Развитие технического творчества детей в условиях образования и дополнительного образования.
статья на тему

Алиханов Нурлан Керубович

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие технического творчества детей в условиях образования и дополнительного образования.

Алиханов Н.К.

учитель технологии МКОУ «Пискловская ООШ»

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Еткульский районный Дом детского творчества»

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи.

«Развитие технического творчества детей — одно из важнейших направлений деятельности системы образования региона. Хочу отметить, что с 2012 года в результате конкурсного отбора Челябинская область приобрела статус федеральной стажировочной площадки по развитию техносферы. В соответствии с сетевым планом-графиком данной площадки в начале сентября 2014 года состоялся Всероссийский технический форум», — отмечала заместитель министра образования и науки Челябинской области Ирина Скалунова.

В рамках форума прошли интерактивная выставка, на которой были представлены все уровни образования (от дошкольного до высшего), курсы повышения квалификации для педагогов, соревнования для обучающихся «Шаг в будущее», соревнования роботов и картингистов, конференция «Инженерные кадры России: от школы до производства», где на одной из секций состоялось обсуждение реализации образовательного проекта «ТЕМП» (Технологии + Естествознание + Математика = Педагогика). Проект направлен на развитие объединений и организаций общего и дополнительного образования детей технической направленности (модернизация учебной базы, оснащения, оборудования; развитие современных направлений технического творчества). МБУ ДО «Еткульский районный Дом детского творчества» объединение «Авиамодельный» (руководитель Алиханов Н.К.) участвовало  в  выставочной зоне: «Мероприятия по техническому творчеству для школьников»;

На Южном Урале из 150 организаций дополнительного образования лишь в 68 организациях реализуются программы технической направленности. Кроме того, около 20 тыс. учащихся получают технические навыки в школах (к сожалению, данным направлением охвачено лишь 10% от общего количества школьников).

Проведение форума преследовало задачи:

  • повысить интерес обучающихся к техническому творчеству,
  • помочь сформировать мотивацию к профессиональному самоопределению,
  • способствовать популяризации профессий технической направленности,
  • привлечь интерес потенциальных работодателей к вопросам подготовки инженерно-технических кадров,
  • наладить взаимовыгодное сотрудничество и обмен опытом между субъектами Российской Федерации.

Проблемы и приоритеты развития системы детского технического творчества

Среди проблем детского технического творчества можно особо отметить:

Нехватка в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования специалистов, способных вести интересные и современные программы технического творчества, из-за недооценки уровня их квалификации.

Плохое материально-техническое обеспечение большей части школьных кружков и учреждений дополнительного образования, реализующих программы научно-технической направленности, отсутствие высокотехнологического оборудования, необходимого для современного научно-практического обучения и проектной деятельности учащихся.

Отсутствие механизма оперативного приобретения расходных материалов и комплектующих изделий для реализации творческих проектов детей.

Недоступность подписных изданий и литературы по техническому творчеству, отсутствие информационно-справочных систем.

Низкий уровень финансирования для выполнения творческих проектов.

Слабая профориентационная работа.

Цели, задачи и принципы развития системы технического творчества

Широкое внедрение в образовательную практику и определение новой стратегии развития системы технического творчества может стать ответом на изменившиеся образовательные запросы общества.

Целями развития технического творчества должны стать:

  • формирование непрерывной системы воспитания и профессиональной подготовки в сфере науки, техники и технологий, направленной на выявление, развитие и реализацию творческого потенциала детей и молодежи в зависимости от их индивидуальных способностей и потребностей,
  • содействие решению проблемы обеспечение высокотехнологичных и других отраслей экономики новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов.

Для достижения целей можно сформулировать первоочередные задачи развития системы технического творчества:

  • Модернизация содержания образовательных программ и технологий технического творчества на основе принципа непрерывности образования, в соответствии с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики и новыми запросами общества.
  • Модернизация системы привлечения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадрового состава педагогических работников (включая руководителей) и других работников системы технического творчества.
  • Комплексное развитие сети площадок технического творчества для обеспечения доступности образовательных программ технического творчества независимо от территории проживания.
  • Развитие взаимодействия образовательных учреждений системы технического творчества с учреждениями и организациями (научной, технической, инновационной, культурной, творческой направленности).

Реализация поставленных задач развития системы технического творчества в сфере образования основывается на следующих принципах:

Принцип личностной ориентации – индивидуальный подход к каждому участнику технического творчества с учетом особенностей его развития, интересов и способностей, с позиций личностно-ориентированной педагогики, индивидуализации образовательной траектории обучающихся.

Принцип непрерывности - непрерывность процесса воспитания и развития технического творчества, начиная с дошкольного возраста.

Принцип многоуровневого образования – взаимодействие и взаимопроникновение базового образования, дополнительного образования и технического творчества участников технического творчества.

Принцип опережающего развития образования – мобильная переориентация системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях, умеющего оперативно отвечать на запросы общества и рынка труда.

Принцип программно-целевого планирования и управления реализацией инновационных образовательных проектов – направленность на получение конкретного результата, концентрация необходимых ресурсов и координация работ на конкретных инновационных проектах.

Принцип открытости – информация, связанная с научно-исследовательской, творческой и инновационной деятельностью, должна быть доступна на официальных информационных ресурсах соответствующих образовательных учреждений.

Принцип партнерства – государственно-частное и социальное партнерство, консолидация потенциала и возможностей всех участников научно-технического творчества молодежи.

Принцип системности – системный подход к разработке форм и методов научно-технического творчества молодежи с учетом интересов всех участников образовательной деятельности.

 Направления и программы системы детского технического творчества

Система технического творчества предусматривает возможность и условия вхождения в нее детей и молодежи на любом этапе возникновения интереса к техническому творчеству и продвижения в ней в соответствии с индивидуальными способностями и особенностями.

Образовательные программы технического творчества реализуются на базе образовательных учреждений различных типов — школ, колледжей, центров дополнительного образования, центров профориентации и вузов, обеспечивая триединство образовательного процесса:

  • получения базовых знаний в соответствие с федеральными образовательными стандартами,
  • получения дополнительных знаний (углубленное изучение отдельных предметов в соответствие с интересами обучающихся),
  • развития навыков творческой деятельности с практическим опытом работы.

Развитие способности к научно-техническому творчеству составляет важную составляющую общего развития человека и формируется на основе общешкольного образования (изучения предметов естественнонаучного цикла), а так же через систему дополнительного образования детей. В учреждениях общего образования предполагается создание условий для усиления учебно-практической компоненты предметов естественнонаучного цикла и предмета «Технология», создание условий для практико-ориентированной проектной деятельности обучающихся по направлениям науки, техники и технологии. В общеобразовательных учреждениях удельный вес часов занятий по программам технического творчества, проводимых в интерактивных формах, от всех часов занятий по программам технического творчества определяется целями и содержанием этих программ, особенностью контингента обучающихся, и должен составлять не менее 20 процентов. Борис Дубровский поддержал проект «ТЕМП»,   предложенный Минобром Челябинской областиориентированный на создание доступных условий на всех уровнях образования для подготовки кадров, необходимых экономике региона. Обучающимся общеобразовательных учреждений должна быть предоставлена возможность выбора из не менее 3 вариантов доступных качественных услуг дополнительного образования, один из которых имеет  техническую направленность.  

Обучающиеся объединения «Авиамодельный» научились создавать несложные приборы, осуществлять работу с электропаяльником, читать электрические схемы, выходить в эфир и выполнять сеансы радиосвязи. Команда школы принимала участие в областных соревнованиях юных радиолюбителей. Я  награжден грамотой Областного центра дополнительного образования за подготовку победителей конкурса юных радиолюбителей 2005г. Для многих выпускников занятия в объединении определили профессию. Являюсь радиооператором любительской службы 3 категории  на основании свидетельства об образовании позывного сигнала RK9ADU.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамодельный» реализуется с 2006 года. Учащиеся выступают на областных соревнованиях по авиамодельному спорту единственные из сельских районов, занимая различные места. В 2009 г. команда Еткульского района заняла общекомандное 4 место и грамоту за 2 место в классе учебно-тренировочных моделей. В выставке моделей самолетов, посвященной 65 – летию в Великой Отечественной войне в г. Копейске модель, выполненная воспитанниками, заняла 2 место в классе учебно-тренировочных моделей. В 2010году воспитанники  в областных соревнованиях по авиамодельному спорту заняли 3 общекомандное место в старшей группе, награждены дипломом и кубком. Комнатные модели самолетов воспитанников кружка заняли 1-3 места в 2009г, 1-3 места в 2011.Среди знаменательных событий в воспитательной работе встреча с Героем России, командиром отряда космонавтов Юрием Лончаковым (декабрь 2009г) и открытие фотовыставки «Я хочу показать вам Землю», просмотр фильма «Старт 100» Андрея Самолетова, экскурсия в музей ЧВАКУШ.

Мониторинг качества подготовки и участия в областных соревнованиях по кордовым авиамоделям свидетельствует о стабильной положительной динамике роста знаний, умений и навыков обучающихся                    «Авиамоделирование» и «Юный планерист».  Шаров Александр, участник всех областных соревнований по кордовым авиационным моделям с 2012г. входит в состав лучших пилотажников России. В составе сборной г.Челябинска участвовал в Чемпионате РОСАТОМА по авиационным кордовым моделям среди учащихся городов, расположенных на территории присутствия предприятий госкорпорации «Росатом» в классе моделей F-2В и занял личное третье место, команда г.Челябинска – 1 место(Озерск 2016г.)

Основные компетенции обучающихся по направлениям технического творчества наиболее успешно формируются в системе дополнительного образования, имеют специализацию и требуют особых условий для достижения высокого уровня развития технических умений и навыков. Знания, полученные на кружке, использовались на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников: творческий проект « Летающее крыло» Болоченцев Иван (9кл),  а творческий проект « Кордовая пилотажная модель» Алиханов Роман (11 кл.) стал призером. Проект « Аэросани» (Алиханов Р. 11кл) участвовал в региональном этапе олимпиады и занял 13 место из 32 участников.

Показателем эффективности реализации образовательных программ и технологий обучения в системе технического творчества является активность участия школьников в работе творческих объединений, научно-практических конференциях, форумах, а также международных, всероссийских, городских и окружных смотрах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях научно-технической направленности.

Объединение «Авиамодельный» (Еткуль) ежегодно участвует в областных соревнованиях по кордовым авиационным моделям - единственный  Еткульский  районный Дом детского творчества  среди городов региона, выставках технического творчества, участники Всероссийского технического форума.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделирование» технической направленности   отмечена Дипломом участника областного конкурса авторских образовательных программ научно-технической и спортивно-технической направленности (Министерство образования и науки Челябинской области) в 2011г. Данная программа актуальна и востребована, отвечает всем современным требованиям организации образовательного процесса. Это свидетельствует о высоком уровне профессиональных знаний преподаваемого предмета, отличается глубиной разработки дифференцированного подхода к обучению. Высокий уровень психолого-педагогической подготовки обеспечивает возможность индивидуального подхода, создание на занятиях благоприятного микроклимата.         Особое внимание в своей деятельности  уделяю воспитанию как помощи подростку  в становлении его субъектности, социализации, жизненном самоопределении.         Вхожу в состав судей на областных соревнованиях по кордовым авиационным моделям среди учащихся в г.Озерске. Присвоена третья судейская категория: вид спорта – авиамодельный, номер-код 1520001411Я. Постоянный участник  областных  семинаров по комнатным авиамоделям и кордовым авиамоделям в г. Озёрске и г.Челябинске для педагогов дополнительного образования. Активно провожу мастер-классы для педагогов, обучающихся  и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"

Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...

Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...

Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования

О деятельности работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества", который является республиканской инновационной ...

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в системе дополнительного образования"

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги  и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным...

Развитие навыков социализации детей с ОВЗ на занятиях дополнительного образования "Творческая мастерская".

Актуальность программы кружка дополнительного образования "Творческая мастерская" определена тем, что занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и восприятия детей....

Отчет по работе педагога по теме самообразования «Lego-конструирование в дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

Конструирование на этапе дошкольного возраста связано с игрой ведущим видом деятельности дошкольников.Знакомство дошкольников с конструктором начинаю постепенно в процессе занимательной игры. На начал...

РМО "«Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДОО Тема заседания:«Инновационнаядеятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки» Представлениеопыта работы п...