Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир театра"
рабочая программа на тему
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_volshebnyy_mir_teatra.doc | 494.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник» Омского муниципального района
Омской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДОД
«ЦРТДиЮ «Ровесник»
__________ Гейер Ж.В.
Приказ № 206 от
«22» сентября 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебный мир театра»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации программы: 3 года
Педагог дополнительного образования:
Плоцкая Ольга Александровна
Рассмотрено на методическом совете:
Протокол № 6 от «22» сентября 2015 г.
Председатель методического совета:
Подшиблова М.М. _____________
с. Харино -2015 г.
Пояснительная записка
Направленность художественно-эстетическая.
Актуальность
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла ми.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях обучающиеся знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших обучающихся.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся, средствами театрального искусства.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
-совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Организация работы
Программа предназначена для детей 7 - 12 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год. 2, 3 года обучения по 3 часа 2 раза в неделю, всего 216 часов в год.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность обучающихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Характеристика программы:
Программа включает следующие разделы:
- Театральная игра
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музеи,
- спектакли
- праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- что такое театр;
- чем отличается театр от других видов искусств;
- с чего зародился театр;
- какие виды театров существуют;
- кто создаёт театральные полотна (спектакли);
Иметь понятие:
- об элементарных технических средствах сцены;
- об оформлении сцены;
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;
Уметь:
- направлять свою фантазию по заданному руслу;
- образно мыслить;
- концентрировать внимание;
- ощущать себя в сценическом пространстве;
Приобрести навыки:
- общения с партнером;
- элементарного актёрского мастерства;
- образного восприятия окружающего мира;
- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;
- коллективного творчества.
В конце второго года занятий обучающие должны знать:
- что такое выразительные средства;
- фрагмент как составная часть сюжета;
- действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
Уметь:
- применять выразительные средства для выражения характера сцены.
- фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
- определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
- понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
Иметь понятие:
- о рождении сюжета произведения.
- о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
- о сверхзадаче и морали в произведении.
Иметь навыки:
- свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
- выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
- анализировать последовательность поступков.
простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце третьего года занятий обучающиеся должны знать:
- историю театра;
- жанры театра;
- виды искусства;
- основные театральные понятия;
- основы гримировального искусства
- основы создания сценической постановки;
- основы создания сценического образа с помощью грима;
- штампы общения;
- стили речи.
Должны:
- освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
- освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
- уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
- уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
- владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
- иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
- владеть своим телом как инструментом самовыражения;
- владеть импровизационным конферансом;
- использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
- уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;
- уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
- изготовлять реквизит и декорации;владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки.
Обучающиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель ности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение обучающимся социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия): обучающийся может приобрести опыт общения с представителями других социаль ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов являются: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- театральные постановки;
- игры;
- открытые занятия;
- концерты;
- анкеты;
- тесты;
- фестивали;
конкурсы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Формы работы с родителями:
- совместные праздники, творческие конкурсы;
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- открытые занятия.
Диагностика
Для определения уровня знаний, умений и навыков по образовательной программе и личностного развития обучающихся проводится мониторинг результатов обучения (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей).
Программа составлена на основе программы «Школьный театр» И.А. Агаповой, М.А. Давыдовой и специальной литературы:
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
- Женило М.Ю. Театрализованные праздники. Найди свою звезду. 1-4 классы. – Ростов н/Д: Феникс,2004ма
Учебно-тематический план I года обучения
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Театральная игра 2.1.Игры с предметами быта и игрушками; 2.2.Этюды на развитие творческого воображения; 2.3.Этюды на общение; 2.4.Этюды на выразительность жестов; 2.5.Этюды с воображаемыми предметами; 2.6.Этюды с заданными обстоятельствами; 2.7.Этюды на эмоции и вежливое поведение; 2.8.Игры на превращение; 2.9.Сказкотерапия; 2.10.Подготовка к постановке спектакля «Аленький цветочек». | 54 | 8 | 46 |
3. | Культура и техника речи 3.1.Игры со свечой. Игры с мыльными пузырями; 3.2.Артикуляционная гимнастика; 3.3.Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой; 3.4.Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии; 3.5.Коллективное сочинение сказки; 3.6.«Голос – одежда нашей речи»; 3.7.Диалог и монолог. | 18 | 4 | 14 |
4. | Ритмопластика 4.1.Игры на развитие двигательных способностей; 4.2.Музыкально - пластические импровизации; 4.3.Игры на восприятие музыкального произведения. | 32 | - | 32 |
5. | Основы театральной культуры 5.1.«Здравствуй, театр!» ; 5.2.Театральное искусство; 5.3.Театральные профессии; 5.4.Искусства грима и макияжа; 5.5.«Азы нанесения грима»; 5.6.Театральный костюм; 5.7.Театральные декорации; 5.8.Пригласительные билеты, афиши и программки; 5.9.«Изготовление карнавальных масок». | 16 | 12 | 4 |
6. | Индивидуальная работа 6.1.Работа над словом; 6.2.Отработка отдельных этюдов; 6.3.Устранение дикционных недостатков. | 8 | - | 8 |
7. | Просмотрово-информационный раздел 7.1.Просмотр кинофильмов и их обсуждение; 7.2.Посещение театров. | 8 | - | 8 |
8. | Заключительное занятие | 4 | - | 4 |
Итого: | 144 | 24 | 112 |
Содержание образовательной программы 1 года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч
Теория (1 ч.) Знакомство. Представления о том, что такое искусство.
Практика (1 ч.) Игра «Назови свое имя ласково».
2. Театральные игры. 54 ч
2.1. Игры с предметами быта и игрушками. Практика (6 ч.)
- «Театр всевозможного». Импровизированный концерт.
- Творческие задания на развитие пантомимики.
- Загадки-пантомимы.
2.2. Этюды на развитие творческого воображения. Игра «Зеркало» - в парах. Практика (2 ч.)
2.3. Этюды на общение. Практика (2 ч.)
2.4. Этюды на выразительность жестов. Практика (6 ч.)
- Игра «Посмотри, что я делаю?»
-Игра «Одно и тоже по-разному».
-Игра «Кругосветное путешествие».
2.5. Этюды с воображаемыми предметами. Практика (2ч.)
2.6. Этюды с заданными обстоятельствами. Практика (2ч.)
2.7. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Практика (2ч.)
2.8. Игры на превращение . Практика (6 ч.)
- «Превращение предмета».
- «Превращение комнаты».
- «Превращение детей».
2.9. Сказкотерапия. Практика (8 ч.)
- Сказка «Звездная страна».
- Сказка «Как лошадь Лу стала храброй».
- Сказка «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история».
- Сказка «Как Вася поссорился с творческим мышлением».
2.10. Подготовка к постановке спектакля «Аленький цветочек».
- Предварительный разбор пьесы. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Теория (1 ч.)
- Коллективное разучивание реплик . Теория (1 ч.)
- Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, в данном эпизоде. Теория (2 ч.)
- Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Практика (2 ч.)
- Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мезансцены. Практика (2 ч.)
- Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Практика (6 ч.)
3. Культура и техника речи. 18 ч
3.1. Игры со свечой. Игры с мыльными пузырями. Практика (2 ч.)
3.2. Артикуляционная гимнастика. Практика (2 ч.)
- Зарядка для губ;
- зарядка для шеи и челюсти;
- зарядка для языка.
3.3. Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой. Практика (2 ч.)
- «больной зуб»;
- «капризуля»;
- «колокольчики»;
- «колыбельная».
3.4. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии. Практика (4 ч.)
- «Звуки улицы»;
- «Звуки помещения»;
- «Звуки внутри нас»;
- «Отгадай, что происходит?»
3.5. «Сочини сам». Коллективное сочинение сказки. Практика (2 ч.)
3.6. «Голос – одежда нашей речи». Теория (2 ч.)
3.7. Диалог и монолог. Теория (2ч.).
4. Ритмопластика. 32 ч
4.1. Игры на развитие двигательных способностей. Практика (16 ч.)
- МУРАВЬИ
- КАКТУС И ИВА
- ПАЛЬМА
- МОКРЫЕ КОТЯТА
- ШТАНГА
- САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
- БУРАТИНО И ПЬЕРО
- НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
- СНЕГОВИК
- БАБА-ЯГА
- СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
- КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
- ГИПНОТИЗЕР
- HE ОШИБИСЬ
- РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
- ПОЙМАЙ ХЛОПОК
- ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
- СЧИТАЛОЧКА
- БАБУШКА МАЛАНЬЯ
- ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
- ЗАВОДНАЯ КУКЛА
- ТЮЛЬПАН
- ОСЬМИНОГ
- МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ
- ЗМЕИ
- ЕЖИК
- ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ
- ПАНТЕРЫ
- МАРИОНЕТКИ
- СКУЛЬПТОР
- В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
- КТО НА КАРТИНКЕ?
- ЗЕРНЫШКО
- ЦЫПЛЯТА
4.2. Музыкально - пластические импровизации. Передавание в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. Практика (12ч.)
- ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ (1)
- ПОДАРОК (1)
- ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ (1)
- УТРО (1)
- БАБОЧКИ (1)
- ГОРОД РОБОТОВ (1)
- ФАКИР И ЗМЕИ (1)
- УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ (1)
- В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ (1)
- В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ (1)
- У ВОЛШЕБНИЦЫ АНИТРЫ (1)
- В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ (1)
4.3. Игры на восприятие музыкального произведения. Практика (4 ч.)
- Дети слушают музыку и рисуют. Рисовать можно так, как ребенок чувствует, выбирая любой цвет, технику изображения.
- Движения под музыку с любыми атрибутами (ленточки, шары, флажки, цветы…)
- Детям предлагают различные по цвету и форме тряпочки, к которым прикреплены две веревки.
Держа эти тряпочки за веревки, ребенок может ими манипулировать, как куклами-марионетками. «Ожившие» тряпочки танцуют под музыку и т.д.
5. Основа театральной культуры. 16 ч
5.1. «Здравствуй, театр!» Знакомство с понятием «театр». Теория (2)
5.2. Театральное искусство. Знакомство с понятием «искусство» и его видами. Теорич (2)
5.3. Театральные профессии. Знакомство с театральными профессиями. Теория (2)
5.4. Искусства грима и макияжа. Теория (2)
5.5. «Азы нанесения грима». Практика (2)
5.6. Театральный костюм. Теория (2)
5.7. Театральные декорации. Теория (1)
5.8. Пригласительные билеты, афиши и программки. Теория (1)
5.7. «Изготовление карнавальных масок». Практика (2)
6. Индивидуальная работа. Практика 8 ч
6.1. Работа над словом.
6.2. Отработка отдельных этюдов.
6.3. Устранение дикционных недостатков.
7. Просмотрово-информационный. Практика 8 ч
7.1. Просмотр кинофильмов и их обсуждение.
7.2. Посещение театров.
8. Заключительное занятие. 4 ч
Практика (2 ч) Викторина «Мы любим сказки» .
Практика (2 ч.) Драматизация сказки «Аленький цветочек».
Учебно-тематический план 2 года обучения
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Театральные игры 2.1.Игры на развитие памяти, внимания; 2.2.Этюды на выразительность жестов; 2.3.Этюды на сопоставление разных характеров; 2.4. Этюды на развитие эмоций; 2.5. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики; 2.6. Этюды на действие с воображаемым предметом; 2.7.Этюды по сказкам; 2.8.Игры-пантомимы; 2.9.Разыгрывание мини-сценок; 2.10. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии; 2.11. Диагностика творческих способностей воспитанников. | 86 | 86 | |
3. | Культура и техника речи 3.1.Артикуляционная гимнастика; 3.2.Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции; 3.3.Дыхательные упражнения; 3.4.Постановка речевого голоса; 3.5.Речь в движении; 3.6.Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок; 3.7.Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. | 26 | 26 | |
4. | Ритмопластика 4.1.Коммуникативные,ритмические, музыкальные,пластические игры и упражнения; 4.2.Игры с имитацией движения; 4.3.Танцы-фантазии; 4.5.Музыкально-пластические импровизации; 4.6.Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие; 4.7.Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа. | 36 | 36 | |
5. | Основы театральной культуры 5.1.Знакомство с театральной терминологией; 5.2.Особенности театрального искусства; 5.3.Виды театрального искусства; 5.4.Устройство зрительного зала и сцены; 5.5.Театральные профессии; 5.6.Правила поведения в театре. | 16 | 14 | 2 |
6. | Работа над спектаклем «Теремок на другой ладок» 6.1. Ознакомительный этап; 6.2. Репетиционный этап; 6.3. Завершающий этап; 6.4. Генеральная репетиция; 6.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. | 16 | 2 | 14 |
7. | Работа над спектаклем «Лягушка обманщица» 7.1. Ознакомительный этап; 7.2. Репетиционный этап; 7.3. Завершающий этап; 7.4. Генеральная репетиция; 7.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. | 16 | 2 | 14 |
8. | Индивидуальная работа 8.1.Подготовка к мероприятиям; 8.2.подготовка к творческим сюрпризам. | 8 | 4 | 4 |
9. | Просмотрово-информационный раздел 9.1.Просмотр кинофильмов и их обсуждение; 9.2.Посещение театров. | 8 | 2 | 6 |
10. | Заключительное занятие 10.1.Подведение итогов этапа обучения; 10.2.Обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. | 2 | 2 | |
Итого: | 216 | |||
Содержание образовательной программы 2 года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч
Теория (1 ч.) Решение организационных вопросов.
Практика (1 ч.) Игра «Визитка».
2. Театральные игры . 86 ч
2.1.Игры на развитие памяти, внимания. Практика 8 ч
- игра-загадка «Узнай, кто это?»
- игра «Закончи предложение»
- игра «Ищем секрет» и др.
2.2.Этюды на выразительность жестов. Практика 8 ч
- игра с аксессуарами;
- игра парами «Отгадай,что мы придумали» и др.
2.3.Этюды на сопоставление разных характеров. Практика 4 ч
- Игра «Угадай героя»;
- игра «Ну и характер!» и др.
2.4.Этюды на развитие эмоций. Практика 16 ч
- игра «Чудесная полянка»;
- игра «Угадай эмоцию»;
- игра «Испорченный телефон»;
- игра «Раскрась свои чувства» и др.
2.5.Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Практика 12 ч
- игра «Назови ласково соседа»
- игра «Театральная разминка»
- игра«Что это за сказка?»
- упражнение у зеркала «Изобрази настроение» и др.
2.7.Этюды на действие с воображаемым предметом. Практика 8 ч.
- «Разговор с лесом»;
- «Едем на паровозике» и др.
2.8.Этюды по сказкам. Практика 10 ч
- сказка “Заюшкина избушка”;
- сказка “Три медведя”;
– сказка “Репка”;
- сказка “Теремок” .
2.9.Игры-пантомимы. Практика 4 ч
- Игровые упражнения с помощью пальчиков;
- Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
2.10.Разыгрывание мини-сценок. Практика 8 ч
- сценка «Зеркало»;
- сценка «Родительское собрание»;
- сценка «Дочки - матери»;
- сценка «Разумно и просто».
2.11.Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Практика 10 ч
- игра «Что здесь лишнее?»
- игра «Придумай рифму»
- игра «Музей вредных привычек»
- игра «Придумай,расскажи» и др.
2.12.Диагностика творческих способностей воспитанников. 2 ч
3. Культура и техника речи. Практика 30 ч
3.1.Артикуляционная гимнастика. 4 ч
3.2.Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. 4 ч
3.3.Дыхательные упражнения. 2 ч
- «Игры со свечой»,
- «Мыльные пузыри»
3.4.Постановка речевого голоса. 4 ч
3.5.Речь в движении. 4 ч
3.6.Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. 4 ч
3.7.Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. 8 ч
4. Ритмопластика. Практика 40 ч
4.1.Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. 8 ч
4.2.Игры с имитацией движения. 4 ч
4.3.Танцы-фантазии. 4 ч
4.5.Музыкально-пластические импровизации. 8 ч
4.6.Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. 6 ч 4.7.Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа. 6 ч
5. Основа театральной культуры. 16 ч
5.1.Знакомство с театральной терминологией. Теория 4 ч
5.2.Особенности театрального искусства. Теория 2 ч
5.3.Виды театрального искусства. Теория 2 ч
5.4.Устройство зрительного зала и сцены. Теория 2 ч
5.5.Театральные профессии.
- Знакомство с театральными профессиями. Теория 2 ч
- Игровой тренинг «Жмурки». Практика 2 ч
5.6.Правила поведения в театре. Теория 2 ч
6.Работа над спектаклем «Теремок на другой ладок». 16 ч
6.1. Ознакомительный этап. Теория 2 ч.
- Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы);
- Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры;
- Распределить роли персонажей между детьми.
6.2. Репетиционный этап. Практика 6 ч.
- Научить детей репетировать сказку по частям;
- Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность;
- Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
6.3. Завершающий этап. Практика 4 ч.
- Соединение мизансцены спектакля воедино.
6.4. Генеральная репетиция. Практика 2 ч.
Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
6.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. Практика 2 ч.
7.Работа над спектаклем «Лягушка обманщица». 16 ч
7.1. Ознакомительный этап. Теория 2 ч.
- Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы);
- Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры;
- Распределить роли персонажей между детьми.
7.2. Репетиционный этап. Практика 6 ч.
- Научить детей репетировать сказку по частям;
- Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность;
- Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
7.3. Завершающий этап. Практика 4 ч.
- Соединение мизансцены спектакля воедино.
7.4. Генеральная репетиция. Практика 2 ч.
Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
7.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. Практика 2 ч.
8.Индивидуальная работа с детьми. 8 ч
8.1.Подготовка к мероприятиям;
8.2.Подготовка к творческим сюрпризам.
9.Просмотрово-информационный. 8 ч
9.1.Просмотр кинофильмов и их обсуждение;
9.2.Посещение театров.
10.Заключительное занятие. Теория 2 ч
10.1.Подведение итогов этапа обучения;
10.2.Обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося.
Учебно-тематический план 3 года обучения
N п\п | Содержание работы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Основы актерского мастерства 2.1.Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти; 2.2.Одиночные и групповые этюды; 2.3.Этюд на беспредметное действие; 2.4.Этюды на молчание; 2.5.Этюды парные и групповые, место действия; 2.6.Этюды по сказкам; 2.7.Этюд по картине. | 76 | 76 | |
3. | Театральный словарь | 8 | 8 | |
4. | Сценическая речь 4.1.Артикуляционная гимнастика; 4.2.Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции; 4.3.Дыхательные упражнения; 4.4.Постановка речевого голоса; 4.5.Работа над диалогом и монологом; 4.6.Чтение различных отрывков из пьес по ролям; 4.7.Практическая работа над стихотворением, басней. | 32 | 32 | |
5. | Пластика 5.1.яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом; 5.2.упражнения направленные на координацию движений и равновесие; 5.3.упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа; | 24 | ||
6. | Работа над спектаклем «Лукоморье» 6.1. Ознакомительный этап; 6.2. Репетиционный этап; 6.3. Завершающий этап; 6.4. Генеральная репетиция; 6.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. | 16 | 2 | 14 |
7. | Работа над спектаклем «Сказочные сны» 6.1. Ознакомительный этап; 6.2. Репетиционный этап; 6.3. Завершающий этап; 6.4. Генеральная репетиция; 6.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. | 16 | 2 | 14 |
8. | Творческие сюрпризы | 24 | ||
9. | Индивидуальная работа 8.1.Подготовка к мероприятиям; 8.2.подготовка к творческим сюрпризам. | 8 | 4 | 4 |
10. | Просмотрово-информационный раздел 9.1.Просмотр кинофильмов и их обсуждение; 9.2.Посещение театров. | 8 | 2 | 6 |
11. | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 216 |
Содержание образовательной программы 3 года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч
Теория (1 ч.) Решение организационных вопросов.
Практика (1 ч.) Игра «Проводник».
2. Театральный словарь. Теория 8 ч
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.
3. Основы актерского мастерства. Практика 76 ч
3.1.Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти;
3.2.Одиночные и групповые этюды;
3.3.Этюд на беспредметное действие;
3.4.Этюды на молчание;
3.5.Этюды парные и групповые, место действия;
3.6.Этюды по сказкам;
3.7.Этюд по картине.
4. Сценическая речь. Практика 32 ч 4.1.Артикуляционная гимнастика; 4 ч
4.2.Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции; 4 ч
4.3.Дыхательные упражнения; 4 ч
4.5.Постановка речевого голоса; 4 ч
4.6.Работа над диалогом и монологом; 4 ч
4.7.Чтение различных отрывков из пьес по ролям; 4 ч
4.8.Практическая работа над стихотворением, басней; 4 ч
5.Пластика. Практика 24 ч
5.1.Яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом; 8 ч
5.2.Упражнения направленные на координацию движений и равновесие; 8 ч
5.3.Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа. 8 ч
6.Творческий сюрприз. Практика 24 ч
Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему. В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них. Творческие сюрпризы включают в себя: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает обучающимся толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.
7.Работа над спектаклем «Лукоморье». 16 ч
7.1. Ознакомительный этап. Теория 2 ч.
- Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы);
- Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры;
- Распределить роли персонажей между детьми.
7.2. Репетиционный этап. Практика 6 ч.
- Научить детей репетировать сказку по частям;
- Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность;
- Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
7.3. Завершающий этап. Практика 4 ч.
- Соединение мизансцены спектакля воедино.
7.4. Генеральная репетиция. Практика 2 ч.
Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
7.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. Практика 2 ч.
8.Работа над спектаклем «Сказочные сны». 16 ч
8.1. Ознакомительный этап. Теория 2 ч.
- Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы);
- Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры;
- Распределить роли персонажей между детьми.
8.2. Репетиционный этап. Практика 6 ч.
- Научить детей репетировать сказку по частям;
- Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность;
- Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
8.3. Завершающий этап. Практика 4 ч.
- Соединение мизансцены спектакля воедино.
8.4. Генеральная репетиция. Практика 2 ч.
Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
8.5. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. Практика 2 ч.
9. Индивидуальная работа с детьми. 8 ч
9.1.Подготовка к мероприятиям;
9.2.Подготовка к творческим сюрпризам.
10. Просмотрово-информационный. 8 ч
- Просмотр кинофильмов и их обсуждение.
11. Заключительное занятие. Теория 2 ч
Летние задания:
- письменная работа “Как мы учились весь год”;
- сюрприз на свободную тему;
- наблюдение;
- выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним.
Методическое обеспечение
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
- убеждения,
- упражнения,
- личный пример;
- поощрения.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном коллективе дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность обучающихся, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного коллектива являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления материала;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Формы организации учебного занятия:
- кружковое занятия;
- концерт;
- экскурсия;
- диспут;
- творческий отчет;
- круглый стол;
- урок-лекция;
- урок-репортаж;
- урок-путешествие;
- заочная экскурсия;
- творческая мастерская;
- урок-игра
Программой предусматривается также :
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
- посещение музеев, выставок;
- творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
- творческие конкурсы;
- дни именинника
Алгоритм работы над пьесой.
- Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Литература для педагога
1.Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2.Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3.Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4.Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
- Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
7.Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
8Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
9Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
10.Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
- Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
- Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
- Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
- Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
- Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
- Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
- Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
- Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
- Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –
282 с.
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
- Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
- Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
- Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Литературы для обучающихся
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
Приложение 1.
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
3. Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
1. Научить детей репетировать сказку по частям
2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
2. Научить детей чувствовать ритм спектакля
3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
Приложение 2.
СКАЗОЧНЫЕ СНЫ
Спектакль по мотивам сказок Х.К. Андерсена Инсценировка Э.Чуриловой.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Капризная принцесса
Король, ее отец
Граф
Виконт
Гонец
Художник
Музыканты
Кавалеры
Фрейлины
Оле-Лукойе — сказочный гном
Принц, мечтающий о настоящей
принцессе
Король, королева — его родители
Принцесса на горошине
Камердинер
Слуга принца
Принц-свинопас
Оле-Лукойе (поет).
Я — Оле-Лукойе, Я сказочный гном. Я — Оле-Лукойе! Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
Вам сон подарю.
И в сказку любую
Попасть помогу. (Говорит.)
Вы ждете, когда же я сказку начну? Ну что ж, мы отправимся с вами в страну, Где принц, королева живут и король, А у горошины — главная роль!
Достает из кармана горошину и показывает зрителям.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Зал королевского замка. Король сидит за столом, на котором стоят шахматы.
Королева ходит вокруг, обдумывает, затем делает ход. Король в это время
засыпает и начинает храпеть.
Королева.
Шах!
Эй, король, скорей проснитесь!
Ваша очередь ходить.
Король (зевая).
Королева, не сердитесь!
Что? Мне шах? Ах, как же быть?!
Короля сейчас прикрою!
Конь — защита королю.
Королева. ,
Ну а я своей ладьею
Вашего коня убью!
Ровно год, как принц покинул
Отчий дом, свою страну
И уехал на чужбину...
Король (королеве).
Пешкой я вперед шагну.
Со дня на день он вернется,
И причины нет грустить!
Королева.
Что ж, пожалуй, мне придется
Этого слона сразить
Король (огорченно).
Снова шах. Вот незадача!
Мат навис над королем.
Коли я слона припрячу,
Путь к спасению найдем.
(Прячет слона.)
Королева (возмущенно).
Где мой слон?
Король (удивленно).
Да разве ж знаю?
Видно, он давно убит.
Королева.
С вами больше не играю,
Вы... мошенник и бандит!
Король (насмешливо).
Что я слышу? Как служанка
Королева говорит.
Королева (гневно).
А король-то, словно кучер,
Невоспитанно храпит!
Входит камердинер.
Камердинер.
Ваше величество! Добрая весть: Принц возвращается. Он уже здесь. (Смотрит в окно. Слышен цокот копыт.)
Слышите цокот копыт у ворот?
Король (смотрит в окно).
Да, это он!
Королева.
А как славно поет!
На авансцене на «лошадях» появляются принц и его слуга. Король и короле¬ва смотрят в окно. Принц поет, слуга подпевает. Принц выбегает на сцену.
Принц.
Здравствуйте, матушка! Как я рад встрече!
Король.
Сын наш вернулся. Зажгите все свечи!
Слуги вносят подсвечники.
Королева.
Здравствуй, мой мальчик!
Звучит «Песенка принца».
Король.
Ну вот ты и дома...
Принц.
Как здесь уютно,
Как все мне знакомо. (Осматривает комнату, уходит.)
Король (королеве).
Вижу, невесты себе не нашел.
Королева.
Слуги, скорей накрывайте на стол.
Гуся подайте и мяса кусок,
Паштет из печенки и сладкий пирог,
Пудинг и фрукты, ликер на десерт.
Король.
Славный получится нынче обед!
Королева.
Сколько ж ты, сын, посетил королевств?
Король.
Сотню, наверно, там видел невест?
Принц.
Но настоящей принцессы, увы,
Как ни искал, все ж не смог я найти.
Королева.
Настоящую принцессу
Очень трудно отыскать,
Король. Принц.
Королева
Чтоб могла вести беседу
И умела танцевать.
А еще была красива, Грациозна и добра.
Чтобы пела всем на диво И к тому ж была умна.
Гремит гром.
Боже, какая сегодня гроза!
Король.
Видно, прогневали мы небеса.
Дождь проливной.
Королева.
Ой, а гром как гремит!
Принц.
Кажется, кто-то в ворота стучит.
Король.
Это от грома в ушах твоих звон.
Королева.
Кто в такой ливень покинет свой дом?
Принц (прислушиваясь).
Вот! Еще раз. Снова слышу я стук.
Королева.
Ах, прикажите послать туда слуг.
Король.
Эй, камердинер, ты зонтик возьми,
Кто там стучит у ворот, посмотри.
Камердинер возвращается с мокрым зонтом.
Камердинер.
Ваше величество! Там у ворот
Юная дама, вода с нее льет.
Платье промокло, и в туфлях вода,
Но говорит, что принцесса она.
Королева (камердинеру).
В замок ее поскорей пригласи,
В спальне, что справа, камин растопи.
Принц.
Матушка, может быть, это судьба? Королева.
Принцессу узнать не составит труда. Вбегает принцесса в мокрой одежде, делает реверанс.
Принцесса.
Ваши величества, как вы добры.
Вы меня просто от смерти спасли.
Королева (фрейлинам).
Да, подхватить так простуду легко.
Гостье согрейте скорей молоко,
Вещи ее у огня просушите,
Дайте ей платье и накормите.
Фрейлины уводят принцессу.
Принц.
Матушка, дайте скорее ответ:
Странная гостья — принцесса иль нет?
Королева.
Это мой сын, мы проверим сейчас —
Спрячем горошину ей под матрац!
Фрейлины, быстро перины несите
И на матрац их горою кладите.
Королева (принцу).
Истина утром откроется нам. Точный ответ на вопрос твой я дам.
Королева.
Фрейлины, сюда, скорей!
Доложите, да живей!
Как идут у нас дела?
Наша гостья как спала?
1-я фрейлина.
Ночью все она стонала.
2-я фрейлина.
Замок чей-то вспоминала.
3-я фрейлина.
И вертелась, и крутилась.
4-я фрейлина.
Сном к утру она забылась.
Королева.
Впрочем, вот она сама.
Принц.
До чего же хороша!
Королева.
Как, голубушка, вы спали?
Вам, надеюсь, не мешали?
Принцесса (жалобно).
Ах, со мною не шутите.
Государыня, простите!
Но всю ночь я не спала,
Глаз сомкнуть я не смогла.
Тело ноет, в синяках. Спала будто на камнях.
Королева.
Это принцесса, мой сын, без сомненья!
Король.
К свадьбе готовить пора угощенье.
Принц.
Смею просить вас женой моей стать.
Принцесса.
В просьбе вам, принц, не могу отказать.
Звучит свадебный марш Ф.Мендельсона. Занавес.
Выходит Оле-Лукойе, поет припев своей песенки.
Оле-Лукойе.
Не правда ли, эта принцесса мила? К тому же, как видите, очень умна. С наследником трона пошла под венец. Горошину прячу, и сказке конец.
Приложение 3.
Специальные театральные игры
Игры с предметами быта и игрушками:
Выбрать любой предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое настроение в данный момент.
Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
Придумать и воспроизвести беседу, которую ведут листик, камень, прищепка и т.д.
«Театр всевозможного». Каждый предмет обыграть в небольшой сценке, придуманной самим. Передать характер предмета-образа.
Принести из дома любимую игрушку. Показать ее детям и рассказать, какой у нее характер, что она любит.
Предложить двум детям побеседовать от имени игрушек
Устроить импровизированный концерт, исполняемый игрушками.
Творческие задания на развитие пантомимики:
Показать, как Коза. Баба Яга, Красная Шапочка и др.
смотрится в зеркало;
пробует любимое блюдо;
пробует нелюбимое блюдо;
выслушивает комплименты;
выслушивает замечания;
садится на стул.
Диалоги-пантомимы:
разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;
разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;
Загадки-пантомимы:
в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов
в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке
отгадать профессии (по характерным движениям и позе)
отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)
отгадать настроение.
отгадать, какая погода на улице.
Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)
Показать частями тела:
как твои плечи говорят: «я горжусь».
как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
как твой палец говорит: «иди сюда».
как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»
Этюды на развитие творческого воображения:
Перевернутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят передачу. Кто какую передачу смотрит?
Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это:
королевский трон
аквариум с экзотическими рыбками
костер
куст цветущих роз.
Передать книгу друг другу так, как будто это:
кирпич
кусок торта
бомба
фарфоровая статуэтка.
Взять со стола карандаш так, как будто это:
червяк
горячая печеная картошка
маленькая бусинка.
Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.
Выполнять различные действия:
чистить картошку
нанизывать бусы на нитку
есть пирожное
Этюды на общение:
Куклы встречаются друг с другом, здороваются. Спрашивают друг друга о здоровье, прощаются.
Одна кукла нечаянно толкнула другую, просят прощение.
Кукла празднует день рождения, остальные поздравляют, дарят подарки, извиняются за опоздание, за пролитый компот.
Игра: «Посмотри, что я делаю?»
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике;
вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
Игра: «Одно и тоже по-разному»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать руками».Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.
Игра: «Кругосветное путешествие»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
«Игры на превращение»
В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение оправдывая условное превращение.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер.
ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ
Цель. Та же.
Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
Цель. Та же.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.
Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"
Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...
Диагностика результативности дополнительной образовательной программы по театру
Диагносика результативности...
Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности
Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет....
Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы «Поэтический театр «Логос»
"Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы «Поэтический театр «Логос» - работа, которая показывает методику проведения мониторинга результативности образовательного пр...
Дополнительная образовательная программа "Английский театр"
Актуальностью дополнительной образовательной программы «Английский театр» является то, что в настоящее время стала очевидной идея необходим...
Вводное занятие в дополнительную образовательную программу «КВН-театр»
План вводного занятия в дополнительную образовательную программу "КВН-театр". Занятие было проведено на Областном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и получило в...
дополнительная образовательная программа "КВН - театр"
Дополнительная образовательная программа "КВН - театр" . срок реализации 5 лет. Программа авторская. Авторы: Пугачёва Е.А. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методи...