ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ИЗО» творческого объединения «Малышок»
рабочая программа на тему

Пигина Анна Алексеевна

Предварительный просмотр:

 Комитет по образованию Петропавловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»

Структурное подразделение «Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол №___

От «__» ________    _______

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

 МБОУ «Петропавловская СОШ»

 «___» _______ ______

Директор __________Т.Г.Захарова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ИЗО»

творческого объединения «Малышок»

(срок реализации - 2  года,  возраст детей  5-7лет)

Автор - составитель:

Пигина Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

2018 год

Пояснительная записка

 

Живопись является одним из важнейших разделов  учебного процесса.  Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом  богатстве.

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Именно  через знакомство  с традиционным народным искусством дети смогут по-настоящему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством  и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового  искусства. Система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, загадок, потешек и небылиц.

Дошкольники в  процессе творчества переживают сюжеты добрых и мудрых народных сказок, узнают о  традиционных игрушках из дерева, соломы, глины, ткани; об узорах народной вышивки, о  кружеве, о  знаменитых старинных народных промыслах — Хохломе, Гжели, Дымкове, Каргополе, Городце, Полховском Майдане; о  традиционном интерьере и предметах быта. Использование игровых ситуаций помогает ввести

ребёнка в  мир традиционной культуры.

Актуальность.

    Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни.

    В  процессе реализации целостной системы художественного воспитания дошкольников согласно требованиям программы  «Преемственность»  воссоздаются связи обучающихся с  общенародным, общечеловеческим в  большом историческом пространстве, а  это в  конечном

итоге свидетельствует о  процессе формирования эстетической культуры личности.

Освоение дошкольниками национально-культурных традиций,

в  которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, имеет

особую значимость для их духовно-нравственного воспитания и гражданского становления. Такое воспитание формирует прежде всего

ценностное отношение к  миру, Родине, природе, семье, родному дому

и родителям, труду и творчеству, культурному наследию и традициям своего и других народов по законам красоты.

Вид программы и направленность дополнительной образовательной деятельности.

     Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Росси от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края  от 19.03.2015. № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А. (далее Устав).

    Программа модифицированная имеет художественно- эстетическую направленность.

     Содержание программы отобрано с учетом следующих принципов:

- соотстветствие  имеющимся временным ресурсам и материальной базе,

- доступность,

- научность,

- практическое применение полученных знаний,

- учет половозрастных особенностей.

     В содержании программы практический материал преобладает над теоретическим.

Учебный план изучается от простого к сложному.

Цели и задачи программы.

 Цель: - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной; развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через  изобразительное искусство.  

 задачи: -  

- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки

- способствовование  духовно-нравственному воспитанию, эстетическому  развитию детей, приобщить их  к непреходящим общечеловеческим ценностям;

- познакомить воспитанников с красотой и богатством русского      искусства;

Организация режима работы объединения

     Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 5-7 лет.

   Для занятий формируется  профильная, комбинированная группа учащихся с постоянным составом 11 человек. Занятия проводятся в группе «Малышок»

Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 2 раза в неделю, продолжительность каждого составляет  25 минут.

                                     

 Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

             Наименование    

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение в предмет, основные понятия

1

5

6

2

Осень

4

11

15

3

Зима

4

11

15

4

Весна

4

11

15

5

Лето

3

6

9

6

Итоговое занятие

1

 3

4

Итого

17

47

64

Цель: Создание условий для реализации и развития творческих способностей детей в области ИЗО.

Задачи:

-  Познакомить детей с названиями главных  цветов ( красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой ;

- Развить мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, внимание, воображение, творческую активность.

- Воспитывать интерес к ИЗО, художественный вкус.

Содержание 1 года обучения.

Введение (6ч.)

Теория. Что такое изобразительное искусство, чем мы будем заниматься на занятиях, ТБ.

Осень (15ч.)

Дошкольники знакомятся с различными видами народного творчества: хохломская роспись, народный костюм, ткачество половичков.

Дети овладевают изобразительными техниками: гуашь, акварель.

Творческая деятельность детей происходит на основе интеграции разных видов искусств: фольклора (загадки, пословицы, сказки), народного декоративно-прикладного искусства.

Темы:  «Вспоминаем лето красное» (2ч), «В  осеннем лесу» (2ч), «Золотая Хохлома» (3ч), «Петушок — Золотой  гребешок» (2ч), «В  гостях у  сказки.  «Лиса и журавль» (1ч), «Украсим тарелочку для журавля» (1ч), «Осенний букет» (2ч), «Половички для тепла и уюта» (2ч).

Зима (15ч.)

С  декоративными образами зимней природы дошкольники знакомятся, рассматривая снежные узоры народного кружева, голубую Гжель, самостоятельно выполняют зимний пейзаж в  техниках графики. На страницах раздела дошкольники знакомятся со знаменитой Каргопольской

игрушкой.

В  разделе  «Зима»  большое внимание уделено заданиям, связанным с  подготовкой к  весёлым новогодним и рождественским праздникам: проводится интеграция разных видов искусства в  творческую деятельность детей: фольклора, народной музыки и танца.

Темы  «Белый снег пушистый в  воздухе кружится» (3ч), «Заснувшая природа» (3ч), «Вырос лес белый весь», «Каргопольская глиняная игрушка» (3ч), «В  гостях у  сказки.  «Волк и семеро козлят», «Голубая Гжель» (3ч), «Мой любимый кот», «В  гостях у  сказки.  «Морозко» (3ч)

Весна (15ч.)

Дети знакомятся с  новыми видами народного творчества: русские матрёшки, глиняная дымковская игрушка.

Дошкольники создают весенние пейзажи в  разной технике: гуашь, акварель, графика. Творческая деятельность детей строится на основе интеграции разных видов искусств: фольклора, народной музыки, народного декоративно-прикладного творчества.

Темы: «Светлая красота русского костюма» (3ч), «Дружная семья матрёшек» (3ч), «Поющее дерево» (2ч), «Весна цветущая» (4ч), «Радуга дымковских узоров» (1ч), «Раскрась лошадку» (2ч)

Лето (9ч.)

Лето — это время, когда природа расцветает всеми красками. Не случайно к  этому времени приурочено знакомство дошкольников с  новыми видами народной росписи: жизнерадостной по колориту городецкой, игрушек из Полховского Майдана и села Бабенки; северными росписями с  изображением чудо-дерева — вечного образа в  народном искусстве

Темы: «Цветущий летний лужок» (1ч), «В  царстве городецких цветов» (1ч), «Игрушечные птички из деревни Бабенки. Птичка в  лесу» (2ч), «Дивные цветы из Полховского Майдана» (3ч),  «Цветок-дерево» (2ч),

Итоговое занятие (4 ч)

Теория. Закрепление изученного. Практика. Рисование на свободную тему.

                                           

    Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

             Наименование    

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение в предмет, основные понятия

1

5

6

2

Осень

4

11

15

3

Зима

4

11

15

4

Весна

4

11

15

5

Лето

3

6

9

6

Итоговое занятие

1

 3

4

Итого

17

47

64

Цель: Создание условий для реализации и развития творческих способностей детей в области ИЗО.

- Закрепить название главных цветов(красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой)

- Развивать мелкую моторику пальцев, внимательность и наблюдательность, творческую активность.

- Воспитывать художественный вкус и интерес к ИЗО.

                                         

  Содержание второго года обучения.

Введение

Теория.  Чем мы будем заниматься на занятиях ИЗО. Организация рабочего места. Правила пользования красками, карандашами. Правила личной гигиены и техники безопасности на занятиях ИЗО.   Практика.  Рассматривание репродукций, иллюстраций и фотографий произведений художников.  Упражнение в проведении линий различной толщины и оттенков.

Осень (15ч.)

Дошкольники знакомятся и вспоминают различные виды народного творчества: хохломская роспись, народный костюм, ткачество половичков.

Дети овладевают изобразительными техниками: гуашь, акварель.

Творческая деятельность детей происходит на основе интеграции разных видов искусств: фольклора (загадки, пословицы, сказки), народного декоративно-прикладного искусства.

Темы:  «Вспоминаем лето красное» (2ч), «В  осеннем лесу» (2ч), «Грибы для ёжика» (2ч), «Осень - припасиха» (2ч), «Золотая Хохлома» (1ч), «Осенний букет» (2ч), «Улетают гуси-лебеди» (1ч), «В  гостях у  сказки.  «Гуси-лебеди» (1ч), «В  царстве пёстрых ковриков» (2ч)

Зима (15ч.)

С  декоративными образами зимней природы дошкольники знакомятся, рассматривая снежные узоры народного кружева, голубую Гжель, самостоятельно выполняют зимний пейзаж в  техниках графики. На страницах раздела дошкольники знакомятся со знаменитой Каргопольской

игрушкой.

В  разделе  «Зима»  большое внимание уделено заданиям, связанным с  подготовкой к  весёлым новогодним и рождественским праздникам: проводится интеграция разных видов искусства в  творческую деятельность детей: фольклора, народной музыки и танца.

Темы  «Белый снег пушистый в  воздухе кружится» (2ч), «Заснувшая природа» (1ч), «Пришла зима (рукавицы, валенки)» (2ч), «Как у нашей теплой печки» (2ч) «Вырос лес белый весь» (2ч), «Каргопольская глиняная игрушка» (1ч), «В  гостях у  сказки.  «Волк и семеро козлят» (2ч), «Голубая Гжель» (1ч), «Мой любимый кот» (2ч),

Весна (15ч)

Дети знакомятся с  новыми видами народного творчества: птица-ковш и птица-корабль, глиняная филимоновская игрушка.

Дошкольники создают весенние пейзажи в  разной технике: гуашь, акварель, графика. Творческая деятельность детей строится на основе интеграции разных видов искусств: фольклора, народной музыки, народного декоративно-прикладного творчества.

Темы: «Светлая красота русского костюма» (1ч), «Дружная семья матрёшек» (1ч), «Птица-пава на полотенце. Считаем клеточки» (2ч), «Птица-ковш и птица-корабль» (2ч), «Флот славного царя Салтана» (2ч), «Весна цветущая» (4ч), «Радуга филимоновских узоров» (1ч), «Раскрась козлика» (2ч)

Лето (9ч.)

Лето — это время, когда природа расцветает всеми красками. Не случайно к  этому времени приурочено знакомство дошкольников с  новыми видами народной росписи: жизнерадостной по колориту городецкой, северными росписями с  изображением чудо-дерева — вечного образа в  народном искусстве

Темы: «Цветущий летний лужок» (2ч), «В  царстве городецких цветов» (3ч), «Весёлая карусель» (2ч), «Урало-сибирская роспись» (3ч)

Итоговое занятие (4 ч)

Теория. Закрепление изученного. Практика. Рисование на свободную тему.

        

Методическое обеспечение  программы

Для работы по программе имеется рабочий кабинет, ученические столы, стулья.

При работе с различными материалами используются различные инструменты и способы защиты (фартуки и нарукавники, клеенки и т.д.)

В наличие все необходимые инструкции по технике безопасности.

Литература

  1. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А.Федосова и др. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Методические рекомендации к программе  «Преемственность»: пособие для педагогов / [Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова].  — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015.
  3. Волшебный мир народного творчества: пособие для детей 5-7 лет [Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова; под ред. Т.Я.Шпикаловой], - 6-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2017
  4. Соловьева Е.В. Ярисую: пособие для детей 5-6 лет / Е.В.Соловьева–3-е изд.- М.: просвещение, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...