ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Физкультура» творческого объединения «Малышок»
рабочая программа на тему

Пигина Анна Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultura.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Петропавловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»

Структурное подразделение «Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол №___

От «__» ________    _______

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

 МБОУ «Петропавловская СОШ»

 «___» _______ ______

Директор __________Т.Г.Захарова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Физкультура»

творческого объединения «Малышок»

(срок реализации - 2  года,  возраст детей  5-7лет)

Автор - составитель:

Пигина Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы развития  физических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического  развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Данная программа  помогает ребенку найти себя в движении, научить  выражать свои  возможности, правильно оценивать свои силы и мобилизовать их адекватно поставленным целям.  

   Одним из методов используемых  нами для развития общей выносливости у дошкольников  является оздоровительный бег, предлагаемый известным педагогом  В.Г.Алямовской,.

Программа носит физкультурно-оздоровительную направленность.

При реализации программы спортивно-оздоровительной направленности используются технологии, ориентированные на формирование  общекультурных компетенций воспитанников:

  • Технология развивающего обучения;
  • Технология индивидуализации обучения;
  • В Личностно - ориентированная технология;
  • Технология компетентностного и деятельностного подхода.

 Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: « Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей  относит к основным задачам образовательного учреждения.

 Цель и задачи программы

Цель программы: развитие физических качеств, у детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:  

  1. Развивать физические качества воспитанников в соответствии с возможностями и состоянием здоровья каждого ребенка.
  2. Создать условия для развития физических качеств, двигательных навыков, сохранения и укрепления здоровья детей.
  3. Формировать потребность воспитанников в двигательной активности, интерес  к занятиям физической культурой.

Принципы реализации программы.

 Доступность:

- учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм

Наглядность:

- учет особенностей мышления

Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности

Дифференциация:

  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил физически здорового ребёнка.

Отличительной особенностью программы является:

  •     Учёт принципов формирования физических качеств.
  • Целесообразность используемых методов развития физических качеств.
  • Требования к отбору физических упражнений, направленных на формирование физических качеств.
  • Повышение эффективности работы по формированию физических качеств на диагностической основе.
  • При осуществлении работы  по развитию физических качеству старших дошкольников  основной акцент делается на комплексный  подход,  так как воздействие на одно из физических качеств оказывает влияние на остальные.

Срок реализации программы – 2 года.

В состав входят 24  ( 12- старшая и 12 младшая группы) воспитанника.

По рекомендациям известного физиолога  Ю.Г.Змановского, при реализации программы используются циклические   упражнения (прежде всего беговые) и их комбинации (бег, прыжки, лазание, метание и др.). Способ организации детей на занятиях, предлагаемый данным автором (поточный способ), принят нами как основополагающий. Это обеспечивает многократное выполнение детьми физических упражнений,  высокую моторную плотность.

В основу программы также легли рекомендации  Е.В.Вавиловой, М.А.Руновой по использованию подвижных игр и игровых упражнений различной интенсивности на развитие быстроты, ловкости, координационных способностей и др.,  а также проведение тренировочных занятий на отработку основных видов движений.

         Непосредственно образовательная деятельность проводится с каждой группой детей 2 раза в неделю, продолжительность которых составляет  25 – 30 минут.

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

             Наименование    

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

Основы  знаний  по  физической культуре.

1.  Правила поведения на занятиях физической культурой.

2. Правила проведения утренней

зарядки.

3.  Связь занятий физическими

упражнениями с укреплением

здоровья и повышением физической подготовленности.

4.  Основные правила личной гигиены.

5.  Правила техники безопасности на занятиях физической

культурой

В соответствующих разделах программы

Способы  физкультурной  деятельности. (62ч)

2

Гимнастика с основами акробатики.

3

11

14

3

 Общеразвивающие упражнения.

1

4

5

4

Оздоровительные упражнения.

1

4

5

5

Лёгкая атлетика.

4

 12

16

6

Подвижные игры

4

16

20

7

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

14

50

64

Содержание 1 года обучения

Цель: Для реализации потребности детей в двигательной активности и профилактики нарушения осанки.

- формировать умение целенаправленно использовать различные виды движений: ходьбы, бега, лазанья, ползанья, прыжков, метания и их варианты;

- познакомить детей с понятиями, связанными с ориентацией в пространстве и направлением движения (вправо, влево, вверх, вниз, вперёд, назад и др.)

- формировать навыки координации;

- развивать такие физические качества, как гибкость, ловкость, быстрота, выносливость;

- развивать коммуникативные навыки в процессе подвижных игр;

- формировать мотивацию к занятиям физкультурой;

- создать условия для профилактики нарушений осанки через выполнение специальных комплексов упражнений.

Содержание программы 1 года обучения

1. Введение. Охарактеризовать основные требования к поведению на занятии. Правила выполнения строевых команд.

Охарактеризовать основные требования к технике безопасности во

время выполнения физических упражнений.

Создать представление о возможных причинах получения травм во

время занятий физическими упражнениями

Выполнение команд «Смирно!», «Вольно!», «Равняйсь!», «Становись!», «Разойдись!»

2. Гимнастика с основами акробатики.

Теория:

  • Познакомить с правилами подвижных игр «Кто скорее до флажка», «Медведь и пчёлы», «Пастух и стадо».
  • Научить организации и проведению подвижных игр
  • Создать представление, как выполнять равнение в колонне в затылок.
  • Научить равнению в колонне в затылок.
  • Создать представление, как выполнять равнение в шеренге по линии.
  • Научить равнению в шеренге по линии
  • Создать представление, как правильно выполнять ползание на четвереньках.
  • Закрепить ползание на четвереньках 5—10 м.
  • Создать представление, как правильно выполнять ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
  • Разучить технику ползания по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
  • Разучить технику проползания под шнур, планку, скамейку.
  • Научить, как правильно выполнять стойку на носках.
  • Научить, как правильно выполнять ходьбу по линии, по скакалке.
  • Научить, как правильно выполнять передвижения с поворотами на 360
  • Дать представление о правильном выполнении приставных шагов с приседанием, шагов прямого галопа.
  • Научить правильному выполнению приставных шагов с приседанием, шагов прямого галопа.

Практика:

(«Кто скорее до флажка», «Медведь и пчёлы», «Пастух и стадо»)

Организующие команды и приёмы: равнение в колонне в затылок — «Сороконожка»; равнение в колонне в затылок в шеренге по линии — «Оловянные солдатики» Ползание, лазанье: на четвереньках 5—10 м —

«Весёлые медвежата»; по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь

руками — «Гусеница»; ползание под шнур, планку, скамейку — «Смелый мышонок» Равновесие: стойка на носках — «Балерина», ходьба по линии, по скакалке — «Канатоходец»,передвижения с поворотами на 360. Танцевальные упражнения: приставные шаги с приседанием, шаг прямого галопа

 Общеразвивающие упражнения.

Теория:

Дать представление о правильном выполнении основной стойки и стойки ноги врозь.

Закрепить правильное выполнение стоек.

Практика:

Научить упражнениям(исходные положения: основная стойка — «Военный», стойка ноги врозь — «Буква А»)Положения рук, ног, туловища и движения ими: «Вырастим большими», «Гармошка», «Бабочка», «Петрушка», «Змейка», «Пружинка», «Дикобраз», «Звонок», «Чистка одежды», «Маятник», «Бокс», «Эспандер», «Деревце на ветру», «Ножницы», «Мотор»

Оздоровительные упражнения.

Теория

Научить упражнениям в сочетании с правильным дыханием.

Научить комплексу упражнений для формирования правильного дыхания

Практика

Формирование осанки: ходьба на носках, с поднятыми вверх руками —

«Достань до неба»; согнутыми в локтях руками за головой — «Замок»; «Ходим как аист», «Ходим как собачка», «Ходим на коленях», «Не урони мешочек», «Червячок», «Летящая птица», «Любопытный», «Рыбка», «Перекатывание брёвен», Дыхательные упражнения: комплекс упражнений для формирования правильного дыхания: «Лесоруб», «Змея», «Комар», «Шмель», «Стеклодув», «Насос», «Воздушный шарик»

Лёгкая атлетика.

  • Познакомить с правилами подвижных игр «Ловишки», «Парный бег», «Догони товарища», «Мы весёлые ребята», «Бездомный заяц».
  • Научить организации и проведению подвижных игр
  • Создать представление о правильном выполнении ходьбы приставными
  • шагами; с остановками, со сменой направления движения.
  • Научить упражнениям в медленном и быстром темпе
  • Создать  представление о правильном выполнении различных способов
  • бега.
  • Научить  беговым  упражнениям в медленном и быстром темпе, по разметкам, в заданном темпе
  • Научить  правильному выполнению прыжков на двух ногах.
  • Научить правильному выполнению прыжков ноги вместе — ноги врозь, с продвижением вперёд и назад.
  • Научить  правильному выполнению прыжков в длину.
  • Научить  правильному выполнению прыжков в высоту с места
  • Дать  представление  о правильном выполнении перебрасывания мяча из одной руки в другую.
  • Учить  выполнению бросков

Практика

(упражнения «Ловишки», «Парный бег», «Догони товарища», «Мы весёлые ребята», «Бездомный заяц»)Ходьба: обычным, мелким и широким шагом — «Вагончики», «Гномики и великаны»; приставными шагами; с остановками, со сменой направления движения — «Поезд»,  Бег: на носках, с подскоком — «Лошадки», держась за руки — «Не отставай!», в медленном темпе 1—2 мин — «Скороход», Прыжки: на двух ногах на месте — «Зайки-прыгуны»; ноги вместе — ноги врозь, с продвижением вперёд и назад — «Лягушата», в длину — «Кенгуру» и в высоту с места — «Сорви вишенку», Броски: броски мяча, вверх с ловлей двумя руками — «Брось-поймай»; перебрасывание мяча из одной руки в другую — «Жонглёры»

Подвижные игры

Теория:

  • Научить  правильному выполнению ловли и передачи мяча на месте от

груди.

  • Научить ведению мяча на месте правой и левой рукой.

Практика:

Баскетбол: ловля и передача мяча на месте от груди — «За мячом»;

«Не урони мяч»; ведение мяча правой и левой рукой на месте — «Мой весёлый, звонкий мяч»

Итоговое занятие

подведение итогов повторение изученного

Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

             Наименование    

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

Основы  знаний  по  физической культуре.

1.  Правила поведения на занятиях физической культурой.

2. Правила проведения утренней

зарядки.

3.  Связь занятий физическими

упражнениями с укреплением

здоровья и повышением физической подготовленности.

4.  Основные правила личной гигиены.

5.  Правила техники безопасности на занятиях физической

культурой

В соответствующих разделах программы

Способы  физкультурной  деятельности.(62ч)

2

Гимнастика с основами акробатики.

3

11

14

3

Общеразвивающие упражнения.

1

5

6

4

Оздоровительные упражнения.

1

5

6

5

Лёгкая атлетика.

4

 12

16

6

Подвижные игры

4

16

18

7

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

14

50

64

Содержание 2 года обучения

Цель: создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности и профилактики.

Задачи:

- формировать умение целенаправленно использовать различные виды движений: ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания и их варианты;

- закрепить знания детей о понятиях, связанных с ориентацией в пространстве и направлением движения (вправо, влево, вверх, вниз, вперёд, назад и др):

- формировать навыки координации движений через выполнение гимнастических и акробатических упражнений;

- развивать такие физические качества, как гибкость, быстрота, выносливость;

- развивать коммуникативные навыки в процессе подвижных игр;

- формировать мотивацию к занятиям физкультурой ;

- создать условия для профилактики нарушений осанки через выполнение специальных комплексов упражнений.

1. Введение

Теория:

Охарактеризовать основные требования к поведению на занятии. Правила выполнения строевых команд.

Охарактеризовать основные требования к технике безопасности во время выполнения физических упражнений.

Создать представление о возможных причинах получения травм во время занятий физическими упражнениями

Практика:

Выполнение команд «Смирно!», «Вольно!», «Равняйсь!», «Становись!», «Разойдись!»

2. Гимнастика с основами акробатики.

Теория:

  • Научить правилам игры: «Лиса в курятнике», «Птички на дереве», «Изобрази фигуру»
  • Дать представление о правильном построении в колонну парами
  • Научить технике лазанья по гимнастической стенке вверх и вниз
  • Разучить упражнения в равновесии: стойка на одной ноге, ходьба по гимнастической скамейке с разным положением рук: с приседанием, с поворотом
  • Научить  выполнению танцевальных шагов под счёт.
  • Научить выполнению танцевальных шагов в сочетании с хлопками.
  • Научить выполнению танцевальных шагов с хлопками под музыку

Практика:

«Лиса в курятнике», «Птички на дереве», «Изобрази фигуру») Организующие команды и приёмы: построение в колонну парами — «Найди свою пару», Ползание, лазанье: по гимнастической стенке вверх и вниз — «Пожарные на учении», Равновесие: на одной ноге «Аист»; ходьба по гимнастической скамейке с разным положением рук — с приседанием, с поворотом — «По мостику на лужок», Танцевальные упражнения: шаги и хлопки в соответствии с темпом музыки

3. Общеразвивающие упражнения

Теория:

  • Разучить исходные положения.
  • Разучить комплекс упражнений

Практика:

исходное положение: основная стойка — «Военный», стойка ноги врозь —

«Буква А») Положения рук, ног, туловища и движения ими: «Вертолёт», «Кружочки», «Мельница», «Ловля комаров», «Поднимание штанги», «Велосипед», «Конница», «Футболист», «Карлики и великаны», «Воробьи»

  1. Оздоровительные упражнения.

Теория:

Разучить  дыхательные упражнения

Практика:

Дыхательные упражнения: дыхательные и звуковые упражнения для развития артикуляции: «Трактор», «Стрельба», «Фейерверк», «Гудок паровоза», «Упрямый ослик», «Плакса», Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения: «Пчела», «Звезда», «Уголки»

5. Лёгкая атлетика.

Теория:

  • Научить  правильному выполнению упражнений для глаз.
  • Разучить комплекс упражнений для глаз.
  • Разучить правила подвижных игр «Космонавты», «Перебежки», «Удочка», «С кочки на кочку», «Сбей мяч», «Кегли»
  • Создать представление о правильном выполнении ходьбы, со сменой направления движения.
  • Научить упражнениям в медленном и быстром темпе
  • Создать представление о правильном выполнении прыжков через препятствия.
  • Научить упражнениям в медленном и быстром темпе
  • Дать представление о правильном выполнении метания малого мяча на дальность из-за головы, стоя на месте.
  • Дать представление о правильном выполнении метания малого мяча на дальность из-за головы, стоя на месте в вертикальную и горизонтальную цель

Практика:

«Космонавты», «Перебежки», «Удочка», «С кочки на кочку», «Сбей мяч», «Кегли», эстафеты. Ходьба: со сменой направления движения —

«Поезд», Прыжки: перепрыгивать  предметы (высота 15—

20 см) — «Не задень!»; спрыгивание с высоты до 30 см — «Парашютисты», «Пушинки»; перепрыгивание через неподвижную скакалку — «Кто выше прыгнет»Метание: малого мяча на дальность из-за головы, стоя на месте — «Кто дальше бросит?»; в вертикальную и горизонтальную цель (с 3—4 м) — «Точно в цель»

6. Подвижные игры

Теория:

  • Создать представление о правильном выполнении упражнения.
  • Научить правильному выполнению техники ведения мяча по прямойи с обведением, передачи мяча, удара по воротам
  • Создать представление о правильном выполнении упражнения.
  • Учить технике броска в корзину двумя руками от груди

Практика:

Футбол: ведение мяча по прямой и с обведением предметов — «Не задень

предмет», «Мотоциклисты»; передачи мяча — «Мяч капитану»; удар по

воротам — «Ударь — не промахнись!»Баскетбол: бросок в корзину двумя руками от груди — «Попади в корзину»

Первый год обучения предполагает следующие знания и умения.

Знать .Правила поведения на занятии физкультурой. Технику безопасности занятий в спортивном зале и на стадионе. Название основных движений Направления движений назад ,вперёд, вправо, влево, вверх, вниз. Назание частей тела человека. Что такое равновесие, гимнастика. Для чего нужна правильная осанка. Правила изучения подвижных игр. Назвать виды упражнений и основных движений, подвижные игры изученные в течении года. Определить своё отношение к различным физическим упражнениям и играм.

Уметь. Слушать педагога и выполнять его команды. Строиться в шеренгу по росту; строиться в колонну по одному, перестраиваться из колонны в круг с помощью педагога. По команде педагога выполнять основные движения и их виды:

- идти за ведущим в колонну по одному, в колонне по двое; ходит на носках, на пяточках, на внешней  и внутренней стороне стопы; ходить по прямой, зигзагом, по кругу, вперёд спиной;

- бегать за ведущим в колонне по одному; на носках на пятках; на месте, по прямой, по кругу, зигзагом, вперёд спиной; с высоким подниманием колена, с захлёстыванием голени назад;

- ползать на четвереньках вперёд, назад.

-выполнять упражнения с мячом: метать мяч в корзину, через сетку; перекатывать мяч друг другу по полу, прокатывать мяч под стулом, по гимнастической скамейке; передавать и ловить мяч двумя руками в паре, по кругу; подбрасывать мяч вверх двумя руками и ловить его.

- прыгать на двух ногах на месте; в движении, с разбега, в длину, перепрыгивать через скамейку и спрыгивать с неё.

Под руководством педагога выполнять упражнения:

-для рук и плечевого пояса;

-для головы и шеи;

-из различных положений: лёжа, сидя, стоя на четвереньках;

Выполнять гимнастические упражнения «Корзиночка», «Ласточка», «Лягушка», «Карандашики», «Кошечка» сохраняя равновесия и правильную позу. Под руководством педагога выполнять комплекс специальных упражнений из различных положений, с гимнастической палкой для профилактики нарушения осанки. Уметь играть в изученные подвижные игры, соблюдая правила. Называть виды упражнений  и  основных движений, подвижные игры изученные в течении года. Определить  своё отношение к различным физическим упражнениям и играм.

 Второй год обучения предполагает следующие знания и умения.  

Знать. Правила поведения и личной гигиены на занятиях физкультурой. Технику безопасности в спортивном зале и на стадионе. Название основных движений. Направления движения вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз. Название частей тела человека. Что такое равновесие гимнастика. Для чего нужна правильная осанка. Правила изученных подвижных игр.

Уметь. Слушать педагога и выполнять его команды. Строиться в шеренгу по росту; строиться в колонну по одному, парами, перестраиваться из колонны в круг с помощью педагога, повороты на право, налево, кругом. Смыкаться и размыкаться в шеренге на вытянутые руки приставным шагом. По команде педагога выполнять основные движения и их виды:

- идти за ведущим в колонне по одному, в колонне по двое; ходить на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы; ходить по прямой по кругу, зигзагом, вперёд спиной; с высоким подниманием колена, захлёстыванием голени назад; приставным шагом вправо, влево;

-  бегать: за ведущим в колонне по одному; на носках на пятках; на месте, по прямой, по кругу, зигзагом, вперёд спиной; с высоким подниманием колена, захлёстыванием голени назад; приставным шагом вправо и влево;

- ползать на четвереньках вперёд, назад.

- выполнять упражнения с мячом: метать мяч в корзину, через сетку; перекатывать мяч друг к другу по полу, прокатывать мяч под стулом, по гимнастической скамейке; передавать мяч вверх двумя руками  в паре, по кругу; подбрасывать мяч вверх двумя руками и ловить его;

- Прыгать на двух ногах на месте; в движении; с разбега в длину, с разбега в длину, перепрыгивать через планку и спрыгивать со скамейки.

Под руководством педагога выполнять упражнения:

- для рук и плечевого пояса

- для головы и шеи

- из различных положений: лёжа, сидя, стоя на четвереньках;

- с различными предметами: обручем, мячом, скакалкой.

Выполнять гимнастические упражнения упражнения «Корзиночка», «Ласточка», «Лягушка», «Карандашики», «Кошечка», сохраняя равновесие и правильную позу.

- Под руководством педагога выполнять. Комплекс специальных упражнений из различных положений, с гимнастической палки для профилактики нарушений осанки.

- Уметь играть в изученные подвижные игры, соблюдая правила.

- Назвать виды упражнений и основных движений, подвижные игры изученные в течении года. Определить своё отношение к различным физическим упражнениям и играм.

Методическое  обеспечение  

На занятиях используется типовое оборудование, но в основном всё необходимое для занятий готовиться педагогом с учащимися в соответствии с требованиями правил техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда. Инструменты: скакалки, гимнастические палки, обручи, дорожки для коррекции стопы, батут, кегли, мячи, маты и др.

                           

  Список используемой литературы.

  1. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А.Федосова и др. – М. : Просвещение, 2016.
  2. Методические рекомендации к программе  «Преемственность» :

пособие для педагогов / [Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова].  — 2-е изд., перераб. — М:Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...