Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.
статья по теме
Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_material_raboty_tvorcheskogo_obedineniya_i_programmy_microsoft_word.docx | 601.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационный материал
реализующего дополнительную общеобразовательную
(общеразвивающую) программу
по работе с природным материалом
художественно-эстетической направленности
Руководитель объединения
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Единственное по-настоящему естественное занятие - это пытаться при помощи ума и воображения улучшить природу.
Брофи Бриджит
Работа в творческом объединении «Кладовые природы» строится на реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом художественно-эстетической направленности, вид деятельности: декоративно-прикладное искусство, рассчитанной на детей 7-13лет, срок реализации 3года.
Педагогические технологии: «Формирование творческого мышления» (РТВ и ТРТЛ) Г.С.Альтшуллер.
Цель программы: развитие практически-созидательных способностей и творческих качеств личности ребёнка при работе с различным природным материалом в ходе изготовления поделок: панно, композиций и других прикладных работ.
Задачи
Обучающие:
- познакомить с различными видами природного материала, его классификацией,
особенностями (свойство, строение, колорит);
- познакомить с правилами сбора и хранения природного материала;
- познакомить с разнообразными видами работ из природного материала и освоить
технологии их изготовления;
- обучить методам обработки растений;
- изучить термины, понятия, определения, используемые при работе с природным
материалом.
Развивающие:
- формировать образное, пространственное мышление и умение выражать свои
представления;
- формировать умения конструировать и моделировать, находить различные варианты
использования природного материала;
- формировать исследовательские умения;
- развивать внимание, память, творческое мышление;
- развивать наблюдательность, художественное видение окружающей
действительности;
- развивать чувство прекрасного, умение правильно понимать и ценить красоту и
богатство природы;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать у детей эстетическое восприятие мира и гуманное отношение к нему;
- приобщать детей к интересному и самобытному виду народного декоративно-
прикладного творчества;
- воспитывать трудовые навыки;
- воспитывать усидчивость и терпение, умение завершать свою работу;
- воспитывать бережное отношение к предметам труда, к изготовленным поделкам;
- воспитывать аккуратность при выполнении любой работы;
- воспитывать культуру поведения, чувство взаимопомощи.
Общедидактические принципы:
1)учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы;
2)научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размерности);
3) связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
4) наглядности;
5) доступности и посильности;
6) включения детей в активную творческую деятельность;
7) сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности;
8) опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка;
9)прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Декоративно-прикладное искусство – творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений народной культуры.
С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом.
Формирование эстетического вкуса у детей – не самоцель. Ведь переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. А наслаждение прекрасным в процессе созидания или творчества может перейти в устойчивое стремление, в цель деятельности.
Пробудившееся внимание и интерес к старине, и знакомство с сохранённой материальной культурой прошлого России побудило автора разработать данную дополнительную образовательную программу. Другой причиной разработки программы стало и то, что в урбанизированной среде города дефицит общения с природой отрицательно влияет на психику человека, его нравственное и физическое здоровье. Такой дефицит может частично восполнить творческая работа с различным природным материалом. Эта работа в настоящее время приобретает широкую популярность. Также изделия ручной работы становятся прекрасным подарком, который может доставить приятные мгновения друзьям и близким. Ассортимент работ, выполненных из природных материалов, весьма разнообразен. Есть изделия, требующие некоторых специальных навыков, а есть такие, которые очень просты в исполнении, - надо лишь проявить немного фантазии.
Данная образовательная программа включает в себя следующие виды работ:
- Работы по виду материала
↓ ↓
Органический Неорганический
природный материал природный материал:
- растительного - камень
происхождения - галька
- животного - песок
происхождения
- Работы по технике выполнения
- аппликация
- лепка
- конструирование
- плетение
- Работы по объекту изготовления
- букеты
- венки
- панно
- сувениры
- игрушки и другие изделия
Новизна и отличительные особенности программы:
• Преемственность содержания программы по годам обучения, преемственность с некоторыми предметами общеобразовательной школы: природоведение, биология, изобразительное искусство;
• В содержании учебно-тематического плана отведены темы на изучение видов природного материала, его свойств, строения, правил сбора и его хранения, особенностей работы с ним. Практическая работа направлена на использование самого различного природного материала для изготовления всевозможных поделок, что позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в результате не наступает переутомление от однообразной работы, интерес к творчеству не угасает, ребенок избавляется от ненужных переживаний из-за неудач;
• Знакомство с ремёслами и художественными промыслами России и родного края;
• Разработка эмблемы программы;
• Разработка методического пособия по формам подведения итогов на занятиях по работе с природным материалом;
• Разработка методического пособия по работе с вощиной в технологии мастер-класса;
• Интегрированный характер программы.
Содержание
Содержание программы 1-го года обучения поделено на разделы. Выбор природного материала определяется сезоном года.
Содержание программы второго года обучения усложняется за счет введения новых видов природного материала, используемого в создании аппликационных работ.
Основной природный материал для третьего года обучения – солома. На протяжении всего учебного года воспитанники осваивают технологию работы с этим материалом.
Особый раздел программы (1,2,3 год обучения) - досуговая деятельность
Ожидаемые результаты обученности воспитанников
по окончании освоения данной программы.
Предметные результаты:
По итогам обучения воспитанники
должны знать:
- историю использования природного материала в декоративно-прикладном
творчестве;
- правила техники безопасности, организацию рабочего места, материалы и
инструменты, основные употребляемые термины;
- необходимые правила сбора природного материала, его обработку, хранение и
использование в работе;
- правила и законы композиции, основные понятия (симметрия, асимметрия,
изометрия, свет и светотень, «теплые» и «холодные» цвета, контрастные цвета);
- технологические приемы выполнения художественных работ.
должны уметь:
- самостоятельно составлять образ изделия на основе композиционного построения,
делать зарисовки и эскизы будущих работ;
- анализировать и оценивать соответствие формы, размера, расположение природных
материалов и колорита работы, качественный уровень выполняемого изделия;
- самостоятельно применять знания технологических приемов при работе с
природным материалом.
должны иметь навык:
- самостоятельно воплощать задуманное от эскиза до конечного результата;
- выполнять все стадии геометрических построений художественных изделий,
включая операции отделки.
Воспитательные результаты:
Важнейшим предполагаемым результатом образовательной деятельности является развитие личностных качеств ребенка.
Занятия в объединении призваны выявить дарования каждого ученика, раскрыть индивидуальные творческие способности, воспитать желание творить и самовыражаться, развивать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе и стремление доводить до конца начатое дело.
Очень важно проследить изменения личностных качеств (организационно-волевых: терпение, воля, самоконтроль и ориентационных: самооценка, интерес к занятиям) в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. Задача педагога – снизить возможность конфликта в группе и максимально развить желание детей участвовать в совместной деятельности.
Педагогические средства
Формы организации деятельности - индивидуальная
- групповая
- коллективная
Методы воспитания: - рассказ, беседа, диалог
- демонстрация
- иллюстрация
- метод примера
- поощрение
- эмоциональное воздействие
Формы организации досуговых и воспитательных дел:
- выставки
- экскурсии
- тематические занятия
- конкурсные программы, чаепития
Методы обучения (классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина):
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- частично-поисковый
- проблемного изложения
- исследовательский
Формы проведения занятий: - учебное занятие
- экскурсия
Условия педагогического процесса
Условиями построения педагогического процесса являются:
- вовлечение детей не только в воспроизводящую, но и творчески преобразующую
деятельность, дающую возможность самовыражения личности;
- использование только положительной мотивации детей на осознанное овладение
знаний и умений;
- получение учащимися новой информации, новых знаний при решении конкретных
практических задач;
- использование разных стимулов: деятельно-практических (соревнование, конкурс),
словесно-деятельных (эмоционально-образный, проблемно-поисковый, общественно-
оценочный);
- обогащение опыта мыслительной и практической деятельности не только в ходе
учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)
Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель программы - социал...
Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «АППЛИКАЦИЯ ОПИЛКАМИ И ДРУГИМИ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»
Образовательная программа «Аппликация опилками и другими природными материалами» заключена в том, что основной материал, который дети использую в своей работе на занятиях – это обычн...
Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»
Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природный комплекс посёлка Зелёный »
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природный комплекс посёлка Зелёный» имеет естественнонаучную направленность и призвана решить проблему возрождения у учащихся ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бадминтон» реализует спортивно-оздоровительное направление
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программаПредмет курса помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей, обучающихся в бережном ...