дополнительная образовательная программа "КВН - театр"
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа "КВН - театр" . срок реализации 5 лет. Программа авторская. Авторы: Пугачёва Е.А. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методист высшей категории, Космодемьянская З.А., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Авторы:
Пугачёва Е.А.
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
методист высшей категории
Космодемьянская З.А.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
директор МОУ ДОД ДДТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская дополнительная программа "КВН театр" | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
дом детского творчества
Директор МОУ ДОД ДДТ
«Утверждена»
«31»августа 2008 г.
___________Космодемьянская З.А.
«квн - театр»
дополнительная образовательная программа
срок реализации – 5 лет
возраст обучающихся – 12 – 17 лет
Авторы:
Пугачёва Е.А.
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
методист высшей категории
Космодемьянская З.А.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
директор МОУ ДОД ДДТ
Донецк
Ростовской области
2013г.
Информационная справка
Детское объединение «КВН-театр» существует в Доме детского творчества с 1997г. «КВН-театр» был создан на базе двух детских объединений «Лидер» и «Театральный кружок» по инициативе подростков, желающих участвовать в играх КВН. Школу «КВН-театра» за это время прошли 4 команды (около 60 подростков). Программа «КВН-театр» была создана на основе практического опыта работы с подростковыми командами КВН.
«КВН-театр» как общественное объединение активно участвует в развитии детского движения. Команды КВН дома детского творчества выступали и выступают в роли организаторов городских игр КВН, становятся участниками программ городского союза детей и молодёжи «Созвездие», региональной детско-молодёжной организации «Содружество детей и молодёжи Дона».
Команды КВН Дома детского творчества неоднократно становились призёрами и победителями игр КВН различного уровня:
Команда КВН «Новые дворники» – призёр чемпионата РРДМОО «Содружество детей и молодёжи Дона»(1998)
Команда КВН «Убойная сила»- победитель городских игр КВН, призёр чемпионата РРДМОО «Содружество детей и молодёжи Дона», призёр чемпионата Белокалитвенского отделения Ростовской лиги КВН, участник фестиваля Ростовской лиги КВН(2000)
Команда КВН «Нашествие»- призёры чемпионата РРДМОО «Содружество детей и молодёжи Дона»(2002)
Команда КВН «Шальные дети» - обладатели кубка Комитета по молодёжной политике администрации Ростовской области, участники игр Центральной лиги старт, г. Воронеж, участники международных фестивалей КВН в г. Сочи (2007-2009)
Команда КВН «Бродвей» - участники международного фестиваля КВН в г. Сочи, участники игр Днепроперовской лиги КВН (2008-2009)
Команда КВН «ДМБ» - вице-чемпион Ростовской областной юниор-лиги КВН (2010г.)
Команда КВН «Два Ивана» - участники 1 международного фестиваля детских команд КВН (2011)
команда КВН «Неблондинки» - победитель фестиваля школьных команд КВН РРДМОО «Содружество детей и молодёжи Дона»(2011г.)
Команда КВН «ЕсЛи» - чемпион Ростовской областной юниор-лиги КВН(2013), победитель фестиваля школьных команд КВН РРДМОО «Содружество детей и молодёжи Дона»(2012, 2013г.г., участники 3 Международного Фестиваля школьных команд КВН(Анапа 2013)
Команда КВН «Формула 1» вице-чемпион Ростовской областной юниор-лиги КВН(2013),полуфиналисты Новочеркасской и Белокалитвинской лиг КВН (20150
Выпускники «КВН-театра», как правило, продолжают обучение в высших учебных заведениях, активно участвуют в художественной самодеятельности, отличаются высокой социальной активностью.
Пояснительная записка
Особенности программы «КВН-театр»
Феномен КВН существует более 45 лет. Сегодня это явление оформилось в отдельный жанр эстрадно-сценического искусства, необычайно популярного в подростково-молодёжной среде.
КВН - это сценическое искусство, со своими законами сцены и сценического взаимодействия;
КВН - это игра, имеющая соревновательный характер и требующая постоянного самосовершенствования;
КВН – это литературный жанр, в котором важны знание русской речи, эрудиция, чувство юмора. Литература, язык, игра со словом, его значениями и оттенками являются основами КВНовского сценария;
КВН – это трудоёмкий процесс по созданию коллективного творческого продукта, когда необходимы навыки конструктивного взаимодействия, ответственность за свой участок работы;
КВН – это эмоциональное напряжение, связанное с выходом на сцену, с оценкой зрителей твоего творчества и поэтому очень важны навыки саморегуляции.
Программа «КВН-театр» – профилированная программа, ориентированная на развитие актёрских и творческих способностей детей, обучение детей актёрскому мастерству, одновременно решающая задачи общеразвивающего характера: расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы.
Программа «КВН-театр» предоставляет возможность подросткам и молодым людям свободно выражать своё творческое начало, делать это грамотно, используя социально-приемлемые формы.
Программа «КВН-театр» предполагает создание условий для самореализации и саморазвития личностных качеств, для становления социально-активной личности. Развитие социальной активности и организаторских навыков подростков происходит через их участие в организации игровых, конкурсных, развлекательных программ для детей.
КВН - всегда форма общения, поэтому способствует развитию коммуникативных способностей, способности к анализу и осмыслению событий, процессов и явлений.
Особенности контингента.
Программа рассчитана на подростков в возрасте 12-17 лет, учащихся 7 – 11 классов.
В возрасте 12-14 лет у подростков появляется интерес к окружающим людям, потребность сравнивать себя с другими, потребность в самореализации, успехе.
В 15-17 лет, юношеском возрасте, человек стремится разобраться в себе, в своих мыслях и чувствах, пытается рассказать об этом другим, испытывает потребность в творческом, общественно-полезном проявлении своей индивидуальности, стремится определиться в общественных отношениях.
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, и наблюдаются следующие психические новообразования: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений; заметное развитие волевых качеств; повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность; потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Личностными новообразованиями являются формирование самосознания, самоотношения и самоопределения, появление «чувства взрослости».
Основное новообразование возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь, - самосознание. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды.
Подростки, приходящие в «КВН-театр», отличаются актёрскими или литературными способностями, хорошими вокальными данными или умением танцевать, достаточно высоким уровнем интеллекта, т.е. творчески одарены.
Творческая одаренность предполагает умение переструктурировать информацию, стремление все делать и мыслить по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательскую активность, гибкость и вариативность мышления, жажду необычного, частую импровизацию, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам. Занятия актёрским мастерством способствуют развитию общего творческого потенциала детей.
Многие из детей к приходу в «КВН-театр» уже прошли обучение или обучаются в музыкальной школе, в различных творческих объединениях. Они, как правило, эмоциональны, общительны. Часто эти подростки имеют завышенную самооценку. КВН становится для них в первую очередь способом самореализации. Поэтому программа «КВН-театр» ориентирована не только и не столько на приобретение знаний и умений в области сценического искусства, но и одновременно позволяет решать задачи социально-педагогические, а также общеразвивающего характера. Занятия сценическим искусством оказывают большое положительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы подростков.
Программа носит личностно-ориентированный характер, что предполагает отношение к ребёнку как к субъекту развития и воспитания, со своей особенной Я-концепцией, поощрение его индивидуальности, предоставление ему возможности самовыражения и самоактуализации.
Основные понятия | Принципы | Методы |
Индивидуальность Личность Самоактуализация личности Самовыражение Субъект Субъективность Я-концепция Выбор Педагогическая поддержка | Самоактуализации Индивидуальности Субъективности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки | Диалогические Рефлексивные Педагогической поддержки Диагностические Создание ситуации выбора и успеха |
Цель программы:
- Создание условий для развития личности средствами сценической, игровой, творческой деятельности.
- Задачи:
- развитие познавательного интереса, приобщение к искусству на личностно-значимом для него сценическом, художественном материале,
- развитие творческих способностей обучающихся, наблюдательности, воображения, творческого, образного мышления,
- обучение основам актёрского мастерства,
- развитие коммуникативных навыков и культуры речи,
- развитие навыков общения, групповой работы, коллективной творческой деятельности,
- развитие социальной активности обучающихся, включение подростков в социально-значимую деятельность.
- развитие организаторских навыков.
- воспитание эстетического вкуса,
- воспитание бережного отношения к культурным традициям и ценностям Донского края.
Особенности КВН как синтетического искусства определяют выбор содержания программы и формы организации учебно-воспитательной деятельности.
Учебный курс программы включает:
- обучение основам сценической грамоты,
- обучение основам ораторского мастерства,
- обучение навыкам продуктивного общения,
- обучение навыкам литературного творчества,
- обучение организации самостоятельной и коллективной творческой деятельности,
а также практическую деятельность:
- участие в играх КВН, концертной, других видах творческой деятельности,
- участие в социально-значимой деятельности,
- организация игровой, творческой, социально-значимой деятельности с детьми и подростками;
и проведение диагностических мероприятий
- диагностика творческих способностей учащихся и результативности обучения.
Для реализации программы «КВН-театр» мы избрали ведущим методом деятельное или практико-ориентированное образование.
Деятельное или практико-ориентированное образование является одним из наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Оно сочетает в себе как методы традиционного дидактического подхода, так и различные методы практико-ориентированного подхода. В целом такое образование направлено и на получение знаний, и на активное приобретение и расширение собственного жизненного опыта. С психолого-педагогической точки зрения особенностью практико-ориентированного образования является то, что образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. При практико-ориентированном подходе мотивация обучения является внутренней и не требует искусственных стимулов, т.к. действие стоит в начале последовательности. Учащийся должен решить задачу, совершая действие. Чтобы правильно направить это действие, он должен изучить необходимую информацию, затем обобщить последствия этого действия, т.е. извлечь опыт и приобрести навыки, необходимые для дальнейших действий.
Практико-ориентированное образование – это образование, которое получают не столько в результате запоминания предлагаемых материалов и фактов, сколько посредством приобретения собственного опыта, возникающего при коллективном или индивидуальном решении разнообразных задач различными способами и методами с использованием полученной информации в нестандартной… ситуации, непривычной для традиционного обучения. (В.И. Панов)
В содержательном аспекте программы «КВН-театр» практико-ориентированное образование объединяет следующие составные части образования:
- набор знаний, умений, навыков: актёрского, ораторского мастерства, вокала, танцев, литературного творчества и т.д., необходимых для осваиваемых видов творческой деятельности в качестве средства решения творческих задач.
- набор социальных навыков: способность учащегося быть субъектом учения, когда знания-умения-навыки превращаются, из цели обучения в средство развития этой способности и используются для непрерывного образования,
- способы социального взаимодействия, необходимые для успешного вхождения в социум и активной жизни в нём (от предметных знаний до умения общаться и выстраивать собственную систему коммуникативных взаимодействий в социуме)
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
1 год обучения – 4 часа в неделю, всего - 144 часа,
2 - 3 год обучения – 6 часов в неделю, всего – 216 часов.
4 и последующие – 6 часов в неделю (среди них индивидуальные занятия), всего 216 часов
В первый год обучения учащиеся получают знания об особенностях КВН и его жанрах, об основах сценической грамоты, речевой и сценической культуры, приобретают навыки сценического действия, навыки работы по отбору необходимой информации, развивают навыки общения, навыки группового взаимодействия.
На первом году обучения происходит становление коллектива – команды КВН. Вводные, организационные занятия включают в содержание диагностику творческих способностей детей, разработку имиджа команды (названия, элементов формы), игры на сплочение группы, а также просмотр и анализ видеоматериалов, беседы об особенностях КВН как сценического жанра.
Во второй год обучения учащиеся расширяют знания об основах сценической грамоты, речевой и сценической культуры, о сценическом взаимодействии, об особенностях юмористических жанров в литературе и драматургии, о специфике развлекательных, игровых, шоу-программ для детей.
Знакомятся с основами проектирования.
Развивают навыки групповой работы на сцене, работы со сценарным материалом, организационные навыки, навыки работы с детской аудиторией в рамках развлекательной программы.
Третий год обучения предполагает в основном практическую деятельность. Это подготовка к играм и фестивалям КВН: составление сценария, сочинение шуток и миниатюр, репетиционная деятельность; участие в играх и фестивалях; проектирование, подготовка и организация игровых, концертных, развлекательных, конкурсных программ для детей и подростков.
4 год обучения предполагает допрофессиональную деятельность. Большое внимание уделяется участию в командных фестивальных выступлениях и игровых встречах областного, межрегионального и международного уровней среди команд КВН. Обучающиеся расширяют свои знания звукового и технического оформления выступления. Приобретают навыки авторской и редакторской работы в КВН.
На 5 году обучения обучающиеся реализуют полученные в ходе обучения знания в практической деятельности, выступают на играх КВН межрегионального и международного уровнях. Совершенствуют полученные знания редакторской и авторской работы. Выступают в роли организаторов городских и областных фестивалей КВН. Работают вожатыми в летних лагерях лидерской направленности.
Формы и режим занятий
Специфика занятий предполагает как групповую, так и индивидуальную работу с обучающимися. Чаще всего занятия проводятся с целой группой. Однако необходимо предусматривать занятия в малых группах (работа над этюдами, миниатюрами), и индивидуальные занятия (при подготовке детей к ведению концертных, игровых программ).
Основными формами занятий являются:
Практические:
- деловые, творческие, ролевые игры,
- тренинги общения,
- тренинги актёрского мастерства,
- репетиции,
- работа над творческими проектами;
теоретические:
- лекции, беседы,
- обсуждение и анализ выступлений,
- анализ видеоматериалов, литературных источников.
Занятия проводятся на 1 году обучения 2 раба в неделю по 2 учебных часа, на втором году обучения 2 раза в неделю по 3 учебных часа.
Результативность программы.
По итогам 1 года обучения
Знают:
- Особенности КВН как сценического жанра.
- элементы сценической грамоты,
- элементы речевой и сценической культуры.
Умеют:
- действовать в предлагаемых сценических обстоятельствах с воображаемыми предметами,
- воспроизводить в действии отдельные события и эпизоды,
- искать и отбирать нужную информацию для инсценировки
Имеют навыки:
- группового взаимодействия и достижения коллективной цели,
- выступления на сценической площадке,
- организации игровой деятельности в группе детей младшего возраста,
Изменения в мотивационно-ценностной сфере, поведенческие изменения:
- уверенное поведение,
- ответственность,
- приобретение опыта самоорганизации детского сообщества
- расширение познавательной сферы,
- творческое отношение к выполнению заданий
В течение года обучающиеся принимают участие в командных фестивальных выступлениях городского и областного уровня среди школьных команд КВН, участвуют в новогоднем спектакле, в творческом отчёте образовательного учреждения, в концертных выступлениях, в индивидуальных творческих конкурсах.
По итогам 2 года обучения
Знают:
- особенности комического в литературе и драматургии,
- особенности сценических юмористических жанров,
- основы стихосложения,
- виды игр.
Умеют:
- реализовать полученные в ходе обучения знания в практической деятельности,
- взаимодействовать на сценической площадке в предлагаемых сценических обстоятельствах с воображаемыми предметами,
- организовать различные виды игр в группе сверстников и детей младшего возраста,
- отбирать и творчески использовать информацию для инсценировки.
Имеют навыки:
- организации развлекательных программ для детей,
- проведения творческих мастер-классов,
- выступления на различных сценических площадках.
Изменения в мотивационно-ценностной сфере, поведенческие изменения:
- осознание собственной значимости и желания самосовершенствоваться в определённом виде деятельности,
- контроль и регуляция эмоциональной сферы,
- усвоение ценностей равноправия и терпимости друг к другу
В течение года обучающиеся принимают участие в командных фестивальных выступлениях и игровых встречах городского и областного уровня среди школьных команд КВН, организуют и проводят новогоднюю развлекательную программу для детей, развлекательные и игровые программы для детей школы-интерната, детей-инвалидов, участвуют в организации творческого отчёта образовательного учреждения, в концертных выступлениях, в индивидуальных творческих конкурсах, готовят и проводят творческие и игровые мастер-классы для школьного актива и в летнем лагере с дневным пребыванием детей.
По итогам 3 года обучения
Знают:
- формы театрализованного досуга детей
- основы проектной деятельности,
- основы организаторской деятельности,
- основы публичного выступления.
Умеют:
- реализовать полученные в ходе обучения знания в практической деятельности,
- определять логику и последовательность развития сценического действия,
- организовать коллективную творческую деятельность в группе сверстников и младших школьников
- разработать индивидуальный или групповой творческий проект.
- подготовить краткое публичное выступление
- разработать сценарий досуговых мероприятий для детей,
Имеют навыки:
- публичного выступления,
- организации группового общения
- организации различных форм досуга для детей с учётом их возрастных особенностей,
- разработки и реализации творческого, социального проекта.
Изменения в мотивационно-ценностной сфере, поведенческие изменения:
- осознанное отношение к собственной и коллективной деятельности, достижениям,
- умение адекватно оценивать свои возможности и способности и их использовать,
- развитие волевых качеств, целеустремлённости,
- осмысление деятельности других, умение анализировать результаты работы.
По итогам 4 года обучения
Знают:
- формы театрализованного досуга детей,
- основы организаторской деятельности,
- основы сценического выступления,
- основы звукооператорской деятельности.
Умеют:
- реализовать полученные в ходе обучения знания в практической деятельности,
- определять логику и последовательность развития сценического действия,
- моделировать и придумывать шутки,
- подготовить краткое публичное выступление,
- разработать сценарий досуговых мероприятий для детей,
- организовать и провести праздник для детей младшего и среднего школьного возраста.
Имеют навыки:
- сценического коллективного выступления,
- организации группового общения,
- организации различных форм досуга для детей с учётом их возрастных особенностей.
Изменения в мотивационно-ценностной сфере, поведенческие изменения:
- осознанное отношение к собственной и коллективной деятельности, достижениям,
- умение адекватно оценивать свои возможности и способности, возможности и способности коллег по команде КВН.
- развитие волевых качеств, целеустремлённости,
- осмысление деятельности других, умение анализировать результаты работы.
В течение года обучающиеся принимают участие в командных фестивальных выступлениях и игровых встречах городского, областного межрегионального и международного уровней среди команд КВН. Организуют и проводят новогоднюю развлекательную программу для детей и подростков, развлекательные и игровые программы для детей школы-интерната, детей-инвалидов. Организуют и проводят творческий отчёт образовательного учреждения, в концертных выступлениях, самостоятельно разрабатывают и реализуют творческий или социальный проект, выступают в роли ведущих массовых и театрализованных мероприятий для детей и молодёжи, готовят и проводят творческие и игровые мастер-классы для школьного актива, в летнем лагере с дневным пребыванием детей, работают вожатыми в загородном летнем лагере. Принимают участие в городском областном, всероссийском конкурсе лидеров детско-молодёжных общественных объединений.
Дети и подростки, занимающиеся в «КВН-театре» становятся людьми активными, осознают себя как познающего объекта, умеющего творить.
По итогам 5 года обучения
Знают:
- формы театрализованного досуга детей,
- основы организаторской деятельности,
- основы сценического выступления,
- основы звукооператорской деятельности,
- Основы видеооператорской деятельности,
- методы и приемы создания шуток.
Умеют:
- реализовать полученные в ходе обучения знания в практической деятельности,
- моделировать и придумывать шутки,
- Придумать сценарий выступления команды КВН в любом жанре,
- организовать и провести праздник для детей младшего и среднего школьного возраста.
Имеют навыки:
- сценического коллективного выступления,
- организации группового общения,
- организации различных форм досуга для детей с учётом их возрастных особенностей,
Изменения в мотивационно-ценностной сфере, поведенческие изменения:
- осознанное отношение к собственной и коллективной деятельности, достижениям,
- умение адекватно оценивать свои возможности и способности, возможности и способности коллег по команде КВН,
- развитие волевых качеств, целеустремлённости,
- осмысление деятельности других, умение анализировать результаты работы.
В течение года обучающиеся принимают участие в командных фестивальных выступлениях и игровых встречах городского, областного межрегионального и международного уровней среди команд КВН. Организуют и проводят новогоднюю развлекательную программу для детей и подростков, развлекательные и игровые программы для детей школы-интерната, детей-инвалидов. Организуют и проводят творческий отчёт образовательного учреждения, участвуют в концертных выступлениях, самостоятельно разрабатывают и реализуют творческий или социальный проект, выступают в роли ведущих массовых и театрализованных мероприятий для детей и молодёжи, готовят и проводят творческие и игровые мастер-классы для школьного актива, в летнем лагере с дневным пребыванием детей, работают вожатыми в загородном летнем лагере. Принимают участие в конкурсе «Лидер года».
Основными результатами учебной и воспитательной деятельности являются:
- достижения обучающихся в различных жанрах творческой, сценической деятельности на разных уровнях.
- поступление выпускников в учебные заведения и трудоустройство в организации, требующие высокого творческого потенциала;
- результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
- популярность культурных образцов, производимых обучающимися, в молодёжной среде.
Подростки, прошедшие полный курс обучения в «КВН-тетре» становятся людьми активными, осознают себя как познающего объекта, умеющего творить, готовыми играть в команде КВН самого высокого уровня.
Способы отслеживания результативности программы:
- анализ сохранности контингента,
- анализ освоения программы,
- анализ результатов участия команды КВН в фестивальных и игровых встречах,
- анализ участия детей в социально-значимой, организаторской, творческой деятельности,
- анализ творческого и профессионального самоопределения выпускников,
- наблюдение педагога за участием детей в играх КВН, в концертной деятельности, в творческих конкурсах,
- тесты креативности (краткий тест творческого мышления П.Торренса, «Творческий потенциал» под ред. Симановского)
- тесты изучения личностно-смысловой сферы («Автопортрет», Ценностные ориентации Рокича «Незаконченные предложения», «Образ мира», «Личная биография», Тест смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева)
- тест «Уровень общительности» В.Ф. Ряховского
- тест «Уровень эмпатии»
- тест «Коммуникативные способности»
- методика изучения мотивации учения (см. приложение)
- методики, анкеты и опросники, разработанные в Доме детского творчества:
- методика «Психологический климат в коллективе» (адаптация педагог-психолог Е.М. Азарко) (см. приложение)
- вводная анкета обучающегося,
- итоговая анкета обучающегося (см. приложение)
Условия для реализации программы:
Для занятий необходимо 2 вида помещений: для теоретических и практических занятий и помещение для репетиций,
- комплект аудиотехники, необходимый для проведения репетиций и записи фонограмм,
- видеомагнитофон, DVD проигрыватель, телевизор, ноутбук, подключение к сети Интернет.
- сценические костюмы и необходимый для выступлений реквизит или возможность его изготовления;
- методический, сценарный материал, книги, подборки газет, видео, аудиозаписей с необходимым материалом;
- возможность участия команды в фестивалях и играх КВН местного и регионального уровня, межрегионального и международного уровней.
Требования к педагогу – руководителю команды КВН:
- коммуникативность,
- способность к литературному творчеству,
- знание основ режиссуры,
- чувство юмора,
- высокая мотивация,
- доброжелательность.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
Перечень тем | |||||
теория | практика | всего | |||
В группе | В подгруппе | Инд. | |||
Вводные, организационные занятия,
| 2 | 2 4 2 | 4 4 2 | ||
Сценическая грамота:
| 4 | 2 | 3 | 6 | 15 |
Работа над сценарным материалом:
| 2 2 2 2 1 | 6 8 8 4 2 | 8 | 2 2 | 16 10 12 6 5 |
Репетиционная деятельность:
| 1 1 | 5 10 10 | 5 | 11 11 10 | |
Общение:
| 1 2 2 2 | 4 2 2 4 | 5 4 4 6 | ||
Игровая деятельность. Виды игр. Организация игр | 2 | 4 | 6 | ||
Предметная практика:
| 5 3 3 | 2 | 5 5 3 |
Всего: 144 часа.
2-й год обучения
Перечень тем | |||||
теория | практика | всего | |||
В группе | В подгруппе | Индиви дуально | |||
Вводные, организационные занятия:
| 2 | 2 | 4 | ||
Сценическая грамота:
| 2 2 | 2 2 | 4 8 | 6 | 8 18 |
Работа над сценарным материалом:
| 1 1 1 1 2 | 4 4 4 6 | 5 4 5 6 | 4 | 3 10 9 10 14 |
Репетиционная деятельность:
| 1 | 4 4 7 | 2 4 2 | 6 2 2 | 13 10 11 |
Общение. - Организация группового общения в различных ситуациях, организация различных видов игр с различными категориями детей,
| 1 1 3 4 | 8 4 3 4 | 6 8 2 | 3 4 | 15 5 17 14 |
Предметная практика:
| 10 10 6 | 4 | 10 10 10 | ||
Социальная практика:
| 4 4 2 | 4 4 4 | 3 | 8 8 9 |
Всего: 216 часов
3-й год обучения
Перечень тем | |||||
теория | практика | всего | |||
В группе | В подгруппе | Индиви дуально | |||
Вводные, организационные занятия:
| 1 | 2 | 3 | 7 | |
Работа над сценарным материалом:
| 4 4 4 | 18 5 8 | 5 8 | 6 | 22 20 20 |
Репетиционная деятельность:
| 1 1 1 | 10 12 5 | 4 6 5 | 4 4 3 | 19 23 14 |
Общение. - Организация группового общения в различных ситуациях, - Речевая культура, техника речи (дыхание, интонирование, дикция) | 6 4 | 4 4 | 4 | 10 12 | |
Предметная практика:
| 24 10 10 | 24 10 10 | |||
Социальная практика:
| 5 В летний период | 4 5 5 | 6 | 5 10 5 5 |
Всего: 216 часов
4-й год обучения
Перечень тем | ||||||
теория | практика | всего | ||||
В группе | В подгруппе | Индиви дуально | ||||
Вводные, организационные занятия:
| 1 | 3 | 3 | 7 | ||
Работа над сценарным материалом: -мозговые штурмы, индивидуальные занятия по разработки сценария, моделирование шуток | 4 | 24 | 12 | 40 | ||
Репетиционная деятельность:
| 1 1 | 10 14 | 4 14 | 4 4 | 19 33 | |
Общение.
| 2 | 6 4 | 6 6 | 12 12 | ||
Технические средства оформления выступления - Обработка и систематизация звукового оформления. - обработка видеоматериалов, монтаж видеороликов | 2 2 | 4 4 | 6 6 | 4 4 | 16 16 | |
Предметная практика:
| 18 20 8 | 18 20 8 | ||||
Социальная практика - проектная деятельность, разработка и реализация творческих и социальных проектов. - участие в деятельности Союза детей и молодёжи «Созвездие». - организация развлекательных программ для детей Дома детства, школы-интерната, ЦС «Родник». - организация Мастер-классов КВН - работа вожатыми в летних лагерях. | 5 В лет период | 5 3 2 | 5 5 3 2 |
Всего: 216 часов.
5-й год обучения
Перечень тем | ||||||
теория | практика | всего | ||||
В группе | В подгруппе | Индиви дуально | ||||
Вводные, организационные занятия:
| 1 | 3 | 4 | |||
Работа над сценарным материалом: -решение творческих и изобретательских задач. -Редактирование творческих выступлений -Редакторские требования к творческому материалу. -Авторские задачи для команды, разминка. | 2 | 10 4 6 | 20 2 4 4 | 32 2 8 10 | ||
Репетиционная деятельность:
| 2 2 | 10 6 10 | 4 14 | 6 4 | 20 24 2 12 | |
Технические средства оформления выступления
| 4 8 | 4 4 | 6 2 2 | 4 4 10 10 | 14 10 12 4 18 | |
Предметная практика: - концертная деятельность команды - участие в играх, фестивалях КВН различных уровней (муниципальный, областной, межрегиональный, международный)
| 10 10 8 | 10 10 8 | ||||
Социальная практика - проектная деятельность, разработка и реализация творческих и социальных проектов. - участие в деятельности Союза детей и молодёжи «Созвездие», Городского Молодёжного парламента. - организация развлекательных программ для детей Дома детства, школы-интерната, ЦС «Родник». - организация мастер-классов КВН - работа вожатыми в летних лагерях. | 2 В лет. период | 10 10 6 | 2 10 10 6 |
Всего: 216 часов.
Содержание.
Содержание программы 1 года обучения.
Вводные, организационные занятия. Феномен КВН. Имидж команды, название, выработка творческих путей команды, тренинг общения. Распределение ролей в команде. Понятие взаимозаменяемости в команде КВН. Идеал на КВНовской сцене. Современный КВН, его авторы и актёры.
Сценическая грамота.
Сценическое действие как действие в предполагаемых обстоятельствах. Особенности сценического воображения. Этюды с предметами. Пантомима. (Игры «испорченный телевизор», «Крокодил», «Зоопарк», «Фруктовый сад»). Игры на воображение. Понятия перевоплощения на сцене.
Тренинги актёрского мастерства. Включают в себя: пантомимы на разнообразные темы, инсценировка отрывков известных произведений, интонационные и визуальные пародии на известных людей. Основная цель тренингов – совершенствование актёрского мастерства, наработка сценического взаимодействия, поиск интересных актёрских подач и ходов.
Работа над сценарным материалом.
Особенности работы со средствами массовой информации. Способы получения информации в соответствии с заданной темой: личные наблюдения, работа с газетами и журналами, ТВ.
Основа КВНовского сценария - шутка.
Самый распространённый способ написания текстовых шуток – «Мозговой штурм». («брейнсторминг».)
Механика КВНовского мозгового штурма
Текстовые шутки. Деление шутки на «заезд»», «добивку» и «отбивку».
Над чем можно смеяться.
Редакторская правка шуток. «Умей сказать нет!»
Специфика КВНовских жанров.
Домашнее задание – мини – спектакль, где через всё действие проходит «сквозной сюжет». Где прослеживается логичность действия
Вариант – «блоковое домашнее задание». Это набор блоков, цельных номеров, которые связываются сюжетной линией.
Приветствие. Приветствие - визитная карточка команды, первое знакомство с командой, с её потенциалом.
Формы подачи «приветствия» - «КВНовская линейка», «карусель».
Классическое приветствие «КВНовская линейка», состоит из пяти блоков: 1) выход; 2) блок шуток; 3) музыкальная срезка; 4) блок шуток; 5) финальная песня.
«Карусель» - состоит из трёх блоков: 1) выход музыкальный; 2) набор шуток и фраз, не связанных друг с другом, 3) финальная песня.
Разминка.
Создание «Банка шуток»
Хронометраж разминки.
СТЭМ. Студенческий театр миниатюр.
Хронометраж СТЭМа, количественный состав участников.
Театральная миниатюра как способ подачи материала.
Понятие комического в литературе.
Понятие комического в литературе, анекдот как литературный жанр, жанр фольклора.
Рождение анекдота, как жанра. Расцвет анекдота в пушкинскую эпоху. Традиции, сюжеты, типы рассказчиков. Роль финала в анекдоте. Анекдот, как отражение времени.
Репетиционная деятельность.
Включает в себя проигрывание отдельных эпизодов выступления, индивидуальную работу с актёрами, наработку музыкального материала.
Отработка вариантов показа домашнего задания и приветствия с включением реквизита и технических средств.
Общение.
Виды общения - вербальное, невербальное. Основы конструктивного общения. Правила межличностного общения. Речевой этикет. Речевая культура.
Эмоции, умение управлять эмоциями. Язык жестов. Ролевые игры. Техника речи.
Риторика. Основы выразительного чтения. Дыхательная гимнастика. Дикция. Речевые дефекты. Основы местного диалекта.
Предметная практика.
Участие в играх КВН. Дебют выступление ко Дню учителя.
Участие в Открытом Фестивале Команд КВН 8 ноября.
Участие в постановке Новогодней Сказки для младших школьников.
Участие в развлекательных программах ко Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню 8 марта.
Участие в Розыгрыше Кубка Мэра городских команд КВН.
Участие в Областном Фестивале команд КВН Содружества детей и молодёжи Дона.
Содержание программы 2 года обучения.
Организационная встреча в форме «арбузника». Вводная диагностика.
Сценическая грамота.
Сценическое взаимодействие. Тренинговые занятия. Налаживание творческих наработок. Работа в паре. Творческий дуэт. Групповые и сюжетные этюды. Игры-пантомимы. Ролевые игры. Тренировка воображения в работе с воображаемым предметом. Импровизация- первый шаг к конкурсу «разминка». Импровиз-концерт.
Работа над сценарным материалом.
Многообразие способов придумывания шуток. Метод «Обратка»- фраза наоборот.
Метод пародий. Пародии на рекламу, фильм, телепередачу, артиста.
Основы стихосложения. Игра «Буриме». Пишем стихи. Творческий конкурс. Акростих.
Текстовые шутки. Текстовые шутки делятся на по сценической подаче на «неигровые» и «игровые», по стилю – монолог и диалог.
«Газетные шутки». Визуальные репризы – изошутки. Шутки – «Гэги» и клоунада. Проблемные шутки. Мозговой штурм на заданную тему.
Работа авторского состава.
Репетиционная деятельность.
Проигрывание отдельных эпизодов, Проигрывание мини-спектаклей. 5 этапов подготовки к выступлению:
- Знакомство с темой игры.
- Деление на авторов и актёров.
- Поиск идей.
- Мозговой штурм.
- Работа над содержанием конкурса «Домашнее задание».
- Работа над содержанием конкурса «Приветствие»
- Мозговой штурм конкурса «Разминка».
Актёрский тренинг.
Он включает в себя: пантомимы на разнообразные темы, инсценировка отрывков известных произведений, интонационные и визуальные пародии на известных людей. Основная цель тренингов – совершенствование актёрского мастерства, наработка сценического взаимодействия, поиск интересных актёрских подач и ходов.
Работа над сценической постановкой конкурсов.
Общий прогон всех заданий с музыкальным сопровождением.
Общение.
Организация группового общения. Основы делового, конструктивного общения.
Публичное выступление. Как найти подход к разновозрастной аудитории. Развлекательное воздействие на аудиторию. Роль жестов, мимики выступления. Культура поведения на сцене.
Техника речи. Стилистические ошибки. Дикция. Ролевая игра «Меняем голоса».
Интонирование. Конкурс чтецов в коллективе. Участие в городском конкурсе.
Предметная практика.
Включает в себя не только участие в играх и встречах КВН, но и участие в подготовке игр и встреч.
Участие в Открытом Фестивале Команд КВН 8 ноября.
Участие в написании сценария и постановке Новогодней Сказки для младших школьников.
Организация развлекательных программ ко Дню Защитника Отечества и Международному Женскому дню 8 марта.
Участие в Розыгрыше Кубка Мэра городских команд КВН и помощь в проведении Кубка.
Участие во встречах КВН областного уровня.
Участие в Областном Фестивале команд КВН Содружества детей и молодёжи Дона.
Социальная практика.
На втором году обучения позволяет обучающимся развивать социальные навыки, навыки организаторского мастерства, расширить круг общения. На втором году обучения предполагается участие обучающихся в социально-значимых делах и проектах в роли организаторов. Это организация мастер-классов КВН, развлекательных программ для детей Дома Детства, ЦС «Родник», школы-интерната.
Содержание программы 3 года обучения.
Организационное занятие в форме творческого отчёта «Из лета с приветом». Вводная и итоговая диагностики.
Работа над сценарным материалом.
Деловые игры «Думаем сами, решаем сами». Мозговой штурм. Все правила КВНовской штурмовки. Групповые работы. Деление на актёров, сценаристов, солистов. Смена состава. Взаимозаменяемость.
Театрализованные формы организации досуга. Шоу – программа. Праздник. Написание сценария, отработка ведения. Проведение шоу «Всё будет хорошоу» и праздника «День мороженого».
Репетиционная деятельность.
Отработка эпизодов с заменой действующих лиц. Музыкальное домашнее задание. Специфика подготовки. Музыкальный конкурс как самый разноплановый по формам и способам подачи материала. Написание смешных песен. Подборка музыкальных вставок. Способы подачи музыкального конкурса: Конферанс, Игровая, тематическая подача. Генеральная репетиция.
Общение.
Деловое и конструктивное общение. Юмор в общении. Речевая культура. Техника речи.
Предметная практика.
Предполагает участие в играх в качестве организаторов и только потом участников. Обучающиеся настраиваются на победу.
Участие в Открытом Фестивале Команд КВН, г. Донецк.
Написание сценария и постановка Новогодней Сказки для младших школьников.
Организация развлекательных программа ко Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню 8 марта.
Организация праздников «Прощание с начальной школой».
Участие в Розыгрыше Кубка Мэра городских команд КВН и помощь в проведении Кубка.
Участие во встречах КВН областного уровня.
Участие в Областном Фестивале команд КВН Содружества детей и молодёжи Дона.
Социальная практика.
На 3 году обучения социальная практика предполагает участие в организации социально-значимых делах и проектах. Это организация деятельности игровой программы «Продвижение», ГСДиМ «Созвездие», организация городских конкурсов Лидерской направленности. Организация и проведение мастер-классов.
Содержание программы 4 года обучения.
Организационное занятие в форме творческого отчёта «Улётное лето».
Вводная и итоговая диагностики.
Работа над сценарным материалом.
Мозговой штурм. Групповые работы. Деление на актёров, сценаристов, солистов. Смена состава.
Взаимозаменяемость. Наработка КВНовских дуэтов. Взаимодействие на сцене.
Творческие конкурсы «СИПЕние» (сильно-инсценированное пение), «живая картинка», «КВНкараоке», «Минутка славы».
Пополнение Банка шуток.
Написание сценария, отработка ведения. Проведение шоу «Праздник радио FM».
Репетиционная деятельность.
Отработка эпизодов с заменой действующих лиц. Музыкальное домашнее задание. Музыкальный конкурс, как самый разноплановый по формам и способам подачи материала. Написание смешных музыкальных пародий. Подборка музыкальнх фрагментов. Способы подачи музыкального конкурса. Конферанс, Игровая тематическая подача. Генеральная репетиция.
Приветствие. Визитная карточка. Современный подход к приветствию. Бриз. Театр и КВН. Школа КВНовского актёра.
СТЭМ. Театр миниатюр. Конкурс «А у нас миниатюра».
Общение.
Деловое и конструктивное общение. Юмор в общении. Речевая культура. Техника речи.
Технические средства обучения.
Особенности звукового оформления выступления. Подбор музыкального ряда. Работа с программой «nero sound trax». Музыкальные подборки к любому КВНовскому жанру. Звук - основа выступления современной команды КВН.
Видео-конкурс. Его особенности. Юмор в кино. «Озвучка» клипов. Работа с видеоаппаратурой. Создание видеороликов.
Предметная практика.
Предполагается участие в играх в качестве организаторов и только потом в качестве участников игр и фестивалей КВН. Обучающиеся настраиваются на победу.
Участие в Открытом Фестивале Команд КВН 8 ноября.
Участие в Областном Фестивале команд КВН, участие в областных лигах КВН, участие в Международном фестивале школьных команд.
Написание сценария и постановка Новогоднего представления для средних и старших школьников.
Организация развлекательных программ к Новому году, ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню 8 марта.
Организация праздников для учащихся 4-х классов «Прощание с начальной школой».
Участие в Розыгрыше Кубка Мэра городских команд КВН и помощь в проведении Кубка.
Социальная практика.
На 4 году обучения социальная практика предполагает участие в организации социально-значимых дел и проектах, таких как:
«Дорога добрых дел» (игровая программа деятельности ГСДиМ «Созвездие»).
Конкурс «Лидер плюс» (Городской конкурс лидеров детских общественных объединений).
Работа вожатыми в летних лагерях лидерской направленности.
Организация и проведение мастер – классов.
Содержание программы 5 года обучения.
Организационное занятие в форме творческой встречи - пресс-конференции.
Вводная и итоговая диагностика.
Работа над сценарным материалом.
Редактирование творческих выступлений. Решение творческих задач и изобретательских задач. Редакторские требования к творческому материалу.
Авторские задачи команды.
Разминка, как способ решения творческих задач в КВН. Тренинг- «разминка-гармошка»
Домашние заготовки, сценические миниатюры.
Учёт возможностей команды при создании сценария. Ролевой поиск, тематическая направленность. Разработка сюжетной линии. Выбор материала.
Репетиционная деятельность.
Музыкальный акцент.
Характер роли в музыкальном акценте. Сценическое движение команды.
Репетиция, генеральная репетиция, прогон. Фронтальная репетиция.
Коллективное взаимодействие.
Взаимодействие микрогрупп. Совместное решение творческих задач.
Командный контакт, передача. Сценические акценты.
Отработка главных сценических акцентов.
Поэтапная режиссура.
Поиск и воплощение образов.
Принципы взаимодействия в команде в процессе редакторской правки.
Практика редакторской работы.
Технические средства обучения.
Особенности звукового оформления выступления.
Подбор музыкального ряда. Музыкальные подборы (отбивка, добивка)
Звукорежиссура. Принципы звукорежиссуры выступления.
Звуковой баланс. Параметры звука.
Компьютерные программы обработки звука. Монтаж звукового материала.
Мастерниг выступления.
Коммутация звукового оборудования на играх КВН.
Безопасность при работе с электроаппаратурой.
Предметная практика.
Предполагается участие в играх в качестве организаторов и только потом в качестве участников игр и фестивалей КВН.
Методика организации встреч в КВН.
Деятельность оргкомитета турниров КВН. Участие в работе оргкомитета.
Участие в Открытом Фестивале Команд КВН 8 ноября.
Участие в Областном Фестивале команд КВН, участие в играх областной юниор-лиги КВН, участие во Всероссийских, Международных Фестивалях КВН.
Написание сценария и постановка Новогоднего представления для средних и старших школьников.
Организация развлекательных программ к Новому году, ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню 8 марта.
Организация праздников «Прощание с начальной школой».
Участие в Розыгрыше Кубка Мэра городских команд КВН и организация игр.
Анализ творческого выступления команды. Анализ итогов творческого сезона.
Социальная практика.
На 5 году обучения социальная практика предполагает участие в организации социально-значимых дел и проектах, таких как:
«Дорога добрых дел» (игровая программа деятельности ГСДиМ «Созвездие»).
Конкурс «Лидер плюс» (Городской конкурс лидеров детских общественных объединений)
Конкурс «Вожатый года» среди вожатых пришкольных лагерей.
Организация работы лагеря по поддержке детской одарённости. Работа вожатыми в летних лагерях.
Организация и проведение мастер-классов для желающих профессионально играть в КВН.
Литература.
- Боно Э. «Латеральное мышление», С.-Петербург-1997г., с.310.
- Гликман И.З. «Беседы с начинающими лекторами» М-19
- Левин В.А. «Воспитание творчества», Рига- 1992г., с.10-21.
- Лозовский Б.Н. «Искусство разговаривать и получать информацию» М «Высшая школа» 1993
- Малкова Ю. «Конструирование рекламных сюжетов»., М.С –П, «Сова» 2007
- Марфин М. «Мы начинаем КВН» М-1996
- Пичугов Ю.С. «Родное слово», М. «Сантакс-пресс» 1995,
- Смелкова З.С. «Азбука общения» Самара 1994,
- «О детях, лете и газете, а также обо всём на свете» ред С. Б. Цымбаленко. М. 1997
- «Театральная педагогика». Ростов-на-Дону, 2002г.
- «Третий невод». Игровая программа. Учебно-методическое пособие для уч-ся Школы лидеров (г. Донецк. Украина) г. Донецк. 2002
- «Мы начинаем КВН», М 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"
Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...
Образовательная программа дополнительного образования "Мир театра"
Образовательная программа «Мир театра» создается для развития средствами искусства гармоничной личности ребенка. Программа предназначена для детей с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии позн...
Дополнительная образовательная программа «ТЕАТР. АКТЁРСКАЯ ГРАМОТА» М.В.Чикин
Дополнительная образовательная програ...
Дополнительная образовательная программа Театр мюзикла «ВДОХНОВЕНИЕ»
Дополнительная образовательная программа "Театр мюзикла "Вдохновение" имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей 7-16 лет. Данная программа может быть полезна учителям...
Дополнительная образовательная программа Театр миниатюр «МАСКИ»
Дополнительная образовательная программа "Театр миниатюр "Маски" имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей 7-16 лет. Программа может быть полезна учителям общеобразовательн...
Дополнительная образовательная программа "Театр моды"
Данный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями технологии....
Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)
Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения: для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...
- Мне нравится (1)