ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ АККОМПАНЕМЕНТА
план-конспект урока на тему

Санчес Санчес Елена Юрьевна

Подробное описание открытого урока по предмету "Класс аккомпанемента". Тема урока: "Работа концертмейстера над вокальной партией". Цель урока - «Приобретение элементарных навыков самостоятельной работы по разучиванию вокального произведения» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ АККОМПАНЕМЕНТА

НА ТЕМУ «РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАД ВОКАЛЬНОЙ ПАРТИЕЙ»

План-конспект

открытого урока преподавателя муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Тельмановская детская школа искусств» Санчес Санчес Е.Ю.

 

Дата:14.11. 2014г.

Предмет: класс аккомпанемента

Учащаяся: Самойлова Дарья – 6 класс

Возраст обучающейся:12 лет

Преподаватель: Санчес Санчес Е.Ю.

Психологические возрастные особенности обучающейся: 11-15 лет – подростковый возраст характеризуется возникновением чувства взрослости и самостоятельности, в этот период происходят преобразования в разных сферах психики. «Сотрудничество» позволит найти новый подход во взаимоотношениях преподавателя и обучающегося. 

 (муз.Ф.Шуберта «К музыке») – 20 мин.

Заключительная часть: закрепление и проверка знаний пройденного материала, Тема урока: «Работа концертмейстера над вокальной партией»

Занятие по разделу: «Фортепиано» учебной программы «Аккомпанемент» 

Место урока в системе занятий: вводный урок в тему «Разбор произведений»

Роль темы в курсе: развитие самостоятельности обучающейся, умение осознанно работать с вокалистами 

Цель: приобретение элементарных навыков самостоятельной работы  по разучиванию вокального произведения

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Образовательные:

  • научить упорядоченной и поэтапной работе над вокальной партией;
  • сформировать необходимые навыки и умения для работы концертмейстера;
  • сформировать устойчивый навык общения с поэтическим текстом в вокальной партии

Развивающие:

  • развить интерес через поэтическое слово к концертмейстерской работе;
  • раскрыть и развить лучшие качества личности ребенка;
  • раскрыть эмоциональный потенциал учащейся через поэтическое слово

Воспитательные:

  • воспитать самостоятельность и активность;
  • воспитать активного любителя музыки и поэзии

Форма учебного урока: урок – диалог

Форма организационной работы: индивидуальный урок

Структура урока:

Вступительная часть: приветствие, постановка цели, введение в тему -  5 мин.

Основная часть: проверка знаний по теме, работа над поэтическим текстом (сл. Ф.Шобера «К музыке»), методические пояснения, работа с нотами оценка результативности, пояснения к домашнему заданию – 15 мин.

Методы проведения урока:

  • словесные – объяснение исполнительских задач;
  • анализирующие – анализ поэтического и музыкального текстов;
  • словесно-наглядные – демонстрация преподавателем необходимых исполнительских приемов;
  • практические – воплощение обучающейся исполнительских задач.

Дидактико- методическое обеспечение:

  • лист с поэтическим текстом для работы цветными ручками;
  • лист с нотным текстом для работы цветными ручками;
  • схема разбора вокальной партии для выполнения домашнего задания

Раздаточный материал:

  • цветные ручки.

Планируемые результаты урока:

  • свободное исполнение вокальной партии с басовой линией;
  • умение в дальнейшем самостоятельно использовать полученные навыки при разборе новых произведений

Использованные технологии обучения:

  • информационные;
  • исследовательские;
  • игровое моделирование;
  • сотрудничество.

Материально-техническое оснащение:

  • методическая литература;
  • нотная литература;
  • фортепиано – 2 инструмента;
  • стулья ученические;
  • стол письменный;
  • лампа настольная.

Используемая нотная и методическая литература:

  1. Аккомпаниатор. Хрестоматия по аккомпанементу для учащихся старших классов ДШИ., сост. Е.Тебина – Спб 2009г.
  2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для ДШИ и ДМШ; 2012г.
  3. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания, Размышления о музыке – М.: «Сов. Композитор»,1997г.
  4. Ручьевская Е. Слово и музыка:Л., Музыка, 1960г.
  5. Шендерович Е. В концермейстерском классе. Размышления педагога: М.; Музыка, 1986г.

Ход урока:

Вводная часть – 5 минут

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, Дарья! Тема сегодняшнего урока - «Работа концертмейстера над вокальной партией», а цель урока - приобретение элементарных навыков самостоятельной работы  по разучиванию вокального произведения».

ВОПРОС: Дарья, знаете ли Вы, кто такой концертмейстер и в чем заключается его работа?

ОТВЕТ: Концертмейстер – это музыкант, который сопровождает или аккомпанирует какому-то инструменту.

ВОПРОС: А кто такой вокалист?

ОТВЕТ: Певец

Основная часть – 20 минут

Специфика камерного ансамбля выдвигает перед учащимися многообразные задачи. Основное, чему нужно уделить особое внимание, заключается в выработке у учащегося правильного представления о роли аккомпаниатора.

ВОПРОС: певец-солист и аккомпаниатор исполняют одно произведение или два?

ОТВЕТ: солист-вокалист или солист-инструменталист и аккомпаниатор исполняют одно и то же произведение, фактура которого лишь разделена на две составные части.

ВОПРОС: какие?

ОТВЕТ: В распоряжении одного исполнителя находятся мелодия и текст, другого – ритмо-гармонический план.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Научиться видеть не только свою партию, но и верхний нотный стан, в котором посредством мелодии и поэтического текста раскрывается смысл всего произведения – главнейшая задача, которой Вы, Дарья должны обязательно научиться.

Вокально-инструментальный ансамбль объединяет исполнителей с различными временными и ритмическими представлениями. Этот вид ансамбля неоднороден, в чем и заключается его главная трудность. Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово.

 При изучении вокального произведения необходимо прежде всего осмысленное и, по возможности, эмоциональное прочтение литературного текста. Текст помогает уяснить художественную задачу произведения.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дарья, прочитайте, пожалуйста, стихотворение Ф. Шобера «К музыке»! 

Первое прочтение поэтического текста очень важно для понимания содержания всего произведения. Обычно в учебниках с вокальными произведениями первый куплет подписан под нотами сольной партии, что оказывается не совсем удобно для учащихся, т.к. даже продвинутые ученики невольно начинают читать текст по слогам, в связи с тем, что он написан через дефисы. Преподавателю предлагается заранее выписать слова первого куплета на отдельный лист.

После знакомства с целым произведением обязательно провести беседу с учащимся по наводящим вопросам:

  • сколько куплетов,
  • настроение стихотворения;
  • содержание, о чем и т.д.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дарья, прочитайте, пожалуйста, еще раз поэтический текст со своим выражением и отношением, а затем прочитаю я в своем варианте!

Второе прочтение текста посвятить декламации с выражением (в каждом куплете найти кульминационные точки и выявить тот куплет, в котором раскрывается весь смысл данного произведения). Выразительная декламация с выявлением смысловых кульминаций, особенностей фонетики и ритма стиха поможет ученику более точно интерпретировать фортепианную партию в сочетании с голосом.

ВОПРОС: Что такое цезура?

ОТВЕТ: Цезура – это момент взятия дыхания.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дарья, сейчас Вы должны карандашом проставить цезуры в поэтическом тексте в тех местах, где Вы берете дыхание (работа с цветными карандашами – в каждом куплете новым цветом).

Только после уверенного и достаточно выразительного произнесения текста, рекомендовано преступить к изучению сольной партии.

Следующий этап работы – разбор вокальной партии.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сыграйте вокальную партию и определите тональность и размер; постарайтесь сыграть музыкальный текст без ошибок и ритмично (проигрывание вокальной партии). А теперь вместе исследуем вокальную партию (сотрудничество преподавателя с учеником):

  • определение характера мелодии (размышление, рассуждение – элегия);
  • определение вокального диапозона (самая низкая и самая высокая нота в партии);
  • динамического диапазона (форте, пиано и т.д.);
  • нахождение кульминационных точек (обычно самые высокие и долгие звуки в партии);
  • нахождение агогических отклонений (где возникает замедление или ускорение темпа);
  • нахождение расположения кульминации всей вокальной партии ( см. в ноты).

Ученик - концермейстер должен иметь элементарные знания об особенностях дыхания певца и связанной с ним длительностью нот. Преподаватель должен познакомить юного музыканта с законами строения вокальной фразы и особенностями выразительного произнесения слова в пении.

ВОПРОС: в чем особенность строения вокальной фразы?

ОТВЕТ: нельзя разрывать слово по слогам, нужно брать дыхание только, подчиняясь  смыслу текста, независимо от длительности нот.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дарья, сыграйте и пропойте (проинтонируйте) мелодию голосом и проставьте цезуры в вокальной партии на вокальной строке прямо в нотном тексте, а затем сравните с поэтическими цезурами

ВОПРОС: совпадают или нет?

ОТВЕТ: не везде (отработать все куплеты)

 Для проникновения в авторский замысел полезно многократное прочтение поэтического текста и исполнение одной вокальной строчки (рекомендовано повторять на каждом уроке перед началом исполнения фортепианной партии).

Следует научить ученика обращать внимание на вокальную партию, интонировать мелодию голосом или исполнять ее на фортепиано с одновременным чтением литературного текста.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дарья, а сейчас еще раз сыграйте и одновременно прочтите поэтический текст, это задание поможет запомнить, в каких местах будут располагаться вокальные цезуры у певца (моменты смены дыхания):

  • проигрывание мелодии с одновременным интонированием голосом;
  • проигрывание мелодии с одновременным прочтением литературного текста.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: В данном произведении нужно обратить внимание на паузы в вокальной партии, которые несут не только ритмическую, но и смысловую нагрузку. Обведите их карандашом для дальнейшей работы над фортепианной партией!

Изучение вокальной партии должно быть доведено до состояния свободного мысленного воспроизведения мелодии внутренним слухом

Заключительная часть -15 минут

Для проверки знания вокальной партии предлагается исполнение произведения в ансамбле на фортепиано или на двух инструментах, если имеется такая возможность (ученик играет вокальную партию, преподаватель исполняет партию фортепиано).

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодец Дарья! Как красиво прозвучал наш ансамбль!

ВОПРОС: Как Вам  кажется, хорошо ли Вы изучили партию вокалиста?

ОТВЕТ: Думаю, да!

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Я хочу усложнить задание и попросить сыграть Вас вокальную партию уже с басовой партией фортепиано, это помогает еще раз закрепить знание мелодической линии и услышать гармоническую основу. Если сложно, то для облегчения возможно использование баса только на сильную долю:

муз. Ф. Шуберта. Сл. Ф. Шобера « К музыке» – проигрывание с басом

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: для самостоятельного выполнения домашнего задания я предлагаю Вам схему разбора вокальной партии, которой можно пользоваться в дальнейшей работе и новое произведение композитора Ж. Векерлена «Приди, поскорее, весна»

Схема:

  • первое прочтение поэтического текста
  • декламация с выражением (содержание, настроение, смысловые кульминации)
  • работа над литературными цезурами
  • работа с вокальной партией (тональность, музыкальный текст, ритм)
  • выставление цезур в партии солиста
  • проигрывание мелодии с интонированием и прочтением
  • разбор всех характеристик вокальной партии
  • проигрывание мелодии с басом

В процессе разучивания своей фортепианной партии ученик-аккомпаниатор должен успевать следить за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, чистотой интонации, четкостью дикции и осмысленной фразировкой. Только кропотливо и внимательно изучив вокальную партию, можно быть уверенным в том, что эта часть работы будет выполнена качественно.

В дальнейшем можно приступать к следующему этапу работы над вокальным произведением - непосредственным разучиванием партии фортепиано, но эта тема следующих уроков.

 Домашнее задание: закрепление пройденного (Приди поскорее, весна) по отработанной схеме или самостоятельный разбор романса «Дремлют плакучие ивы» муз. Б.Б., сл.А.Тимофеева.

К МУЗЫКЕ

Бесценный дар! Как часто в дни печали

Ты, исцеляя боль сердечных мук,

Уносишь мысль в заоблачные дали,

Лишь твой заслышу сердцу милый звук,

Лишь твой заслышу волшебный звук.

 

И, часто внемля вздохам арфы нежной,

Я, восхищенный в облаках парю.

За этот дар, за этот дар бесценный,

О музыка, тебя благодарю, за этот дар благодарю.

ПРИДИ ПОСКОРЕЕ, ВЕСНА

Приди поскорее, весна,

Пусть снова природа очнется,

Зеленой листвой уберется

Земля, пробудившись от сна.

Посмотри, повсюду в садах

Так пышно цветы расцветают.

Скоро в утренних лучах

Ярко краски их заиграют.

В кустах уж поют соловьи,

Замирая в любовном томленье;

Твердит нам их сладкое пенье,

Что счастье в одной лишь любви.

Счастье в одной, в одной любви!


САМОАНАЛИЗ открытого урока

преподавателя класса фортепиано муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Тельмановская детская школа искусств» Санчес Санчес Е.Ю. на тему «Работа концертмейстера над вокальной партией» 14. 11.2014 года

Урок проведен с ученицей 6-го класса Самойловой Дарьей, возраст – 12 лет. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности обучающейся. Ученица имеет хорошие музыкальные данные, трудолюбивая, с большим интересом и вниманием воспринимает новый материал, любознательна  и эмоциональна, занимается музыкой с радостью. Цель урока - «Приобретение элементарных навыков самостоятельной работы по разучиванию вокального произведения» соответствует теме урока «Работа концермейстера над вокальной партией» и характеризуется четкой формулировкой. Тема урока продолжает работу по учебной программе  «Аккомпанемент» в рамках образовательной программы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Тельмановская детская школа искусств» №2 «Разбор произведений» и № 5 «Развитие навыков аккомпанемента». Степень сложности урока высокая, но выбранные мною методы работы на уроке соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающейся, т.к. ученица имеет высокий интеллектуальный уровень и хорошую работоспособность.

Выполнению цели урока способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

  • Обучение упорядоченной и поэтапной работе над вокальным произведением для формирования необходимых умений в работе концермейстера и формирование устойчивого навыка общения с поэтическим текстом просматривается на всех этапах урока.
  • В ходе урока развивались творческие и музыкальные способности ученицы (выразительная декламация поэтического текста, размышление о взаимосвязи его с музыкой; развитие музыкальных способностей -  звуковысотного, ладового и ритмического слуха).
  • На уроке были реализованы воспитательные задачи: формирование эмоциональной отзывчивости, чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, воспитание активности и самостоятельности  в своих действиях и рассуждениях.

Ожидаемые результаты урока заключались в: овладении элементарными навыками в работе с солистами-вокалистами и приобретении навыка осознанного охвата трехстрочной «вертикали».

Форма учебного занятия - индивидуальный урок, который является вводным уроком в тему «Работа над поэтическим текстом», тип урока – урок-диалог. Урок построен в форме «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик; такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, позволяет ученице раскрыть свои способности и «раскрепостить» свое мышление.

Формулировка заданий имела продуктивный характер, т.к. задания давались в форме вопроса; формулирование вопросов соответствовало цели задания, на данном уроке преимущественно формировались познавательные и личностные универсальные учебные действия, была предусмотрена возможность самостоятельного продвижения обучающейся в изучаемой области. Обучающаяся на уроке была дисциплинирована, активна, творчески самостоятельна, заинтересована в результате, выполняла все требования преподавателя. Дозировка времени для каждого вида деятельности была продумана и соответствовала темпераменту и психологическим особенностям процесса внимания обучающейся.

Структура урока соответствовала типу урока, оправдана с позиции драматургии; урок состоял из нескольких этапов – организация, новый материал, работа над вокальным произведением, закрепление пройденного, итог; отличался целостностью, последовательностью и эмоциональной атмосферой познания. Главный этап урока – работа над вокальным произведением, т.к. в процессе изучения музыкального материала происходит постепенное и осознанное выстраивание схемы работы над вокальной партией.

На заключительном этапе работы на уроке ученица  сыграла вокальную партию с басовой партией фортепиано свободно, чем доказала, что планируемые результаты достигнуты и цель урока осуществлена. 

Методы обучения (словесные - объяснение исполнительских задач; анализирующие - наблюдение, сопоставление, непосредственный анализ поэтического и музыкального текстов; словесно-наглядные - демонстрация необходимых исполнительских приемов; практические - воплощение обучающейся поставленных задач) эффективны и согласовывались с целью и задачами урока.

На занятии была создана комфортная обстановка, хороший психологический климат; был найден творческий контакт между мною и обучающейся. Время урока было использовано рационально, правила охраны труда на занятии - соблюдены. Урок прошел в темпо-ритме, необходимом для организации активной познавательной деятельности ученицы. Результаты урока я оцениваю как отличные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....