ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Здоровячок» творческого объединения «Малышок»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Петропавловского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»
Структурное подразделение «Центр детского творчества»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №___
От «__» ________ _______
УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
МБОУ «Петропавловская СОШ»
«___» _______ ______
Директор __________Т.Г.Захарова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Здоровячок»
творческого объединения «Малышок»
(срок реализации - 2 года, возраст детей 5-7 лет)
Автор - составитель:
Пигина Анна Алексеевна,
педагог дополнительного образования
2018 год
Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа
воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
Еще до школы дети усваивают основные понятия личностной культуры, получают базовые знания. Одна из составляющих этой базы знаний – ориентирование в явлениях и процессах собственной жизни, в своей деятельности и в воем организме.поэтому валеологическое воспитатние является необходимым звеном в общем воспитании дошкольников.
Валеология («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) изучает возможности оптимальной адаптации человека к современным условиям, учит детей вести здоровый образ жизни. Необходимо воспитать в ребенке потребность, желание быть здоровым. «Для чего нужно быть здоровым? Что нужно для этого сделать? Как победить болезнь?» - ответы на такие вопросы дает ребенку валеология.
Валеология – это наука о здоровье детей. уже в раннем детстве следует научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь, потому что только человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: « Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения.
Цель и задачи программы
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.
На основании вышесказанного мною была разработана программа " Будь здоров!", которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.
В программу включены разделы:
" Я ! ",
" Физкульт – ура!",
" Внимание ! ",
" Опасность!",
" Мой – до – дыр!".
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Федеральный закон от 29.12.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»
Целью программы является: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
- научить " слушать" и "слышать" свой организм;
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
- научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
- ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
В программе отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях.
Принципы реализации программы.
Доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм
Наглядность:
- учет особенностей мышления
Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Срок реализации программы – 2 года.
В состав входит 31 ( 21- старшая и 10 младшая группы) воспитанник.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с каждой группой детей 2 раза в неделю, продолжительность которых составляет 25 – 30 минут.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | «Я» | 4 | 4 | 8 |
4 | «Физкульт – ура!». | 2 | 10 | 12 |
5 | «Внимание». | 6 | 6 | 12 |
6 | «Опасность» | 6 | 6 | 12 |
7 | «Мой - до –дыр» | 4 | 8 | 12 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 4 | 6 |
Итого | 25 | 39 | 64 |
Содержание программы 1 года обучения
" Я ! ". Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения) Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. "У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями".
Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила:
— помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями;
помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой;
помоги работе желудка и кишечника, пережевывай "33 раза" каждый кусочек пищи;
— помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
" Физкульт – ура!".Познакомить с разными видами закаливания. Тонизирующая гимнастика: дыхательные упражнения, точечный массаж, психокоррекция, лечебная физкультура.
На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
" Внимание!".На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
" Опасность!". Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 01.
" Мой-до-дыр!".Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и ' действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | «Я» | 4 | 4 | 8 |
4 | «Физкульт – ура!». | 2 | 10 | 12 |
5 | «Внимание». | 6 | 6 | 12 |
6 | «Опасность» | 6 | 6 | 12 |
7 | «Мой- до –дыр» | 4 | 8 | 12 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 4 | 6 |
Итого | 25 | 41 | 64 |
Содержание программы 2 года обучения
" Я ! ". Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?)
Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.
" Физкульт – ура!" Рассказать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
Тонизирующая гимнастика: дыхательные упражнения, точечный массаж, психокоррекция, лечебная физкультура.
Осознать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.
" Внимание!".Рассказать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
" Опасность!".Самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
" Мой-до-дыр!". Рассказать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.
Обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.
Методическое обеспечение программы.
Наглядные пособия. «Мое тело», «Времена года», «Времена суток», «Дорожные знаки», «Гигиенические моменты».
Для просмотра видеофрагментов и фотоматериалов, прослушивания релаксматериалов имеется необходимая аппаратура.
Для разучивания элементов массажа и самомассажа есть мягкие коврики.
Список используемой литературы:
- Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А.Федосова и др. – М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...