Статья "Роль педагога в формировании детской одаренности".
статья
В статье говорится о проблемах развития одарённости детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом. Рассматриваюся направления и способы работы с одарёнными детьми. Рассказывается о системе стимулов для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_formirovanii_detskoy_odarennosti.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в формировании детской одаренности
учитель биологии и географии
ГБОУ школы № 404 Санкт-Петербурга
Васильева Любовь Владимировна
В современных условиях одной из приоритетных задач системы образования становится поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако, существующая на сегодняшний день проблема развития одарённости детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.
2. Эпизодическая индивидуальная работа с одарёнными детьми.
3. Проблемой остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.
При работе с одарёнными детьми необходимо решить ряд задач:
1. Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности.
2. Овладеть элементами исследовательской деятельности.
3. Формировать основы теоретического мышления.
4.Развивать самостоятельную и творческую деятельность.
Направление и способы работы с одарёнными детьми
1.Организационное направление.
Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.
2.Научно-методическое направление.
Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.
3.Научно-методическое направление.
Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.
⎫ Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
⎫ Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
⎫ Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
4. Аналитическое направление.
На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на новый учебный год.
Формы работы с одаренными детьми
• Творческие мастерские.
• Работа по индивидуальным планам развития.
• Элективные курсы.
• Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
• Кружки по интересам.
• Конкурсы.
• Интеллектуальный марафон.
• Участие в олимпиадах.
• Участие в работе городских, предметных НОУ.
• Занятия с преподавателями ВУЗов.
• Участие в Интернет-олимпиадах.
При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство).
2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки).
3-й уровень (высший уровень)–познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Можно организовать систему стимулов для учащихся:
1. Работа на доверии.
2. Предоставление свободного посещения уроков для подготовки к городским, областным олимпиадам и спортивным соревнованиям.
3. Предоставление дополнительных каникулярных дней во время зимних каникул.
4. В традиции школы «Ассамблея достижений» -в мае награждение победителей олимпиад.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок.
Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии. Работа с одарёнными детьми реализуется через образовательную деятельность плановых уроков и индивидуальную научно-исследовательскую деятельность. Я занимаюсь не только подготовкой детей олимпиадам, но и курирую учащихся при подготовке ими их личных научно-исследовательских проектов. Безусловно, главным итогом подобной деятельности учащихся является представление своей работы не только на городских и районных конференциях, но и на различных конкурсах более высокого уровня, организованных ведущими вузами страны. Поэтому нужно уделять особое внимание презентации работы. И здесь уже особая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям. Таким образом, метод проектов в учебной деятельности тесно связан с проектом информатизации в образовании. Именно поэтому я не представляю свои уроки без использования ИКТ. Все это, безусловно, помогает моей работе с одарёнными детьми. Но работа учителя должна быть эффективной не только в этом аспекте, но и с обычными детьми на каждом уроке, должна давать положительный результат изо дня в день. Бытующее мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одарёнными и высоко мотивированными к учению детьми, в корне не верно. Даже с детьми в коррекционно-развивающих классах работа над проектами дает положительные результаты. Проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, в том числе и учащиеся начальных классов. Ведь в процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и приобретаются новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. Нужно просто найти золотую середину, оптимизировать процесс... В заключение мне хочется вспомнить слова Орисона Свитта Мардена, который говорил о том, что «для успеха существуют два обязательных требования». Первое – «приступить к работе», и второе – «доводить работу до конца». Конечно, мы все ежедневно стараемся придерживаться этого правила в своей учительской деятельности. Но он также писал: «Никогда не остановить того, кто рвётся вперед, окрылённый мечтой». Учитель должен открывать в себе новые возможности, тем самым он почерпнёт неимоверную энергию и вдохновение для своей деятельности, для своей собственной мечты... Учить и учиться! Ведь производительность труда и уровень жизни в стране однозначно связаны с интеллектуальным потенциалом общества. Тот, кто умнее, живёт лучше и, главное, делает лучше мир, в котором живём мы и наши дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности
В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...
Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)
Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении
Педагогом детского театра накоплен некоторый опыт по формированию команды единомышленников, по созданию сплоченного коллектива в театральной студии. Кратко изложены формы работы, которые традиционно и...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...