Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.
статья по теме

   Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационный материал

       

D:\РАБОТА\Работа в объединении\P1000932.JPG

 

реализующего дополнительную общеобразовательную

 (общеразвивающую) программу

по работе с природным материалом

          художественно-эстетической направленности

Руководитель объединения

  педагог  дополнительного образования

высшей квалификационной категории

        Единственное по-настоящему естественное занятие - это пытаться при помощи ума и воображения улучшить природу.

Брофи Бриджит

Работа в творческом объединении «Кладовые природы» строится на реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом художественно-эстетической направленности, вид деятельности: декоративно-прикладное искусство, рассчитанной на детей 7-13лет, срок реализации 3года.

Педагогические технологии: «Формирование творческого мышления» (РТВ и ТРТЛ) Г.С.Альтшуллер.

Цель программы: развитие практически-созидательных способностей и творческих качеств личности ребёнка при работе с различным природным материалом в ходе изготовления поделок: панно, композиций  и других прикладных работ.

 Задачи         

Обучающие:

- познакомить с различными видами природного материала, его классификацией,

  особенностями (свойство, строение, колорит);

- познакомить с  правилами сбора и  хранения природного материала;

- познакомить с разнообразными видами работ из природного материала и освоить

  технологии их изготовления;

- обучить методам обработки растений;

- изучить термины, понятия, определения, используемые при работе с природным

  материалом.

Развивающие:

- формировать образное, пространственное мышление и умение выражать свои

  представления;

- формировать умения конструировать и моделировать, находить различные варианты

  использования природного материала;

- формировать исследовательские умения;

- развивать внимание, память, творческое мышление;

- развивать наблюдательность, художественное видение окружающей

  действительности;

- развивать чувство прекрасного, умение правильно понимать и ценить красоту и

  богатство природы;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- формировать у детей эстетическое восприятие мира и гуманное отношение к нему;

- приобщать детей к интересному и самобытному виду народного декоративно-

  прикладного творчества;

- воспитывать трудовые навыки;

- воспитывать усидчивость и терпение, умение завершать свою работу;

- воспитывать бережное отношение к предметам труда, к изготовленным поделкам;

- воспитывать аккуратность при выполнении любой работы;

- воспитывать культуру поведения, чувство взаимопомощи.

Общедидактические принципы:

1)учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы;

2)научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размерности);

3) связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);

4) наглядности;

5) доступности и посильности;

6) включения детей в активную творческую деятельность;

7) сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности;

8) опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка;

9)прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Декоративно-прикладное искусство – творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений народной культуры.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом.

Формирование эстетического вкуса у детей – не самоцель. Ведь переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. А наслаждение прекрасным в процессе созидания или творчества может перейти в устойчивое стремление, в цель деятельности.

        Пробудившееся  внимание и интерес к старине, и знакомство с сохранённой  материальной культурой прошлого России побудило  автора разработать данную дополнительную образовательную программу. Другой причиной разработки программы стало и то, что в урбанизированной среде города дефицит общения с природой отрицательно влияет на психику человека, его нравственное и физическое здоровье. Такой дефицит может частично восполнить творческая работа с различным природным материалом. Эта работа в настоящее время приобретает широкую популярность. Также  изделия ручной работы становятся прекрасным подарком, который может доставить приятные мгновения друзьям и близким. Ассортимент работ, выполненных из природных материалов, весьма разнообразен.  Есть изделия, требующие некоторых специальных навыков, а есть такие, которые очень просты в исполнении, - надо лишь проявить немного фантазии.

Данная образовательная программа включает в себя следующие виды работ:

  • Работы по виду материала

↓                                            ↓

Органический                   Неорганический

природный материал         природный материал:

                                   - растительного                            - камень

                                     происхождения                          - галька

                                  - животного                                   - песок

                                     происхождения

  • Работы по технике выполнения

- аппликация

                                                               - лепка

         - конструирование

                                                               - плетение

  • Работы по объекту изготовления

- букеты

                                                                   - венки

                                                                   - панно

    - сувениры

- игрушки и другие изделия

Новизна и отличительные особенности программы:

•        Преемственность содержания программы по годам обучения, преемственность с некоторыми предметами общеобразовательной школы: природоведение, биология, изобразительное искусство;

•        В содержании учебно-тематического плана отведены темы на изучение видов природного материала, его свойств, строения, правил сбора и его хранения, особенностей работы с ним. Практическая работа направлена на использование самого различного природного материала для изготовления всевозможных поделок, что позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в результате не наступает переутомление от однообразной работы, интерес к творчеству не угасает, ребенок избавляется от ненужных переживаний из-за неудач;

•        Знакомство с ремёслами и художественными промыслами России и родного края;

•        Разработка эмблемы программы;

•        Разработка методического пособия по формам подведения итогов на занятиях по работе с природным материалом;

•        Разработка методического пособия по работе с вощиной в технологии мастер-класса;

•        Интегрированный характер программы.

Содержание         

Содержание программы 1-го года обучения поделено на разделы. Выбор природного материала определяется сезоном года.

Содержание программы второго года обучения усложняется за счет введения новых видов природного материала, используемого в создании аппликационных работ.

Основной природный материал для третьего года обучения – солома. На протяжении всего учебного года воспитанники осваивают технологию работы с этим материалом.

Особый раздел программы (1,2,3 год обучения) - досуговая деятельность

Ожидаемые результаты обученности воспитанников

по окончании освоения данной программы.

Предметные результаты:

По итогам обучения воспитанники

должны знать:

- историю использования природного материала в декоративно-прикладном

  творчестве;

- правила техники безопасности, организацию рабочего места, материалы и

  инструменты, основные употребляемые термины;

- необходимые правила сбора природного материала, его обработку, хранение и

  использование в работе;

- правила и законы композиции, основные понятия (симметрия, асимметрия,

  изометрия, свет и светотень, «теплые» и «холодные» цвета, контрастные цвета);

- технологические приемы выполнения художественных работ.

должны уметь:

- самостоятельно составлять образ изделия на основе композиционного построения,

  делать зарисовки и эскизы будущих работ;

- анализировать и оценивать соответствие формы, размера, расположение природных

  материалов и колорита работы, качественный уровень выполняемого изделия;

- самостоятельно применять знания технологических приемов при работе с

  природным материалом.

должны иметь навык: 

- самостоятельно воплощать задуманное от эскиза до конечного результата;

- выполнять все стадии геометрических построений художественных изделий,

  включая операции отделки.

Воспитательные результаты:

Важнейшим предполагаемым результатом образовательной деятельности является развитие личностных качеств ребенка.

        Занятия в объединении призваны выявить дарования каждого ученика, раскрыть индивидуальные творческие способности, воспитать желание творить и самовыражаться, развивать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе и стремление доводить до конца начатое дело.

        Очень важно проследить изменения личностных качеств (организационно-волевых: терпение, воля, самоконтроль и ориентационных: самооценка, интерес к занятиям) в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. Задача педагога – снизить возможность конфликта в группе и максимально развить желание детей участвовать в совместной деятельности.

Педагогические средства        

Формы организации деятельности   - индивидуальная

                                                              - групповая

                                                              - коллективная

Методы воспитания: - рассказ, беседа, диалог

                                     - демонстрация

                                     - иллюстрация

                                     - метод примера

                                     - поощрение

                                     - эмоциональное воздействие

Формы организации досуговых и воспитательных дел:

                                     - выставки

                                     - экскурсии

                                     - тематические занятия

                                     - конкурсные программы, чаепития

Методы обучения (классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина):

                                 - объяснительно-иллюстративный

                                 - репродуктивный

                                 - частично-поисковый

                                 - проблемного изложения

                                 - исследовательский

Формы проведения занятий: - учебное занятие

                                                  - экскурсия

Условия педагогического процесса

Условиями построения педагогического процесса являются:

- вовлечение детей не только в воспроизводящую, но и творчески преобразующую

  деятельность, дающую возможность самовыражения личности;

- использование только положительной мотивации детей на осознанное овладение

  знаний и умений;

- получение учащимися новой информации, новых знаний при решении конкретных

  практических задач;

- использование разных стимулов:  деятельно-практических (соревнование, конкурс),

  словесно-деятельных (эмоционально-образный, проблемно-поисковый, общественно-

  оценочный);

- обогащение опыта мыслительной и практической деятельности не только в ходе

   учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.

        

        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)

Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель  программы  - социал...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «АППЛИКАЦИЯ ОПИЛКАМИ И ДРУГИМИ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»

Образовательная программа «Аппликация опилками и другими природными материалами» заключена в том, что основной материал, который дети использую в своей работе на занятиях – это обычн...

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природный комплекс посёлка Зелёный »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природный комплекс посёлка Зелёный» имеет естественнонаучную направленность и призвана решить проблему возрождения у учащихся ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бадминтон» реализует спортивно-оздоровительное направление

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программаПредмет курса помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей, обучающихся в бережном ...