ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»
рабочая программа
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиций народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.
Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Мода на изделия из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnitsa_2018-2019.zip | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Советского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» Советского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
На методическом МБУДО «ДЮЦ»
Совете, протокол от Советского района
Алтайского края
№____ от «___» _____2018г.
Директор ________________
Н.Ф. Голованова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Бисероплетение»
Творческого объединения «Чудесница»
(срок реализации – 1 год, возраст – 9 – 17 лет)
Автор – составитель:
Позднякова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного
образования
с. Советское
2018 - 2019
Пояснительная записка
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиций народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.
Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Мода на изделия из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.
Направленность дополнительной образовательной программы:
Программа относится к художественно-эстетической направленности и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.
Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной культуры в целом, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов бисероплетения, вышивки бисером.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе реализации используются новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную « я – концепцию».
Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование проявлений у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных качеств ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия бисероплетением.
Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда".
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Программа построена так, чтобы дать школьнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У школьников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У школьников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности школьников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.
Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать изделие своими руками, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Цель:
Создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства, создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с одним из видов древнего рукоделия - плетение из бисера и вышивка бисером.
- Обучать различным видам и техникам плетения бисером.
- Формировать знания по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
- Обучать навыкам и умению работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером, соблюдая правила техники безопасности.
- Учить работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения.
- Обучать планировать свою деятельность, оформлять готовые изделия работать самостоятельно.
- Обучать умению самостоятельно составлять эскизы и схемы будущей работы.
- Углубить и расширить знания об истории бисероплетения.
Развивающие:
- Раскрытие творческого потенциала, творческой активности детей.
- Развитие образного и логического мышления, моторных навыков, внимания, фантазии.
- Формирование художественно-эстетического вкуса.
- Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.
- Развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам.
Воспитательные:
- Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества.
- Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
- Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной.
- Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
- Воспитание у детей эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, организованности, умения довести начатое дело до конца, чувства гордости за выполненный труд, экономичного отношения к используемым материалам.
- Привитие основ культуры труда.
- Воспитание умения общаться со сверстниками, чувства коллективизма и взаимовыручки.
Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:
- систематичности;
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- доступность материала;
- наглядности;
- закрепления приобретенных умений;
- обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- творчества, свободы выбора (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);
- дифференциации и индивидуализации (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);
- культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);
- единство обучения и воспитания;
- сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников;
- успешность.
Отличительные особенности образовательной программы:
Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями.
Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, во время познавательно-досуговой деятельности, дети знакомятся с материалом в игровой форме.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 17 лет.
Сроки реализации программы:
Обучение рассчитано на 1 год. Обучение начинается с изготовления простейших изделий. Техника бисероплетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения плести изделия различными способами и методами.
При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальному маршруту.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в классе, 3 раза в неделю по 2 часа.
В среду с 18.00 – 20.00 ч, в четверг с 18.00 – 20.00 ч, в пятницу 16.00 – 18.00 ч. Программа рассчитана на 186 ч.
Объединение посещают 12 детей. Состав детей комплектую на основе диагностики восприятия, памяти, внимания, творческого мышления, мелкой моторики
Необходимость в проведении индивидуальной работы с каждым обучающимся по выполнению различных методов выполнения плетения. Пополнение багажа теоретических знаний в рукоделии. Обучение и совершенствование навыков плетения.
Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по плетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов плетения.
В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты и способы проверки:
В конце каждого года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по плетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной схеме.
Выпускники принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения выполняет творческую итоговую работу.
Способы проверки знаний:
-самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения, какие работы были на выставке, конкурсе;
-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;
-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведёт педагог;
-контрольные занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Выставки работ в школе и на районных и краевых мероприятиях. Участие в конкурсах «ДЮЦ» («Рождественская звезда», «Ростки талантов», «Сибириада»).
Учебно–тематический план
«Таблица 1»
№ | Тема занятий | всего часов | теория | практика |
1 | Введение в промысел 1.1.Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. 1.2.Бисер в народном творчестве. Цветоведение. | 2 | 2 | 0 |
2 | Низание в одну и в две нити 2.1.Ознакомление с технологической картой-схемой. 2.2.Ознакомление с видами плетения. 2.3.Плетение простых цепочек. 2.4.Ознакомление с принципом плетения в 2 нити. 2.5.Плетение учебных образцов. 2.6.Игольчатое плетение. | 2 2 6 2 6 6 | 1 2 0 0 0 0 | 1 0 6 2 6 6 |
3 | Техника плетения дугами 3.1.Плетение букета «Ромашки, Розы, астры» –коллективная работа. | 36 | 2 | 34 |
4 | Французская техника плетения 4.1.Плетение фиалки. | 24 | 2 | 22 |
5 | Деревья из бисера 5.1.Техника плетения деревьев из бисера на проволочной основе . | 48 | 2 | 46 |
6 | Плоское параллельное плетение на проволоке 6.1.Бабочка, гусеница, рыбка. | 12 | 2 | 10 |
7 | Объёмное параллельное плетение на проволоке 7.1. «Букет роз» - коллективная работа. | 36 | 2 | 34 |
8 | Краеведческая работа: Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. | 2 | 2 | 0 |
9 | Итоговая выставка работ к концу учебного года | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 186 | 17 | 169 |
Содержание программы
- Введение в промысел
- Низание в одну и в две нити
- Техника плетения дугами
- Французская техника плетения бисером
- Деревья из бисера
- Плоское параллельное плетение на проволоке
- Объёмное параллельное плетение на проволоке
- Краеведческая работа
1 РАЗДЕЛ – введение в промысел
Вводное занятие: диагностика базовых умений и навыков детей. Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, стразы и их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности.
Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. История возникновения стеклоделия. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.
Бисер в народном творчестве. Значение цветов в костюме, орнамент в декоративной обработке, особенности народных украшений разных народов мира.
Цветовой спектр. Цвета ахроматические и хроматические, холодные и теплые, их сочетание. Цветовой контраст. Гармония цветов. Цвет в орнаменте.
2 РАЗДЕЛ – плетение в одну и две нити, мозаичная техника
Ознакомление с технологической картой-схемой. Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Наложение узора на сетку плетения.
В ходе занятия детям даются основные технологические понятия, используемые в дальнейшей работе. Ознакомление с видами плетения. Обзор видов плетения в одну нить. Отличительные особенности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.
Плетение простых цепочек. Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению. Практическая работа: изготовление образцов цепочек: «снизка» и варианты «снизки», «капелька», «ягодки», «зигзаг».
Ознакомление с принципом плетения в две нити. Характеристика видов плетения в две нити. Анализ карт-схем плетений.
Плетение учебных образцов. Использование ранее полученных навыков. Практическая работа: выполнения изделий цепочки «Крестик» (1 и 2 способы), «Колечки», «жучок», «колечки», «лодочки», «ромашки».
3 РАЗДЕЛ - Техника плетения дугами
Теоретические сведения. Техника выполнения изделий. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Коллективная работа плетение букета «Ромашки, розы, астры» Оформление. Применение.
4 РАЗДЕЛ – Французская техника плетения бисером
Теоретические сведения. Техника выполнения изделий. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. «Фиалки». Оформление. Применение.
5 РАЗДЕЛ – Деревья из бисера
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Изготовление деревьев. Составление композиции. Оформление. Применение.
6 РАЗДЕЛ – Плоское параллельное плетение на проволоке
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Гусеница. «Порхающие цветы» - бабочка. Рыбка.
7 РАЗДЕЛ - Объемное параллельное плетение на проволоке
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных изделий из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения изделий способом параллельного плетения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Ящерица. Коллективная работа «Букет роз». Оформление. Применение.
8 РАЗДЕЛ – Краеведческая работа
Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
Итоговое занятие. Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Также проходит посещение выставок, экскурсии, участие в игровых программах.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятие проводится согласно темы, в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия: календарные праздники, экскурсии, конкурсы, Дни именинника.
Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребёнком: показ техники выполнения бисероплетения различными способами, оформление выполненной работы и т. д.
Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами. Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, льющейся воды, пением птиц).
Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература.
Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок.
Подготовлены образцы изделий с различными видами бисероплетения.
Имеются в наличии образцы изделий с различными способами бисероплетения.
Собраны образцы изделий различного направления.
Подобрана литература по технике выполнения различных методов бисероплетения.
Разработана инструкция по технике безопасности работы.
Формы подведения итогов по каждой теме: выполнение работы на закрепление способа бисероплетения. Анализ выполнения качества работы с оценкой себестоимости работы.
Организация выставок творческих работ.
Набор детей на кружок «Чудесница» производится ежегодно с 1 по 14 сентября по желанию детей. Занятия проводятся в классе по 10-12 человек.
На первом году обучения используется в основном групповая форма занятий, на втором и третьем – индивидуальные занятия с детьми, имеющими определённые результаты и успехи в работе. Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей.
Основные принципы программы:
- Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
- Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
- Изложение нового материала в доступной для детей форме.
- Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
- Постепенное усложнение при подаче нового материала.
- Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
Список литературы
Для педагога
- Алексеева Н.В. Плетение из бисера. – Н.Новгород, 1998
- Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М., 1999.
- Аппозолова Л. М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиция, 1997 г.
- Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.
- Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2003 .
- Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.
- Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 1997.
- Божко Л. А. Бисер. – М.:Мартин, 2000 г.
- Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.
- Виноградова Е. Большая книга бисера. – Спб., 1999.
- Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.
- Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
- Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»
- Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.
- Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.
- Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. – М., 1998.
- Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,1999.
- Крайнева И.Н. Мир бисера. – СПб.,1999.
- Котова И.Н. Серия Бисер. 6 книг. – Спб., 1998.
- Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – М.,2001.
- Литвинец Э. Н.Забытое искусство. – М.: Знание,1992 г. (Новое в жизни, науке, технике, сер. «Сделай сам» №2)
- Лындина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – 2001.
- Ляукина М. В. Бисер. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998 г.
- Ляукина М.В. «Подарки из бисера»
- Ляукина М. И это всѐ из бисера. – М.,1999.
- Ляукина М.В. Бисер. Основы художественного ремесла. – М., 1998.
- Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. Пасхальные композиции. – М.: Культура и традиции, 2000 г.
- Ручная вышивка. Сост. М. Ивахнова – М.: Олимп, Смоленск, Русич, 1999.
- Сафонова Н.С., Молотобарова О.С., Кружки художественной вышивки, М., Просвещение, 1983 г.
- Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.,1999.
- Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. – СПб.,1999.
- Тейлор К. Бисер: 55 современных оригинальных идей. – М., 2000.
- Федотова М., Валюх Г.М. Бисер. Цветы и букеты. – М., 1999.
- Фигурки из бисера / ред. Л. Мартынова. – М., 2001.
- Фигурки из бисера. /Сост. Лындина, 2001.
- Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.,2004.
- Чекулаева Е. Хочу всѐ знать. Праздники. – М.,2001.
- Шорис М. Техники плетения из бисера. – М., 1998.
Для детей
1. Азбука бисероплетения. – Спб., 1998.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .
3. Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.
4. Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .
5. Бисер – ленд: сборники. – Спб., 1998. - № 1 – 3.
7. Бисер. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.
8. Васильева. И.И. Бисероплетение. Шкатулки, сумочки. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 2000 г.
9. Виноградова Е. Г. Макраме: украшение и сувениры. – СПБ.: Политехника, 1998 г.
10. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). – СПб.,1998.
11. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.
12. Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.
13. Зайцева Н. Бисер, украшения, М., Аст – Пресс, 2000 .Калмыков С. Азбука бисероплетения (часть 2). – СПб.,1998.
14. Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. – СПб.,1998.
15. Котова И.Н., Котова А.С. жгуты и шнуры. – СПб.,1998.
Электронные образовательные ресурсы:
1. www.biser.info
2. biCer.ru
3. www.biserland.ru
4. biseropletenie.com
5. www.magic-beads.ru
6. ru.wikipedia.org/wiki/
7. onlybiser.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»
Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА педагога дополнительного образования Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»
Модульная программа дополнительного образования детей направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга творчества»
Программа творческого объединения художественной направленности "Радуга творчества"...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...