знакомство с понятиями «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль». Изучение начала шахматного сражения, примеров дебютов, основ шахматной стратегии. Изучение способов мобилизации сил. Знакомство с типами взаимодействия фигур. Изучение правил сражающихся фигур, развития дебюта, борьбы за центр, игры пешечного центра, уничтожения пешечного центра с помощью жертвы. Изучение прорыва отсталой пешки, дефектов пешечной цепи, подрыва пешечного центра. Изучение способов избавления от пешечных слабостей, цугцванга, дебютных ловушек, неудачного старта.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
Второй модуль
7. Основные тактические приемы (36 ч.)
Теория. Знакомство со способами ограничения подвижности фигур, основных видов связок, общими сведениями о тактических приемах. Знакомство с приемами: двойной удар, открытое нападение, открытый шах, мельница, двойной шах, завлечение, блокировка, отвлечение, освобождение поля, освобождение линии, уничтожение защитника, изоляция и перекрытие, рентген, промежуточный ход, капкан, далеко продвинутая пешка.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, партия с применением дебютов, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
8. Форсированные ходы и шахматная комбинация (14 ч.)
Теория. Знакомство с понятиями: форсированные ходы, шахматная комбинация. Изучение двойного удара как форсированного хода. Изучение приемов «взятие» и «комбинация». Разбор примеров ошибочной комбинации для достижения перевеса.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
9. Дебют (8 ч.)
Теория. Изучение открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Разбор типичных ошибок в дебюте.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии, отработка пройденного материала.
10. Турниры (8 ч.)
Теория. Консультационные турниры по пройденному материалу. Знакомство с историей проведения блиц-турниров, сеансом одновременной игры. Анализ сыгранных партий
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
11. Игра на компьютере (8 ч.)
Теория. Знакомство с компьютерными программами по шахматам. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игровая практика на компьютере с применением ранее изученных тем. Разбор партий по компьютерным шахматным программам.
12. Итоговое занятие (2 ч.)
Теория. Анализ сыгранных партий, подведение итогов.
Практика. Итоговая аттестация учащихся.
2-й год обучения
- Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с целями и задачами объединения на год, повторение Устава ДДТ, правилами поведения. Расписание.
Практика. Инструктаж по технике безопасности.
- Профориентирование (2 ч.)
Теория. Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся.
Практика. Беседа, анкетирование.
- Повторение материала первого года обучения (2 ч.)
Теория. Повторение основных правил и понятий игры в шахматы.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
- Особенности игры в миттельшпиле (8 ч.)
Теория. Знакомство с особенностями игры в миттельшпиле, атакой на короля, атакой на слабый пункт, атакой по слабым полям. Изучение фигурно-пешечной атаки по вертикали f, g, h. Знакомство с ролью ферзя в атаке и защите. Изучение уничтожения атакующих фигур, типичных ошибок в миттельшпиле. Отработка типичных ошибок.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
- Мат (20ч.)
Теория. Изучение мата двумя ладьями, мата одной ладьей, мата ферзем, мата двумя слонами. Изучение игры двух коней против короля, ферзя против коня, ферзя против слона, ферзя против пешки. Изучение мата слоном и конем. Изучение детского мата.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
- Особенности игры в эндшпиле (24 ч.)
Теория. Знакомство с видами окончаний. Изучение правил игры в эндшпиле, разбор правил игры в эндшпиле. Изучение пешечных окончаний, игры короля и пешки против короля, ладейных пешек, короля и пешек против короля и пешек, короля и двух пешек против короля, короля и двух пешек против короля и пешки. Изучение многопешечных окончаний, игры ладьи против коня или слона. Отработка игры ладьи против коня.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
Второй модуль
- Эндшпиль (28 ч.)
Теория. Отработка игры ладьи против слона. Изучение игры фигур против пешек, ладьи против пешки, ладьи и легких фигур против пешек, коня и пешек против короля. Знакомство с ладейными окончаниями, основными правилами ладейных окончаний, окончаний со слоном. Изучение игры слона и пешки против слона, слона и пешки против слона и пешки, слона и двух пешек против слона, слона против коня, ферзя против ладьи. Изучение ферзевых окончаний.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
- Материальное соотношение фигур (20 ч.)
Теория. Изучение влияния материального преимущества на стратегию игры, понятия «размен», «размен мелких фигур». Знакомство с ролью пешечной структуры в определении стратегии. Изучение правильного мышления во время шахматной игры, определение ходов-кандидатов, анализ ходов-кандидатов. Знакомство с правилом Блюменфельда. Изучение нападения и защиты в игре, защиты в шахматной партии.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
- Классификация шахматных ошибок (4 ч.)
Теория. Знакомство с классификацией шахматных ошибок, разбор типичных ошибок в игре.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
- Особенности шахматных соревнований. Турниры. (16 ч.)
Теория. Знакомство с особенностями шахматных турниров, системой проведения соревнований. Проведение и разбор консультационных турниров. Анализ ошибок консультационных турниров. Знакомство с блиц-турнирами, разбор блиц-турниров, анализ ошибок блиц-турниров.
Практика. Изучение терминов. Запись партий и их анализ, разбор специально подобранных позиций и учебных партий. Анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
11. Игры на компьютере (6 ч.)
Теория. Знакомство с компьютерными программами по шахматам. Инструктаж по технике безопасности. Отработка полученных знаний в компьютерных программах.
Практика. Игровая практика на компьютере с применением ранее изученных тем. Разбор партий по компьютерным шахматным программам.
- Итоговое занятие (2 ч.)
Теория. Анализ сыгранных партий, подведение итогов.
Практика. Итоговая аттестация учащихся.
2.4. Планируемые результаты
предметные:
- иметь базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной игры;
- знать приемы игры в миттельшпиле, закономерностей эндшпиля;
- иметь знания, умения и навыки в турнирной практике;
- знать историю шахматной игры;
- уметь самостоятельно работать с шахматными источниками.
личностные:
- проявлять положительные качества личности – аккуратность, усидчивость, дисциплинированность, самостоятельность, потребность в саморазвитии и др.
- проявлять положительные мотивы к обучению через использование ситуации успеха и др.;
- проявлять общеучебные навыки: в процессе работы с шахматной литературой, дисциплинированное поведение на занятии и др.;
- соблюдать основы гигиены и здорового образа жизни, укрепление здоровья, закаливание организма;
метапредметные:
- проявлять мышление в процессе анализа партий, решения задач и этюдов и т.п.;
- проявлять развитое внимание, особенно концентрацию, устойчивость и переключаемость в процессе шахматной игры;
- проявлять хорошую память в шахматной теории;
- иметь навыки пространственного ориентирования в процессе работы с шахматной доской;
-проявлять познавательный интерес в процессе погружения в мир шахмат и его историю.
Раздел 3 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
3.1 Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 01.09.2022-31.05.2023г. |
Количество учебных недель | 36 |
Продолжительность каникул | - |
Место проведения занятия | МБУ ДО ДДТ ст. Калининской кабинет 27 |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 2 академических часа |
Форма занятий | Групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом |
Сроки контрольных процедур | конец учебного года (май) |
Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок | - |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | По плану МБУ ДО ДДТ ст. Калининской |
3.2. Рабочая программа воспитания
Название объединения: «Дебют».
Предполагаемое количество учащихся: 2 группы, 20 человек.
Учащиеся имеют возрастную категорию детей от 6 до 11 лет.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Цель программы: формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
Патриотическое воспитание - формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
Нравственное воспитание – формирование представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и народов России.
Национальное воспитание – формирование представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», понимание таких явлений как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
Трудовое и профориентационное воспитание - формирование знаний и представлений о трудовой деятельности, выявление творческих способностей и профессиональных предпочтений учащихся.
Интеллектуальное воспитание - развитие кругозора и любознательности; воспитание познавательных интересов, формирование потребности в приобретении новых знаний и интереса к творческой деятельности.
Семейное воспитание - формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
Эстетическое воспитание - формирование характера и нравственных качеств, а также развитие художественного вкуса и эстетики поведения.
Физическое воспитание – формирование потребности в здоровом образе жизни; ориентация на целенаправленное укрепление здоровья учащихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизация работоспособности и предупреждение заболеваемости; укрепление физического, психологического и социального здоровья (сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих).
Экологическое воспитание - формирование экологической культуры личности и общества, которая проявляется в сознательном, бережном и внимательном отношении людей к здоровью окружающей среды и человека.
Правовое воспитание - формирование у учащихся правовой культуры, представления об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Планируемый результат | Примечание |
1 | Патриотическое воспитание | Беседа «Девятый день великого мая» | май | развитие чувства гражданской ответственности и патриотизма | |
2 | Нравственное воспитание | Круглый стол «С уважением и любовью», приуроченный ко Дню пожилого человека | октябрь | Формирование уважительного отношения к пожилым людям, воспитание чувства ответственности за старшее поколение | |
3 | Национальное воспитание | Круглый стол «Наша истинная национальность – человек!» | ноябрь | Повышение уровня толерантности, сохранение стабильной межэтнической обстановки в учреждении | |
4 | Трудовое воспитание | Дискуссия «Без труда ничего не дается» | май | Формирование начального опыта трудового творческого сотрудничества среди учащихся | |
5 | Интеллектуальное воспитание | Интеллектуальный марафон «Как развивать в себе хорошую память?» | сентябрь | Формирование навыков дискуссии, работы по развитию памяти, внимания, воображения, интеллекта | |
6 | Семейное воспитание | Акция «Подари сердце маме!» | март | Формирование устойчивого уважительного заинтересованного отношения к институту семьи | |
7 | Эстетическое воспитание | Беседа «Красота в глазах смотрящего» | декабрь | Формирование эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное | |
8 | Физическое воспитание | Квест «Путешествие в страну здоровья» | апрель | Увеличение кругозора детей о видах спорта и спортивном инвентаре, развитие познавательного интереса | |
9 | Экологическое воспитание | Конкурс «Знатоки природы» | февраль | Формирование положительно-эмоционального отношения к окружающей среде, заботливого отношения к природе | |
10 | Правовое воспитание | Беседа «Ответственность и безответственность. Что прячется за этим?» | январь | Повышение уровня правовой культуры учащихся |
3.3 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо выполнение следующих условий:
1. Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
2. Материально-техническое обеспечение:
Помещение, в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21. Техническое оснащение: шахматы, рабочие тетради, учебные материалы, карточки с задачами, лампы дневного освещения, компьютер с программным обеспечением, парты, стулья.
3. Информационное обеспечение. Интернет-источники:
https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края
https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края»
http://knmc.kubannet.ru/ Краснодарский НМЦ
http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования
http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
http://www.dop-obrazovanie.com/
сайт о дополнительном внешкольном образовании http://www.redu.ru
Специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Интернет - источники.
3.4 Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, выполнения творческих заданий, групповых игр. При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);
- текущая диагностика, проводимая в ходе учебного года (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития учащихся.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Формы подведения итогов реализации программы: тестирование.
3.5 Оценочные материалы
По мере освоения программы периодически проводится контроль и диагностика полученных знаний и навыков учащихся. Перечень диагностических методик:
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностические карты);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (диагностическая карта).
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
1.Шахматные турниры.
2.Сеансы одновременной игры.
3.Конкурсы по решению шахматных задач.
№ | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения | Сроки |
1. | Способность решать одно, двух, трех и т.д. ходовых задач, разыгрывания открытых, полуоткрытых и закрытых дебютов (5-7 ходов) | Работа по карточкам | Декабрь апрель |
2. | Способность вести записи партий, играть с применением часов, самостоятельно проводить разбор партий | Личные соревнования по шахматам по круговой системе | Ноябрь-декабрь, Апрель- май. |
3. | Способность проводить анализ сыгранных партий | Соревнования | Апрель |
3.6 Методические материалы
На первых занятиях учащиеся узнают о происхождении шахмат, знакомясь с их историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие. К практической части относятся тематические матчи, консультационные партии, соревнования. На занятиях анализируются сыгранные партии, находятся, объясняются, и искоренять допущенные ошибки. Дети участвуют в шахматных турнирах.
В течение освоения программы используются следующие методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Педагог помогает учащимся, корректирует его действия, но не вмешивается в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Учащимися предлагается исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Шахматы, дарят детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.
На занятиях используются следующие технологии:
1. Игровые технологии. Основная задача игровых технологий – дать ребенку раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Катализатором формирования воображения является музыка, она направляет творческую активность. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить его, побудить развитие творческого потенциала, грамотно подобранное музыкальное сопровождение благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Приобретенные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.
Игровые технологии являются средством, активизирующим деятельность учащихся, в их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение учебного материала в соответствии с поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Необходимо отметить, что игровые технологии предоставляют бескрайние возможности для их использования на занятиях. Игра является неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка. Скучные упражнения после игры, приобретают совсем другой, более богатый смысл.
2. Здоровьесберегающие технологии. Применение данной технологии на занятии способствует:
- воспитанию у учащихся культуры здоровья как физического, так и психо-эмоционального;
- формированию личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
- представлению о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни;
- развитию ребенка, формированию средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности;
- сохранению физического и психического здоровья учащихся и их социальной адаптации;
- обогащению двигательного опыта под различную ритмическую музыку;
- развитию и совершенствованию всех видов движений, умений выполнять их легко, выразительно, артистично и в соответствии с музыкой.
3. Технологии обучения в сотрудничестве и развивающего обучения. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае учащиеся разбиваются на группы по несколько человек. Группам дается определенное задание. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свою музыкальную композицию, и показывают друг другу. Члены команды просматривают ее, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
4. Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон хореографического творчества, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Принципы проблемного обучения: самостоятельность учащихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач.
В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, технология проблемного обучения предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке педагога, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного.
Технология индивидуализации обучения – модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.
Технология группового обучения предполагает деление учащихся на несколько групп, где дети получают специальные упражнения для решения учебных задач.
Технология дифференцированного обучения – это технология обучения учащихся одной группы, детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности.
Технология развивающего обучения, используя данную технологию на занятиях ребенку отводится роль самостоятельного субьекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.
Формы организации учебного занятия: игра (учебные, тренировочные и тематические партии между учащимися с педагогом, с компьютером); решения комбинаций, задач и этюдов; участие в личных и командных соревнованиях различного уровня; сеансы одновременной игры; совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров; работа с шахматной литературой; на компьютере.
Тематика и формы методических материалов: пособия, оборудование, рабочие тетради
Дидактические материалы: бланки анкет, ПК, презентация, карточки с заданием, раздаточные материалы, инструкции, технологические карты, задания, упражнения, шахматные задачи
Алгоритм проведения учебного занятия. На занятиях используются: краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах, занимательные вопросы из жизни шахмат, шахматные партии, беседы, работа со словарем шахмат, дискуссии, учебные игры, конкурсы, соревнования, самостоятельная работа, практические занятия, презентации.
Занятия проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов каждого учащегося;
- коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);
- сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Методы отслеживания результативности:
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в виде карт оценки результатов освоения программы, портфолио учащихся. Контроль уровня обучения по каждой теме программы и в конце года происходит в форме участия в матчах и соревнованиях и знания теоретического материала.
Условиями успешности обучения в рамках программы объединения являются:
- активность учащегося;
- повышенная мотивация;
- связь обучения с жизнью объединения;
- самостоятельность мышления.
3.7. Порядок утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дебют» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
Список литературы
для педагогов
1. Рыбалева И.А. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2019;
2. Рыбалева И.А., Ремезова Г.С. Совершенствование профессионального мастерство управленческих и педагогических кадров сферы дополнительного образования детей Краснодарского края: Вызовы времени и стратегия будущего развития: Сборник материалов победителей конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования Краснодарского края/авт.-сост. И.А.Рыбалева, Г.С.Ремезова. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2020.- 250с.
3. Рыбалева И.А., Ремезова Г.С. Типовые модели развития современного дополнительного образования: доступное, разноуровневое, цифровое/ авт.-сост. И.А.Рыбалева, Л.А.Савченко. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2020. – 366 с.
4. Рыбалева И.А., Ремезова Г.С. Современное доступное дополнительное образование: равный доступ и равные возможности: сборник материалов региональной конференции работников сферы дополнительного образования детей Краснодарского края/ авт.-сост. И.А.Рыбалева, Г.С.Ремезова. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2020. – 351 с.
5. В.В. Костров, С.Н. Федоров Шахматный решебник / авт.-сост. В.В. Костров, С.Н. Федоров – издательство: Русский шахматный двор, 2020, - 128с.
6. Н.М. Калиниченко, Курс шахматной стратегии для начинающих/ авт.-сост. Н.М. Калиниченко, издательство «Калиниченко», 2020, - 112 с.
Интернет-источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Взятие_на_проходе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дебют_(шахматы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рокировка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Техническое_поражение
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шах_(шахматы)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_нотация
https://www.chess.com/ru/openings
http://chessmanual.blogspot.com/p/kak-igratj-v-shahmaty.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейцарская_система
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества станицы Калининской
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________ Коханенко Е.А.
« » 2022 г.
Календарный учебный график
на 2022 -2023 учебный год
Название программы «Шахматы»
Количество часов по программе 144
Возраст учащихся 6-11 лет
Срок реализации программы 2 год
Педагог Гафнер Светлана Викторовна
Планирование составлено на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога, утвержденной решением педагогического совета № ___ от _____________________г.
1 группа - 1 год обучения
ст. Калининская
2022 г.
1-й год обучения
№ | Тема занятия | Кол. часов | дата | Прило-жение | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | |||
1.1 | Знакомство с программой, целями и задачами объединения на год. ТБ | 2 | |||
2 | Профориентирование | 2 | |||
2.2 | Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся | 2 | |||
3 | Знакомство с полем и шахматными фигурами | 6 | |||
3.3 | Знакомство с историей шахмат | 2 | |||
3.4 | Изучение поля битвы | 2 | |||
3.5 | Изучение шахматной нотации | 2 | |||
4 | Изучение фигур | 16 | |||
4.6 | Знакомство с шахматными фигурами | 2 | |||
4.7 | Изучение ценности фигур | 2 | |||
4.8 | Изучение начальных позиций пешек | 2 | |||
4.9 | Изучение начальных позиций фигур | 2 | |||
4.10 | Изучение ходов пешек | 2 | |||
4.11 | Изучение ходов тяжелых фигур | 2 | |||
4.12 | Изучение хода «рокировка» | 2 | |||
4.13 | Изучение взятия фигур | 2 | |||
5 | Шах и мат | 6 | |||
5.14 | Изучение шаха | 2 | |||
5.15 | Изучение мата | 2 | |||
5.16 | Изучение пата | 2 | |||
6 | Начало шахматного сражения | 36 | |||
6.17 | Знакомство с понятием «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль» | 2 | |||
6.18 | Как начинать шахматное сражение | 2 | |||
6.19 | Изучение примеров дебютов | 2 | |||
6.20 | Изучение основ шахматной стратегии | 2 | |||
6.21 | Изучение мобилизации сил | 2 | |||
6.22 | Знакомство с пятью типами взаимодействия фигур | 2 | |||
6.23 | Изучение правила сражающихся фигур | 2 | |||
6.24 | Изучение развития дебюта | 2 | |||
6.25 | Изучение борьбы за центр | 2 | |||
6.26 | Изучение игры пешечного строя | 2 | |||
6.27 | Изучение способа уничтожения пешечного центра с помощью жертвы | 2 | |||
6.28 | Изучение прорыва отсталой пешки | 2 | |||
6.29 | Изучение дефектов в пешечной цепи | 2 | |||
6.30 | Изучение подрыва пешечного центра | 2 | |||
6.31 | Как избавиться от пешечных слабостей | 2 | |||
6.32 | Изучение цугцванга как метода борьбы | 2 | |||
6.33 | Изучение дебютных ловушек | 2 | |||
6.34 | Изучение неудачного старта | 2 | |||
7 | Основные тактические приемы | 38 | |||
7.35 | Знакомство со способами ограничения подвижности фигур | 2 | |||
7.36 | Изучение основных видов связок | 2 | |||
7.37 | Знакомство с общими сведениями о тактических приемах | 2 | |||
7.38 | Знакомство с приемом «двойной удар» | 2 | |||
7.39 | Знакомство с приемом «открытое нападение» | 2 | |||
7.40 | Знакомство с приемом «открытый шах» | 2 | |||
7.41 | Изучение приема «мельница» | 2 | |||
7.42 | Изучение приема «двойной удар» | 2 | |||
7.43 | Изучение приема «завлечение» | 2 | |||
7.44 | Изучение приема «блокировка» | 2 | |||
7.45 | Изучение приема «отвлечение» | 2 | |||
7.46 | Изучение приема «освобождение поля» | 2 | |||
7.47 | Изучение приема «освобождение линии» | 2 | |||
7.48 | Изучение приема «уничтожение защитника» | 2 | |||
7.49 | Изучение приема «изоляция и перекрытие» | 2 | |||
7.50 | Изучение приема «рентген» | 2 | |||
7.51 | Изучение приема «промежуточный ход» | 2 | |||
7.52 | Изучение приема «капкан» | 2 | |||
7.53 | Изучение приема «далеко продвинутая пешка» | 2 | |||
8 | Форсированные ходы и шахматная комбинация | 14 | |||
8.54 | Знакомство с понятием «форсированные ходы», «шахматная комбинация» | 2 | |||
8.55 | Изучение двойного удара как форсированного хода | 2 | |||
8.56 | Изучение приема «взятие» | 2 | |||
8.57 | Изучение приема «комбинация» | 2 | |||
8.58 | Разбор примеров ошибочной комбинации | 2 | |||
8.59 | Изучение матовых комбинаций | 2 | |||
8.60 | Изучение комбинаций для достижения материального перевеса | 2 | |||
9. | Дебют | 8 | |||
9.61 | Изучение открытых дебютов | 2 | |||
9.62 | Изучение полуоткрытых дебютов | 2 | |||
9.63 | Изучение закрытых дебютов | 2 | |||
9.64 | Изучение типичных ошибок в дебюте | 2 | |||
10. | Турниры | 8 | |||
10.65 | Консультационные турниры. Разбор ошибок | 2 | |||
10.66 | Анализ сыгранных партий | 2 | |||
10.67 | История проведения блиц-турниров | 2 | |||
10.68 | Сеанс одновременной игры | 2 | |||
11. | Игра на компьютере | 6 | |||
11.69 | Знакомство с компьютерными программами по шахматам | 2 | |||
11.70 | Игровая практика на компьютере с применением ранее изученных тем | 2 | |||
11.71 | Разбор партий по компьютерным шахматным программам | 2 | |||
12. | Итоговое занятие | 2 | |||
12.72 | Анализ сыгранных партий. Итоговая аттестация учащихся | 2 | |||
Итого | 144ч |
2-й год обучения
№ | Тема занятия | Кол. часов | дата | Прило-жение | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | |||
1.1 | Знакомство с программой, целями и задачами объединения на год. ТБ | 2 | |||
2 | Профориентирование | 2 | |||
2.2 | Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся | 2 | |||
3 | Повторение материала первого года обучения | 2 | |||
3.3 | Повторение основных правил и понятий игры в шахматы | 2 | |||
4 | Особенности игры в миттельшпиле | 18 | |||
4.4 | Знакомство с особенностями игры в миттельшпиле | 2 | |||
4.5 | Знакомство с атакой на короля | 2 | |||
4.6 | Изучение атаки на слабый пункт | 2 | |||
4.7 | Изучение атаки по слабым полям | 2 | |||
4.8 | Изучение фигурно-пешечной атаки по вертикали f, g, h | 2 | |||
4.9 | Знакомство с ролью ферзя в атаке и защите | 2 | |||
4.10 | Изучение уничтожения атакующих фигур | 2 | |||
4.11 | Изучение типичных ошибок в миттельшпиле | 2 | |||
4.12 | Отработка типичных ошибок в миттельшпиле | 2 | |||
5 | Мат | 20 | |||
5.13 | Изучение мата двумя ладьями | 2 | |||
5.14 | Изучение мата одной ладьей | 2 | |||
5.15 | Изучение мата ферзем | 2 | |||
5.16 | Изучение мата двумя слонами | 2 | |||
5.17 | Изучение игры двух коней против короля | 2 | |||
5.18 | Изучение игры ферзя против коня | 2 | |||
5.19 | Изучение игры ферзя против слона | 2 | |||
5.20 | Изучение игры ферзя против пешки | 2 | |||
5.21 | Изучение мата салоном и конем | 2 | |||
5.22 | Изучение детского мата | 2 | |||
6 | Особенности игры в эндшпиле | 24 | |||
6.23 | Знакомство с видами окончаний | 2 | |||
6.24 | Изучение правил игры в эндшпиле | 2 | |||
6.25 | Разбор правил игры в эндшпиле | 2 | |||
6.26 | Изучение пешечных окончаний | 2 | |||
6.27 | Изучение игры короля и пешки против короля | 2 | |||
6.28 | Изучение ладейных пешек | 2 | |||
6.29 | Изучение игры короля и пешки против короля и пешки | 2 | |||
6.30 | Изучение игры короля и двух пешек против короля | 2 | |||
6.31 | Изучение игры короля и двух пешек против короля и пешки | 2 | |||
6.32 | Изучение многопешечных окончаний | 2 | |||
6.33 | Изучение игры ладьи против коня или слона | 2 | |||
6.34 | Изучение игры ладьи против коня | 2 | |||
7 | Эндшпиль | 28 | |||
7.35 | Изучение игры ладьи против слона | 2 | |||
7.36 | Изучение игры фигур против пешек | 2 | |||
7.37 | Изучение игры ладьи против пешек | 2 | |||
7.38 | Изучение игры ладьи и легких фигур против пешек | 2 | |||
7.39 | Изучение игры коня и пешек против короля | 2 | |||
7.40 | Изучение ладейных окончаний | 2 | |||
7.41 | Знакомство с основными правилами ладейных окончаний | 2 | |||
7.42 | Изучение окончаний со слоном | 2 | |||
7.43 | Изучение игры слона и пешки против слона | 2 | |||
7.44 | Изучение игры слона и пешки против слона и пешки | 2 | |||
7.45 | Изучение игры слона и двух пешек против слона | 2 | |||
7.46 | Изучение игры слона против коня | 2 | |||
7.47 | Изучение игры ферзя против ладьи | 2 | |||
7.48 | Изучение ферзевых окончаний | 2 | |||
8 | Материальное соотношение фигур | 20 | |||
8.49 | Изучение влияния материального преимущества на стратегию игры | 2 | |||
8.50 | Изучение понятия «размен» | 2 | |||
8.51 | Изучение понятия размен легких фигур» | 2 | |||
8.52 | Знакомство с ролью пешечной структуры в определении стратегии | 2 | |||
8.53 | Изучение правильного мышления во время шахматной игры | 2 | |||
8.54 | Определение ходов-кандидатов | 2 | |||
8.55 | Анализ ходов-кандидатов | 2 | |||
8.56 | Знакомство с правилом Блюменфельда | 2 | |||
8.57 | Изучение нападения и защиты в игре | 2 | |||
8.58 | Изучение защиты в шахматной партии | 2 | |||
9 | Классификации шахматных ошибок | 4 | |||
9.59 | Знакомство с классификацией шахматных ошибок | 2 | |||
9.60 | Разбор типичных ошибок в игре | 2 | |||
10 | Особенности шахматных соревнований | 16 | |||
9.61 | Знакомство с особенностями шахматных турниров | 2 | |||
9.62 | Знакомство с системой проведения соревнований | 2 | |||
9.63 | Проведение консультационных турниров | 2 | |||
9.64 | Разбор консультационных турниров | 2 | |||
9.65 | Анализ ошибок консультационных турниров | 2 | |||
9.66 | Проведение блиц-турниров | 2 | |||
9.67 | Разбор блиц-турниров | 2 | |||
9.68 | Анализ ошибок блиц-турниров | 2 | |||
10. | Игра на компьютере | 6 | |||
10.69 | Игровая практика на компьютере | 2 | |||
11.70 | Отработка полученных знаний в компьютерных играх | 2 | |||
11.71 | Разбор партий по компьютерным шахматным программам | 2 | |||
12. | Итоговое занятие | 2 | |||
12.72 | Анализ сыгранных партий. Итоговая аттестация учащихся | 2 | |||
Итого | 144ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса
Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...
Сборник дидактических игр для первого года обучения направления «Шахматы»
Сборник игр для детей, родителей и педагогов по темам первого года обучения игре в шахматы....
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
Дополнительное образование...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Шахматы»
Предоставляю вашему рассмотрению мою практику, не судите строго<3...